город Москва |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А40-805/22-139-46 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Мейн Медиа": Плотникова М.В. (дов. от 19.11.2021 г.);
рассмотрев 09 ноября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2022 г.,
по делу N А40-805/22-139-46
по заявлению Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
к обществу с ограниченной ответственностью "Мейн Медиа"
о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ: Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (далее - Департамент, заявитель) выданы обществу с ограниченной ответственностью "Мейн Медиа" (далее - ООО "Мейн Медиа", общество) разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее - разрешения) со сроком действия с 31 декабря 2013 г. по 30 декабря 2018 г.:
N 22347р-3112-13-61, тип рекламной конструкции: скроллер (ситиборд), размером 2,7-м*3,7-м*2 стороны, место установки рекламной конструкции: Советский район, пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 58-м до проезда к торговому центру "Спортмастер", в 3 м от бордюра;
N 22348р-3112-13-61, тип рекламной конструкции: скроллер (ситиборд), размером 2,7-м*3,7-м*2 стороны, место установки рекламной конструкции: Советский район, пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 10 м до проезда к торговому центру "Ашан", в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции.
В последующем Департаментом внесены изменения в разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 22347р и N 22348р, в соответствии с которым срок действия разрешений установлен с 31 декабря 2013 г. по 30 декабря 2023 г.
Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа город - герой Волгоград утверждена постановлением Администрации Волгограда от 22 июня 2015 г. N 867 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город - герой Волгоград", которым установлены типы (виды) рекламных конструкций, установка и эксплуатация которых допускается на территории городского округа город - герой Волгоград по типу разрешения и объему площадей рекламных конструкций согласно приложению N 2 к постановлению.
Ссылаясь на то, что размещение рекламных конструкций, установленных по вышеуказанным адресам, утвержденной Схемой размещения рекламных конструкций не предусмотрено, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области и заявлением к ООО "Мейн Медиа" о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с изменениями N 1, выданные ООО "Мейн Медиа":
N 22347р-3112-13-61, тип рекламной конструкции: скроллер (ситиборд), размером 2,7-м*3,7-м*2 стороны, место установки рекламной конструкции: Советский район, пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 58-м до проезда к торговому центру "Спортмастер", в 3 м от бордюра;
N 22348р-3112-13-61, тип рекламной конструкции: скроллер (ситиборд), размером 2,7-м*3,7-м*2 стороны, место установки рекламной конструкции: Советский район, пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 10 м до проезда к торговому центру "Ашан", в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции.
Заявление Департамента было принято к производству и ему присвоен номер дела N А12-32693/2021.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2021 г. дело N А12-32693/2021 передано на основании пункта 2 части 2 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Делу был присвоен номер N А40-805/22-139-46.
При рассмотрении дела в Арбитражном суде города Москвы Департаментом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены заявленные требования, согласно которым Департамент просил признать недействительными следующие разрешения на установку эксплуатацию рекламных конструкций, выданных ООО "Мейн Медиа":
N 22347р-3112-13-61, тип рекламной конструкции: скроллер (ситиборд), размером 2,7-м*3,7-м*2 стороны, место установки рекламной конструкции: Советский район, пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 58-м до проезда к торговому центру "Спортмастер", в 3 м от бордюра, с изменениями N 1;
N 22348р-3112-13-61, тип рекламной конструкции: скроллер (ситиборд), размером 2,7-м*3,7-м*2 стороны, место установки рекламной конструкции: Советский район, пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 10 м до проезда к торговому центру "Ашан", в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции, с изменениями N 1 и N 2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что утвержденной схемой размещение рекламных конструкций на территории городского округа город - герой Волгоград по спорным разрешениям не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Мейн Медиа" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
От Департамента через систему подачи электронных документов "Мой арбитр" поступили возражения на отзыв на кассационную жалобу ООО "Мейн Медиа", который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку вышеуказанные возражения поданы в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Мейн Медиа" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Департамента в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Мейн Медиа", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 20 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
4.1) нарушения внешнего архитектурного облика и исторического облика объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, исторического облика их территорий - по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ) до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград утверждена постановлением Администрации Волгограда от 22 июня 2015 г. N 867 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград", в то время как оспариваемые разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы ООО "Мейн Медиа" 31 декабря 2013 г. в порядке, действовавшем до момента вступления в силу Федерального закона N 98-ФЗ и до утверждения Схемы размещения рекламных конструкций постановлением N 867, следовательно, места размещения спорных рекламных конструкций не являются обязательными для внесения их в указанную схему, однако ранее заключенные договоры на установку рекламных конструкций и выданные в связи с их заключением разрешения служат основанием для размещения и эксплуатации рекламных конструкций до истечения срока действия договоров и разрешений.
При этом судами принято во внимание, что договор на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций заключен Департаментом по рекламе администрации города Волгограда (право предшественником Департамента по градостроительству и архитектуре администрации города Волгограда) с ООО "Мейн Медиа" на основании торгов, проведенных 31 декабря 2013 г. в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации. Оспариваемые разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы на срок до 30 декабря 2023 г.
Таким образом, указанные договор и разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций являлись действующими на момент разработки и утверждения 22 июня 2015 г. схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград и до настоящего времени обязательства по данному договору исполняются ООО "Мейн Медиа" своевременно и в полном объеме, договор никем не оспорен и не признан недействительным в судебном порядке.
Судами также сделаны выводы о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд.
Доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2022 г. по делу N А40-805/22-139-46 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград утверждена постановлением Администрации Волгограда от 22 июня 2015 г. N 867 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград", в то время как оспариваемые разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы ООО "Мейн Медиа" 31 декабря 2013 г. в порядке, действовавшем до момента вступления в силу Федерального закона N 98-ФЗ и до утверждения Схемы размещения рекламных конструкций постановлением N 867, следовательно, места размещения спорных рекламных конструкций не являются обязательными для внесения их в указанную схему, однако ранее заключенные договоры на установку рекламных конструкций и выданные в связи с их заключением разрешения служат основанием для размещения и эксплуатации рекламных конструкций до истечения срока действия договоров и разрешений.
При этом судами принято во внимание, что договор на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций заключен Департаментом по рекламе администрации города Волгограда (право предшественником Департамента по градостроительству и архитектуре администрации города Волгограда) с ООО "Мейн Медиа" на основании торгов, проведенных 31 декабря 2013 г. в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации. Оспариваемые разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы на срок до 30 декабря 2023 г."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2022 г. N Ф05-27607/22 по делу N А40-805/2022