г. Москва |
|
02 сентября 2022 г. |
Дело N А40-27018/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Левиной Т.Ю., Лялиной Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балан А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ "ГЦЖС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2022 по делу N А40-27018/22 по иску АО "УК "ГОРОДСКАЯ" к ГКУ "ГЦЖС" о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лешеня Г.А. по доверенности от 19.11.2021,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
АО "УК "ГОРОДСКАЯ" (истец) обратилось с исковым заявлением к ГКУ "ГЦЖС" (ответчик) о взыскании убытков в размере 828 105 руб. 12 коп
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ответчик в судебное заседание не явился, дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 269, 271 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 11 сентября 2014 г. между АО "УК "Городская" и ГБУ МФЦ города Москвы заключен договор об информационном обеспечении расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого жилищного документа.
В силу п. 2.1.1. указанного договора, ГБУ МФЦ города Москвы обязано формировать и поддерживать в базе данных достоверные сведения по плательщикам с учетом мер социальной поддержки (льготы на оплату ЖКУ) переданными в ГБУ МФЦ города Москвы от ГКУ "ГЦЖС".
Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП утверждён порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, согласно которого данный порядок и условия применяются жилищными и иными организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы и вида собственности при начислении гражданам платежей за жилищные и коммунальные услуги.
С целью возмещения выпадающих доходов АО "УК "Городская" заключил с ГКУ "ГЦЖС" Договор N 0613033 (Договор), который регламентирует порядок взаимодействия ГКУ "ГЦЖС" и АО "УК "Городская" при возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и предоставлении гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, от 14.04.2014.
В силу пп. 2.2., 2.3., 2.5., 2.7. Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 04.06.2002 N 411-ПП "О возмещении выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи" редакция, действовавшая на февраль 2019 г.), льготы по оплате ЖКУ в случае, если расчеты ведутся через жилищную организацию, рассчитываются гражданам жилищной организацией, в управлении которой находится дом, путем внесения в расчетный документ начислений по названным платежам, уменьшенным на сумму льгот. По платежам за коммунальные услуги, которые оказываются непосредственно поставщиком услуг, но плата за которые вносится через жилищную организацию на основании заключенного между ними договора на сбор платежей, начисления в учетном документе жилищная организация производит в размере льготной ставки, ресурсоснабжающие организации, с которыми у жилищной организации заключен договор на сбор платежей в их пользу, жилищная организация перечисляет собранные с населения средства с учетом имеющихся у граждан льгот. Эти организации производят начисление и отражение платежей за соответствующие коммунальные услуги и услуги связи в порядке, который применяется жилищными (ресурсоснабжающими) организациями в первом случае, и получают от ГЦЖС соответствующие средства. Отчеты о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ составляются организацией, получающей соответствующее возмещение (компенсации) отдельно по каждому виду платежа и каждой льготной категории граждан, и ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае если организация не представляет отчет о выпадающих доходах в срок, ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, выплата компенсаций прекращается. Выплата производится только после представления организацией соответствующего отчета с указанием причин его задержки, но за период, не превышающий по совокупности 6 месяцев.
Истец осуществлял деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, предоставлял комплекс жилищно-коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений жилищного фонда, таких как содержание и ремонт общего имущества жилищного фонда, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и т.д.
Постановлением Правительства г. Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" на ГБУ МФЦ города Москвы возложены функции по организации предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" на территории города Москвы.
В соответствии с п. 3.2 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирным домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом РФ" на МФЦ возложены функции по начислению платежей и выполнение функции жилищных организаций по начислению 4 платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги с использование системы АСУ ЕИРЦ, организации приема и выполнение функций жилищных организаций по приему населения и предоставлению жителям информации о начислениях и оплате за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги. Указанная АСУ ЕИРЦ - это автоматизированная система управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (ЕИРЦ - единый информационно-расчетный центр), созданная в целях единого подхода к системе начислений и сбора платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и их распределение в адрес поставщиков услуг и ресурсов в рамках программы "Электронная Москва" (Постановление Правительства Москвы от 28.02.2006 N 132-ПП).
Истец указывает, что, исходя из данных системы ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru/), в реестре лицензий в отношении Истца имеется информация о Лицензии N 077001845 от 02.04.2015, согласно которым, АО "УК "Городская" в период с 1 января 2019 г. по 30 сентября 2019 г. осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Москве (Басманный район) следующим по адресам: Бакунинская ул. 38-42 стр.1; Земляной вал ул. 1/4 стр.1; Земляной вал ул. 1/4 стр.2; Казакова ул. 3 стр.4; Казарменный пер. 3-5 стр.2; Казарменный пер. 8 стр.2; Ладожская ул. 13; Лялин пер. 24-26 стр.2А; Подкопаевский пер. 9 стр.1; Покровка ул. 7/9-11 к.1; Почтовая Б. ул. 18/20 к.2; Почтовая Б. ул. 18/20 к.4; Почтовая Б. ул. 18/20 к.5; Почтовая Б. ул. 18/20 к.6; Почтовая Б. ул. 18/20 к.7; Почтовая Б. ул. 18/20 к.8; Почтовая Б. ул. 18/20 к.9; Почтовая Б. ул. 18/20 к. 10; Почтовая Б. ул. 18/20 к.П; Почтовая Б. ул. 18/20 к.12; Почтовая Б. ул. 18/20 к.15; Почтовая Б. ул. 18/20 к. 17; Почтовая Б. ул. 18/20 к. 18; Почтовая Б. ул. 18/20 к. 18А; Рубцовская наб. 2 к.1; Рубцовская наб. 2 к.З; Сверчков пер. 10; Старосадский пер. 6/12 стр.1; Хохловский пер. 14 стр.2; Чистопрудный бульв. 12 к.5.
ГБУ МФЦ города Москвы за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2019 г. частично произвело начисления платежей за коммунальные услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" в апреле 2019 г., а в дальнейшем приостановило начисление и не включало эти коммунальные услуги в сформированные для плательщиков единые платежные документы, с учетом выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот, до момента обращения Истца в суд.
АО "УК "Городская" обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд г. Москвы с требованием обязать ГБУ МФЦ города Москвы произвести начисление и сформировать единые платежные документы по услугам "отопление" и "горячее водоснабжение" собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов.
Как указывает истец, Арбитражный суд г. Москвы в рамках дела А40-301022/19 установил следующие факты.
В адрес АО УК "Городская" выставлены акты о фактическом потреблении тепловой энергии, в соответствии с которыми определена обязанность управляющей организации по оплате стоимости фактически потребленных коммунальных ресурсов (тепловой энергии, горячей воды), счета на оплату, досудебные претензии. вследствие непоступления платежей за оказанные коммунальные услуги от населения, у АО "УК "Городская" образовалась задолженность перед ПАО "МОЭК", в связи с чем в производстве Арбитражного суда г. Москвы находятся дела N N А40-188833/201_9- 125-1147, А40-200636/19-122-1642, А40-275056/19-170-2205, А40-229945/19-127-1938, А40- 259849/19- 47-2214, А40-297657/19-138-2440, А40-320885/19-55-2311 о взыскании в пользу ПАО "МОЭК" с АО "УК "Городская" долга по многоквартирным домам в соответствующий период.
АО "УК "Городская" направляло в адрес ГБУ МФЦ города Москвы данные, необходимые для начисления собственникам и пользователям помещений коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение", что подтверждается сопроводительными письмами, представленными в материалы дела, Письмом от 07.02.2019 N 455-4-164, Письмом от 06.03.2019 г N 563, Письмом от 15.05.2019 N 819-4-351, Письмом от 28.06.2019 б/н, Письмом от 03.06.2019 N 891, Обращением от 17.07.2019 N 1024-4-590, Письмом от 13.09.2019 N 1399-4- 698.
ГБУ МФЦ города Москвы в период с 1 апреля 2019 г. по 31 августа 2019 г. не исполнены предусмотренные п.п. 2.1.2,2.1.4 договора об информационном обеспечении расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого жилищного документа обязательства - по ежемесячному начислению платежей за коммунальные услуги "отопление" и "горячее водоснабжение", а также формированию для плательщиков единых платежных документов и отчетов о выпадающих доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки.
Таким образом, как указывает истец, решением Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-301022/19-58-2458, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, признан факт незаконного отказа, а также о понуждении ГБУ МФЦ города Москвы произвести начисление и сформировать единые платежные документы по услугам "отопление" и "горячее водоснабжение" собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, которыми управляло АО "УК "Городская" в соответствующие периоды.
Истец указывает, что АО УК "Городская" не имел возможности предоставить отчёты о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в связи с тем, что ГБУ МФЦ города Москвы несвоевременно производило начисления за жилищно-коммунальные услуги гражданам (окончательные начисления произведены до 16 июля 2020 г.), отчет о выпадающих доходов за февраль 2019 г. поступил в адрес АО "УК "Городская" 19 июня 2019 г. по вышеуказанных многоквартирных домов на общую сумму в размере 1 167 285,27 рублей.
В указанный период были внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 04.06.2002 N 411-ПП (ред. от 03.06.2019) "О Порядке предоставления субсидии из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи", согласно п. 2. Приложения к которому, осуществление всего документооборота по вопросу заключения и исполнения договора происходит в электронном виде посредством личного кабинета организации в Автоматизированной системе управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ", с обязательным подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью заявки на заключение договора, собственно договора, отчетов (корректировок отчетов) о недополученных доходах в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки и актов сверки перечисленных и полученных бюджетных средств.
АО "УК "Городская", с учетом корректировок изменений сведений о составе граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, о приобретении либо прекращении права собственности (иного права) на жилое помещение, объемах мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, направило отчет за февраль 2019 г. в электронном виде посредством личного кабинета на общую сумму в размере 1 031 914,76 рублей, который был отклонен.
02 сентября 2019 г. в целях возмещения выпадающих доходов за февраль 2019 и другие периоды в адрес ГКУ "ГЦЖС" были направлены отчеты о выпадающих доходах с учетом корректировок и с указанием причин задержки в предоставлении данных отчетов и объяснении сложившейся ситуации (письмо исх. Исх. 1367-4-688).
Однако свои обязательства, предусмотренные Постановление Правительства Москвы от 04.06.2002 N 411-ПП, ГКУ "ГЦЖС" исполнило не в полном объеме, оплата произведена частично.
Истец, исходит из того, что наличие убытков подтверждается выплатой АО УК "Городская" в пользу ПАО "МОЭК" задолженности за тепловую энергию и горячую воду по указанным домам за период январь-сентябрь 2019 года. Размер убытков подтверждается Отчетом расчетного центра - ГБУ МФЦ города Москвы; ГКУ "ГЦЖС" в установленные сроки получило соответствующую информацию, однако необоснованно отказало в выплате.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
То есть для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции установил, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку истец доказал причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Истец понес расходы (выпадающие доходы) от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг.
В подтверждение заявленных требований истцом представлены: отчеты по форме "Начисления, оплаты по поставщикам и услугам" за март и апрель 2019 г.; копия исх. от 15.01.2021 N 2021/01/15-2-1 об исполнении решений судов (компенсации ПАО МОЭК поставленных коммунальных ресурсов); Сведения из ГИС ЖКХ по домам в Лицензии N 077001845 от 02.04.2015, копии решений Арбитражного суда г. Москвы по делам N N А40-301022/19-58-2458, А40-188833/19-125-1147; доказательства отправки отчета о выпадающих доходах.
Согласно п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N23 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Основания, освобождающие ответчика от возмещения истцу убытков, не доказаны.
При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, более того были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2022 по делу N А40-27018/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27018/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГОРОДСКАЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ"