г. Пермь |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А50-26995/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.
при участии:
от ООО "Межбольничные аптеки" - Коняев С.В., паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом;
от Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Дровняшина Е.Л., паспорт, доверенность от 28.03.2022, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 апреля 2022 года
по делу N А50-26995/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межбольничные аптеки" (ОГРН 1055901708312 ИНН 5904129110)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании недействительным решения от 19.10.2021 N 590021400018005 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межбольничные аптеки" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным решения от 19.10.2021 N 590021400018005 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 апреля 2022 года требование общества удовлетворено. Признано недействительным решение фонда от 19.10.2021 N 590021400018005 о возмещении страхователем излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, как несоответствующее действующему законодательству. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает, что в рассматриваемом случае выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации не может являться восстановительной мерой, направленной на компенсацию гражданам утраченного заработка, как того требует часть 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), а указанные выплаты приобретают характер дополнительного материального стимулирования сотрудников (дохода), поскольку в период временной нетрудоспособности сотрудники получали заработную плату в виде премий и иных выплат.
В судебном заседании представитель фонда выразил несогласие с решением суда, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Общество по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просит решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представленных обществом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.04.2020 по 31.03.2021, по результатам которой составлен акт проверки от 03.09.2021 N 590021400018003.
Решением фонда от 19.10.2021 N 590021400018005 на заявителя возложена обязанность по возмещению расходов, излишне понесенных страховщиком в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытием сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, в сумме 1 022 644,60 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы фонда об отсутствии у застрахованных лиц (работников общества) права на получение пособия по временной нетрудоспособности за период карантина (с 01.04.2020 по 31.03.2021), поскольку в этот период общество продолжало производить данным лицам выплаты стимулирующего характера, сопоставимые с размером заработной платы, которую эти лица получали до объявления карантина.
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что фонд не представил доказательств нарушения застрахованными лицами режима самоизоляции, выполнения ими в спорный период трудовых функций, которое с учетом специфики данных функций (трудовых специальностей работников) вне места нахождения работодателя в принципе невозможно.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
В соответствии со статьей 7 Закон N 165-ФЗ видом социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства - застрахованные лица (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2.2 Закона N 255-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется также в случае карантина застрахованного лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 N 402 утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше (далее - Временные правила), которые действовали с 06.04.2020 до 01.05.2021.
В соответствии с пунктом 3 Временных правил назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, сформированного и размещенного в информационной системе ФСС, в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, уполномоченной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Временных правил страхователь с использованием своего личного кабинета, доступ к которому обеспечивается посредством единой системы идентификации и аутентификации, или иным доступным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных направляет в ФСС перечень застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции, для оформления листков нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294.
Страхователь формирует и направляет в ФСС перечни застрахованных лиц раздельно в отношении каждого из периодов временной нетрудоспособности, указанных в пункте 8 настоящих Временных правил.
Перечень застрахованных лиц должен содержать следующую информацию в отношении каждого застрахованного лица: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения; адрес места жительства (места пребывания, фактического нахождения); страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 5 Временных правил).
В течение одного рабочего дня со дня получения перечня застрахованных лиц и документов (сведений), указанных в пункте 4 Временных правил, орган ФСС осуществляет идентификацию застрахованных лиц, указанных в перечне, и проверку факта их трудоустройства у страхователя (пункт 6).
После завершения идентификации застрахованных лиц и подтверждения факта их трудоустройства у страхователя фонд в течение одного рабочего дня обеспечивает передачу данных о застрахованных лицах в уполномоченную медицинскую организацию (пункт 7).
В силу пункта 8 Временных правил уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от фонда принимает решение о выдаче (формировании) электронных листков нетрудоспособности застрахованным лицам, данные о которых поступили в уполномоченную медицинскую организацию в соответствии с пунктом 7 настоящих Временных правил, с кодом "03":
единовременно на 14 календарных дней с 6 по 19 апреля 2020 г.;
единовременно на 11 календарных дней с 20 по 30 апреля 2020 г.;
единовременно на 18 календарных дней с 12 по 29 мая 2020 г.;
единовременно на 11 календарных дней с 1 по 11 июня 2020 г.;
единовременно на период с 15 июня 2020 г. до окончания срока соблюдения режима самоизоляции лицами в возрасте 65 лет и старше, определенного решением о продлении срока действия ограничительных мер, указанным в пункте 2(1) настоящих Временных правил.
В соответствии с пунктом 9 Временных правил назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации страхователя.
Фонд осуществляет назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности единовременно за весь период временной нетрудоспособности в течение 7 календарных дней со дня формирования электронного листка нетрудоспособности (пункт 10 Временных правил).
В силу пунктов 1, 2 Временных правил обеспечение пособием по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше осуществляется при условии, если застрахованное лицо соблюдает режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках, за исключением лиц, переведенных на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (часть 1).
Если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 478-ФЗ) установлено, что в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения, территориальные органы страховщика в период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно проводят камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в порядке, аналогичном порядку проведения камеральных и выездных проверок, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 478-ФЗ в случае выявления в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 2 настоящей статьи, фактов представления страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытия сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения или обеспечения по страхованию либо на исчисление размера страхового обеспечения или размера обеспечения по страхованию, территориальный орган страховщика принимает решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию.
Как следует из материалов дела, общество на основании пункта 4 Временных правил направляло в 2020 году в фонд перечни застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции: Бобровой В.Е., Рязанцевой А.И., Бушуевой Ф.И., Ошевой Л.А. и Нестиной В.В. - за периоды, указанные в пункте 8 Временных правил. Указанные лица в возрасте 65 лет и старше приняты на должности фасовщика аптеки, санитарки-мойщицы, фармацевта аптеки.
Впоследствии на основании электронных листков нетрудоспособности, сформированных в информационной системе ФСС и подписанных медицинским работником и медицинской организацией, фондом указанным выше застрахованным лицам за период с 06.04.2020 по 31.03.2021 назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в общей сумме 1 022 644,60 руб.
В ходе камеральной проверки на основании представленных страхователем документов (расчетных листков, карточек учета начисленных выплат и страховых взносов) фондом установлено, что в период временной нетрудоспособности в связи с карантином с 06.04.2020 по 31.03.2021 вышеупомянутым сотрудникам ежемесячно выплачивались премии в суммах, сопоставимых с размером заработной платы, которая выплачивалась обществом этим сотрудникам в течение 2018-2019 гг., января-марта 2020 г.
Поскольку утрата заработка у застрахованных лиц отсутствовала, фонд пришел к выводу, что им не должны были выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности в порядке, установленном Временными правилами.
Признавая выводы фонда необоснованными, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии со статьей 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Положение о премировании общества от 20.03.2020 устанавливает право работодателя на выплату разовых премий (в том числе за добросовестный многолетний труд, к юбилейным датам и др.) и материальной помощи, характер которых напрямую не связан с осуществлением трудовой функции (пункты 5.6, 5.7, 7.1, 7.2 Положения).
Спорные премии произведены Бобровой В.Е., Рязанцевой А.И., Бушуевой Ф.И., Ошевой Л.А., Нестиной В.В. на основании приказов общества от 30.04.2020 N 53, от 31.05.2020 N 62, от 15.06.2020 N 69, от 30.06.2020 N 79, от 31.07.2020 N 90, от 31.07.2020 N 88, от 31.08.2020 N 103, от 07.09.2020 N 105, от 05.10.2020 N 113, от 03.11.2020 N 123, от 03.12.2020 N 138, от 30.12.2020 N 151, от 31.01.2021 N 10, от 28.02.2021 N 24, от 31.03.2021 N 37, от 31.03.2021 N 34 "в связи с нахождением сотрудников аптеки в возрасте старше 65 лет на вынужденной самоизоляции по причине распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях поддержки сотрудников, длительное время добросовестно работающих в обществе".
Таким образом, несмотря на то, что указанные выплаты названы в расчетных листках премиями, они производились не связи с осуществлением работниками в спорный период (06.04.2020 по 31.03.2021) трудовых функций.
Доказательств нахождения этих работников в указанный период на рабочих местах либо выполнение ими своих трудовых функций дистанционно материалы дела не содержат. Фондом в рамках проверки данное обстоятельство не исследовалось. Из должностных инструкций следует, что выполнение застрахованными лицами своих трудовых функций (по специальности фасовщика аптеки, санитарки-мойщицы, фармацевта аптеки) вне места нахождения работодателя невозможно.
Осуществление работодателем по собственной инициативе дополнительной материальной поддержки сотрудников, находящихся на самоизоляции, в отсутствие доказательств несоблюдения этими работниками режима самоизоляции, не является основанием для возмещения понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения.
Иное Законом N 478-ФЗ или Временными правилами не установлено.
Часть 3 статьи 7 Закона N 478-ФЗ предусматривает возмещение страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения только в случае выявления в результате проверки фактов представления страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытия сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения либо на исчисление его размера.
В чем выразилось представление страхователем недостоверных сведений (документов) или сокрытие им сведений, влияющих на получение страхового обеспечения, фондом не установлено, в оспариваемом решении не отражено.
Из Временных правил не следует, что сам по себе факт осуществления работодателем денежных выплат в пользу работников в периоды, указанные в пункте 8 Временных правил, исключает выплату пособия по временной нетрудоспособности и, таким образом, обязанность работодателя по направлению в ФСС перечня работников, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции (пункт 4 Временных правил).
Как уже указано в постановлении, доказательств несоблюдения застрахованными лицами режима самоизоляции в период с 06.04.2020 по 31.03.2021 (в том числе выхода ими на работу) фондом в материалы дела не представлено.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 апреля 2022 года по делу N А50-26995/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26995/2021
Истец: ООО "МЕЖБОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ"
Ответчик: ГУ ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ