город Омск |
|
26 августа 2022 г. |
Дело N А70-24821/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 26 августа 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4979/2022) общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2022 по делу N А70-24821/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" (ОГРН 1167232079827, ИНН 7203393952, адрес: 625048, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 44-А/1, офис 220) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (ОГРН 1077203060230, ИНН 7204117779, адрес: 625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15), о признании незаконными действий, о признании недействительным решения от 14.09.2021 N 12, и к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (адрес: 625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15) о признании незаконными действий, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979, адрес: 625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15),
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" - Бекетова Е.С. по доверенности от 01.11.2021, Лосева Р.В., решение единственного участника общества;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Ташлановой Т.Б. по доверенности от 10.12.2021,
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - Липчинской Н.П. по доверенности от 27.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ВЕЛЕС") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее по тексту - Инспекция, МИФНС N 14 по ТО) со следующими требованиями:
признать незаконными действия, выразившиеся:
в непредоставлении в установленный срок государственной услуги - государственная регистрация внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении ООО "ВЕЛЕС" в связи с возложением полномочий руководителя на Лосева Р.В. (далее по тексту - требование N 1);
в незаконной организации проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении нового назначенного руководителя юридического лица путем проведения опроса, в проведении опроса работниками Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее по тексту - ИФНС N 3 по г.Тюмени) в отсутствие поручения органа, предоставляющего государственную услугу (далее по тексту - требование N 2);
в непредоставлении документов, связанных с принятием решения о приостановлении государственной регистрации по требованию в жалобе от 30.08.2021 (далее по тексту - требование N 3);
в незаконной организации проверки достоверности сведений в отношении адреса государственной регистрации ООО "ВЕЛЕС" (далее по тексту - требование N 4);
в указании в протоколе N 742 осмотра объекта недвижимости от 02.09.2021 неустановленных сведений "Невозможно установить" о месте нахождения ООО "ВЕЛЕС" (далее по тексту - требование N 5);
в непринятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения (далее по тексту - требование N 6);
признать недействительным решение от 14.09.2021 N 12 об отказе в удовлетворении жалобы от 30.08.2021 на решение без номера от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации.
Также обществом заявлены требования к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - УФНС по ТО, Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении срока направления решения по жалобе от 29.09.2021 на решение от 14.09.2021 N 12 и.о. начальника об отказе в удовлетворении жалобы от 30.08.2021 на решение без номера от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации и по жалобе от 29.09.2021 на действия и.о. начальника МИФНС России N 14 по ТО по организации и проведении проверки достоверности сведений в отношении юридического адреса ООО "ВЕЛЕС".
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИФНС N 3 по г. Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2022 по делу N А70-24821/2021 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВЕЛЕС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе общество считает принятое решение незаконным, ссылается на нормы части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
27.06.2022 от общества поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе. Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает на следующие доводы:
- по требованию N 1: заявление поступило в регистрирующий орган 18.08.2021, государственная регистрация осуществлена 29.10.2021, т.е. услуга оказана более чем 56 дн. позднее со дня предоставления документов; суд неправильно истолковал закон; действия регистрирующего органа не соответствуют пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ);
- по требованию N 2: действия регистрирующего органа не соответствуют пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), части 4 пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ; суд неправильно истолковал закон. Права и законные интересы ООО "ВЕЛЕС" в сфере предоставления государственной услуги нарушены не получением государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления; приостановление государственной услуги государственной регистрации сделало невозможным директору Лосеву Р.В. приступить к выполнению своих должностных обязанностей, представлять общество в отношениях с потенциальными заказчиками, покупателями, инвесторами;
- действия регистрирующего органа об организации проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в отношении нового назначенного руководителя юридического лица, не соответствуют пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, пунктам 2, 4 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, пункту 1 статьи 4 Закона N 210-ФЗ, части 2 пункта 47 Административного регламента Приказа ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@. Права и законные интересы ООО "ВЕЛЕС" в сфере предоставления государственной услуги нарушены не получением государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления. Регистрирующий орган организовал проведение опроса, но не указал основания для получения объяснений у Лосева Р.В., ограничил общество в реализации права на получение документов и сведений об основаниях проверки;
- по требованию N 3: суд неправильно истолковал закон; требования в жалобе от 30.08.2021 на решение о приостановлении государственной регистрации, в заявлении от 20.10.2021 о предоставлении информации и документов, в жалобе от 29.09.2021 на проведение работниками ИФНС N 3 по г. Тюмени допроса, не исполнены.
Не предоставление регистрирующим органом документов, связанных с принятием решения о приостановлении государственной регистрации по требованию в жалобе от 30.08.2021, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "ВЕЛЕС" в сфере предоставления государственной услуги на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственной услуги;
- по требованию N 4: суд неправильно истолковал закон; оснований для проведения проверки путем осмотра помещения общества, установленных частями 1, 2 пункта 2 Оснований к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, не имелось; регистрирующий орган не представил доказательств, что использование указанного в заявлении адреса (места нахождения) не обеспечит связь с юридическим лицом. При отсутствии в ФИАС сведений об адресе юридического лица, регистрирующим органом проверка достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, предусмотренная пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, не проводится;
- по требованию N 5: судом не учтено, что к началу осмотра места нахождения общества 02.09.2021 в распоряжении специалиста регистрирующего органа имелись документы, подтверждавшие достоверность сведений об адресе (письмо ООО "ВЕЛЕС" от 01.07.2021 с пояснениями достоверности адреса государственной регистрации и приложением договора аренды), контактные данные нового руководителя (заявление Лосева Р.В. о государственной регистрации изменений в сведения, с указанием контактного номера телефона и адреса электронной почты) и факт приостановки регистрирующим органом оказания государственной услуги государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о назначении нового директора (решение МИФНС России N 14 по ТО от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации). Также в распоряжение специалиста регистрирующего органа поступили 02.09.2021 пояснения от представителя общества о ведении деятельности по данному адресу, о процедуре включения нового директора в ЕГРЮЛ; имеются пояснения бухгалтера собственника помещения об аренде обществом помещения N 220 по договору от 14.05.2019 с приложением дополнительного соглашения от 01.06.2021 N 3 к договору, акта сверки расчётов. Действия специалиста регистрирующего органа не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы ООО "ВЕЛЕС" в сфере предоставления государственной услуги на получение государственной услуги в соответствии со стандартом ее получения, на достоверность включенных в реестр сведений, на законность действий регистрирующего органа при ведении государственных реестров;
- по требованию N 6: выводы суда отсутствуют; исчерпывающие меры приняты регистрирующим органом позднее установленных пяти рабочих дней со дня принятия решения, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы ООО "ВЕЛЕС" в сфере предоставления государственной услуги на получение государственной услуги в соответствии со стандартом ее получения, на достоверность включенных в реестр сведений, на законность действий регистрирующего органа при ведении государственных реестров;
- по требованию к УФНС по ТО: вывод суда не соответствует установленным судом обстоятельствам дела. Жалоба общества от 22.09.2021 на решение от 14.09.2021 N 12 зарегистрирована в УФНС по ТО 05.10.2021; рассмотрение жалобы осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации; по состоянию на 21.10.2021 результат государственной услуги не выдан. Жалоба общества от 29.09.2021 на действия, совершенные МИФНС N 14 по ТО при ведении государственного реестра, получена 29.09.2021, по состоянию на 19.10.2021 результат рассмотрения жалобы не выдан. По мнению подателя жалобы, невыдача вышестоящим регистрирующим органом решений по жалобам в установленные сроки не соответствует закону, в связи с чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предоставления государственной услуги на получение государственной услуги в соответствии со стандартом ее получения, на достоверность включенных в реестр сведений, на законность действий регистрирующего органа при ведении государственных реестров.
В письменных пояснениях к дополнениям к апелляционной жалобе (вх. от 28.06.2022) общество ссылается на нарушение норм процессуального права, а именно пункты 3, 5, 8, 10 части 2 статьи 153 АПК РФ, пункт 7 статьи 11 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012, отказ суда в удовлетворении ходатайств общества об оказании содействия в истребовании в МИФНС N 14 по ТО документов (в судебном заседании 09.03.2022),повлекшие, по мнению апеллянта, нарушение прав и законных интересов заявителя.
Подробно позиция ООО "ВЕЛЕС" изложена в дополнения к апелляционной жалобе и пояснениях к названным дополнениям.
УФНС по ТО, ИФНС N 3 по г. Тюмени и МИФНС N 14 по ТО в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу (вх. от 21.06.2022 и от 23.06.2022) не согласились с доводами жалобы, просили определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
21.06.2022 от ИФНС N 3 по г. Тюмени в апелляционный суд поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
На основании определения от 14.06.2022 удовлетворено ходатайство МИФНС N 14 по ТО об участии в судебном заседании 28.06.2022 путём использования систем видеоконференц-связи; судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Определением от 28.06.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 19.07.2022; апелляционный суд предложил представить: обществу - документы, подтверждающие направление или вручение лицам, участвующим в деле, письменных дополнений к апелляционной жалобе, письменных пояснений к названным дополнениям; Инспекции и Управлению - письменные отзывы на доводы, изложенные в дополнениях и в письменных пояснениях к апелляционной жалобе.
14.07.2022 от Инспекции поступили письменные дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в дополнениях.
От представителя Инспекции, общества и Управления поступили ходатайства о проведении онлайн-заседания, которые удовлетворены апелляционным судом. Судебное заседание 19.07.2022 проведено посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел".
В связи с невозможностью участия 19.07.2022 в судебном заседании судьи Рыжикова О.Ю. и невозможности его замены другим судьей, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 02.08.2022 (определение от 19.07.2022).
Во исполнение определения от 19.07.2022 от общества поступили доказательства направления лицам, участвующим в деле, дополнений к апелляционной жалобе и письменных пояснений (вх. от 29.07.2022).
От ООО "ВЕЛЕС" 01.08.2022 в апелляционный суд поступили письменные возражения к дополнениям к отзыву Инспекции на апелляционную жалобу.
02.08.2022 от УФНС по ТО и Инспекции поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, а от общества - заявление о непроведении судебного заседания в отсутствии представителя ООО "ВЕЛЕС", об объявлении перерыва в судебном заседании для восстановления технической возможности участия в онлайн-заседании.
Определением от 05.08.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 25.08.2022, с целью обеспечения прав общества на участие в судебном заседании; предоставления возможности Инспекции, Управлению, третьему лицу представить отзыв на дополнения ООО "ВЕЛЕС", поступившие 01.08.2022.
Определением от 11.08.2022 суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство МИФНС N 14 по ТО об участии в судебном заседании 25.08.2022 путём использования систем видеоконференц-связи; судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в жалобе, дополнениях к ней, письменных пояснениях к дополнениям к апелляционной жалобе, возражения к дополнениям к отзыву Инспекции.
Представитель МИФНС N 14 по ТО в заседании суда апелляционной инстанции высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу и письменным дополнениям к нему.
Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Учитывая надлежащее извещение ИФНС N 3 по г. Тюмени, участвующего в рассмотрении дела, о времени и месте проведения судебного заседания, отсутствие ходатайства об отложении судебного заседания, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, дополнения к ней, письменные пояснения к дополнениям к апелляционной жалобе, отзывы на жалобу (с дополнениями), письменные к дополнениям к отзыву, материалы дела, заслушав представителей, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением единственного участника ООО "ВЕЛЕС" от 16.08.2021 N 6 прекращены полномочия директора общества Яблочкина А.В., директором ООО "ВЕЛЕС" с 16.08.2021 назначен Лосев Роман Викторович.
18.08.2021 документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, представлены в регистрирующий орган.
25.08.2021 регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений. Указанное решение обжаловано обществом руководителю регистрирующего органа 30.08.2021; в удовлетворении жалобы отказано решением руководителя МИФНС N 14 по ТО от 14.09.2021N 12. Решение обжаловано обществом в вышестоящий регистрирующий орган 01.10.2021 путем подачи жалобы в УФНС по ТО. В удовлетворении жалобы отказано решением от 20.10.2021 N 728.
30.08.2021 к представленным документам на государственную регистрацию заявителем поданы пояснения.
13.09.2021 заявитель прибыл в регистрирующий орган, где был опрошен должностными лицами ИФНС N 3 по г. Тюмени по обстоятельствам, связанным с подачей документов для регистрации нового руководителя ООО "ВЕЛЕС". Должностные лица ИФНС N 3 по г. Тюмени отказали заявителю в предоставлении документов, подтверждающих наличие у них полномочий на проведение опроса заявителя от имени регистрирующего органа.
02.09.2021 регистрирующим органом проведена проверка адреса государственной регистрации ООО "ВЕЛЕС", путем проведения осмотра помещения по адресу государственной регистрации общества, по результатам которой составлен протокол осмотра от 02.09.2021 N 742. Указанные действия обжалованы обществом в вышестоящий регистрирующий орган 29.09.2021 путем подачи жало ы в УФНС по ТО. Решением от 20.10.2021 N 728 обществу в удовлетворении жалобы отказано.
В дальнейшем регистрирующим органом принято решение N 15654А об отказе в государственной регистрации в отношении общества. Данное решение обжаловано 29.09.2021 в УФНС по ТО, жалоба удовлетворена решением от 20.10.2021 N 728, регистрирующему органу поручено вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации ООО "ВЕЛЕС" в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения решения, о чем уведомить заявителя и УФНС по ТО.
Не согласившись с действиями МИФНС N 14 по ТО в части нарушения сроков предоставления государственной услуги, принятия решения от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации, отсутствия законных оснований для организации проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении вновь назначенного руководителя общества, непредставления регистрирующим органом документов, связанных с принятием решения о приостановлении государственной регистрации, незаконной организации проверки достоверности сведений в отношении адреса регистрации, внесение неустановленных сведений в протокол N 742 осмотра объекта недвижимости о местонахожденииобщества, а также с действиями ИФНС N 3 по г. Тюмени в части проведения проверки достоверности включаемых в представленные для внесения в ЕГРЮЛ документов путем опроса заявителя без поручения регистрирующего органа, с действиями УФНС по ТО, выразившихся в нарушении срока направления решения по жалобе от 29.09.2021 на решение от 14.09.2021 N 12 и.о. начальника об отказе в удовлетворении жалобы от 30.08.2021 на решение без номера от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации и по жалобе от 29.09.2021 на действия и.о. начальника МИФНС N 14 по ТО по организации и проведении проверки достоверности сведений в отношении юридического адреса ООО "ВЕЛЕС", общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 198 АПК РФ, статьёй 1, пунктом 4 статьи 5, пунктом 4.2, абзацами вторым, третьим пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, исследовав материалы дела, отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, признав, что оспариваемые действия Инспекции и Управления соответствуют действующему законодательству. Оснований для признания недействительным решения от 14.09.2021 N 12 об отказе в удовлетворении жалобы от 30.08.2021 на решение от 25.08.2021 б/н о приостановлении государственной регистрации суд не установил, указал, что решение о приостановлении государственной регистрации принято в соответствии с пунктами 4.2, 4.4 Закона N 129-ФЗ, Приказа ФНС от 11.02.2016 N 72 для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в установленный законом срок, содержит основания приостановления и срок, в течение которого заявитель вправе представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений включаемых в единый государственный реестр, подтверждено решением вышестоящего налогового органа. Суд отклонил доводы заявителя о нарушении сроков направления решения по жалобе от 29.09.2021 на решение от 14.09.2021 N 12 и.о. начальника об отказе в удовлетворении жалобы от 30.08.2021 на решение от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации и по жалобе от 29.09.2021 на действия и.о. начальника МИФНС N 14 по ТО по организации и проведению проверки достоверности сведений в отношении общества.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Регулирование отношений, связанных с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также с ведением ЕГРЮЛ осуществляется на основании Закона N 129-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридическихлицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Законом.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Законом
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменения.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (пункт 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В абзацах втором и третьем пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц. Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
Из материалов настоящего дела следует и было выше сказано, что 18.08.2021 в регистрирующий орган почтовым отправлением на государственную регистрацию представлены документы в отношении юридического лица ООО "ВЕЛЕС" (ОГРН 1167232079827, ИНН 7203393952) для изменения сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (заявитель - Лосев Р.В.), а именно, заявление по форме N Р13014, в котором содержались сведения о прекращении полномочий руководителя ООО "ВЕЛЕС" Яблочкина А.В. (лист "И" заявления) и сведения о возложенииполномочий на Лосева Р.В. (лист "И" заявления).
МИФНС N 14 по ТО на основании пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации с целью проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в котором заявителю в срок до 14.09.2021 предложено представить документы и пояснения относительно представленных сведения, для включения в ЕГРЮЛ.
При проведении контрольных мероприятий 02.09.2021 должностным лицом МИФНС N 14 по ТО произведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу ООО "ВЕЛЕС", заявленному в ЕГРЮЛ - офис N 220 по ул.Мельникайте, д. 44А/1 в г. Тюмени (протокол осмотра объекта недвижимости N 742). Из протокола следует, что место нахождения ООО "ВЕЛЕС" по указанному адресу установить невозможно.
13.09.2021 по поручению регистрирующего органа сотрудником ИФНС N 3 по г. Тюмени осуществлен допрос Лосева Р.В.
Из заключения ИФНС России по г. Тюмени N 3 в отношении претендента на должность руководителя ООО "ВЕЛЕС" Лосева Р.В. следует, что вносимые изменения в ЕГРЮЛ вызывают сомнения относительно их достоверности.
Решением МИФНС N 14 по ТО от 14.09.2021 N 12 жалоба общества на незаконность принятия решения о приостановлении государственной регистрации оставлена без удовлетворения.
24.09.2021 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации N 15654А по основанию подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
УФНС по ТО, рассмотрев жалобу от 29.09.2021, дополнение к жалобе от 11.10.2021 N б/н Лосева Р.В. на решение МИФНС N 14 по ТО от 24.09.2021 N 15654А об отказе в государственной регистрации изменения сведений о руководителе юридического лица ООО "ВЕЛЕС", содержащихся в ЕГРЮЛ, посчитало, что решение регистрирующего органа от 24.09.2021 N 15654А подлежит отмене. Жалоба Лосева Р.В. удовлетворена; решено МИФНС N 14 по ТО вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации ООО "ВЕЛЕС" (вх. N 15654А от 24.09.2021), в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения настоящего решения (решение от 20.10.2021 N 728).
29.10.2021 регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации прекращения полномочий руководителя Яблочкина А.В. и сведений о возложении полномочий на Лосева Р.В.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил требование заявителя о признании незаконными действий Инспекции, выразившиеся в непредставлении в установленный срок государственной услуги по государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с возложением полномочий руководителя на Лосева Р.В. (требование N 1), отмечая, что нормы пункта 1 статьи 8, абзацев второго, третьего пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ соблюдены.
Так, заявление ООО "ВЕЛЕС" по форме N 13014 поступило в регистрирующий орган 18.08.2021, решение о приостановлении государственной регистрации принято 25.08.2021 (5 рабочих дней), решение об отказе в государственной регистрации принято 24.09.2021 (срок менее одного месяца с момента приостановления).
После отмены решения об отказе в государственной регистрации УФНС по ТО 20.10.2021 в связи с жалобой общества и поступлением 25.10.2021 решения N 728 в регистрирующий орган, по представленному ранее комплекту документов решение о регистрации принято 29.10.2021 (вх. от 25.10.2021 N 20225А) в течение 5 рабочих дней (ГРН записи 2217200330940), что соответствует требованиям пункта 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отклонении доводов заявителя о незаконной проверке достоверности вносимых изменений в ЕГРЮЛ в отношении вновь назначенного директора путем проведения опроса, в проведении опроса сотрудниками ИФНС N 3 по г. Тюмени (требование N 2).
Согласно пункту 6 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Порядок) мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся регистрирующим органом, а в установленных пунктом 11 настоящих оснований и порядка случаях могут проводиться по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами ФНС России.
Решение от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации принято регистрирующим органом во исполнение пунктов 4.2, 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, Приказа ФНС от 11.02.2016 N 72 для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Судом отмечено, что допрос Лосева Р.В. 13.09.2021 проведён сотрудником ИФНС N 3 по г. Тюмени во исполнение запроса (поручения) сотрудника регистрирующего органа, направленного в автоматическом порядке.
В части требования N 3 о непредставлении документов, связанных с принятием решения о приостановлении государственной регистрации по требованию в жалобе от 30.08.2021, суд указал, что в период рассмотрения жалобы от 22.09.2021, других заявлений общества, представитель ООО "ВЕЛЕС" по доверенности Бекетов Е.С. был ознакомлен с документами, явившимися основанием для организации и проведении проверки достоверности сведений включённых в ЕГРЮЛ, что отражено в решении УФНС по Тюменской области от 26.10.2021 N 745.
Соответственно, требование общества в указанной части правомерно отклонено судом.
Отклоняя доводы заявителя о незаконной организации проверки достоверности сведений об адресе государственной регистрации общества (требование N 4), а также об указании в протоколе N 742 осмотра объекта недвижимости от 02.09.2021 неустановленных сведений "невозможно установить" местонахождение общества (требование N 5), суд первой инстанции отметил следующее.
Как указано выше, 02.09.2021 должностным лицом МИФНС N 14 по ТО произведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу ООО "ВЕЛЕС", заявленному в ЕГРЮЛ - офис N 220 по ул. Мельникайте, д. 44А/1 в г. Тюмени, о чем составлен протокол осмотра объекта недвижимости N 742.
В результате осмотра установлено, что по адресу ул. Мельникайте, д. 44А/1 в г. Тюмени офиса с нумерацией 220 не обнаружено; в помещении присутствуют три входа, двери которых заперты, попасть внутрь невозможно, вывеска отсутствует. Место нахождения ООО "ВЕЛЕС" по указанному адресу установить невозможно.
Указанная проверка по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ обществом (г. Тюмень, ул. Мельникайте, д.44А/1) была инициирована регистрирующим органом с целью приведения адреса в соответствие с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС), поскольку согласно пункту 30 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица должен соответствовать сведениям, содержащимся в Государственном адресном реестре.
Надлежит учесть, что документы, подтверждающие нахождение общества по заявленному адресу, представлены ООО "ВЕЛЕС" только 20.09.2021 (в ответ на уведомление от 08.09.2021 N 497).
Регистрирующий орган при осуществлении своих непосредственных функций не только может, но и обязан проводить проверку достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ сведений при возникновении сомнений в достоверности таких сведений (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4.2, 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, определено, что к условиям и способам проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, относится осмотр объекта недвижимости, который в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости.
Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
Вышеуказанный протокол осмотра от 02.09.2021 составлен уполномоченным органом в присутствии двух понятых; по своему содержанию соответствует пункту 14 Порядка.
Учитывая изложенное выше, требование заявителя N 6 (в части обжалования действий Инспекции в непринятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения) удовлетворению не подлежит.
Апелляционный суд принимает во внимание доводы ИФНС N 14 по ТО о том, что решение о приостановлении государственной регистрации от 25.08.2021, решение об отказе в государственной регистрации от 24.09.2021, решение о государственной регистрации от 29.10.2021 направлены обществу на указанный в заявлении адрес электронной почты ( 7167109@mail.ru) в автоматическом режиме программным комплексом АИС Налог-3 Пром в день принятия соответствующего решения.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 129-ФЗ документы, связанные с государственной регистрацией, а именно документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица или изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, с отметкой регистрирующего органа (в случаях государственной регистрации, предусмотренной статьями 12, 14, пунктом 1 статьи 17 настоящего Закона), документ о постановке на учет в налоговом органе (в случае,если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственная регистрация является основанием для постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе) направляются регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.
На основании пункта 4 статьи 23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.
Таким образом, все действия, связанные с государственной регистрацией в отношении ООО "ВЕЛЕС", как регистрирующим органом, так и вышестоящим налоговым органом совершены с соблюдением требований Закона N 129-ФЗ в установленные этим законом сроки.
Относительно требования заявителя о признании недействительным решения от 14.09.2021 N 12 об отказе в удовлетворении жалобы от 30.08.2021 на решение без номера от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации, материалами дела судом установлено, что 14.09.2021 решением N 12 и.о. начальника МИФНС N14 отказано в удовлетворении жалобы ООО "ВЕЛЕС" о приостановлении государственной регистрации. 26.10.2021 вышестоящим налоговым органом - УФНС по ТО решением N 745 отказано в удовлетворении жалобы ООО"ВЕЛЕС" о незаконности решения от 14.09.2021 N 12.
Суд первой инстанции заключил, что решение о приостановлении государственной регистрации является законным и обоснованным, подтверждено решением вышестоящего налогового органа. Данное решение принято в соответствии с пунктами 4.2, 4.4 Закона N 129-ФЗ, Приказа ФНС от 11.02.2016 N 72 для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ; в установленный законом срок, содержит основания приостановления - проверка достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, в решении указан срок, в течение которого заявитель вправе представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений включаемых в единый государственный реестр.
По не оспоренным доводам ИФНС N 14 по ТО, на момент представления в регистрирующий орган документов о прекращении полномочий руководителя Общества Яблочкина А.В. и возложении полномочий на Лосева Р.В., в ЕГРЮЛ имелась запись о недостоверности сведений в отношении руководителя ООО Яблочкина А.В. (запись от 13.07.2022 ГРН 2217200215472). Кроме того, в распоряжении налогового органа имелись протоколы допроса участника ООО "ВЕЛЕС" Зиновьева Н.И. от 13.09.2019 и 22.09.2020, из содержания которых следовало, что это лицо является номинальным участником общества. Также обществом за 2020 год представлялась нулевая отчетность, в собственности ООО "ВЕЛЕС" имущество, земельные участки, транспортные средства не были зарегистрированы.
С учётом этих обстоятельств, 25.08.2021 регистрирующим органом вынесено решение о приостановлении государственной регистрации с целью проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в котором заявителю срок до 14.09.2021 предложено представить документы и пояснения по поводу представленных сведения, для включения в ЕГРЮЛ.
Таким образом, основанием для вынесения решения о приостановлении государственной регистрации внесения изменений послужила необходимость проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ в отношении физического лица Лосева Р.В. в связи с возникновением должностных обязанностей в отношении ООО "ВЕЛЕС".
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции относительно доводов о нарушении сроков направления решения по жалобе от 29.09.2021 на решение от 14.09.2021 N 12 и.о. начальника об отказе в удовлетворении жалобы от 30.08.2021 на решение от 25.08.2021 о приостановлении государственной регистрации и по жалобе от 29.09.2021 на действия и.о. начальника МИФНС N 14 по ТО по организации и проведению проверки достоверности сведений в отношении общества.
Материалами дела не подтверждено нарушение сроков рассмотрения жалобы общества по вопросу о приостановлении государственной регистрации (оказания государственной услуги) или сроков направления решения по такой жалобе не допущено, поскольку общество обратилось в УФНС по ТО с жалобой от 22.09.2021 на решение от 14.09.2021 N 12 по вопросу о правомерности приостановления государственной регистрации 05.10.2021, указанная жалоба была рассмотрена в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в пятнадцатидневный срок (пункт 6 статьи 11.2 указанного Федерального закона).
Решение УФНС по ТО N 745 по рассматриваемой жалобе принято 26.10.2021, в пределах установленного законом срока, 27.10.2021, также в соответствии с пунктом 8 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" решение от 26.10.2021 N 745 было вручено Лосеву Р.В., о чем имеется соответствующая подпись.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что каких-либо нарушений сроков рассмотрения жалобы общества по вопросу о приостановлении государственной регистрации (оказания государственной услуги) или сроков направления решения по такой жалобе не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2022 по делу N А70-24821/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-24821/2021
Истец: ООО "Велес"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Г. Тюмени N 3