г. Санкт-Петербург |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А21-915/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Галенкиной К.В.
судей Баженовой Ю.С., Кротова С.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от 3-х лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19456/2022) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2022 по делу N А21-915/2022, принятое по иску:
истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области
ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
третьи лица: 1) ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей",
2) ФГБВУ "Центррегионводхоз",
3) ГБУ КО "Балтберегозащита",
4) Администрация МО "Нестеровский городской округ"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области об обязании принять в федеральную собственность объект недвижимости - гидротехническое сооружение Гидроузел - земляная дамба.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей", ФГБВУ "Центррегионводхоз", ГБУ КО "Балтберегозащита", Администрация МО "Нестеровский городской округ".
Решением от 04.05.2022 суд обязал ответчика в течение 90 дней с даты вступления решения в силу принять в федеральную собственность объект недвижимости гидротехническое сооружение Гидроузел - земляную дамбу, донный водовыпуск, протяженностью 483 м, адрес (местонахождение объекта): Российская Федерация, Калининградская область, Нестеровский район, кадастровый номер объекта 39:08:000000:651.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, просит решение отменить, в иске отказать; как указывает податель жалобы, гидротехнические сооружения не отнесены исключительно к федеральной собственности, ответчик не имеет полномочий в сфере эксплуатации таких сооружений; по мнению ответчика, спорный объект должен находиться в собственности субъекта РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на реке Лепона возле пос. Некрасова Нестеровского района Калининградской области находится гидротехническое сооружение гидроузел - земляная дамба, донный водовыпуск, протяженностью 483 метра, находящаяся ориентировочно на 1,44 км реки Лепона.
18.09.2017 Администрация МО "Нестеровский городской округ" поставила сооружение на учет в Росреестре под кадастровым номером 39:08:000000:651 как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Вступившим в законную силу решением Нестеровского районного суда Калининградской области от 26.02.2021 по делу N 2-4/2021 (2-217/2020) отказано в удовлетворении требований прокурора Нестеровского района Калининградской области об обязании администрации подготовить документацию и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение ввиду отсутствия в законодательстве обязанности органа местного самоуправления по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, которые могут быть как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности, при этом спорное сооружение является трансграничным объектом, поскольку расположено одновременно на территории двух государств (Российской Федерации и Литовской Республики), находится в закрытой приграничной зоне, доступ к нему ограничен, при этом согласно пункту 11 статьи 11 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.02.2017 N 26, министерство реализует полномочия в области безопасности гидротехнических сооружений, установленные статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Суду не были представлены сведения о том, что спорное сооружение было выстроено администрацией МО "Нестеровский городской округ" либо ее предшественником с целью реализации полномочий органа местного самоуправления, что свидетельствовало бы о праве собственности администрации на сооружение.
Получив отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области в принятии сооружения в федеральную собственность ввиду отказа филиала "Балтводхоз" и ФБУ "Администрация Волго-Балт" принять сооружение в оперативное управление, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании управления в течение 90 дней с даты вступления решения в силу принять сооружение в федеральную собственность.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 ВК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключение установленных частью 2 данной статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 ВК РФ).
Таким образом, если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.
К гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов (статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").
Судом установлено, что строительство спорного сооружения было завершено в период 1980-1985 годов. В настоящее время невозможно достоверно установить его заказчика и собственника в период строительства.
Сооружение было возведено с целью создания водохранилища для обеспечения водой близлежащих сельскохозяйственных территорий Литовской Республики, обеспечения пропуска паводковых вод при допустимом затоплении прилегающей местности, улучшения экологической и рекреационной обстановки территорий, прилегающих к водохранилищу.
Сооружение является наземным и включает в себя два конструктивных элемента: 1 - тело грунтовой плотины; 2 - шахтный водосброс со шлюзом-регулятором.
В результате устройства грунтовой плотины образован шахтный водосброс, по которому проходит государственная граница между Российской Федерацией и Литовской Республикой и водохранилище. Часть образованного водохранилища относится к Российской Федерации (55-60%), остальная часть водохранилища относится к Литовской Республике.
Объект ограниченно работоспособен. Техническое состояние регулирующего механизма водовыпуска, которое находится на территории Литовской Республики, неизвестно. Согласно акту осмотра гидротехнического сооружения от 04.03.2019 в случае повышения до критических уровней и в силу отсутствия возможности оперативного доступа к регулирующему механизму и сбросу воды, существует угроза ЧС в результате прорыва плотины.
В случае неудовлетворительного функционирования элементов сооружения может произойти подтопление близлежащих территорий Литвы.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (часть 11 статьи 3 ВК РФ).
Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (часть 11 статьи 1 ВК РФ).
Судом установлено, что в рассматриваемом случае имеется гидравлическая связь между спорным сооружением и рекой Лепона, ввиду чего функционирование водохранилища без сооружения невозможно, гидротехническое сооружение входит в водохозяйственную систему, созданную для образования водохранилища, у спорного гидротехнического сооружения отсутствует самостоятельное функциональное назначение.
Таким образом, спорное гидротехническое сооружение является грунтовой плотиной водохранилища на реке Лепона и неразрывно связано с водным объектом, являющимся элементом водотока реки Лепона, а потому относящимся к федеральной собственности.
Ввиду того, что водохранилище на реке Лепона является русловым и находится в федеральной собственности, плотина, расположенная на землях водного фонда, являющаяся элементом гидрографической сети, может находиться только в федеральной собственности.
При таком положении судом правомерно отклонены доводы ответчика о том, что гидротехнические сооружения не включены в приложения 1-3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городв Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Установив, что эксплуатация и обслуживание спорного сооружения относится к сфере ответственности Российской Федерации и должно регулироваться на межгосударственном уровне с Литовской Республикой, суд правомерно удовлетворил иск.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2022 по делу N А21-915/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-915/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация МО "Нестеровского района" Калининградская области, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "БАЛТБЕРЕГОЗАЩИТА", ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" "Гвардейский район водных путей и судоходства"-филиал Федерального бюджетного учреждения, ФГБВУ "Центррегионводхоз"