г. Челябинск |
|
18 августа 2022 г. |
Дело N А47-4786/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Курносовой Т.Н.,
судей Забутыриной Л.В., Калиной И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фоминых И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Адамовский поссовет" (далее - Администрация МО "Адамовский поссовет") на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2022 по делу N А47-4786/2017 об отказе в предоставлении рассрочки исполнения судебного акта.
В судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области принял участие:
представитель муниципального унитарного предприятия "Благоустройство" (далее - предприятие "Благоустройство") - Алексеева Ю.А. (доверенность от 17.05.2022, паспорт).
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 22.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 21.05.2018) муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства "Адамовское" (ИНН 5619005966, ОГРН 1065635009549, далее - предприятие ЖКХ "Адамовское") признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства.
Определением суда от 27.06.2018 конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Садыков Антон Робертович.
Определением суда от 25.06.2021 (резолютивная часть оглашена 31.05.2021) удовлетворено заявление конкурсного управляющего о взыскании с Администрации МО "Адамовский поссовет" в конкурсную массу должника в качестве компенсации за переданное в муниципальную собственность социально-значимое имущество денежных средств в размере 29 108 620 руб. 38 коп.
Администрация МО "Адамовский поссовет" 13.04.2022 обратилась в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения указанного определения суда от 25.06.2021 на пять лет.
После принятия заявления к производству 23.05.2022 Администрация МО "Адамовский поссовет" представила уточненное заявление, в котором просит суд предоставить рассрочку исполнения определения суда от 31.05.2021 по данному делу на три года с выплатами в следующем порядке:
- в сумме 5 821 724 руб. не позднее 31.12.2022;
- в сумме 11 643 448 руб. не позднее 31.12.2023;
- в сумме 11 643 448 руб. 38 коп. не позднее 31.12.2024.
Уточнение требований принято судом на основании норм статьи 49 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2022 в удовлетворении заявленных требований о предоставлении рассрочки исполнения определения суда от 25.06.2021 отказано.
Не согласившись с данным определением, Администрации МО "Адамовский поссовет" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение определения суда от 31.05.2021 по данному делу, а также свидетельствующих о реальной возможности его исполнения в случае предоставления испрашиваемой рассрочки, не соответствуют представленным в материалы дела документам.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указывает, что, в частности в подтверждение реальной возможности исполнения названного определения суда представлено решение Совета депутатов МО Адамовский поссовет от 20.05.2022 N 70 "О внесении изменений в решение Совета депутатов от 28.12.2021 N 59 "О бюджете муниципального образования Адамовский поссовет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов", которым принято решение о перераспределении бюджетных средств соответствующего муниципального образования.
В апелляционной жалобе Администрации МО "Адамовский поссовет" приведены доводы и о том, что неисполнение определения суда от 31.05.2021 по данному делу в течение истекшего с даты его вступления в силу периода связано с реализацией прав на его обжалование и обращение к органам законодательной и исполнительной власти муниципального образования за оказанием финансовой поддержки путем выделения целевой дотации; а также о том, что приостановление операций на лицевом счете муниципального образования, возможность чего обусловлена недостаточностью имеющихся денежных средств для единовременного исполнения указанного судебного акта о взыскании, приведет к прекращению исполнения публичных, социально-экономических обязательств.
К судебному заседанию от конкурсного управляющего имуществом предприятия ЖКХ "Адамовское" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на то, что предоставление рассрочки исполнения судебного акта, вынесенного в пользу должника, на необоснованно длительный срок не будет отвечать целям процедуры конкурсного производства.
Данный отзыв приобщен судом к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ.
От заявителя апелляционной жалобы 04.08.2022 и 12.08.2022 поступили дополнения - копии платежных поручений в подтверждение исполнения частичного определения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2021 по настоящему делу.
Учитывая отсутствие доказательств направления соответствующих дополнений иным участвующим в деле лицам и заявленные представителем предприятия "Благоустройство" в связи с этим возражения, суд апелляционной инстанции в приобщении данных документов отказал.
В названных дополнениях от 04.08.2022 также изложено ходатайство о проведении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей Администрации МО "Адамовский поссовет".
Представитель предприятия "Благоустройство" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить обжалуемое определение без изменения.
Законность и обоснованность определения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, определением суда от 25.06.2021 (резолютивная часть оглашена 31.05.2021) удовлетворено заявление конкурсного управляющего о взыскании с Администрации МО "Адамовский поссовет" в конкурсную массу предприятия ЖКХ "Адамовское" в качестве компенсации за переданное в муниципальную собственность социально-значимое имущество денежных средств в размере 29 108 620 руб. 38 коп.
Судебный акт вступил в законную силу, выдан исполнительный лист от 24.12.2021 серии ФС N 035979118.
На внеочередном заседании Совета депутатов муниципального образования Адамовский поссовет 20.05.2022 принято решение от 20.05.2022 N 70 "О внесении изменений в решение Совета депутатов от 28.12.2021 N 59 "О бюджете муниципального образования Адамовский поссовет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".
Данным актом решено перераспределить бюджетные средства муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области, в связи с чем уменьшены ассигнования в 2022-2024 годах на выполнение мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, жилищное хозяйство, транспорт, коммунальное хозяйство, культура, физическая культура и спорт, другие общегосударственные вопросы, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность, молодежная политика и оздоровление детей и т.д., в связи с чем, будут увеличены расходы на исполнение судебного акта на 29 108 620 руб. 38 коп. (в 2022 году - 5 821 724,00 руб., в 2023 году - 11 643 448,00 руб., в 2024 году - 11 643 448,38 руб.).
Ссылаясь на невозможность единовременного исполнения определения суда от 25.06.2021 по настоящему делу и на принятие при этом названного решения о перераспределении бюджетных ассигнований муниципального образования, Администрация МО "Адамовский поссовет" обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта.
Суд первой инстанции, отказывая в предоставлении рассрочки на предлагаемых условиях, исходил из того, что, во-первых, отсутствие необходимых для единовременного исполнения решения денежных средств само по себе не может быть расценено как обстоятельство, безусловно затрудняющее исполнение судебного акта, а во-вторых, заявитель не представил доказательств наличия реальной возможности погашения задолженности в течение срока, на который заявлено о предоставлении рассрочки, учитывая, что соответствующий судебный акт не исполнен на протяжении практически целого года с момента его вступления в силу.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что сам срок рассрочки, который просит предоставить Администрация МО "Адамовский поссовет", признать нельзя разумным.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) судебного акта в связи со следующим.
Согласно статье 223 АПК РФ, статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ), должны исполняться всеми юридическими и должностными лицами, гражданами в порядке, предусмотренном главой VII АПК РФ (статья 318 АПК РФ).
Судебная защита не завершается принятием судебного акта, включает в себя и реальное его исполнение, то есть то, ради чего и обращается заинтересованное лицо в суд.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную Кодексом и другими федеральными законами. Указанная норма призвана обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и, следовательно, восстановить нарушенные права лиц, обратившихся в суд за их защитой.
В соответствии со статьей 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу. Таким образом, обязанность должника исполнить судебный акт является неотвратимой в силу закона.
Статьей 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 324 АПК РФ).
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, АПК РФ и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта. Поэтому суд самостоятельно устанавливает необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу. Однако суд должен учитывать, что отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях.
Лицо, ходатайствующее об отсрочке или рассрочке исполнения решения, должно доказать затруднительность его исполнения в настоящее время и реальную возможность исполнить судебный акт в более поздний срок. Кроме того, для решения вопроса о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта необходимо учитывать, какие меры предпринимаются должником для улучшения своего положения и оплаты долга взыскателю.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе, права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.04.2006 N 104-О, суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В данном конкретном случае на основании материалов дела установлено, что судебный акт, об отсрочке исполнения которого просит заявитель, вступил в силу в июне 2021 года, после чего не исполнялся на протяжении практически целого года, при этом Администрацией МО "Адамовский поссовет" предложен трехлетний срок рассрочки его исполнения в последующем, в соответствии с которой большая часть задолженности предполагается к погашению в последние ее два года (2023 и 2024).
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что удовлетворение требований о предоставлении рассрочки на предложенных условиях в данном конкретном случае нарушит баланс интересов сторон и права кредиторов взыскателя, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявления Администрации МО "Адамовский поссовет".
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Фактически в основе заявленных Администрацией МО "Адамовский поссовет" требований о предоставлении рассрочки лежит довод об отсутствии в бюджете муниципального образования на настоящее время средств, необходимых для единовременного исполнения определения суда от 25.06.2021.
Между тем право предприятия ЖКХ "Адамовское" как взыскателя по имущественным требованиям и его кредиторов на восстановление своих нарушенных прав не может быть поставлено в зависимость исключительно от указанного обстоятельства и служить безусловным основанием для предоставления рассрочки исполнения судебного акта.
Как указано ранее, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, суд должен устанавливать, в том числе и конкретные обстоятельства его исполнения.
Рассматривая заявление об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, суд должен учитывать интересы взыскателя и неблагоприятные последствия для него, вызванные длительным неисполнением судебного акта.
В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете муниципального образования на соответствующий год необходимых для этого средств. При дефиците бюджета на исполнение судебного акта предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия мер по перераспределению бюджетных средств.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения.
Вместе с тем в данном конкретном случае меры по перераспределению бюджетных средств применены спустя почти год после принятия определения суда от 25.06.2021 по данному делу, представленное Администрацией МО "Адамовский поссовет" соответствующее решение Совета депутатов муниципального образования датировано 20.05.2022.
На протяжении же всего предшествующего решению вопроса о перераспределении бюджетных ассигнований периода времени указанный судебный акт не исполнялся муниципальным образованием. Как указано непосредственно апеллянтом в рассматриваемой жалобе, первое частичное погашение взысканной задолженности в размере 1 млн. руб. имело место только в июне 2022 года.
Предоставление отсрочки исполнения судебного акта в такой ситуации еще на три года, как верно отмечено судом первой инстанции, объективно нарушит баланс интересов предприятия ЖКХ "Адамовское", кредиторы которого и без того на протяжении долгого времени находятся в ожидании удовлетворении своих денежных требований.
Предоставление отсрочки исполнения определения суда от 25.06.2021 по данному делу до 2024 года, с учетом отсутствия доказательств необходимости совершения значительного объема иных мероприятий, направленных на пополнение конкурсной массы предприятия ЖКХ "Адамовское", будет безосновательно препятствовать своевременному завершению процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника.
Ввиду вышеизложенного доводы апеллянта о необоснованности отказа суда первой инстанции в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта на предложенных условиях подлежат отклонению.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учетом интересов должника и взыскателя, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Администрацией МО "Адамовский поссовет" требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, что не может являться достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции от 23.06.2022 отмене не подлежит, апелляционную жалобу Администрацией МО "Адамовский поссовет" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2022 по делу N А47-4786/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Адамовский поссовет" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Курносова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4786/2017
Должник: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "АДАМОВСКОЕ"
Кредитор: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N9 по Оренбургской области
Третье лицо: Адамовский РОСП, Администрация муниципального образования Адамовский поссовет, Ассоциация "Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация профессональных арбитражных управляющих"Содружество"", ПАО "Сбербанк России", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, УФРС, Адамовский районный суд, Восемнадцатый арбитражный апелляционый суд, ГУП Оренбургской области "ОРЕНБУРГРЕМДОРСТРОЙ", МУП Конкурсный управляющий ЖКХ "АДАМОВСКОЕ" Садыков Антон Робертович, ОАО "Энергосбыт плюс", Садыков А.Р., Садыков Антон Робертович
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9649/2022
09.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9002/19
20.09.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11329/2021
23.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9002/19
08.10.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12161/19
22.05.2018 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4786/17
13.02.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4786/17
02.06.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4786/17