г. Ессентуки |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А22-37/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия - Сангужиева Ю.П. (по доверенности от 10.01.2022), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.05.2022 по делу N А22-37/2022, принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ОГРН 1040872150406, ИНН 0814162917) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (ОГРН 1100816003342, ИНН 0816014382) о понуждении прекращения права оперативного управления на неиспользуемые нежилые помещения и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, третьи лица - Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Администрация Садовского сельского муниципального образования РК,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее по тексту - Истец, Управление )обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ТУ Росимущества в Республике Калмыкия (далее по тексту - Ответчик, ТУ Росимущества в РК) о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Ленина, д. 153, а также возложить обязанность на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия по прекращению права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом, а также обязать принять в казну Российской Федерации следующие объекты недвижимого имущества:
1. Нежилое помещение (здание производственного швейного цеха с пристройкой), площадью 277,8 кв.м., расположенное по адресу: РК, Сарпинский район, с. Садовое, ул.Ленина, 153;
2. Помещение проходной площадью 24,0 кв.м, расположенное по адресу: РК, Сарпинский район, с. Садовое, ул.Ленина, 153;
3. Земельный участок, площадью 569,0 кв.м, расположенный по адресу: РК, Сарпинский район, с. Садовое, ул.Ленина, 153 находится в постоянном (бессрочном) пользовании Управления.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.05.2022 по делу N А22-37/2022 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (ОГРН 1100816003342, ИНН 0816014382) прекратить право оперативного управления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ОГРН 1040872150406, ИНН 0814162917) на на нежилое помещение (здание производственного швейного цеха с пристройкой), площадью 277,8 кв.м., помещение проходной площадью 24,0 кв.м, расположенные по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое, ул.Ленина, 153. Обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (ОГРН 1100816003342, ИНН 0816014382) прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ОГРН 1040872150406, ИНН 0814162917) на земельный участок, площадью 569,0 кв.м, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое, ул.Ленина, 153. Обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (ОГРН 1100816003342, ИНН 0816014382) принять в казну Российской Федерации нежилое помещение (здание производственного швейного цеха с пристройкой), площадью 277,8 кв.м., расположенное по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Ленина, 153; помещение проходной площадью 24,0 кв.м, расположенное по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Ленина, 153; земельный участок, площадью 569,0 кв.м, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Ленина, 153.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.05.2022 по делу N А22-37/2022 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия поддерживал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.05.2022 по делу N А22-37/2022 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.05.2022 по делу N А22-37/2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в оперативном управлении Истца находятся следующие объекты федерального недвижимого имущества, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимого имущества:
1. Нежилое помещение (здание производственного швейного цеха с пристройкой), площадью 277,8 кв.м., расположенное по адресу: РК, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Ленина, 153;
2. Помещение проходной площадью 24,0 кв.м, расположенное по адресу: РК, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Ленина, 153;
3. Земельный участок, площадью 569,0 кв.м, расположенный по адресу: РК, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Ленина, 153 находится в постоянном (бессрочном) пользовании Управления.
Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия от 21.02.2008 г. N 56-р, что подтверждается выписками из реестра федерального имущества (л.д. 24-29).
В целях повышения эффективности расходования федеральных средств, а также в связи с неиспользованием по назначению, с 2019 года Управлением совместно с Администрацией Сарпинского СМО РК прорабатывался вопрос по передаче неиспользуемых объектов в безвозмездное пользование, с целью обеспечения сохранности имущественного фонда на территории муниципального образования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального учреждения", распоряжение имуществом подлежит согласованию с Центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Далее-ЦА Росреестра).
Так, Управление направило пакет документов в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия с просьбой рассмотрения вопроса изъятия спорных объектов в связи с их неиспользованием, а также с уточнением того, что Администрация Сарпинского РМО РК подтвердила готовность принятия указанного имущества в муниципальную собственность.
Однако ТУ Росимущества по РК в своем ответе от 27.03.2019 N БП-03/534 отказало в принятии спорных объектов недвижимости в казну РФ, ссылаясь на необходимость актуализации согласования Центрального аппарата Росреестра.
Управлением были направлены повторно в целях актуализации в ЦА Росреестра документы для согласования вопроса передачи в безвозмездное пользование неиспользуемых объектов недвижимого имущества (Исх. N 06-1560-РН от 04.06.2019).
15.08.2019 года было получено согласие ЦА Росреестра (Исх N 03-08111-НС/19) на отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанных объектов.
08.11.2021 г. Управлением вновь был направлен полный пакет документов (Исх N 05-0911-РН/21 от 11.11.2021) с просьбой рассмотрения вопроса изъятия спорных объектов, однако ТУ Росимущества по РК в ответе N ДЛ-03/2902 от 30.11.2021 отказало в принятии, ссылаясь на нецелесообразность принятия в казну объектов недвижимости. При этом рекомендовало рассмотреть вопрос о списании объектов недвижимого имущества.
Управление не использует и не планирует использовать в дальнейшем указанные нежилые помещение и земельный участок под ним в связи с их непригодностью, кроме того, 01.12.2021 Администрация Сарпинского СМО РК (исх N 4726 от 01.12.2021) отказалась от принятия вышеуказанных объектов в муниципальную собственность.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества по РК, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого Управлением по объективным причинам, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также полагая, что ответчик неправомерно уклоняется от принятия в казну Российской Федерации спорных объектов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 Гражданского кодекса предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии у управления права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Установив наличие у управления права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 11 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Республике Калмыкия самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Территориальное управление ссылается на неудовлетворительное состояние спорного имущества. Вместе с тем то, что в настоящее время спорное имущество находится в неудовлетворительном состоянии не имеет правового значения при рассмотрении данного дела с учетом предмета заявленного иска. Аналогичная правовая позиция указана в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2019 по делу N А76-23398/2018 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 303-ЭС20-314.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2021 N Ф08-566/2021 по делу N А63-6988/2020), вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.05.2022 по делу N А22- 37/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-37/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ САДОВСКОГО СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ САРПИНСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ