г. Москва |
|
03 августа 2022 г. |
Дело N А40-273469/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ДГИ г. Москвы к Управлению Росреестра по Москве, третьи лица: 1) Мосжилинспекция, 2) ГБУ "Жилищник района Гольяново", 3) ООО "ИГНА"о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 10.03.2022; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 26.11.2021 N КУВД-001/2021-17552712/12 об отказе регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Щёлковское шоссе, дом 21, корп. 2 с кадастровым номером 77:03:0002007:1895, площадью 733,4 кв.м., далее Объект.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд установил наличие по настоящему делу безусловного основания для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, согласно которому основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Основанием для обращения Департамента в Управление Росреестра явилось заключением между Департаментом(продавец) и ООО "ИГНА"(покупатель) договора купли-продажи в отношении спорного имущества.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 15.03.2022 в Арбитражный суд г.Москвы поступило ходатайство ООО "ИГНА" о его вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В своем ходатайстве ООО "ИГНА" изложил обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела.
Суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о привлечении ООО "ИГНА" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 06.06.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ИГНА".
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судьи Яковлевой Л.Г. на судью Попова В.И., рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
Представитель Росреестра в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением об осуществлении регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, д. 21, корп. 2.
Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, обеспечивает в установленном порядке регистрацию права собственности города Москвы на недвижимое имущество, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах.
Право собственности города Москвы зарегистрировано в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Щёлковское шоссе, дом 21, корп. 2 с кадастровым номером 77:03:0002007:1895, площадью 733,4 кв.м.
В соответствии с решением арбитражного суда города Москвы Департамент городского имущества города Москвы заключил с ООО "Игна" договор купли-продажи нежилого помещения площадью 325,5 кв.м. (2 этаж пом. XII, ком. 1, 2, 7-11), расположенного по адресу г. Москва, Щелковское шоссе, д. 21, корп. 2, на основании которого Департамент городского имущества г. Москвы обязуется передать в собственность ООО "ИГНА" объект недвижимости общей площадью 325,5 кв.м. (2 этаж, пом. XII, комн. 1, 2, 7-11).
Поскольку данные помещения входят в состав объекта недвижимости с кадастровым номером N 77:03:0002007:1895, требуется произвести раздел указанного помещения.
Кадастровым инженером проведен раздел помещения с КН 77:03:0002007:1895 на 5 изолированных и обособленных помещений: Помещение N 1: 1 этаж, пом. X, ком. 1,2, 2а, 2б, 2в, 3-10 (площадью 158,7 кв.м); Помещение N 2: 1 этаж, пом. IX, ком. 1-15 (площадью 150,1 кв.м); Помещение N 3: 1 этаж, пом. VII, ком. 1, 3; 2 этаж, ком. 12 (площадью 53,6 кв.м); Помещение N 4: 1 этаж, пом. XIIа, ком. 1, 2; 2 этаж, ком. 13 (площадью 37,1 кв.м); Помещение N 5: 2 этаж, пом. XII, ком. 1, 2, 7-11 (площадью 325,5 кв.м). В соответствии с актуальными сведениями ЕГРН площадь помещения с кадастровым номером N 77:03:0002007:1895 составляет 733,4 кв.м.
В соответствии с п. 20 Требований сведения об образуемых в результате раздела помещении на 2 этаже (пом. XII, ком. 1, 2, 7-11) внесены на основании решения арбитражного суда г. Москвы, договора купли-продажи нежилого помещения, декларации об объекте недвижимости. Согласно п. 2 Требований образуемые в результате раздела помещения изолированы и обособлены от других помещений в здании, а также имеют доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в здании.
В графической части технического плана в соответствии с п. 51 Требований введено необходимое условное обозначение - "проем в стене", "остекленная дверь", "лестницы", "санитарно-техническое оборудование", "шахта", "проем в стене", "колонна", "заложенный оконный/дверной проем", "перегородка", "остекление".
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера, в связи с образованием 5 (пяти) помещений, расположенных по адресу: г. Москва, Щёлковское шоссе, д. 21, корп. 2, в результате раздела помещения с кадастровым номером 77:03:0002007:1895. Технический план подготовлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования) и Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Письмом Управления Росреестра по Москве от 30.11.2021 N КУВД-001/2021-17552712/12 сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав вышеуказанного объекта недвижимости на основании п. 7 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). Согласно уведомлению об отказе при проведении правовой экспертизы выявлено противоречие между сведениями ЕГРН и графическими планами вновь образованных объектов в связи с изменением объекта, а также отсутствует Акт Мосжилинспекции на проведенные работы.
Не согласившись с указанным решением, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предусмотренный законом срок для обжалования ненормативного правового акта заявителем не пропущен.
Таким образом, в силу положений Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководящих разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для удовлетворения требований заявителя является наличие одновременно двух установленных в ходе судебного разбирательства и подтвержденных надлежащими доказательствами обстоятельств: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта требованиям закона, а также нарушение материальных прав заявителя принятием данного документа.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли, оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотеки, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований ст. 24 Закона N 218-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 и прочих подзаконных нормативных актов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что для осуществления государственного кадастрового учета здания в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы, в том числе технический план, декларация и соответствующий судебный акт.
В соответствии с п. 2 Требований, площадь здания, сооружения, помещения определяется как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур.
В соответствии с п. 5 Требований, площадь нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
В соответствии с п. 6 Требований, площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. Площадь мансардного этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака, с учетом пункта 11 настоящих Требований. Площадь эксплуатируемой кровли нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей ограждений по периметру эксплуатируемой кровли.
Таким образом, подсчет площади здания для целей кадастрового учета осуществляется путем сложения площадей контуров этажей по внутренним поверхностям стен, а не путем сложения площадей всех помещений в таком объекте.
Обстоятельства использования различных методик подсчета площади объекта, использованных судом и кадастровым инженером, отражено в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера".
Таким образом, кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные ст. 23 Закона N 218-ФЗ и подзаконными нормативными актами. Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьями 170 и 271 АПК РФ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2022, по делу N А40- 273469/21 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 26.11.2021 N КУВД-001/2021-17552712/12 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на помещения, образуемые в результате раздела помещения с кадастровым номером 77:03:0002007:1895, расположенного по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, д. 21, корп. 2.
Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на помещения, образуемые в результате раздела помещения с кадастровым номером 77:03:0002007:1895, расположенного по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, д. 21, корп. 2 в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-273469/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ГОЛЬЯНОВО", ООО "Игна"