город Ростов-на-Дону |
|
11 августа 2022 г. |
дело N А32-4256/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каменцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2022 по делу
N А32-4256/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Феррони"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
при участии третьего лица Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от ООО "Феррони" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Кузьмина С.В. по доверенности от 01.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Феррони" (далее - заявитель, общество, ООО "Феррони") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.01.2022 N 1-179-2021/ЦБ о привлечении к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2022 признано неподлежащим исполнению постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 13.01.2022 N 1-179-2021/ЦБ о привлечении ООО "Феррони" к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штраф в размере 20 000 рублей полностью.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и наличием оснований для признания оспариваемого постановления не неподлежащим исполнению.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы административный орган ссылается на несогласие с выводом суда о наличии оснований для признания оспариваемого постановления не неподлежащим исполнению. Заявитель жалобы полагает, что судом в рассматриваемом случае не учтено, что постановления о назначении административного наказания в отношении общества и должностного лица общества вынесены 13.01.2022. Следовательно, на дату вынесения оспариваемого в настоящем деле постановления (13.01.2022) должностное лицо общества не было привлечено к административной ответственности. Признавая обжалуемое постановление не подлежащим исполнению, судом также не учтено, что обществом не были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
От ООО "Феррони" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов: копии должностной инструкции бухгалтера от 15.10.2020; копии памятки по срокам составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности ООО "Феррони"; доказательства уплаты штрафа; доказательства направления отзыва на апелляционную жалобу в адрес лиц, участвующих в деле; копии постановлений Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А32-58674/2021, А32-13281/2022, А53-4797/2022.
Суд протокольным определением приобщил отзыв на апелляционную жалобу и приложенные к нему документы к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Феррони" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Феррони" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с указанием Банка России от 25.11.2019 N 5328-У "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и порядка составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2019 N 56937) утверждена форма федерального статистического наблюдения N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами".
Юридические лица, включенные Банком России в перечень респондентов, обязаны представлять сведения в Банк России ежеквартально не позднее 17 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, то есть в срок до 17.11.2021 включительно.
В нарушение указанных требований законодательства ООО "Феррони" данные по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами" за 3 квартал 2021 года, оформленные в установленном порядке и в установленные сроки, не были представлены в Южное ГУ Банка России. Сведения предоставлены 14.12.2021 (письмо Южного ГУ Банка России от 22.12.2021 N ТЗ-3-1-15/32801).
23.12.2021 по факту выявленных нарушений Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении ООО "Феррони" составлен протокол по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 70, 71).
13.01.2022 Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении ООО "Феррони" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1-179-2021/ЦБ, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1, л.д. 78-80).
Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался нижеследующим.
Согласно части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 6 указанного закона сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2018 N 462 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности", которую предоставляют все юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности.
Юридические лица предоставляют указанную форму федерального статистического наблюдения по месту их нахождения. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма федерального статистического наблюдения предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, предоставляют указанную форму в соответствии с настоящими Указаниями.
Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее не позднее 20 числа после отчетного периода.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение действующего законодательства ООО "Феррони" данные по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами" за 3 квартал 2021 года, оформленные в установленном порядке и в установленные сроки, не были представлены в Южное ГУ Банка России. Сведения предоставлены 14.12.2021 (письмо Южного ГУ Банка России от 22.12.2021 N ТЗ-3-1-15/32801).
Наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом также соблюден.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере официального статистического учета.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
Так, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и смягчают административную ответственность.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что постановлением от 13.01.2022 N 1-178-2021/ЦБ, оставленным в силе решением Динского районного суда Краснодарского края по делу N 12-46/2022 директор общества Мальцева И.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ за непредставление по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами" за 3 квартал 2021 года, оформленные в установленном порядке и в установленные сроки.
Обществом в материалы дела представлены доказательства уплаты штрафа в соответствии с постановлением от 13.01.2022 N 1-178-2021/ЦБ.
В соответствии с частью 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания неподлежащим исполнению постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 13.01.2022 N 1-179-2021/ЦБ о привлечении ООО "Феррони" к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штраф в размере 20 000 рублей.
Довод административного органа о том, что обществом не были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не принимается апелляционным судом в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку данные нарушения не привели к негативным последствиям.
Иные доводы, приведенные административным органом в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2022 по делу N А32-4256/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4256/2022
Истец: ГУ Южное Банка России, ООО "Феррони"
Третье лицо: Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея