г. Хабаровск |
|
08 августа 2022 г. |
А04-490/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Брагиной Т.Г., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании суда:
от общества с ограниченной ответственностью "РСК": Каминский П.Ю., представитель по доверенности от 17.01.2022 N 1.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Эксплуатационно-хозяйственная служба"
на решение от 16.05.2022
по делу N А04-490/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "РСК" (ОГРН 1162724054756, ИНН 2721222229)
к муниципальному казенному учреждению "Эксплуатационно-хозяйственная служба" (ОГРН 1092801001842, ИНН 2801140691)
о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РСК" (далее - истец, ООО "РКС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Эксплуатационно-хозяйственная служба" (далее - ответчик, МКУ "ЭХС") о признании недействительным решения N 1132 от 30.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0123300008221000455 от 08.11.2021.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 16.05.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что суд первой инстанции неверно сделал вывод о том, что ответчиком неправильно выбран код ОКПД-2 - 13.92.22.120. Суд указал, что правильный код ОКПД-2 Ответчику стоило указать (ОКПД 2) - 25.99.12.130 жалюзи алюминиевые - изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из алюминия. Согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ОКПД 2) - 25.99.12.130 не подпадает под запрет этого постановления и ответчик неправомерно требует выписку реестра российской промышленности, выданную Минпромторгом РФ на поставленные жалюзи оконные 2 типа (горизонтальные алюминиевые).
Кроме того, суд не учел тот факт, что истец не подавал на стадии подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме разъяснений, жалоб на действия (бездействия) ответчика жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе N 472 от 14.06.2022.
Представитель истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ответчиком было заявлено ходатайство об участии в судебном заседании посредством веб-конференции, однако при обеспечении возможности такого участия со стороны суда, фактическое подключение представителя обеспечено не было.
В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, между МКУ "ЭХС" (заказчик) и ООО "РСК" (поставщик) заключен муниципальный контракт N 0123300008221000455 от 08.11.2021 (далее - контракт) на поставку жалюзи оконных для нужд администрации города Благовещенска (идентификационный код закупки N 280114069128010100101800011392244).
Согласно пункту 1.1 контракта поставщик берет на себя обязательство по поставке своими или привлеченными силами и средствами жалюзи оконных для нужд администрации города Благовещенска (далее - товар), а заказчик обязуется поставленный товар принять и оплатить на условиях настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта количество и характеристики товара определены в спецификации, которая является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Поставка товара осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента заключения контракта (пункт 1.3. контракта).
В соответствии с пунктом 1.7. контракта при исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не допускается.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом положений закона о контрактной системе. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта провести экспертизу поставленного товара с привлечением экспертов, экспертных организаций (пункт 2.1.6. контракта).
На основании пункта 2.2.1. контракта заказчик обязан принять и оплатить товар надлежащего качества, поставленный в установленные сроки на условиях настоящего контракта.
На основании пункта 2.4.4. контракта поставщик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Согласно пункту 6.1. контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
27.12.2021 поставщик исполнил обязательства по контракту перед заказчиком, направив счет на оплату N 67 от 23.12.2021 и товарную накладную N 45 от 23.12.2021.
28.12.2021 заказчик в адрес поставщика направил мотивированный отказ от приемки части товара по контракту N 1124 с указанием причин отказа.
29.12.2021 заказчик частично произвел оплату в размере 126 841,05 руб. по контракту.
30.12.2021 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0133300008221000455 от 08.11.2021.
Основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило следующее:
- жалюзи оконные I типа, установленные в кабинете N 223 по ул. Ленина, 133 (размер: 170*268, в количестве 1 шт.) не соответствуют согласованному между поставщиком и заказчиком цвету;
- жалюзи оконные 1 типа в кабинете 421 по ул. Ленина, 133 (размер 200*305, в количестве 2 шт.) не соответствуют согласованному между поставщиком и заказчиком цвету;
- цепочка управления короткая, расположена высоко;
- на жалюзи оконные 2 типа не представлена реестровая запись реестра российской промышленной продукции/реестра евразийской промышленной продукции, подтверждающая соответствие закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.С4.2020 N 616;
- поставщик неоднократно нарушил срок поставки товара.
Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для одностороннего отказа ответчика от исполнения контракта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Спорные правоотношения возникли между сторонами контракта, регулируемому главоий 30 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Верховный Суд РФ в преамбуле Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) обратил особое внимание, что для правильного разрешения судами указанной категории споров большое значение имеет определение соотношения между положениями Федерального закона N 44-ФЗ и иными федеральными законами, входящими в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно мотивированному отказу от приемки части товара по муниципальному контракту N 0123300008221000455 от 08.11.2021 по результатам итогам приемки товара, предполагаемый к поставке Товар признан заказчиком не соответствующим требованиям Контракта. В частности, заказчиком установлено, что поставщиком не предоставлены документы или копии документов, подтверждающих страну происхождения товара (жалюзи оконные 2 типа) - Российская Федерация, что нарушает запреты, установленные аукционной документацией.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что согласно информации, размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru, имеется следующая информация.
Жалюзи вертикальные тканевые (позиция КТРУ 13.92.22.120-00000017 в разделе "Справочная информация") - указан общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) - 13.92.22.120.
Вид продукции навесы и маркизы (шторы от солнца), согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, попадает под запрет этого постановления.
Жалюзи горизонтальные алюминиевые (позиция КТРУ 13.92.22.120-00000010 в разделе "Справочная информация") указан общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) - 25.99.12.130.
Вид продукции изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из алюминия, согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, не попадает под запрет этого постановления.
В пункте 1.6. контракта указан номер реестровой записи N 514\2\2021 реестра российской промышленной продукции.
На основании постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и сведений об ОКПД товаров, указанных в КТРУ, поставщиком предоставлена выписка из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись N 514\2\2021, дата внесения в реестр: 29.04.2021, наименование производимой промышленной продукции: жалюзи вертикальные тканевые системы "РСК"). Для жалюзи горизонтальных алюминиевых этого не требуется.
В соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (в редакции на дату проведения закупки) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень) согласно приложению.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 10 Постановления предусмотрено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(1) - 25(7) перечня, представляет декларацию о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В пункте 6 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлено, что в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре российской промышленной продукции;
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.
Как указывалось выше, в отношении поставляемого товара (оконные жалюзи 1 типа) имелась реестровая запись N 514\2\2021 (зафиксировано в пункте 1.6. контракта).
В отношении поставленной продукции (оконные жалюзи 2 типа) запись из реестра российской промышленной продукции и евразийской промышленной продукции отсутствовала.
В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона N 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила от 08.02.2017 N 145).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил от 08.02.2017 N 145, КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, а также в документации о закупке.
Пунктом "б" пункта 2 Правил от 08.02.2017 N 145 установлено, что КТРУ используется заказчиками также в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу пункта 4 Правил от 08.02.2017 N 145 заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Извещение об аукционе и документация (Раздел V "Техническое задание") содержат описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ 13.92.22.120-00000017, 13.92.22.120-00000010.
В Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд за апрель 2020 года, выпущенного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, указано, что "при установлении соответствующих запретов или ограничений необходимо руководствоваться в совокупности как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида товара, при этом, исходя из положений Закона о контрактной системе, выбор кода КТРУ не влияет на применение или неприменение национального режима".
В отношении жалюзи горизонтальных алюминиевых (позиция КТРУ 13.92.22.120-00000010) в разделе "Справочная информация" указан общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) - 25.99.12.130, не подпадающий под запрет, установленный постановлением N 616.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих факт существенного нарушения истцом условий контракта, поскольку сведения о недостатках, указанные в принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, не подтверждены надлежащими и достоверными доказательствами.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда, по содержащимся в апелляционной жалобе доводам, не имеется.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с выяснением всех обстоятельств дела и оценкой доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Заявитель от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 16.05.2022 по делу N А04-490/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Воронцов |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-490/2022
Истец: ООО "РСК"
Ответчик: МКУ "Эксплуатационно-хозяйственная служба"
Третье лицо: Каминский Павел Юрьевич - представитель истца
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-39/2023
15.11.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5392/2022
08.08.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3872/2022
16.05.2022 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-490/2022