г. Пермь |
|
31 августа 2022 г. |
Дело N А60-63256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Гуляковой Г.Н., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 мая 2022 года
по делу N А60-63256/2021
по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280)
к заместителю главного государственного инспектора Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
о признании недействительным представления от 27.10.2021 N 1558,
третье лицо: Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" (ИНН 6686030582, ОГРН 1136686024507),
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики Свердловской области (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.10.2021 N 1558.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2022 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным представление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от 27.10.2021 N 1558, об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное в отношении Министерства социальной политики Свердловской области. Суд обязал Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства социальной политики Свердловской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что оспариваемым представлением на Министра социальной политики Свердловской области А.В. Злоказова обязанности непосредственно по устранению не возложены; по мнению заявителя жалобы, оспариваемое представление, вынесенное в адрес Министерства социальной политики СО, является законным и обоснованным, поскольку ГАУСО СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" является учреждением социального обслуживания, подведомственным Министерству социальной политики Свердловской области на основании Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП); выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки данного учреждения нарушения требований пожарной безопасности, требующих значительных финансовых затрат, свидетельствуют о недостаточном финансировании учреждения в обеспечении пожарной безопасности. Министерство, являясь учредителем в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания, осуществляет их финансирование, являясь распорядителем бюджетных средств, координирует и контролирует их деятельность в соответствии с подпунктом 11 пункта 12 Главы 2 Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП) и организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности подведомственными учреждениями социального обслуживания области.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом рассмотрено заявление Министерства социальной политики Свердловской области о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 12.10.2021 по 21.10.2021 на основании решения от 07.10.2021 N 1593 отделом надзорной деятельности и профилактической работы муниципального образования "город Екатеринбург" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая выездная проверка объекта защиты, расположенного по адресу: г. Екатеринбург ул. Избирателей, д.137, в отношении Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга", в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 21.10.2021 N 1593 и вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 21.10.2021 N1593/1/1.
Постановлением о назначении административного наказания от 27.10.2021 N 1558 ГАУСО СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" юридическое лицо признано виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа.
В соответствии с Уставом ГАУСО СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" является некоммерческой организацией, входит в государственную систему социальных служб Свердловской области. Учредителем и собственником имущества учреждения является Свердловская область. От имени Свердловской области функции и полномочия Учредителя Автономного учреждения в случае, если иное не установлено нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Свердловской области, осуществляет Министерство социальной политики Свердловской области.
Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
В соответствии Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 г. N 485-ПП, Министерство социальной политики Свердловской области в сфере государственного управления осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания, координирует их деятельность.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ГАУСО СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" выявлены причины и условия, способствовавшие его совершению, выразившиеся в следующем: недостаточном финансировании учредителем денежных средств на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
В связи с этим заинтересованным лицом Министерству социальной политики Свердловской области (учредителю проверяемого лица) выдано представление от 27.10.2021 N 1558 о принятии мер к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП.
Не согласившись с вынесенным представлением Министерство социальной политики Свердловской области, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспоренное представление недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что представление является недостаточно обоснованным, немотивированным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к иным выводам и считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отдельное обжалование представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ предусматривает, что организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
Как следует из Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП (ред. от 02.06.2022), в сфере государственного управления Министерство осуществляет, в том числе полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ", координирует их деятельность (подпункт 3 пункта 11 Главы 2 "Полномочия, функции и права Министерства").
Согласно пункту 12 указанной главы в целях реализации возложенных на него полномочий Министерство с целью реализации полномочия, указанного в подпункте 3 пункта 11 настоящего Положения, осуществляет, в том числе следующие функции:
- осуществляет финансирование подведомственных учреждений социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
- осуществляет формирование и утверждение государственного задания для подведомственных учреждений социального обслуживания в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставами подведомственных учреждений социального обслуживания, предоставляет подведомственным учреждениям социального обслуживания субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидии на иные цели, субсидии на осуществление капитальных вложений в соответствии с заключенными соглашениями, контролирует выполнение утвержденного государственного задания;
- организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности подведомственными учреждениями социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ".
По мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемое представление от 27.10.2021 N 1558, вынесенное в адрес Министерства социальной политики Свердловской области, является законным и обоснованным, поскольку ГАУСО СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" является учреждением социального обслуживания, подведомственным Министерству социальной политики Свердловской области на основании подпункта 3 пункта 11 Главы 2 Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области.
Выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки ГАУСО СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" нарушения требований пожарной безопасности, требующих значительных финансовых затрат, свидетельствуют о недостаточном финансировании учреждения в обеспечении пожарной безопасности и об отсутствии должной организации соблюдения мер пожарной безопасности. Иного Министерством не доказано.
При этом, как указано выше, Министерство социальной политики Свердловской области, являясь учредителем в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания и распорядителем бюджетных средств, координирует и контролирует их деятельность, а также организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности подведомственными учреждениями социального обслуживания.
Причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения, установлены из открытых общедоступных данных, размещенных на официальном сайте Министерства социальной политики Свердловской области.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое представление вынесено Отделом надзорной деятельности в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ. Постановление от 27.10.2021 N 1558, которыми учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа, не оспаривалось в установленном законом порядке и вступило в законную силу.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого представления недействительным.
Из анализа содержания оспариваемого представления, следует, что в нем содержатся общие формулировки о необходимости принятия Министерством мер, направленных на усиление контроля за соблюдением учреждением требований пожарной безопасности и за обеспечением финансирования этого учреждения в части устранения нарушений данных требований.
Указанная контрольная деятельность заявителя является организационно-распорядительной, а не экономической. В представлении отсутствует указание на необходимость изыскания и выделения Министерством дополнительных финансовых средств на обеспечение соблюдения учреждением требований пожарной безопасности. В этой связи не имеется оснований полагать, что оспариваемым представлением на заявителя возложены обязанности в сфере его экономической деятельности. Никаких юридически значимых последствий экономического (финансового) характера в результате выдачи представления для Министерства не наступило, иного последним не доказано (статья 65 АПК РФ).
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушениями норм материального права, апелляционная жалоба заинтересованного лица - удовлетворению.
В удовлетворении заявленных требований по изложенным в постановлении мотивам следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 мая 2022 года по делу N А60-63256/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63256/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8095/2022
31.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-646/2022
26.05.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-63256/2021
01.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-646/2022