г. Москва |
|
19 августа 2022 г. |
Дело N А40-59709/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Спецстрой-1"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2022 по делу N А40-59709/22 (84-433)
по заявлению ООО "Спецстрой-1"
к Москомстройинвест
об оспаривании постановлений,
при участии:
от заявителя: |
Федоринов А.А. по дов. от 10.06.2020; |
от ответчика: |
Исаковский Е.В. по дов. от 20.05.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спецстрой-1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании незаконными и отмене постановлений от 05.03.2022 N 1 по делам N 05-07-22-84, N 05-07-22-85, N 05-07-22-86.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 05.03.2022должностным лицом в отношении ООО "Спецстрой-1" вынесено четыре постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, выявленным в рамках проведения одной проверки:
* Постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-22-83с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.;
* Постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-22-84с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.;
* Постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-22-85с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
* Постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-22-86с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Всего административных штрафов на 800 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя события и состава вменяемых административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьей 14.28 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Как следует из материалов дела, деятельность ООО "Спецстрой-1" связана с привлечением денежных сред участников долевого строительства для строительства административного здания (корректировка) по адресу: г. Москва, ЗАО, район Дорогомилово, ул. Поклонная, вл.7 (далее - Объект).
В рамках реализации проекта строительства вышеуказанного Объекта у ООО "Спецстрой-1" оформлены земельно-правовые отношения, заключен договор аренды земельного участка N И-07-000269 от 16.09.2013; N И-07-000888 от 23.07.2015; получено разрешение на строительство: N 77-129000-012005-2015 от 16.12.2015 (сроком действия до 01.05.2023).
Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРН (N КУВИ-999/2021-1169156 от 30.11.2021) первый договор участия в долевом строительстве на строительство Объекта заключен ООО "Спецстрой-1" - 15.04.2021.
Таким образом, установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ ООО "Спецстрой-1" является застройщиком Объекта, осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства Объекта.
Москомстройинвестом в период с 03.12.2021 по 30.12.2021 на основании приказа от 03.12.2021 N 01-06-215/21 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Спецстрой-1" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ при строительстве административного здания (корректировка) по адресу: г.Москва, ЗАО, район Дорогомилово, ул. Поклонная, вл.7.
По результатам проверки ООО "Спецстрой-1" (акт проверки от 30.12.2021 N 0125/21) установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ проектная декларация с внесенными в нее изменениями подлежит направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
1. Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности: бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах за II квартал 2021 года, опубликованной ООО "Спецстрой-1" на сайте https://наш.дом.рф указаны следующие сведения о финансово-экономическом состоянии Застройщика (30.06.2021):
- финансовый результат текущего года - (18 435) тыс. руб. (строка отчета о финансовых результатах 2400);
* дебиторская задолженность - 241 847 тыс. руб. (строка баланса 1230);
* кредиторская задолженность - 1 138 тыс. руб. (строка баланса 1520).
В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьей 112 ТК РФ 01.01.2021-08.01.2021, 23.02.2021, 08.03.2021, 01.05.2021, 09.05.2021, 12.06.2021, 04.11.2021 являются нерабочими праздничными днями.
Срок внесения изменений за II квартал 2021 года в проектную декларацию застройщиком, касающихся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности предусмотрен до 10.08.2021.
По результатам анализа проектной декларации от 15.03.2021 N 77-002037 (в редакции изменений от 21.05.2021 и в следующей редакции от 11.10.2021) на строительство Объекта, опубликованной на сайте https://наш.дом.рф, установлено, что Застройщиком указаны сведения о финансово-экономическом состоянии на 31.12.2020:
* финансовый результат текущего года - 250 473 тыс. руб.;
* дебиторская задолженность - 7 328 тыс. руб.;
* кредиторская задолженность - 2 806 тыс. руб.
Таким образом, ООО "Спецстрой-1" не внесены и не опубликованы достоверные сведения в проектную декларацию на строительство Объекта, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года по состоянию на 30.06.2021 (за II квартал 2021 года), чем нарушило положения частей 4 и 6 статьи 19, а также пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
2. Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности: бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах за III квартал 2021 года, опубликованной ООО "Спецстрой-1" на сайте https://наш.дом.рф указаны следующие сведения о финансово-экономическом состоянии ООО "Спецстрой-1" (30.09.2021):
- финансовый результат текущего года - (30 071) тыс. руб. (строка отчета о финансовых результатах 2400);
- дебиторская задолженность - 186 620 тыс. руб. (строка баланса 1230);
- кредиторская задолженность - 9 714 тыс. руб. (строка баланса 1520).
Срок внесения изменений за III квартал 2021 года в проектную декларацию застройщиком, касающихся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности предусмотрен до 10.12.2021.
По результатам анализа проектной декларации от 15.03.2021 N 77-002037 (в последней редакции изменений от 22.12.2021) на строительство Объекта, опубликованной на сайте https://наш.дом.рф, установлено, что застройщиком указаны сведения о финансово-экономическом состоянии на 31.12.2020:
* финансовый результат текущего года - 250 473 тыс. руб.;
* дебиторская задолженность - 7 328 тыс. руб.;
* кредиторская задолженность - 2 806 тыс. руб.
Таким образом, ООО "Спецстрой-1" не внесены и не опубликованы достоверные сведения в проектную декларацию на строительство Объекта, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года по состоянию на 30.09.2021 (за III квартал 2021 года), чем нарушило положения частей 4 и 6 статьи 19, а также пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
3.Согласно пункту 11.2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Срок внесения изменений за апрель 2021 в проектную декларацию застройщиком, касающихся сведений, предусмотренных пунктом 11.2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием, в том числе, количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу до 11.05.2021.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N КУВИ-999/2021-1169156 от 30.11.2021 по Объекту ООО "Спецстрой-1" произведено 1 регистрационное действие 15.04.2021 (номер государственной регистрации 77:07:0006002:5298-77/060/2021-2).
По результатам анализа проектной декларации, опубликованной на сайте https://наш.дом.рф N 77-002037 (в ред. от 21.05.2021), установлено, что ООО "Спецстрой-1" сведения за апрель 2021, предусмотренные пунктом 11.2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу, внесены в проектную декларацию N 77-002037 на строительство Объекта с нарушением установленного срока, чем ООО "СПЕЦСТРОЙ-1" нарушило часть 4 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
4. 13.12.2020 вступил в силу Приказ N 631/пр от 15.10.2020 "О внесении изменения в Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации", в связи с чем в разделе 10 Проектной декларации появился отдельный подраздел (10.7) для информации о генеральном подрядчике "и генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенного с застройщиком".
Согласно представленным в рамках проверки документам 26.08.2021 между ООО "Спецстрой-1" и ООО "Стройник" (ИНН 7719478920) был заключен договор генерального строительного подряда N ГП-422-ПКЛ.
Срок внесения сведений в раздел 10.7 "О генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенного с застройщиком" проектной декларации застройщиком до 10.09.2021.
По результатам анализа проектной декларации, опубликованной на сайте https://наш.дом.рф N 77-002037 (в ред. от 11.10.2021) на строительство Объекта, установлено, что ООО "СПЕЦСТРОЙ-1" сведения в раздел 10.7 "О генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенного с застройщиком" проектной декларации внесены с нарушением установленного срока, чем ООО "СПЕЦСТРОЙ-1" нарушило часть 4, часть 6 статьи 19 ФЗ от 30.12.2004 N214-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ за данные нарушения предусмотрена административная ответственность.
Событие административных правонарушений подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в деле не имеется и Обществом не представлено доказательств отсутствия у заявителя возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного в действиях юридического лица установлено событие и состав административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
С учетом изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Между тем, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, дополненной Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что нарушения, вменяемые Обществу в рамках настоящего дела выявлены административным органом в рамках одной проверки.
По результатам одной проверки административным органом в отношении Общества возбуждено четыре административных производства, составлены четыре протокола об административном правонарушении и Общество четыре раза привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
С учетом изложенного, при действующем на момент рассмотрения апелляционной жалобы нормативно-правовом регулировании порядка назначения административного наказания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановления Москомстройинвеста от 05.03.2022 N 05-07-22-84, N 05-07-22-85, N 05-07-22-86 в данном случае не подлежат исполнению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2022 по делу N А40-59709/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать не подлежащими исполнению постановления Москомстройинвеста от 05.03.2022 N 05-07-22-84, N 05-07-22-85, N 05-07-22-86.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59709/2022
Истец: ООО "СПЕЦСТРОЙ-1"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА