г. Пермь |
|
26 августа 2022 г. |
Дело N А50-1531/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Пермьуралнеруд": Антонов О.В., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 16.03.2022,
от заинтересованного лица - Минприроды Пермского края: Багун П.М., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 21.12.2021, Марамзина М.А., предъявлен паспорт, доверенность от 24.03.2022,
от третьего лица - ООО "Георазведка": Попов А.В., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 14.04.2022,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд", заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, и третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Георазведка",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 июня 2022 года по делу N А50-1531/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" (ОГРН 1065920021420, ИНН 5920025446)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Георазведка" (ИНН 5902162256, ОГРН 1075902013461)
о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" (далее - заявитель, общество, ООО "Пермьуралнеруд") обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом):
1) о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Минприроды Пермского края, Министерство) в предоставлении ООО "Пермьуралнеруд" в пользование участка недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 Минприроды Пермского края дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю;
2) о признании незаконными действий Министерства, выраженных в отказе в приеме заявки ООО "Пермьуралнеруд" на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр с указанием на то, что публикация 16.11.2021 на сайте Минприроды Пермского края дополнения от 16.11.2021 к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю носит процедурный характер и не является основанием для приема заявок на геологическое изучение участка недр местного значения за счет средств пользователя недр в соответствии с положениями статьи 11 Закона Пермского края от 09.11.2012 N 114-ПК "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края";
3) о признании незаконным бездействия Министерства, выраженного в непринятии решения о предоставлении ООО "Пермьуралнеруд" права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 Минприроды Пермского края дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю.
Определением от 26.04.2022 суд в порядке ст. 51 АПК РФ на основании ходатайства Министерства привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Георазведка".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2022 заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным отказ Минприроды Пермского края в принятии заявки, выраженной в письме Министерства от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пермьуралнеруд" путем рассмотрения заявки общества от 02.12.2021 в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель, заинтересованное лицо, а также третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых ООО "Пермьуралнеруд" просит изменить решение суда в части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, обязать Министерство рассмотреть заявку ООО "Пермьуралнеруд" от 02.12.2021 в течение 30 дней со дня принятия решения суда; Министерство и ООО "Георазведка" просят отменить решение суда, отказав в удовлетворении требований ООО "Пермьуралнеруд" в полном объеме.
ООО "Пермьуралнеруд" в апелляционной жалобе приводит доводы о незаконности и необоснованности отказа суда в удовлетворении оставшейся части требований; ссылается на отсутствие в нарушение ч. 4 ст. 170 АПК РФ в решении мотивов, по которым требования удовлетворены частично.
Также полагает, что судом не приняты исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав заявителя, что впоследствии могло оказать влияние на принятие 20.06.2022 Минприроды Пермского края приказа N 30-01-02-761 с нарушением закона, которым изменены границы спорного участка недр Пограничный, возобновлен прием заявок на получение права пользования участком, фактически завершившийся 16.12.2021 (по истечении 30 дней с момента публикации дополнения к перечню участков недр местного значения).
Отмечает, что в нарушение ч. 2 ст. 169, ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части не указаны мотивы в части установления порядка срока исполнения решения суда в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу, которое в силу положений ч. 7 ст. 201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Кроме того, полагает неправомерным привлечение к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Георазведка", права и обязанности которого не затрагиваются решением по настоящему делу; как лицо, подавшее заявку на включение участка недр в перечень, - ООО "Георазведка" не имеет приоритет в рассмотрении заявок по отношению к другим заявителям.
Минприроды Пермского края в своей апелляционной жалобе настаивает на том, что публикация перечня участков недр местного значения по Пермскому краю в соответствии с Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 N 428 (далее - Порядок N 428) непосредственно на сайте Министерства носит исключительно процедурный характер и не является основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения участков недр местного значения.
Процедура включения в перечень предусмотрена для участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, предоставляемых для всех видов пользования недрами, и не ограничивается предоставлением права пользования недрами для геологического изучения. Поясняет со ссылками на устоявшуюся с 2012 г. практику лицензирования, что после включения участка недр в перечень в соответствии с Порядком N 428 Министерством проводятся согласования с уполномоченными органами Пермского края, участвующими в процессе лицензирования (в том числе не предусмотренными Порядком N 428) на предмет наличия ограничений с целью установления или изменения границ участка недр местного значения; после согласования границ участка недр местного значения, планируемого для предоставления в пользование, приказом Министерства публикуется перечень участков недр местного значения, предоставляемых в пользование с целью геологического изучения; этим же приказом утверждается форма заявки, перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке; приказ размещается на официальном сайте Минприроды Пермского края, в Бюллетене правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края (далее также - Бюллетень правовых актов). Соответствующий перечень, утвержденная форма заявки и перечень документов и сведений, прилагаемых к ней, опубликован Министерством 20.06.2022, в него, в том числе вошел спорный Пограничный участок и ООО "Пермьуралнеруд" наряду с иными желающими в течение 30 календарных дней с момента публикации вправе обратиться с заявкой на геологическое изучение.
Акцентирует внимание на том, что в ч. 4 ст. 11 Закона N 114-ПК речь идет не о перечне участков недр местного значения по Пермскому краю, утверждаемом в соответствии с Порядком N 428, а о перечне конкретных участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование на момент публикации, возможность предоставления которых согласована в полном объеме.
Указывает, что случаи неверного толкования установленных требований появились в связи с вступлением в силу приказа Роснедр от 06.10.2020 N 428 и во избежание дальнейшего противоречия Министерством разработан проект Закона Пермского края "О внесении изменений в Закон Пермского края "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края", уточняющий наименование публикуемого перечня, который получил положительное заключение Управления Минюста по Пермскому краю, прошел оценку регулирующего воздействия.
Также отмечает, что Порядком N 428 не предусмотрено согласование с ФБУ "Администрация "Камводпуть" и Камским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, при этом такое согласование сложилось в практике лицензирования с момента принятия Закона N 114-ПК в 2012 г., задолго до выхода приказа Роснедр N 428. Игнорирование ограничений, отраженных в письмах данных органов, представленных в дело, может привести к аварии на судоходной реке, катастрофе с пассажирскими судами, многочисленным человеческим жертвам; обрушение берегов в угловых точках 18-26, находящихся в водоохранной зоне, может привести к повреждению жилой застройки, затоплению территории. Также ссылается на отсутствие в размещенном на сайте Министерства в соответствии с Порядком N 428 перечне сведений о целевом назначении предоставления участков недр.
ООО "Георазведка" в жалобе, толкуя положения п. 17 Порядка N 428, полагает, что названными положениями предусматривается опубликование перечня участков недр для конкретной цели - размещения информации о проведении торгов, следовательно, публикация в соответствии с п. 17 Порядка N 428 не является основанием для предоставления заявки без проведения торгов и носит дополнительный информационный характер.
Отмечает, что в Законе N 114-ПК словосочетание "официальное опубликование" помимо ст. 11 (опубликование перечня) приведено в ст. 23 (опубликование данного закона) и смыслом данного положения, по мнению третьего лица, является опубликование для всеобщего сведения в порядке публикации правовых актов; ссылка на иной порядок в Законе отсутствует. Судом было установлено, что с момента принятия Закона N 114-ПК в 2012 г. публикация перечней осуществлялась на основании приказов административного органа в Бюллетене правовых актов; принятие Порядка N 428 не повлияло и в силу ст. 4, 18 Закона о недрах не могло повлиять на установленный региональным законодательством порядок официального опубликования. Ссылается на осведомленность заявителя относительно существующего порядка в силу того, что последний уже получал право пользования недр в отношении иных участков после издания приказа и официального опубликования перечня участков местного значения.
Также как и Министерство акцентирует внимание на различной природе перечней, публикуемых в соответствии с Порядком N 428 и в соответствии с положениями ст. 11 Закона N 114-ПК на основании приказов Министерства. Отмечает, что представленным проектом изменений в Закон N 114-ПК Министерство подтверждает волю законодателя в отношении положений ст. 11 Закона; заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона от 21.03.2022 N 18-08-21-исх-1 содержит указание о цели принятия изменений - во избежание ошибочной трактовки требований к порядку подачи заявок. Обращает внимание на выявление запретов использования спорного участка, его предоставлении в пользование в границах с учетом таких запретов и ограничений, что согласуется с положениями ст. 8 Закона РФ о недрах, которой противоречат выводы суда о том, что после включения участка недр местного значения в перечень ссылки на данный факт являются необоснованными. При наличии нормативно установленных ограничений пользования недр не имеется оснований для предоставления прав пользования ими.
ООО "Георазведка" и Министерство против удовлетворения жалобы ООО "Пермьуралнеруд" возражают, просят в удовлетворении жалобы заявителя отказать, удовлетворив жалобы, поданные ими.
В отзыве, представленном непосредственно в судебном заседании, Министерство поддерживает доводы жалобы ООО "Георазведка".
ООО "Пермьуралнеруд" против удовлетворения жалоб Министерства и ООО "Георазведка" возражает, просит отказать в их удовлетворении, кроме того, в связи с позицией о неправомерном привлечении ООО "Георазведка" к участию в деле, считает имеющимися основания для прекращения производства по жалобе третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, доводы жалоб, а также письменных отзывов в отношении жалоб друг друга поддерживали.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, 16.12.2021 на сайте Минприроды Пермского края опубликовано утвержденное дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю от 16.11.2021.
Пункт 7 дополнения к перечню от 16.11.2021 содержал указание на участок недр местного значения Пограничный (Осинский городской округ, Частинский и Еловский муниципальные округа, вид полезного ископаемого - гравийно-песчаная смесь) площадью 134 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что Пограничный участок гравийно-песчаной смеси включен в перечень по заявке ООО "Георазведка" в соответствии с Порядком N 428; испрашиваемое целевое назначение работ на участке недр - геологическое изучение (поиски и оценка месторождения гравийно-песчаной смеси).
02.12.2021 ООО "Пермьуралнеруд" обратилось в Минприроды Пермского края с заявкой на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр.
Письмом от 23.12.2021 исх. N 30-01-20.2-6724 Минприроды Пермского края направило в адрес ООО "Пермьуралнеруд" ответ о том, что предоставление права пользования участком недр местного значения (УНМЗ) Пограничный для геологического изучения осуществляется после согласования такой возможности с уполномоченными органами; заявки принимаются в течение 30 дней с момента официального опубликования перечня УНМЗ, предоставляемых в пользование с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных ископаемых, за счет средств пользователей недр, формы заявки и требований к документам и сведениям, прилагаемым к ней, на сайте Министерства и в Бюллетене правовых актов, считая с даты первой публикации.
Относительно публикации Перечня на сайте Министерства, послужившей основанием для обращения заявителя с заявкой, в данном письме содержится указание, что такая публикация носит процедурный характер и основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения УНМЗ не является. Отдельно ООО "Пермьуралнеруд" разъяснено право подачи соответствующей заявки после публикации перечня в установленном порядке.
Расценив изложенное в письме Министерства от 23.12.2021 исх. N 30-01-20.2-6724 в ответ на заявку на получение права пользования недрами в качестве отказа в предоставлении в пользование испрашиваемого участка, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 Минприроды Пермского края дополнение к перечню УНМЗ; полагая действия Министерства по отказу в приеме заявки ООО "Пермьуралнеруд" со ссылками на процедурный характер осуществленной 16.11.2021 на сайте Министерства публикации дополнения к перечню и бездействие по непринятию решения о предоставлении заявителю права пользования УНМЗ Пограничный, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 дополнение к перечню УНМЗ по Пермскому краю, незаконными, а свои права и законные интересы в сфере экономической деятельности нарушенными, ООО "Пермьуралнеруд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым с учетом уточнения требований заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции установил наличие совокупности правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, признав незаконным отказ Министерства в принятии заявки ООО "Пермьуралнеруд", выраженный в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724, с возложением на Министерство в порядке устранения нарушения и восстановления прав заявителя обязанности рассмотреть заявку от 02.12.2021 в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и письменных отзывах, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 1.2 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон РФ о недрах), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.3 Закона РФ о недрах, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности, хранилищ углеводородного сырья, и (или) используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
На основании статьи 18 Закона РФ о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из оснований предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (пункт 7 стать 10.1 Закона РФ о недрах).
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края, установлены Законом Пермского края от 09.11.2012 N 114-ПК "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края" (далее - Закон N 114-ПК).
В силу подпункта 1 части 1 статьи 4 Закона N 114-ПК участки недр местного значения могут быть предоставлены, в том числе для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 114-ПК предоставление в пользование участков недр местного значения с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется в отношении участков недр местного значения, включенных в утвержденные уполномоченным органом перечни участков недр местного значения, - для участков недр местного значения, геологическое изучение которых осуществляется за счет средств пользователей недр.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней утвержден Приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428.
Согласно п. 2 Порядка N 428 в перечень участков недр местного значения включаются участки недр на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу п. 9 Порядка N 428 в случае если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения соответствует требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения), направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение в органы государственной власти, приведенные в указанном пункте, которые рассматривают поступившую информацию об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения, в течение 30 рабочих дней со дня ее поступления.
В дальнейшем происходит рассмотрение заявки с учетом поступившей от органов государственной власти информации и принятие решения о включении (отказе во включении) участка недр в перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения (пункт 11 Порядка N 428); формирование проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню УНМЗ (пункты 12, 13, 14 Порядка); направление проекта перечня либо дополнения к ранее утвержденному перечню в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию (пункт 14 Порядка), который по результатам рассмотрения проекта перечня (дополнений к нему) направляет в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации письмо о согласовании или об отказе в согласовании проекта перечня УНМЗ или дополнения к ранее утвержденному перечню (пункт 15 Порядка).
В соответствии с п. 17 Порядка N 428 орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает согласованный территориальным органом Федерального агентства по недропользованию проект перечня участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его получения.
Утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его утверждения.
В части 4 статьи 11 Закона N 114-ПК закреплено, что заявка на получение права пользования участком недр местного значения для целей геологического изучения участков недр местного значения за счет средств пользователя недр на участке недр местного значения подается не позднее 30 дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения, считая с даты первой публикации. Заявка рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня окончания приема заявок.
Согласно части 6 статьи 11 Закона N 114-ПК отказ в приеме заявки может последовать в случаях, если заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует части 2, части 2.1 статьи 11 Закона N 114-ПК, заявитель умышленно представил о себе недостоверные сведения, заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми, техническими и технологическими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, если в случае предоставления права пользования участком недр местного значения данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю (часть 7 статьи 11 Закона N 114-ПК).
Согласно части 8 статьи 11 Закона N 114-ПК в случае поступления двух или более заявок на геологическое изучение одного и того же участка недр местного значения уполномоченным органом принимается решение о проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по данному участку недр местного значения.
Представленным в материалы дела протоколом осмотра доказательств от 21.12.2021, произведенного нотариусом Салаховой Э.М., подтверждается и сторонами не оспаривается, что 16.12.2021 на официальном сайте Министерства были опубликованы дополнения к перечню участков недр местного значения от 16.11.2021. Спорный участок недр включен в указанный перечень.
Установив факт публикации дополнения к перечню участков недр местного значения, заявитель, реализуя правомочия, предусмотренные частью 4 статьи 11 Закона N 114-ПК, 02.12.2021 обратился в Министерство с заявкой на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр.
Как указывалось выше, Министерство отказало в приеме заявки ООО "Пермьуралнеруд" от 02.12.2021 на получение права пользования недрами (участок недр Пограничный), мотивировав свой отказ в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724 тем, что публикация Перечня участков недр местного значения по Пермскому краю, утвержденного и размещенного на сайте Министерства 16.11.2021, носит процедурный характер и не является основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения участков недр местного значения.
По убеждению Министерства, заявки на получение права пользования недрами могут быть поданы лишь после того, как в соответствии с устоявшейся с момента принятия Закона N 114-ПК в 2012 г. и до утверждения Порядка N 428, в период действия приказа Роснедр от 15.06.2012 N 687, не предусматривавшего публикации перечня УНМЗ, практикой лицензирования, Министерством будут проведены согласования с уполномоченными органами Пермского края, участвующими в процессе лицензирования на предмет наличия ограничений с целью установления или изменения границ участка недр местного значения, в том числе ФБУ "Администрация "Камводпуть", Камским бассейновым водным управлением; принятия приказа Министерства о геологическом изучении УНМЗ за счет пользователей недр, содержащего перечень УНМЗ, предоставляемых в пользование с целью геологического изучения в отношении конкретных участков недр, а также формы заявки и требования к документам и сведениям, прилагаемым к ней, и его публикации на сайте Министерства и в Бюллетене правовых актов.
Не усматривая оснований для признания позиции Министерства по спорному вопросу обоснованной, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Действительно, ранее существовал иной порядок формирования и включения участков недр местного значения в перечень согласно ранее действовавшему Приказу Роснедр от 15.06.2012 N 687, который не предусматривал процедуру публикации перечня УНМЗ.
В этой связи Министерством, толкующим положения части 4 статьи 11 Закона N 114-ПК об официальном опубликовании перечня участков недр местного значения, в отсутствии в Законе и иных нормативных актах раскрытия соответствующего понятия, источников официального опубликования, был выработан порядок действий, направленный на опубликование соответствующих сведений в порядке публикации правовых актов через издание приказа.
Однако в рассматриваемом случае, в связи с утверждением нового Порядка N 428, конкретизирующего источники официальной публикации утвержденного перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения, которыми признаны официальный сайт органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, Министерство должно было руководствоваться положениями Порядка N 428.
Судом исследованы и отклонены доводы Министерства и третьего лица о том, что публикация в порядке исполнения Приказа N 428 носит процедурный характер, предшествующий публикации в порядке исполнения ст. 11 Закона N 114-ПК, непосредственным образом конкретизирующей участки недр местного значения именно с целью геологического изучения.
Из буквального толкования положений п. 17 Порядка N 428 указанное не следует; основания для выводов о нераспространении данной нормы на УНМЗ для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (п. 7 ст. 10.1 Закона РФ о недрах) апелляционным судом также не установлены.
Напротив, из положений Порядка N 428 усматривается, что процедура подготовки, рассмотрения, согласования, утверждения и опубликования перечней участков недр местного значения одинаковая вне зависимости от того, на каком из оснований, предусмотренных статьей 10.1 Закона РФ о недрах, участок недр местного значения будет предоставлен в пользование в будущем.
Законом не предусмотрена дополнительная публикация перечня участков недр местного значения, после которой следует подавать заявки на геологическое изучение участков недр, равно как и отсутствуют нормы, регламентирующие принятие Министерством приказа об опубликовании перечня, формы заявки и требований к документам и сведениям, прилагаемым к ней.
Требования к заявке и прилагаемым к ней документам непосредственным образом закреплены в части 2 статьи 11 Закона N 114-ПК.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки на получение права пользования недрами содержится в статье 14 Закона РФ о недрах и части 6 статьи 11 Закона N 114-ПК.
Отсутствие приказа компетентного государственного органа (в данном случае Минприроды Пермского края) об опубликовании перечня участков недр местного значения, несоответствие заявки утвержденной им форме и отсутствие утвержденного перечня прилагаемых к заявке документов не отнесены законом к основаниям для отказа в приеме заявки.
Тем самым, указывая на необходимость издания приказа, дополнительной публикации, Министерство не обосновывает свои аргументы правовыми нормами, делая лишь отсылку к сложившейся практике лицензирования, которая ничем не регламентирована.
Ссылки Министерства в жалобе на необходимость осуществления ряда дополнительных согласований после включения участка недр в перечень либо дополнение к нему, в том числе в целях выявления ограничений, установления или изменения границ участка недр местного значения также на каких-либо правовых положениях не основываются, обоснованы лишь сложившейся практикой, кроме того, противоречат правовым положениям Порядка N 428, в соответствии с которыми исчерпывающая информация о предлагаемом к включению в дополнение к перечню участке недр местного значения участке недр, оценка информации от органов государственной власти о возможных запретах и ограничениях, подлежит получению и проверке Минприроды Пермского края в установленном порядке до утверждения и опубликования дополнения к перечню, с учетом того, что п. 16 Порядка N 428 прямо предусматривает основания для отказа в согласовании проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения.
Дополнение к перечню УНМЗ, как усматривается из письма Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 06.05.2022 (представлено заявителем 01.06.2022 в электронном виде ходатайством о приобщении доказательств), было согласовано письмом Департамента от 11.11.2021.
Тем самым, утверждению и опубликованию дополнения к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю предшествовала процедура согласования, регламентированная вышеприведенными положениями Порядка N 428, которую следует считать соблюденной.
С учетом изложенного, позиция Министерства, поддерживаемая ООО "Георазведка", о процедурном, информационном характере спорной публикации дополнений к перечню во исполнение требований Порядка N 428 признана безосновательной.
Осведомленность заявителя относительно сложившейся в Министерстве практики лицензирования, на что в своей жалобе указывает третье лицо, не свидетельствует о противоправности поведения последнего по подаче заявки, основываясь на буквальном толковании норм действующего на момент обращения с заявкой законодательства, в полной мере позволяющего реализовать соответствующие правомочия после публикации дополнений к перечню УНМЗ.
Дальнейшее выявление ограничений в отношении участка, может являться основанием для принятия соответствующих нормативным положениям законодательства о недрах решений, однако в качестве обоснования процедурного, информационного характера публикации и совершения Министерством ряда дополнительных действий, согласований, помимо предусмотренных Порядком N 428, перед последующей публикацией принято быть не может.
Ссылки Министерства и третьего лица на разработку проекта Закона Пермского края "О внесении изменений в Закон Пермского края "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края", уточняющего наименование публикуемого перечня, во избежание неверного толкования установленных требований в связи с вступлением в силу приказа Роснедр от 06.10.2020 N 428, также являлись предметом исследования суда и обоснованно им отклонены с учетом того, что при подаче заявки и при рассмотрении Министерством вопроса о ее принятии/отклонении и заявитель, и государственный орган должны исходить из законодательства, действующего в момент совершения данных действий.
Доводы жалоб Министерства и ООО "Георазведка", сводящиеся к тому, что положениями п. 17 Порядка N 428 предусматривается опубликование перечня участков недр для конкретной цели - размещения информации о проведении торгов, следовательно, публикация в соответствии с п. 17 Порядка N 428 не является основанием для предоставления заявки без проведения торгов и носит дополнительный информационный характер, сводятся к собственной интерпретации названных положений в отрыве от их действительного смысла и содержания, а также норм, регламентирующих спорные правоотношения, которыми (в частности, положения части 8 статьи 11 Закона N 114-ПК) сама по себе необходимость проведения торгов может следовать лишь в случае поступления двух или более заявок на геологическое изучение одного и того же участка недр местного значения.
Спорные положения п. 17 Порядка N 428 указания на подобного рода исключения относительно осуществления публикации лишь в отношении участков, подлежащих предоставлению по итогам торгов, не содержат; буквальное значение содержащихся в данном пункте слов и выражений при их сопоставлении с другими положениями Порядка и норм законодательства о недрах в целом, об обратном не свидетельствует; позицию Министерства и ООО "Георазведка" не подтверждает.
В рассматриваемом случае, с учетом положений п. 17 Порядка N 428 и части 8 статьи 11 Закона N 114-ПК, Министерство должно было опубликовать на своем официальном сайте утвержденное дополнение к перечню участков недр местного значения. Публикация на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru) не требовалась, поскольку в соответствии частью 8 статьи 11 Закона N 114-ПК решение о проведении аукциона на получение права пользования недрами принимается в случае поступления двух или более заявок на геологическое изучение одного и того же участка недр местного значения.
Тем самым, обязанность опубликовать на сайте torgi.gov.ru дополнение к перечню участков недр местного значения возникла бы у Министерства, если бы в течение 30 дней с момента опубликования перечня поступили две или более заявки на предоставление в пользование одного и того же участка недр.
Материалами дела подтверждается и не является спорным, что в течение 30 дней с момента официального опубликования Министерством дополнения к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю, осуществленного 16.11.2021 в соответствии с положениями п. 17 Порядка N 428, ООО "Пермьуралнеруд" подана единственная заявка на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный участок (пункт 7 дополнения к перечню) для целей геологического изучения за счет средств пользователя недр.
При совокупности вышеизложенного, отказ в приеме заявки общества, мотивированный исключительно тем, что дополнение к перечню, опубликованное на сайте Министерства 16.11.2021, не может быть признано опубликованием в смысле, придаваемом Законом N 114-ПК, не основан на нормах действующего на момент обращения ООО "Пермьуралнеруд" с заявкой законодательства о недрах, соответственно, правомерно признан незаконным судом, нарушающим права и законные интересы заявителя, как лица, единственно подавшего заявку в установленный законом 30-дневный срок после соответствующей публикации, и, как следствие, имеющего право претендовать на получение права пользования таким участком на условиях, предусмотренных Законом, в отсутствии иных ограничений и оснований для отклонения соответствующей заявки, которые, в силу того, что заявка по существу не рассматривалась, не устанавливались Министерством.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания отказа Министерства в принятии заявки, изложенного в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724, незаконным.
При восстановлении нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд, обязывая соответствующий орган совершить определенные действия, не должен подменять функции этого органа. При этом указанные действия не должны противоречить действующему законодательству РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных или муниципальных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суды не вправе подменять органы, осуществляющие публичные полномочия, по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе путем указания на конкретные действия, которые необходимо совершить данным органам в целях устранения допущенных ими нарушений и восстановления прав заинтересованных лиц, ограничивать объем полномочий публичных органов и способы восстановления нарушенных прав и законных интересов, при этом возложенная на компетентный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя предполагает совершение ответчиком всех необходимых и достаточных для этого действий и принятия действенных мер, входящих в компетенцию этого органа.
Суд апелляционной инстанция считает, что судом первой инстанции избран надлежащий способ восстановления нарушенных прав заявителя, соответствующий требованиям подпункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Поскольку решение о предоставлении в пользование участка недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения должно быть принято заинтересованным лицом по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов в соответствии с требованиями законодательства о недрах, суд не может, подменяя Министерство, проверить представленную заявку на соответствие ее закону.
Учитывая, что принятие решения о наличии (отсутствии) оснований для предоставления в пользование испрашиваемого участка недр не находится в компетенции арбитражного суда, суд первой инстанции, исходя из предмета заявленных требований и установленных по делу обстоятельств, сделал правильный вывод о том, что способом восстановления нарушенных прав заявителя в данном случае является возложение на Министерство обязанности рассмотреть заявку общества от 02.12.2021.
При этом вынесенным решением судом не предрешен результат рассмотрения заявки, как ошибочно полагают Министерство и третье лицо. На заинтересованное лицо в пределах его полномочий возложена обязанность рассмотреть заявку и принять мотивированное, соответствующее нормам действующего законодательства решение.
При таких обстоятельствах, с учетом нахождения вопроса по рассмотрению заявки общества и принятию решения о предоставлении участка недр в пользование в исключительной компетенции Министерства, отказ в удовлетворении оставшейся части требований заявителя следует признать обоснованным.
Вопреки доводам жалобы заявителя, суд в обжалуемом решении мотивировал свой отказ в удовлетворении оставшейся части требований.
Выводы суда о признании незаконным именно отказа в приеме заявки общества и отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в оставшейся части обоснованы судом тем обстоятельством, что Министерством фактически был произведен не отказ в предоставлении участка в пользование при рассмотрении заявки по существу, а имело место ее нерассмотрение как таковой.
Не усматривая оснований для принятия доводов жалобы ООО "Пермьуралнеруд" о нарушении судом ч. 2 ст. 169, ч. 4 ст. 170 АПК РФ в связи с неуказанием в решении мотивов в части установления порядка срока исполнения решения суда в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу, а не с даты его принятия, апелляционный суд руководствуется следующим.
В силу части 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
С учетом приведенных положений, установление судом иных сроков является правом суда, относится к его исключительному усмотрению и в дополнительном обосновании не нуждается.
Какого-либо процессуального нарушения в связи с привлечением судом по ходатайству Министерства в качестве третьего лица ООО "Георазведка" апелляционный суд не усматривает.
С учетом того, что ООО "Георазведка" было инициировано включение спорного участка в дополнение к перечню УНМЗ, именно указанными обстоятельствами Министерство обосновывало свое ходатайство о привлечении третьего лица, суд в целях правильного и всестороннего рассмотрения дела по существу, недопущения возможного нарушения прав указанного лица, правомерно счел возможным привлечь ООО "Георазведка" к участию в деле.
Каких-либо нарушений процессуальных прав заявителя в связи с удовлетворением данного ходатайства апелляционный суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку выводов суда в отсутствие на то достаточных оснований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судом не допущены.
В удовлетворении жалоб ООО "Пермьуралнеруд", Министерства и ООО "Георазведка" следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июня 2022 года по делу N А50-1531/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд", Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, общества с ограниченной ответственностью "Георазведка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1531/2022
Истец: ООО "ПЕРМЬУРАЛНЕРУД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО ГЕОРАЗВЕДКА
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8643/2022
20.09.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10144/2022
26.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10144/2022
17.06.2022 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-1531/2022