город Омск |
|
09 сентября 2022 г. |
Дело N А46-21388/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7668/2022) акционерного общества "Омскэлектро" на решение Арбитражного суда Омской области от 18.05.2022 по делу N А46-21388/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Омскэлектро" (ОГРН 1135543015145, ИНН 5506225921, адрес: 644027, город Омск, улица Л. Чайкиной, дом 8) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32/1) и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в лице Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32/1) о взыскании суммы фактических расходов в размере 4 641 799 руб. 95 коп., понесенных акционерным обществом "Омскэлектро" в рамках соглашения N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омскэлектро" - Гусева М.В. (по доверенности от 26.05.2022 N 06-10/96 юр сроком действия 1 год),
от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Базылюк И.Ю. (по доверенности от 17.08.2022 N 24 сроком действия 1 год),
от Администрации города Омска - Тиль О.А. (по доверенности от 22.02.2022 N ИСХ-АГ/03-660 сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омскэлектро" (далее - истец, АО "Омскэлектро", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (далее - ответчик, Департамент) и муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице Администрации города Омска (далее - ответчик, Администрация) суммы фактических расходов в размере 4 641 799 руб. 95 коп., понесенных АО "Омскэлектро" в рамках соглашения N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.05.2022 по делу N А46-21388/2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что действия истца по перечислению налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в бюджет в рамках полученной субсидии были ориентированы на исключение возможности применения административных мер воздействия со стороны налогового органа; сделки, совершенные обществом в целях исполнения соглашения, обусловили императивную обязанность у истца по оплате НДС, и тем самым, породили дополнительные расходы в размере 4 641 799 руб. 95 коп.; из смысла абзаца третьего пункта 8 соглашения о предоставлении из бюджета г. Омска субсидии на финансовое обеспечение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов от 23.12.2019 N 907-865/2019 (далее - Соглашение) следует обязанность ответчика компенсировать истцу расходы, понесенные истцом в рамках Соглашения.
Администрацией в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик указал, что не являлся стороной по Соглашению, полагает доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества, необоснованными, в силу чего просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Администрации высказался в соответствии с доводами отзыва, представитель Департамента просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Между Администрацией города Омска и Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство) заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 08.10.2019 N 527010000-1-2019-013, предметом которого является предоставление из бюджета Омской области в 2019 году бюджету городского округа город Омск иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенные Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации. Общий размер иного межбюджетного трансферта составляет в 2019 году не более 1 000 000 000 (один миллиард) рублей.
В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" между Департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) и АО "Омскэлектро" (получатель) заключено соглашение N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 (т.1, л.д.21-29).
Предметом указанного Соглашения является предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, по адресам согласно приложению N 1 к настоящему соглашению.
АО "Омскэлектро" для исполнения своих обязательств по Соглашению 28.04.2021 заключен договор подряда N 312-69/21 с обществом с ограниченной ответственностью "Интерстрой" (далее - подрядчик) для проведения капитального ремонта многоквартирного дома N 13 по ул. Малунцева в городе Омске, который является объектом культурного наследия.
В связи с тем, что многоквартирный дом N 13 по ул. Малунцева является объектом культурного наследия и в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ремонтные работы, осуществленные подрядчиком, НДС не облагаются, ООО "Интерстрой" в адрес АО "Омскэлектро" были выставлены акты выполненных работ КС-2, КС-З без НДС.
Поскольку АО "Омскэлектро" является плательщиком НДС, при исполнении Соглашения в части ремонта дома N 13 по ул. Малунцева, истцом в бюджет уплачен исчисленный с объема выполненных работ НДС в сумме 4 641 799 руб. 95 коп.
Полагая, что Департамент, в соответствии с Соглашением, обязан возместить понесенные обществом расходы в указанной сумме в виде уплаченного в бюджет НДС, истец направил Департаменту претензию от 21.09.2021 N 06-15/исх-09-21/34 с требованием оплатить понесенные расходы.
Поскольку претензионные требования Департаментом не исполнены, АО "Омскэлектро" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 18.05.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным лицам, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (часть 3.1 указанной статьи БК РФ).
Положением о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п (далее - Положение), установлены цели, условия и порядок предоставления из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - субсидии), категории получателей субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
Согласно пункту 2 Положения субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт), в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее - мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области), а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.
Главным распорядителем средств бюджета города Омска, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является департамент городского хозяйства Администрации города Омска (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 10 Положения предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого между департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и получателем субсидии в соответствии с типовой формой соглашения между главным распорядителем средств бюджета города Омска и юридическим лицом (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из бюджета города Омска на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, установленной департаментом финансов и контроля Администрации города Омска.
Как следует из материалов дела, предметом Соглашения являлось предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, по адресам согласно приложению к Соглашению. Размер субсидий определен в пункте 2 Соглашения и составляет 997 611 030 руб. 59 коп.
Пунктом 8 Соглашение предусмотрено, что субсидия в размере 100 процентов от сметной стоимости работ по капитальному ремонту с учетом процента снижения стоимости в случаях, предусмотренных Положением перечисляется в качестве аванса на расчетный или корреспондентский счет получателя, открытый получателю в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
Фактически осуществленные затраты подтверждаются получателем субсидии на основании актов о приемке выполненных работ (формы КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) в соответствии с перечнем видов работ, установленных приложением N 1 к Соглашению, подписанных лицами, уполномоченных действовать от имени получателя.
Иными словами Соглашением определен предел предоставляемой обществу субсидии и он не может быть преодолен ни при каких обстоятельствах, в том числе при превышении фактических расходов общества на исполнение своих обязательств в соответствии с Соглашением в любом его размере.
Вопреки доводам общества, пунктами 1, 2, 8 Соглашения не предусмотрена обязанность Департамента возместить расходы общества, превышающие размер полученной субсидии.
При этом довод истца о наличии у Департамента обязанности фактически возместить расходы общества, превышающие размер субсидии, противоречат содержанию Соглашения и основан, на ошибочном толковании пунктов 1, 8 Соглашения по причине изъятия из контекста этих пунктов словосочетаний "финансовое обеспечение затрат" и "фактически осуществленные затраты", в то время как с учетом имеющих для разрешения настоящего спора аспектов эти пункты регламентируют лишь цель предоставления субсидии и способ подтверждения расходов получателя субсидии соответственно, с корреспондирующей такому способу установленной пунктом 11 Соглашения обязанностью предоставить Департаменту отчет об использовании субсидии по целевому назначению в полученном размере без остатка.
Само по себе превышение расходов общества над суммой субсидии, фактически являющееся несовпадением предполагаемых и фактических затрат общества в сторону превышения последних, является следствием риска предпринимательской деятельности общества и основанием возникновения обязанности Департамента их компенсировать признано быть не может, поскольку это не предусмотрено ни указанным Соглашением, ни какой-либо нормой закона.
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, субсидия предоставляется на финансовое обеспечение затрат АО "Омскэлектро" на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату первой приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества.
В соответствии с пунктом 8 раздела 3 соглашения фактически осуществленные затраты подтверждаются получателем субсидии на основании актов о приемке выполненных работ по капитальному ремонту формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
Следовательно, в случае, если НДС не включен в фактическую стоимость выполненных работ в актах о приемке выполненных работ по капитальному ремонту формы КС-2, справках о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 (в данном случае в силу того, что в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ ремонтные работы, осуществленные подрядчиком, НДС не облагаются), НДС, уплаченный АО "Омскэлектро", возмещению Департаментом не подлежит.
Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств ненадлежащего исполнения Соглашения со стороны Департамента, обществом не оспаривается факт получения субсидии в размере 997 611 030 руб. 59 коп., судом первой инстанции правомерно не усмотрено оснований для возмещения фактических расходов общества, превышающий установленный Соглашением размер субсидии.
Суд апелляционной инстанции считает, что АО "Омскэлектро" в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Омскэлектро" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.05.2022 по делу N А46-21388/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21388/2021
Истец: АО "ОМСКЭЛЕКТРО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Администрация города Омска
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7259/2022
26.12.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7668/2022
09.09.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7668/2022
18.05.2022 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-21388/2021