г. Чита |
|
22 августа 2022 г. |
дело N А58-9588/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 августа 2022 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кайдаш Н.И.,
судей: Корзовой Н.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Спасибо Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтор" на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года по делу N А58-9588/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Альтор" (далее - ООО "Альтор") несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением суда от 30.12.2021 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о банкротстве ООО "Альтор".
31.01.2022 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено уточнение к заявлению, согласно которому уполномоченный орган просил признать требование обоснованным и ввести в отношении ООО "Альтор" процедуру наблюдения.
Определением суда от 19.05.2022 в отношении ООО "Альтор" введена процедура наблюдения до 19.09.2022, временным управляющим утвержден Чернышев М.Ю. с ежемесячным вознаграждением в размере 30 000 руб. Требования заявителя в размере 8 270 213, 01 руб. включено в реестр требований кредиторов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Альтор" обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 19.05.2022 отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы приведены доводы об отсутствии у суда правовых оснований для принятия уточнений заявленных требований, поскольку уполномоченный орган, заявляя требование о введении процедуры наблюдения, одновременно изменил основание и предмет заявленных требований, что недопустимо.
По мнению заявителя жалобы, поскольку новое требование, изложенное в уточнении, рассматривалось в судебном заседании 26.04.2022 суду следовало применить положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Временный управляющий в отзыве считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований налоговый орган ссылается на наличие у должника задолженности по обязательным платежам в сумме 8 270 213, 01 руб., в том числе: 6 497 222, 8 руб. - налог, 1 729 693, 51 руб. - пени, 43 296, 7 руб. - штрафы.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Закона о банкротстве и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (абзац 2 статьи 2 Закона о банкротстве).
Пунктом 1 статьи 7 Закона о банкротстве предусмотрено, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.
В абзаце втором пункта 3 статьи 6 Закона предусмотрено, что требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 3 статьи 6 и абзаца второго пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве в случаях, когда взыскание задолженности по обязательным платежам осуществляется в бесспорном порядке, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается). По обязательным платежам, подлежащим взысканию в судебном порядке, право на обращение с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения суда.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства N 3 (2016), утвержденного 19.10.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (далее - Обзор), уполномоченный орган вправе инициировать процедуру банкротства юридического лица на основании задолженности по страховым взносам, которая не подтверждена судебным актом, но в отношении которой принято решение о ее бесспорном взыскании.
Указывая на наличие признаков банкротства у ООО "Альтор", уполномоченный орган отмечает, что задолженность образовалась в результате неуплаты налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, страховых взносов, транспортного, земельного налогов, налога на добавленную стоимость, налога на имущество.
В качестве документов, обосновывающих состав и размер требования, представлены: требования об уплате налога, пени, штрафа; решения о взыскании задолженности за счет денежных средств; решения и постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Учитывая наличие у должника задолженности перед заявителем по настоящему делу в размере более 300 000 рублей, неисполнение обязательств в течение более трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, требования налогового органа верно признаны судом первой инстанции обоснованными.
Указанные фактические обстоятельств дела должником не оспариваются, апелляционная жалоба соответствующих доводов не содержит.
В апелляционной жалобе заявитель сообщил суду о несогласии с введением процедуры наблюдения.
Изначально в заявлении о признании должника несостоятельным (банкротом) налоговый орган просил признать ООО "Альтор" банкротом с применением упрощенной процедуры банкротства в соответствии со статьей 230 Закона о банкротстве.
Для применения статьи 230 Закона о банкротстве достаточно одного из приведенных в ней оснований:
- отсутствие имущества должника или денежных средств, необходимых для введения банкротства;
- отсутствие операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати (12) месяцев;
- наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2021 N 303-ЭС21-5541 по делу N А04-8832/2019 если при рассмотрении вопроса о признании должника банкротом по упрощенной процедуре суд приходит к выводу об отсутствии признаков отсутствующего должника, то следует поставить перед заявителем вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела в общем порядке (введении процедуры наблюдения, возможности возложения расходов на заявителя по делу и т.д.). В случае отказа заявителя от применения иной процедуры производство по делу подлежит прекращению.
Как следует из материалов дела, 31.01.2022 в материалы дела налогов органом представлены уточнения к заявлению о признании должника банкротом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Уточняя заявленные требования, ФНС просила ввести в отношении должника процедуру наблюдения.
Основанием для уточнения требований в части введения процедуры наблюдения послужил ответ ГИБДД МВД по РС(Я), согласно которому за обществом зарегистрирована 31 единица транспортных средств.
С учетом изложенного суд установил достаточность имущества должника для финансирования расходов по делу о банкротстве, в связи с чем обоснованно принял уточнения заявленных требований и ввел в отношении должника процедуру наблюдения.
В этой связи довод заявителя о необоснованном принятии уточнения заявленных требований основан на неверном толковании норм процессуального права и не свидетельствует о судебной ошибке.
Довод общества на необоснованное применение судом Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2021) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021) в связи с его опубликованием после подачи заявления подлежит отклонению, поскольку обзор судебной практики не является нормативным актом, а только направлен на формирование единообразия в применении права.
Ссылка заявителя жалобы на неприменение постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" подлежит отклонению, поскольку названный мораторий не применяется к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве. Дело о банкротстве ООО "Альтор" возбуждено 30.12.2021, то есть до установленного постановлением от 28.03.2022 моратория на банкротство.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит норм, ограничивающих срок подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, признана судебной коллегией несостоятельной.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта, не содержат оснований, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года по делу N А58-9588/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.И. Кайдаш |
Судьи |
Н.А. Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9588/2021
Должник: ООО "Альтор"
Кредитор: Администрация Муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия), АО "Азиатско-тихоокеанский банк", ИП Тесленко Максим Анатольевич, Казармщиков Александр Васильевич
Третье лицо: НП "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" Альянс управляющих", Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), Чернышев Михаил Юрьевич
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
22.04.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1443/2024
02.02.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
29.01.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
25.01.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7577/2023
29.11.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
09.11.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
08.11.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
07.09.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
11.07.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
15.06.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
03.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
28.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
23.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
17.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
15.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
14.02.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
28.12.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022
08.11.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9588/2021
22.08.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2894/2022