г. Владимир |
|
31 августа 2022 г. |
Дело N А43-6004/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.08.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ульяновой Елены Владимировны на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2022 по делу N А43-6004/2022, принятое по заявлению конкурсного управляющего товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества "Коломенские сады" (ИНН 5022560661, ОГРН 1105022003613) Ульяновой Елены Владимировны о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18.02.2022 N 052/01/18.1-359/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Ульянова Елена Владимировна - лично, представлен паспорт гражданина Российской Федерации (участвовала в судебном заседании 17.08.2022);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Казанцев Д.А. по доверенности от 13.09.2021 N ЛШ/19794/21 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (участвовал в судебном заседании 17.08.2022). Копытова О.Г. по доверенности от 17.01.2022 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (участвовала в судебном заседании 24.08.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "ИнвестТорги", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", Васильев Эдуард Васильевич - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве ЕФРСБ https://fedresurs.ru конкурсным управляющим Ульяновой Еленой Владимировной размещено извещение N 7897180 о проведении торгов в электронной форме на право заключения договора по продаже имущества должника ТСН СНТ "Коломенские Сады", в том числе лот N 4 "КПП (сторожка, шлагбаум и противопожарный инвентарь" по цене 96 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "ИнвестТорги" (далее по тексту - Общество) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) с жалобой о нарушении организатором торгов Ульяновой Е.В. требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), гражданского законодательства и законодательства о конкуренции.
Решением Управления от 18.02.2022 N 052/01/18.1-359/2022 жалоба Общества признана обоснованной. Ульянова Е.В. признана нарушившей требования части 19 статьи 110 Закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (о банкротстве)".
Также Управлением Ульяновой Е.В. выдано предписание об устранении нарушений законодательства о закупках N 052/01/18.1-359/2022.
Не согласившись с решением и предписанием, Ульянова Е.В. обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ИнвестТорги", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" и Васильев Эдуард Вячеславович.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе и правовой позиции Ульянова Е.В. ссылается не неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что отсутствует необходимость антимонопольного контроля за торгами, проводимых в рамках дел о банкротстве, поскольку спор о лице (Агенте или Принципале), с которым надлежит заключить договор по результатам торгов никоим образом не свидетельствует об отсутствии состязательности, не нивелирует смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе и такое нарушение не может свидетельствовать об ограничении конкуренции и отсутствии конкурентной борьбы.
В судебном заседании 17.08.2022 Ульянова Е.В. поддержала апелляционную жалобу, после перерыва заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Представители Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили, явку в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2020 по делу N А41-22998/19 ТСН СНТ "Коломенские сады" (ИНН 5022560661) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Ульянова Е.В.
На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве ЕФРСБ https://fedresurs.ru конкурсным управляющим Ульяновой Еленой Владимировной размещено извещение N 7897180 о проведении торгов в электронной форме на право заключения договора по продаже имущества должника ТСН СНТ "Коломенские Сады", в том числе лот N 4 "КПП (сторожка, шлагбаум и противопожарный инвентарь" по цене 96 000 рублей. Задаток по лоту составляет 10%. Величина снижения 10%. Прием заявок: с 9:00 17.01.2022 до 9:00 03.03.2022.
Торги проводились на основании положений статьи 110, пункта 3 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)).
Из протокола N 5765-ОТПП/1/4 от 28.01.2022 об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества следует, что на участие в торгах подана 1 заявка (Общества).
Согласно указанному протоколу Общество признано победителем торгов. Конкурсный управляющий Ульянова Е.В. направила Обществу проект договора купли-продажи от 02.02.2022. Общество, ссылаясь на агентский договор N 24-01-22/04 с Васильевым Эдуардом Вячеславовичем от 24.01.2022, обратилось в Управление с жалобой, в которой указало, что Ульянова Е.В. отказывается заключить договор с Васильевым Э.В.
Управление, рассмотрев жалобу Общества, пришло к выводу, что Общество, заключив агентский договор с Васильевым Э.В., совершило все необходимые действия (подача заявки на участие в торгах агентом, оплата задатка, участие в торгах, победа на торгах), свидетельствующие о намерении приобрести имущество, являющееся предметом торгов, в связи с чем признала организатора торгов нарушившим требования части 19 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 110, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве), статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), указав, что оспариваемое решение принято при наличии предусмотренных Законом о защите конкуренции оснований.
Между тем судом не учтено следующее.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума N 2), вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, должны учитываться судами при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.
Изложенное должно учитываться, в том числе, при толковании норм Закона о защите конкуренции, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем, по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 постановления Пленума N 2.
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(статья 8) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 3), согласно положениям которых обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 N 305-ЭС21-21247).
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.
Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
Указанная правовая позиция была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706, определение от 06.06.2022 N 305-ЭС22-763).
В данном случае антимонопольным органом осуществлён контроль за торгами, проведёнными для продажи имущества товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества. Торги проводились в целях удовлетворения требований кредиторов должника.
При рассмотрении жалобы Общества на действия организатора торгов Управление, признав факт нарушения Ульяновой Е.В. положений пункта 19 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве), тем не менее, в принятом решении не обосновало, каким образом установленное обстоятельство могло сказаться на обеспечении конкуренции либо как продажа имущества должника в деле о банкротстве повлияла на развитие конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Изложенное свидетельствует о превышении антимонопольным органом при рассмотрении жалобы Общества соответствующих полномочий.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требования Ульяновой Е.В., в связи с чем решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Управление.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2022 по делу N А43-6004/2022 отменить.
Решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18.02.2022 N 052/01/18.1-359/2022 признать недействительными.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в пользу Ульяновой Елены Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 450 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6004/2022
Истец: конкурсному управляющему ТСН СНТ "Коломенские сады" Ульяновой Елене Владимировне, Ульянова Елена Владимировна
Ответчик: ООО "ИнвестТорги", ООО "Перспектива" оператор ЭТП "Профит", Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Ульянова Елена Владимировна, Васильев Э.В., эдуард вячеславович васильев
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5911/2023
29.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5673/2022
31.08.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5673/2022
06.06.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6004/2022