г. Чита |
|
09 сентября 2022 г. |
Дело N А58-5752/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества Финансовая агропромышленная корпорация "Якутия" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2022 года по делу N А58-5752/2021 по заявлению акционерного общества Финансовая агропромышленная корпорация "Якутия" (ОГРН 1041402037687, ИНН 1435148357 677009; Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 68) к Департаменту градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1101435006298, ИНН 1435230160; 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Октябрьская ул., д.20 к.1), Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907; 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр-кт Ленина, д.15), муниципальному казенному учреждению "Управление делами" городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435221600, ОГРН 1091435009995; 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр-кт Ленина, д.15) о признании недействительными решения от 16.07.2021 N 8897-ДГ и предписания от 19.07.2021 N 38,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует муниципальное казенное учреждение "Аппарат Департамента градостроительства" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1081435011547, ИНН 1435208581; 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр-кт Ленина, д.15),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Финансовая агропромышленная корпорация "Якутия" (далее - заявитель, ФАПК "Якутия" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее - ДГТИ ОА г. Якутска или Департамент), Окружной администрации города Якутска (далее также - Администрация), муниципальному казенному учреждению "Управление делами" городского округа "Город Якутск" (далее - МКУ "Управделами") со следующими требованиями:
- о признании недействительным решения Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации ГО г. Якутск от 16 июля 2021 года исх. N 8897-ДГ об отказе на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
- о признании недействительным предписания от 19 июля 2021 года N 38, выданное Окружной администрацией ГО "г. Якутск", Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации ГО г. Якутск, МКУ "Управление делами" городского округа "город Якутск";
- об обязании Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации ГО г. Якутск выдать разрешение на установку рекламной конструкции (рекламное панно) размером 1700 см. х 8000 см. по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 68.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Аппарат Департамента градостроительства" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "Аппарат Департамента градостроительства" городского округа "город Якутск").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФАПК "Якутия" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы, изложенные в возражениях на дополнительный отзыв от 06 мая 2022 года, об отсутствии кворума на заседании Комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации на территории городского округа "город Якутск", оформленного протоколом N 37 от 07 июня 2021 года.
Общество отмечает, что из 8 (восьми) членов Комиссии на заседании присутствовали 3 (три) члена с правом решающего голоса. Следовательно, по мнению общества, решение комиссии о несоответствии спорной рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа "город Якутск", оформленное протоколом N 37 от 07 июня 2021 года, является незаконным и недействительным.
Кроме того ФАПК "Якутия" указывает, что нарушен Регламент, устанавливающий стандарты и сроки предоставления муниципальной услуги, что не было учтено судом при вынесении обжалуемого решения.
Также, по мнению общества, судом первой инстанции не принято во внимание то, что спорная рекламная конструкция размещена на здании винзавода, находящегося в территориальной зоне П-3, где допустимо размещение всех типов рекламных конструкций.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 31 августа 2022 года объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 02 сентября 2022 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о перерыве, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 31 мая 2021 года ФАПК "Якутия" обратилось в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации ГО г. Якутск с заявлением N 4577-ДГ на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде настенного панно площадью 136 кв.м, (высота 800 см., ширина 1700 см.) по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 68 (т. 1, л.д. 44-45).
15 июля 2021 года ФАПК "Якутия" установило спорную рекламную конструкцию по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 68, в соответствии с поданной заявкой.
В ответ на заявление от 31 мая 2021 года N 4577-ДГ Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации ГО г. Якутск представил обществу письмо от 16 июля 2021 года N 8897-ДГ (т. 3, л.д. 18-20), в котором выразил отказ в выдаче испрашиваемого разрешения на основании пункта 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Отказ в выдаче разрешений мотивирован тем, что размещение данной конструкции нарушит архитектурный облик сложившейся застройки городского округа "город Якутск".
19 июля 2021 года муниципальное казенное учреждение "Аппарат Департамента Градостроительства" Городского Округа "Город Якутск" вынесло предписание N 38 о демонтаже рекламной конструкции на основании пункта 10 статьи 19 Закона о рекламе, а именно, что рекламная конструкция установлена и эксплуатируется без разрешения уполномоченного органа (т. 1, л.д. 55-56).
С вынесенными решением от 26 июля 2021 года и предписанием от 19 июля 2021 года заявитель не согласен, считает их незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10, от 5 июля 2011 года N 651/11 и от 16 июля 2013 года N 3372/13.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Заявитель в свою очередь по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, урегулированы Законом о рекламе. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются: 1) данные о заявителе - данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) подтверждение в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе проведенного посредством заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В случае, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе, а соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе.
Решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов (пункт 14 статьи 19 Закона о рекламе).
Постановлением Окружной администрации N 136 от 01 июля 2013 года утвержден Административный регламент (далее - регламент) предоставления муниципальной услуги" выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений на территории городского округа "город Якутск", который определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур и действий при ее осуществлении.
В соответствии с пунктом 1.3 Регламента отраслевой орган Администрации, обеспечивающий проведение процедур, связанных с выдачей разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений на территории городского округа "город Якутск" - Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска
Ответственное структурное подразделение Департамента - отдел городской среды.
Казенное учреждение, осуществляющее выполнение отдельных работ в целях обеспечения реализации полномочий Окружной администрации города Якутска по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений на территории городского округа "город Якутск" - муниципальное казенное учреждение "Аппарат Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры" городского округа "город Якутск".
В соответствии с пунктом 2.2.1. регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией. Ответственным муниципальным казенным учреждением Администрации при предоставлении муниципальной услуги является Департамент.
Результатом предоставления муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2.4.1. регламента является: - выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; - отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с указанием причины отказа;- аннулирование разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с указанием причины аннулирования; - отказ в аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с указанием причины отказа.
Срок предоставления муниципальной услуги составляет до 30 рабочих дней с момента получения Департаментом полного комплекта документов, необходимых для выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, аннулирования таких разрешений (п.2.5.1. регламента). При этом, в случае представления заявления через ГАУ "МФЦ Республики Саха (Якутия)", срок предоставления муниципальной услуги увеличивается на 3 рабочих дня (пункт 2.5.3. регламента).
Пункт 2.7.2. регламента определяет перечень документов, обязательных для предоставления заявителем, вне зависимости от основания для обращения за предоставлением услуги: 1) документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения представителя. При обращении посредством ЕПГУ прикладывается документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или нотариуса с приложением файла открепленной усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или нотариуса в формате SIG); 2) документ, удостоверяющий личность Заявителя или представителя Заявителя (предоставляется в случае личного обращения в уполномоченный орган). При обращении посредством ЕПГУ, сведения из документа, удостоверяющего личность, проверяются при подтверждении учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации.
Согласно требованию, изложенному в пункте 2.7.3. регламента в заявлении о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должны быть указаны (Приложение N 1): фамилия, имя, отчество (последнее здесь и в дальнейшем - при наличии) заявителя или наименование организации; фамилия, имя, отчество, должность руководителя организации; - фамилия, имя, отчество доверенного лица, осуществляющем согласование документов; юридический и почтовый адреса с указанием номеров телефона, факса, адреса электронной почты, по которым должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации заявления; индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН); основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН); основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (далее - ОГРНИП); сведения об адресе (месте) установки и эксплуатации рекламной конструкции; сведения о типе предполагаемой к установке и эксплуатации рекламной конструкции; сведения об изготовителе рекламной конструкции; сведения о собственнике или ином законном владельце недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция; личная подпись и дата.
К заявлению о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (пункт 2.7.4. регламента) прилагаются: 1) запрос о предоставлении услуги, содержащий сведения о заявителе, согласно части 1 статьи 11 Закона о рекламе (в случае обращения через ЕПГУ заполняется с помощью интерактивной формы в карточке услуги на ЕПГУ); 2) проектная документация рекламной конструкции; 3) эскиз рекламной конструкции; 4) нотариально удостоверенное согласие собственника недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции (в случае если имущество передано уполномоченному лицу); 5) нотариально удостоверенное согласие собственника (-ов) недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции (в случае, если заявитель не является единоличным собственником имущества); 6) нотариально удостоверенный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в рекламной конструкции, которая присоединяется к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме); 7) договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (для всех рекламных конструкций за исключением случаев: а) когда заявитель является собственником рекламной конструкции и единоличным собственником имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция; б) когда заключен договор по итогам проведения торгов в случае присоединения рекламной конструкции к имуществу, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности. 8) правоустанавливающие документы на объект, к которому присоединяется рекламная конструкция (в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, к обращению за разрешением от 31.05.201 были приложены необходимые документы в соответствии с Регламентом N 136, в связи чем оснований, предусмотренных разделом 2.11. регламента для отказа в приеме документов со стороны административного органа не установлено.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.12.2. регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа, в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, определяющими типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Рассмотрев, представленные заявителем документы, Департамент пришел к выводу о том, что установка и эксплуатация рекламной конструкции в заявленном месте нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа "город Якутск".
В соответствии с пунктом 4.1.2 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "город Якутск" (далее - Правила), утвержденных Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 24 апреля 2013 года N 135-НПА (ред. от 23 декабря 2020 года), рекламные конструкции, установленные на территории города Якутска, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города.
Согласно пункту 3.6.3 Правил настенные панно - рекламные конструкции среднего или большого формата, размещаемые на плоскости стен зданий или сооружений в виде конструкций, состоящих из каркаса, информационного поля и элементов крепления, либо изображения, непосредственно нанесенного на поверхность стены. Настенные панно не должны закрывать значительную часть фасадов зданий, остекление витрин, окон, арок, архитектурные детали и декоративное оформление.
Таким образом, требования к рекламным конструкциям в части их соответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Якутска устанавливаются настоящими Правилами и нормативными правовыми актами Окружной администрации города Якутска.
По смыслу Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьках, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект).
При этом решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции уполномоченного государственного органа по градостроительству и архитектуре.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки" законодательно не закреплено и носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
В связи с этим при решении вопроса о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций уполномоченный орган должен дать соответствующую оценку о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки. В случае отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций административный орган обязан в своем решении оценить и указать на конкретные причины, по которым размещение рекламной конструкции будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки.
Из оспариваемого отказа от 16 июля 2021 года следует, что Департамент учел совокупность условий размещения спорной рекламной конструкции и установил нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки в отношении здания, находящегося по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 68, поскольку пришел к выводу, что установка спорной рекламной конструкции нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки г. Якутска.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что решение вопроса о соответствии рекламной конструкции, места ее установку внешнему архитектурному облику сложившейся застройки муниципального образования относится к компетенции Департамента, выводы последнего о несоответствии спорной рекламной конструкции архитектурному облику сложившейся застройки, обществом не опровергнуты, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной соответствует закону и надлежащим образом мотивировано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии кворума на заседании Комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации на территории городского округа "город Якутск", оформленного протоколом N 37 от 07 июня 2021 года, правового значения не имеют, поскольку в оспариванием решении Департамента от 16 июля 2021 года N 8897-ДГ об отказе на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не содержится ссылки на протокол заседания данной Комиссии.
Рассмотрев доводы заявителя о несоответствии закону Предписания N 38 от 19 июля 2021 года, суд первой инстанции правомерно не нашёл оснований для признания его недействительным, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Положения о демонтаже средств наружной рекламы на территории городского округа "город Якутск" разработано в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 19 Закона о рекламе, Уставом городского округа "город Якутск".
Положение о демонтаже средств наружной рекламы на территории городского округа "город Якутск" (далее - Положение) определяет порядок выявления, демонтажа, транспортировки, хранения и уничтожения средств наружной рекламы, размещенных в нарушение требований законодательства.
Положение распространяет свое действие в отношении средств наружной рекламы (далее - СНР), установленных самовольно, срок разрешений которых истек, а также разрешения которых аннулированы либо признаны недействительными.
Установка и эксплуатация без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации СНР без разрешения, срок действия которого не истек, он подлежит демонтажу на основании предписания, выданного первым заместителем главы городского округа "город Якутск".
Выявление самовольно установленных и иных размещенных в нарушение законодательства СНР, а также обеспечение направления предписаний об их демонтаже осуществляются уполномоченным органом - муниципальным казенным учреждением "Служба информации, рекламы и контроля" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "СИРиК").
Согласно пункту 1.1. устава муниципального казенного учреждения "Аппарат Департамента градостроительства" городского округа "город Якутск" Муниципальное казенное учреждение "Аппарат Департамента градостроительства" городского округа "город Якутск" (в дальнейшем - "Учреждение") создано путем изменения типа Муниципального автономного учреждения "Служба информации, рекламы и контроля" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1081435011547, ИНН/КПП 143208581/143501001) на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска от 10 мая 2011 года N 775р.
Таким образом, учитывая отсутствие у ФАПК "Якутия" разрешения на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции, Предписание N 38 о демонтаже рекламной конструкции от 19 июля 2021 года вынесено в соответствии с Законом о рекламе и Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 19 октября 2016 года N ЗООп "Об утверждении Положения о демонтаже средств наружной рекламы на территории городского округа "город Якутск".
Таким образом, на основании приведенных норм законодательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции приходит к выводу, о соответствии оспариваемых актов закону и отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2022 года по делу N А58-5752/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А. Сидоренко |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5752/2021
Истец: АО Финансовая агропромышленная корпорация "Якутия"
Ответчик: Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, Муниципальное казенное учреждение "Управление делами" городского округа "Город Якутск", Окружная администрация города Якутска
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Аппарат департамента градостроительства" городского округа "город Якутск"