г. Москва |
|
09 августа 2022 г. |
Дело N А40-266132/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента образования и науки города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2022 по делу N А40-266132/21
по заявлению Автономной некоммерческой организации Средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" (ИНН: 9718050942)
к Департаменту образования и науки города Москвы (ИНН: 7719028495)
о признании незаконным бездействие
при участии:
от заявителя: |
Грищенко В.В. по доверенности от 22.09.2021; |
от заинтересованного лица: |
Батищев Е.А. по доверенности от 21.04.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация Средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента образования и науки города Москвы, выразившегося в непринятии Решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января по 31 августа 2022 года (заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года) и об обязании Департамента образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2022 признано незаконным бездействие Департамента образования и науки города Москвы, выразившееся в непринятии Решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января по 31 августа 2022 года (заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года).
Суд в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя обязал Департамент образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке путем принятия Решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 01 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 16 711 666 рублей, с 01 января по 31 августа 2022 года в размере 33 423 334 рублей (заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года) на общую сумму 50 135 000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неприменением закона, подлежащего применению.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация Средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" (далее - Заявитель) обратилась в Департамент образования и науки города Москвы (далее - Заинтересованное лицо ДОНМ), посредством УАИС "Бюджетный учет" с Заявками на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года.
Согласно заявления, из Приказа ДОНМ N 571 от 14.10.2021 "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее по тексту - Приказ) Заявителю стало известно, что денежные средства предоставлены не в полном (заявленном) объеме. Данный вывод Заявитель сделал на основании информации отраженной в Приложениях 1 к Приказу, где перечислены Списки частных образовательных организаций - получателей субсидий, период обучения за который предоставляется субсидия, а также ее размер.
Согласно данного Приказа, Департамент образования и науки города Москвы не предоставил право Заявителю на получение положенной ему субсидии, посредством непринятия Решения о предоставлении субсидии в полном (заявленном) объеме.
Согласно сверке расчетов, проведенной Заявителем, ДОНМ не принял решение о предоставлении субсидии АНО СОШ "Академическая гимназия" в общей сумме на 22 014 996 руб., а именно, по Заявке за период с 01 сентября по 31 декабря 2020 года в размере 6 906 704 руб., с 01 сентября по 30 сентября 2020 года в размере 30 834 руб., с 01 сентября по 31 октября 2020 года в размере 123 332 руб., с 01 ноября по 31 декабря 2020 года в размере 215 831 руб., с 01 декабря по 31 декабря 2020 года в размере 61 668 руб., с 01 января по 31 августа 2021 года в размере 14 676 627 руб.
Как усматривается из материалов дела, в Приказе разъяснено, что субсидии предоставлены на основании решения Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета города Москвы (Протокол 9 от 22.09.2021).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АНО СОШ "Академическая гимназия" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
По доводам апелляционной жалобы Департамент настаивает, что субсидия была предоставлена Департаментом в соответствии с приказом на основании тех документов и сведений, которые подтвердил заявитель при направлении соответствующих документов, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы Департаментом не учтено следующее.
Постановлением Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 г. N 489-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования" (далее - Порядок) установлен порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования.
Субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам, имеющим место жительства в городе Москве (далее - воспитанники), дошкольного образования. Субсидии предоставляются Департаментом образования города Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год или плановый период на указанные цели (пункты 1.3, 1.4 Порядка).
Приказом Департамента образования города Москвы от 15 марта 2019 г. N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - Приказ N 87) определен порядок рассмотрения заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы (приложение N 3).
Из пункта 2 Приложения N 3 к Приказу N 87 следует, что организация, претендующая на получение субсидии (далее - претендент), оформляет заявку на получение субсидии по форме, утвержденной Департаментом образования города Москвы, и направляет ее в Государственное казенное учреждение города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы.
При этом в заявке указывается численность контингента, внесенного претендентом в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде".
Пунктом 3 Приложения N 3 к Приказу N 87 предусмотрено, что одновременно с заявкой на получение субсидии из бюджета города Москвы претендент направляет необходимые для получения субсидии документы.
Заявка может быть направлена посредством универсальной автоматизированной системы бюджетного учета (далее - УАИС Бюджетный учет) с приложением документов в цветном отсканированном виде в формате PDF и подписанных электронной подписью (пункт 4 Приложения N 3 к Приказу N 87).
В соответствии с пунктами 5, 6.3 Приложения N 3 к Приказу N 87 Департамент в срок не позднее десяти календарных дней со дня регистрации заявок с приложенными документами проводит анализ заявок с приложенными документами, претендентов, подавших заявки, на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Москвы от 18 сентября 2012 г. N 489-ПП. В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению в срок не позднее десяти календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет претенденту, подавшему заявку, письменное уведомление (приложение 2) об отказе в приеме заявки на получение субсидии к рассмотрению с указанием причин такого отказа; осуществляет анализ заявок, принятых к рассмотрению;
готовит представление по форме, определяемой Департаментом образования города Москвы; осуществляет расчет размера субсидии; направляет пакет документов на рассмотрение Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы частными образовательными организациями (далее - Отраслевая комиссия).
Согласно пункту 2.2 Постановления Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 г. N 489-ПП одновременно с заявкой претендент представляет в Департамент копии учредительных документов организации, копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя организации, или доверенность, подтверждающую полномочия физического лица на подписание договоров от лица этой организации, копии приказов о зачислении воспитанников в организацию для получения дошкольного образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу, копию годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год (с приложениями) или документ, заменяющий ее в соответствии с законодательством Российской Федерации, за последний отчетный период (с отметкой налогового органа или с квитанцией о приеме в электронном виде). требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 настоящего Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (далее - Отраслевая комиссия) (пункт 2.6 Порядка).
Судом установлено, что приказом N 571 от 14 октября 2021 г. заявителю предоставлены денежные средства не в полном объеме.
При этом Департаментом не представлены в материалы дела доказательства, на основании которых он пришел к выводу о неполном представлении документов либо неправильном заполнении форм. Факт того, что часть детей, включенная в заявки на момент рассмотрения Отраслевой комиссией по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы, не была надлежащим образом внесена в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде", не подтвержден документально.
Таким образом, Департамент не обосновал отказ в предоставлении субсидии.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Департамента образования и науки города Москвы, выразившееся в непринятии Решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января по 31 августа 2022 года (заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года) нарушает права и законные интересы заявителя.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Суд первой инстанции в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя обязал Департамент образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке путем принятия Решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 01 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 16 711 666 рублей, с 01 января по 31 августа 2022 года в размере 33 423 334 рублей (заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года) на общую сумму 50 135 000 руб.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, определив конкретный размер субсидий в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, фактически подменив собой соответствующий государственный орган, которым по существу спорный вопрос не рассмотрен.
Вместе с тем, в целях установления обстоятельств, указанных в части 4 статьи 200 АПК РФ, и, не подменяя компетентный орган, а реализуя конституционный принцип судебной защиты (статья 2 АПК РФ) и правила его осуществления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, учитывая, что Департамент допустил бездействие и какое-либо решение не было им принято, в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд апелляционной инстанции полагает возможным обязать Департамент образования и науки города Москвы принять Решение о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 01 сентября по 31 декабря 2021 года, с 01 января по 31 августа 2022 года (заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года).
Учитывая изложенное, судебный акт суда первой инстанции в указанной части не отвечает положениям пункта 3 статьи части 4 статьи 201 АПК РФ, и подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.03.2022 по делу N А40-266132/21 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать незаконным бездействие Департамента образования и науки города Москвы, выразившееся в непринятии Решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января по 31 августа 2022 года (заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года).
Обязать Департамент образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем принятия Решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 01 сентября по 31 декабря 2021 года, с 01 января по 31 августа 2022 года (заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года).
Взыскать с Департамента образования и науки города Москвы пользу АНО СОШ "Академическая гимназия" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-266132/2021
Истец: АНО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ