г. Челябинск |
|
31 августа 2022 г. |
Дело N А47-1839/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Штерн Татьяны Валерьевны на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2022 по делу N А47-1839/2022.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Индивидуальный предприниматель Штерн Татьяна Валерьевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Штерн Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство, МПР Оренбургской области) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении действий, направленных на исключение принадлежащего заявителю здания, расположенного по адресу: г. Новотроицк, пр. Металлургов, дом 32, кадастровый номер 56:42:0232006:634, из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (строка 486 распоряжения N 3042-р от 25.12.2019 года), обязании исключить вышеуказанное здание из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.06.2022 (резолютивная часть решения объявлена 02.06.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано. Предпринимателю из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2700 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, предприниматель (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на некорректность характеристик объекта недвижимости, отраженных в выписке из ЕГРН, согласно которой спорный объект имеет 3 этажа (в том числе подвальный этаж), поскольку фактически объект имеет лишь 2 этажа, при этом подвальный этаж отсутствует. Кроме того, вопреки выводам суда заинтересованным лицом в адрес предпринимателя уведомление от 14.06.2019 не направлялось, а фактически направлено распоряжение МПР Оренбургской области от 25.12.2019 N 3042-р, приказ от 22.05.2019 N 317 и Закон Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-03 "О налоге на имущество организаций", при этом судом не исследован вопрос о том, какое отношение названные документы имеют к имуществу заявителя. Апеллянт также полагает, что судом нарушены правила распределения бремени доказывания и обязанность доказывания возложена на заявителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, Штерн Т.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20.02.2003 года с присвоением основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя 304560708200029, имеет ИНН 560700422793, основной вид деятельности 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным имуществом".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.09.2009 года N 56 АА 703320, ИП Штерн Т.В. является собственником нежилого здания, назначение: нежилое, 2-этажный (подземных этажей - подвал), общая площадь 1495,2 кв.м., инв. N 3662/26/ББ1, адрес объекта: Оренбургская область, г.Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2019 года N 56/000/010/2019-908, в госреестре зарегистрирован следующий объект: наименование объекта: нежилое здание магазина; назначение объекта: нежилое здание; кадастровый номер: 56:42:0232006:634; площадь объекта: 1495,2 кв.м.; этажность: 3, в том числе подземных 1, адрес (местоположение) объекта: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32; правообладатель: Штерн Т.В.; ограничение (обременение) прав: аренда, встроенное нежилое помещение N 1 площадью 441,3 кв.м. сроком с 31.12.2010 года по 30.12.2027 года, арендатор ЗАО "Тандер".
ИП Штерн Т.В. осуществляется сдача в аренду помещений, расположенных в здании по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп.Металлургов, д. 32, по указанному виду деятельности ею применяется патентная система налогообложения.
Заинтересованное лицо направило в адрес заявителя уведомление от 14.06.2019 года N КК-12-22/9970 о проведении в период времени с 03.06.2019 года по 30.08.2019 года в целях реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений). В уведомлении разъяснено, что заявитель вправе предоставить копии документов, подтверждающих фактическое использование объекта, в уведомлении указаны контактные данные должностного лица, с которым можно связаться по всем возникающим вопросам, в том числе о точной дате посещения объекта недвижимости. Данное уведомление получено ИП Штерн Т.В. 25.06.2019 года.
Комиссией министерства 06.09.2019 года по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32 проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания для целей налогообложения, составлен акт N 42-36 о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, из акта следует, что вся площадь здания в размере 1495,2 кв.м. используется под торговлю.
Распоряжением министерства от 25 декабря 2019 года N 3042-р утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень), принадлежащий заявителю объект недвижимости с кадастровым номером 56:42:0232006:634 по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32 включен в Перечень под номером 486.
Как указывает заявитель, 27.06.2021 года ей в личный кабинет поступил выставленный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области счет на оплату налога на имущество (объект по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32). Будучи несогласной с требованием об уплате налога на имущество, поскольку ею применяется упрощенная система налогообложения, она с соответствующими запросами неоднократно обращалась в налоговые органы.
Письмом от 23.07.2021 года N 09-12/08340 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области сообщила заявителю о включении распоряжением министерства от 25.12.2020 года N 3042-р принадлежащего ею здания по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год; об отсутствии у налоговых органов полномочий по включению или исключению тех или иных объектов из Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Письмом от 24.12.2021 года N 20-12/22606 Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области сообщило заявителю о том, что вопросы формирования Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесены к компетенции министерства, её обращение по вопросу формирования Перечня направлено в министерство.
ИП Штерн Т.В. обратилась в министерство с заявлением от 23.08.2021 года об исключении принадлежащего ей объекта недвижимости по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32 из Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку она является индивидуальным предпринимателем и применяет патентную систему налогообложения.
Министерство письмом от 22.09.2021 года N 2021-12-14/24598 сообщило заявителю, что в отношении принадлежащего ей объекта недвижимости по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32 мероприятия проведены в соответствии с графиком, утвержденным приказом от 02.04.2019 (в ред. от 05.06.2019 года N 365) в период с 10.06.2019 по 30.08.2019; на момент проведения мероприятия установлено, что вся площадь объекта используется под торговлю, что послужило основанием для включения объекта в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год; вопросы, связанные с налогами и сборами, регулируются законодательством о налогах и сборах и относятся к компетенции налоговых органов.
ИП Штерн Т.В. обратилась в министерство с досудебной претензией от 14.01.2022 года N 1/1 с требованием исключить принадлежащий ей объект недвижимости по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32 из Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства 25.12.2019 года N 3042-р.
Несогласие с неисключением заинтересованным лицом принадлежащего заявителю объекта недвижимости из Перечня явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статья 378.2 Налогового кодекса (введена Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ) устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пункт 7 статьи 378.2 указанного Кодекса регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества.
Данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, торговые центры и помещения в них.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (пункт 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса указано, что вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-03 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: - административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек.
Постановлением Правительства Оренбургской области N 975-п от 26.12.2017 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 5, 8, 9 Порядка N 975-п от 26.12.2017 в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости уполномоченный орган издает приказ о проведении мероприятий, который в течение 7 рабочих дней после его подписания размещается в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и не позднее чем за 10 рабочих дней о предстоящем проведении мероприятий заказным письмом с уведомлением о вручении или другими способами, позволяющими подтвердить получение уведомления, направляется правообладателям объектов недвижимости.
В силу пункта 15 Порядка по результатам проведения мероприятий в течение 5 рабочих дней со дня завершения указанных мероприятий должностным лицом уполномоченного органа, указанным в приказе о проведении мероприятий, составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и видеоматериалов (при наличии). Акт подписывается всеми участвующими в мероприятиях лицами и утверждается приказом уполномоченного органа в течение 10 календарных дней со дня завершения мероприятий, информация о котором в течение 5 календарных дней со дня его подписания размещается на официальном сайте уполномоченного органа.
Пунктами 18, 19 Порядка предусмотрено, копия акта представляется уполномоченным органом правообладателю (представителю правообладателя) объекта недвижимости на основании обращения правообладателя объекта недвижимости в течение 14 календарных дней со дня поступления такого обращения. В случае несогласия с результатами проведения мероприятий правообладатель объекта недвижимости вправе в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о приказе об утверждении акта на официальном сайте уполномоченного органа, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о пересмотре вида фактического использования объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32 (назначение: нежилое, двухэтажный (подземный этаж - подвал), общая площадь 1495,2 кв.м., инв. N 3662/26/ББ1), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2009 года N 56АА703320.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2019 года N 56/000/010/2019-908, в госреестре зарегистрирован следующий объект: наименование объекта: нежилое здание магазина; назначение объекта: нежилое здание; кадастровый номер: 56:42:0232006:634; площадь объекта: 1495,2 кв.м.; этажность: 3, в том числе подземных 1, адрес (местоположение) объекта: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32; правообладатель: Штерн Т.В.; ограничение (обременение) прав: аренда, встроенное нежилое помещение N 1 площадью 441,3 кв.м. сроком с 31.12.2010 года по 30.12.2027 года, арендатор ЗАО "Тандер".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Штерн Т.В. осуществляется сдача в аренду помещений, расположенных в здании по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32, по указанному виду деятельности ею применяется патентная система налогообложения.
Вместе с тем, принадлежащее заявителю здание по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, просп. Металлургов, д. 32 соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса, в Законе Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-03 "О налоге на имущество организаций", для его включения в Перечень.
В частности Министерством в ходе мероприятия по определению вида фактического использования объекта установлено, что вся площадь спорного объекта используется предпринимателем под торговлю, что послужило основанием для включения объекта в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе актом о фактическом использовании здания от 06.09.2019 N 42-36 (л.д. 70), а также сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и документами технического учета, согласно которым спорный объект по наименованию и назначению соответствует требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно поддержал позицию Министерства, указав на отсутствие в данном случае оснований для исключения принадлежащего заявителю здания, расположенного по адресу: г. Новотроицк, пр. Металлургов, дом 32, кадастровый номер 56:42:0232006:634, из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске предпринимателем срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, при этом правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом
Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и установив, что уведомление от 14.06.2019 года N КК-12-22/99970 о проведении мероприятий в отношении объекта недвижимости предприниматель получила 25.06.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, суд пришли к выводу о том, что предпринимателю было известно о начавшихся мероприятиях в отношении принадлежавшего ей объекта недвижимости в 25.06.2019.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в адрес предпринимателя уведомление от 14.06.2019 не направлялось, а фактически направлено распоряжение МПР Оренбургской области от 25.12.2019 N 3042-р, приказ от 22.05.2019 N 317 и Закон Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-03 "О налоге на имущество организаций", подлежат отклонению апелляционной коллегией как документально неподтвержденные (статьи 9,65 АПК РФ).
Судом также установлено, что предприниматель воспользовалась своим правом на обращение в уполномоченный орган с целью пересмотра вида фактического использования объекта недвижимости только 23.08.2021 года. Ответ министерства от 22.09.2021 года N 2021-12-14/24598, содержащий отказ в исключении здания по адресу: Оренбургская область, г.Новотроицк, просп.Металлургов, д. 32 из Перечня, заявителем был получен и приобщен последней в дело. По данной категории спора обязательный досудебный порядок не предусмотрен.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что об оспариваемом бездействии заявителю стало известно не позднее 22.09.2021 года, в суд заявитель обратилась 16.02.2022 года, то есть с пропуском установленного процессуального срока, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления не заявлено.
Учитывая, что пропуск срока на подачу заявления и отсутствие уважительных причин к его восстановлению являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, судом обоснованно отказано в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении действий, направленных на исключение принадлежащего заявителю здания, расположенного по адресу: г. Новотроицк, пр. Металлургов, дом 32, кадастровый номер 56:42:0232006:634, из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (строка 486 распоряжения N 3042-р от 25.12.2019 года), обязании исключить вышеуказанное здание из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы предпринимателя о том, что в его адрес уведомление от 14.06.2019 не направлялось, а фактически направлено распоряжение МПР Оренбургской области от 25.12.2019 N 3042-р, приказ от 22.05.2019 N 317 и Закон Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-03 "О налоге на имущество организаций", были рассмотрены коллегией судей и отклонены, поскольку соответствующих доказательств в подтверждение указанного довода заявителем не представлено (статья 9,65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апеллянта о нарушении судом правил распределения бремени доказывания и неправомерном возложении указанной обязанности на заявителя рассмотрены судебной коллегией и отклонены.
Действительно, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Вместе с тем, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Таким образом, судом правомерно распределено бремя доказывания между заявителем и заинтересованным лицом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания решения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2022 по делу N А47-1839/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Штерн Татьяны Валерьевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1839/2022
Истец: ИП Штерн Татьяна Валерьевна
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд