г. Москва |
|
07 сентября 2022 г. |
Дело N А40-184229/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Федоровой,
судей А.С. Маслова, Н.В. Юрковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чапего М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Васильева М.А. на определение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2022 г. по делу N А40-184229/20 вынесенное судьей А.А. Пешехоновой в части включения требование ФНС России (ИФНС России No 5 по г. Москве) в размере 11 101 484 рублей основного долга в третью очередь удовлетворения реестра требований кредиторов ООО "Строй Гарант-Механизация", в размере 5 979 175 рублей пеней и 612 005 рублей штрафов - в третью очередь отдельно с удовлетворением после погашения основной задолженности и причитающихся процентов.
при участии в судебном заседании: лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2021 ООО "Строй ГарантМеханизация" (ОГРН 1127747123712, ИНН 7705524895) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Линецкий Владислав Александрович (ИНН 434595211757, адрес для направления корреспонденции: 125057, г. Москва, Ленинградский проспект, д.63, оф. 608), являющийся членом Союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия" (адрес: 123308, г Москва, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д.6, стр.1).
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2022 включено требование ФНС России (ИФНС России N 5 по г. Москве) в размере 11 101 484 рублей основного долга в третью очередь удовлетворения реестра требований кредиторов ООО "Строй Гарант-Механизация", в размере 5 979 175 рублей пеней и 612 005 рублей штрафов - в третью очередь отдельно с удовлетворением после погашения основной задолженности и причитающихся процентов.
Не согласившись с вынесенным определением суда первой инстанции, Васильев М.А. обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемый судебный акт в части включения требование ФНС России в реестр.
Апеллянт и иные лица, участвующие в деле о банкротстве, не явились, извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, исходя из норм статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 267, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения определения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, поскольку может иметь место злонамеренное соглашение должника и конкретного кредитора с целью причинения вреда имущественным правам иных кредиторов либо с целью ведения контролируемого банкротства.
Таким образом, в деле о банкротстве включение задолженности в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами.
При рассмотрении обоснованности требований кредиторов подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, неисполненные должником.
Согласно заявлению, уполномоченный орган указывал, что у Должника имеется задолженность в общем размере 17 692 664.00 руб., из них: 11 101 484.00 руб. - основной долг, 5 979 175.00 руб. - пени, 612 005.00 руб. - штрафы.
Задолженность ООО "Строй Гарант-Механизация" перед бюджетом Российской Федерации на дату принятия Арбитражным судом г. Москвы заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), образовалась в результате проводимых ИФНС России N 5 по г. Москве мероприятий налогового контроля.
Суд первой инстанции, признавая требования уполномоченного органа обоснованными, исходил из представления в материалы дела достаточных доказательств наличия и размера задолженности, заявленной уполномоченным органом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Установление требований налогового органа в деле о банкротстве осуществляется на основании документов, подтверждающих размер налоговых обязательств.
При этом суд проверяет соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности с целью проверки соблюдения сроков на принудительное исполнение налоговой обязанности (статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае принятия решения задолго до введения первой процедуры в деле о банкротстве.
Реализуя свои права, налоговые органы обязаны соблюдать срок выставления требований об уплате налога (статья 70 НК РФ), срок взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках (статья 46 НК РФ), возможность взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках (пункт 7 статьи 46, статьи 47 НК РФ), срок для судебного взыскания недоимки (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Абзацем 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Положениями пункта 2 статьи 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате налога (пени, штрафа) является неотъемлемой составляющей приведения принятого налоговым органом решения в исполнение.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ принудительное исполнение обязанности по уплате налога в виде взыскания налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В частности пунктом 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Аналогичные требования содержатся и в положениях статьи 47 НК РФ, устанавливающей порядок принудительного исполнения налогового обязательства за счет имущества налогоплательщика.
В любом случае обращению в суд с требованием о принудительном исполнении налогового обязательства должно предшествовать соблюдения соответствующей процедуры.
Из материалов дела усматривается, что решение о проведении выездной налоговой проверки принято 29.12.2020.
Решение о признании должника банкротом принято и сообщение об открытии конкурсного производства в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" после начала проведения налоговой проверки.
Таким образом, по смыслу указанных разъяснений, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, для требования ФНС России (ИФНС России N 5 по г. Москве) в заявленном размере к настоящему времени не истек ввиду предъявления требования в пределах двухмесячного срока с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам этой проверки.
25.10.2021 вынесен Акт налоговой проверки N 13/50 за период: 01.01.2017 по 31.12.2019.
10.12.2021 вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.12.2021 N 13/54.
Общий срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, определен пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве и составляет два месяца.
Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения. По смыслу данных положений Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки. Вместе с тем, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается.
При этом к объективным препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных сроков, может относиться, в том числе, активное противодействие проведению выездной налоговой проверки (пункт 1.1 статьи 113 НК РФ). Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6 - 8 статьи 13 Закона N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
Таким образом, требование ФНС России (ИФНС России N 5 по г. Москве) в заявленном размере не является текущим по смыслу п. 1 ст. 5 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку обязательства возникли до даты принятия заявления о признании ООО "Строй Гарант-Механизация" банкротом (08.10.2020).
Доказательств отмены решения 10.12.2021 N 13/54 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в материалы дела не представлено.
Исходя из соблюдения уполномоченным органом установленного порядка по принудительному исполнению налогового обязательства, суд первой инстанции правомерно включил требования уполномоченного органа в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Строй Гарант-Механизация".
Судом первой инстанции правильно отмечено, что представленные налоговым органом доказательства (требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, выставленные в соответствии со ст. 69 НК РФ; решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, вынесенные в соответствии со ст. 46 НК РФ) подтверждают наличие задолженности, должником не оспорены, доказательства погашения задолженности, в нарушении ст. 65 АПК РФ, не представлены.
При этом судом первой инстанции правильно определена очередность заявленной задолженности с учетом положений ст. 137 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2022 г. по делу N А40-184229/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Васильева М.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Федорова |
Судьи |
А.С. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184229/2020
Должник: ООО "СТРОЙ ГАРАНТ - МЕХАНИЗАЦИЯ", ООО Строй Гарант-Механизация
Кредитор: АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА "ЦЕНТРИЗЫСКАНИЯ", ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭНЕРГО", ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО Г. МОСКВЕ, Линецкой В.А., ООО "АЙЛАНД", ООО СПМК 32 Крымэлектроводмонтаж, ООО Строй Гарант
Третье лицо: Захарченко В. Н., Линекий В. А., Линецкий В.
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51030/2022
19.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42012/2022
30.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1525/2022
02.02.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-83021/2021
30.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72160/2021
23.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29828/2021
13.05.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-184229/20