г. Самара |
|
13 сентября 2022 г. |
Дело N А65-29953/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Некрасовой Е.Н., Харламова А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
с участием:
от заявителя - Мыхов О.В., доверенность N 3 от 15 декабря 2020 г., Платонов Д.Х., доверенность N 2 от 16 октября 2020 г., Шефер А.В., паспорт,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2022 года по делу N А65-29953/2021(судья Хамидуллина Л.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий" (ОГРН 1022100980516, ИНН 2127013205), город Чебоксары,
к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), город Казань Республики Татарстан,
с участием третьего лица Акционерного общества "Куприт" (ОГРН 1024301305654, ИНН 4346049110), город Киров,
о признании незаконными требования о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней от 23 ноября 2021 года N 08-11890, и акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 93 от 22 ноября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, управление), с привлечением в качестве третьего лица Акционерного общества "Куприт", о признании незаконными требования о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней от 23.11.2021 г. N 08-11890, акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 93 от 22.11.2021 г.
Решением суда от 20.06.2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с указанным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, о чем просили в судебном заседании и представители общества.
Управление, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей управления и третьего лица, не явившихся в судебное заседание и извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ решение суда первой инстанции, выслушав представителей общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из заявления и материалов дела, управление направило в адрес общества требование от 23.11.2021 г. N 08-11890 о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. в размере 167 575,26 руб. и пени в размере 5 928,48 руб. (далее - требование). Данное требование основано на акте проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 93 от 22.11.2021 г. период с 01.01 по 31.12.2020 г. (далее - акт).
Заявитель, полагая, что указанные требование и акт являются недействительными, так как отходы образовались не в результате деятельности общества и, соответственно, у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу положений ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с правилами ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
На основании ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Согласно п. 3 ст. 16.2 Федерального закона N 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого класса опасности отходов производства и потребления.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с ч. 13 ст. 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), нормы которых дублируют положения ст. ст. 16 - 16.5 Федерального закона N 7-ФЗ.
Согласно п. 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с п. 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно п. 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 г. N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" (далее - постановление N 913, постановление N 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктами 9 - 10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
б) в отношении каждого класса опасности отходов. При определении платежной базы учитываются:
а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов;
б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов;
в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в п.п. "а" п. 10 Правил, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в п.п. "б" п. 10 Правил;
г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В соответствии с п. 32 - 34 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Исходя из приведенных правовых норм и учитывая, что ООО "НПК "Меркурий" в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, последнее обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в п. 32 и 34 Правил.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы РФ.
Согласно п. 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор платы).
Согласно п.п. 37 - 41 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.
В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в п. 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно п. 44 - 47 Правил N 255 при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.
Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В акте проведения контроля за исчислением платы указываются:
а) дата составления акта проведения контроля за исчислением платы;
б) полное и сокращенное наименование юридического лица (обособленного подразделения) либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес местонахождения или места жительства;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего проведение контроля за исчислением платы, его должность, наименование администратора платы;
г) дата представления декларации о плате и иных документов;
д) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе проведения контроля за исчислением платы;
е) период, за который проведен контроль за исчислением платы;
ж) наименование видов платы, в отношении которых проводился контроль за исчислением платы;
з) сведения о мероприятиях контроля, осуществленных при проведении контроля за исчислением платы;
и) документально подтвержденные факты ошибок при выполнении расчетов и несоответствий (противоречий) между сведениями, представленными в использованных в ходе проведения контроля документах;
к) выводы и предложения по устранению выявленных ошибок в расчетах и несоответствий (противоречий) в документах.
В случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы РФ доначисленной платы и пеней.
При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в п. 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения контроля за исчислением ООО "НПК "Меркурий" платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2020 г. управлением был составлен акт контроля от 22.11.2021 г. N 93, которым установлено следующее.
ООО "НПК "Меркурий" имеет следующий объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС): Производственная площадка, расположенная по адресу: 428022, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ш. Марпосадское, д. 28, N 97-0121-000006-П, I категории НВОС.
У общества имеются следующие разрешительные документы:
- разрешение на выброс ЗВ в атмосферу стационарными источниками от 15.10.2019 г. N ВР.002.19. Срок действия 15.10.2019 г. по 14.10.2026 г.
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 23.07.2020 г. N 1.132.18.20. Срок действия 01.04.2020 г. по 31.12.2024 г.
Имеются 2 собственных объекта размещения отходов (согласно ПТО УОН-ВОС):
- N 21-00034-Х-00168-070416 - Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий".
- N 21 -00033-Х-00168-070416 - Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий".
У общества имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 22.03.2019 г. N 21.0004.19.
ООО "НПК "Меркурий" была представлена Декларация по плате за НВОС за 2020 год, сумма платы по декларации составила 126 846,06 руб., в том числе:
- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 7,80 руб.;
- плата за размещение отходов производства (по объекту размещения отходов "Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий" (N 21-00034-Х-00168-070416 г. Чебоксары)) - 12 853,45 руб.;
- плата за размещение отходов производства (по объекту размещения отходов "Объект переработки и захоронения твердых бытовых отходов" (г. Новочебоксарск)) - 113 984,81 руб.
Управление, проверив сведения, указанные в представленной декларации, и журнале учета движения отходов за 2020 г., выявило разночтения, которые подробно описаны в справке по плате за НВОС (л.д. 41).
В результате проведенной сверки, управление не согласилось с суммой начисленной платы за размещение отходов на объекте размещения отходов "Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий" (раздел 3 декларации) - 12 853,45 руб., считая ее заниженной по следующим основаниям.
В частности, неверно исчислена плата за размещение следующих отходов: "ртуть, утратившая потребительские свойства в качестве рабочей жидкости" - в расчете занижена масса отходов (0,392 тн.), необходимо указать 0,51 тн. (столбец 9). Не исчислена плата за размещение отходов (столбец 9): "отходы термометров ртутных" (1,218 тн.), "ступпа при демеркуризации ртутьсодержащих отходов" (0,045 тн.).
Согласно данным учета в области обращения с отходами за 2020 г. (наличие на 01.01.2020 г.), ООО "НПК "Меркурий" допущено хранение (более 11 месяцев) следующих принятых отходов: "ртуть, утратившая потребительские свойства в качестве рабочей жидкости" (0,118 тн.); "отходы термометров ртутных" (1,218 тн.); "ступпа при демеркуризации ртутьсодержащих отходов" (0,045 тн.).
Данное обстоятельство (хранение более 11 месяцев) обществом не оспаривается и признается им в пояснениях от 26.10.2021 г. N 383, представленных в ответ на запрос управления от 14.10.2021 г., а также в ответе на справку по плате за НВОС от 06.10.2021 г.
Так, согласно Федеральному закону N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены следующие понятия:
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Приказом Минприроды России от 10.12.2020 г. N 1043 (приложение 2) утверждена форма декларации о плате за НВОС, в частности форма Раздела 3 декларации - "Расчет суммы платы за размещение отходов производства".
В п. 8 к приложению 2 указано:
В столбце 6 Раздела 3 декларации в строках указывается фактическое количество отходов, образованных в отчетном периоде в собственном производстве (в тоннах) (п. 8.7).
В столбце 7 Раздела 3 декларации в строках указывается фактическое количество отходов в отчетном периоде, утилизированных в течение 11 месяцев в собственном производстве, а также передаваемых для утилизации сторонним организациям (в тоннах).
В случае, если утилизация отходов в собственном производстве не осуществлялась и (или) отходы не передавались на утилизацию сторонним организациям, в столбце 7 Раздела 3 декларации в строках ставится прочерк (п. 8.8).
В столбце 8 Раздела 3 декларации в строках указывается фактическое количество отходов в отчетном периоде, подвергшихся обезвреживанию в собственном производстве, а также переданных в целях обезвреживания сторонними организациями (в тоннах).
В случае, если отходы не подвергались обезвреживанию в собственном производстве и (или) не передавались для целей обезвреживания сторонним организациям, в столбце 8 Раздела 3 декларации в строках ставится прочерк (п. 8.9).
В столбце 9 Раздела 3 декларации в строках указывается фактическое количество складированных отходов предыдущего отчетного периода, которые не были утилизированы в течение 11 месяцев в собственном производстве и (или) не переданы для утилизации сторонним организациям (в тоннах).
В случае, если отсутствуют отходы предыдущего отчетного периода, которые накапливались и не были утилизированы в течение 11 месяцев в собственном производстве и (или) переданы для утилизации сторонним организациям, в столбце 9 Раздела 3 декларации в строках ставится прочерк (п. 8.10).
В столбце 10 Раздела 3 декларации в строках указывается фактический остаток отходов на конец отчетного периода, срок накопления которых не превысил 11 месяцев (в тоннах).
При отсутствии фактических остатков отходов на конец отчетного периода, срок накопления которых не превысил 11 месяцев, в столбце 10 Раздела 3 декларации в строках ставится прочерк (п. 8.11).
Таким образом, в п.п. 8.8 - 8.11 приложения 2 приказа Минприроды России от 10.12.2020 г. N 104 предусматривается указание принятых отходов.
В частности, в столбце 9 раздела 3 указываются массы фактически складированных отходов предыдущего отчетного периода, не утилизированных в течение 11 месяцев.
Таким образом, в столбце 9 указываются отходы, по которым допущено хранение (складирование) более 11 месяцев за предыдущий отчетный период, то есть 2019 г.
При этом, как указано в Законе N 89-ФЗ, хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях не только утилизации, но и обезвреживания.
Согласно ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плательщиками платы при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Согласно ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с условиями договоров на обезвреживание ртутьсодержащих отходов, право собственности на отходы переходит к ООО "НПК "Меркурий" (исполнитель работ) после сдачи ртутных отходов; исполнитель работ - ООО "НПК "Меркурий" принимает на себя ответственность за обезвреживание ртутьсодержащих отходов (договоры N 2020-1005 от 01.07.2020 г. и N2021-1143 от 01.09.2021 г.).
Так, в соответствии с абз. 2 п. 3.3 договора N 202-1005 от 01.07.2020 г. на обезвреживание ртутьсодержащих отходов, заключенного между ООО "НПК Меркурий" (исполнитель) и АО "Куприт" (заказчик), при условии соответствия отходов условиям данного договора, право собственности на отходы заказчика и ответственность за их обезвреживание переходит к исполнителю с момента выгрузки отходов исполнителю.
Поскольку ООО "НПК "Меркурий" допустило хранение (складирование) ртутных отходов (своих и принятых от других лиц (право собственности, на которые перешло к исполнителю работ - ООО "НПК "Меркурий")) более 11 месяцев (которые должны были быть направлены на обезвреживание), за указанные отходы обществу необходимо внести плату за размещение отходов, поскольку ООО "НПК Меркурий" приобрело право собственности на них и в разрезе договорных отношений не произвело их обезвреживание, а допустило их размещение.
При этом ссылка общества на письмо Минприроды России от 06.05.2021 г. N 25-50/6148-ОГ обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку в нем говорится об отходах производства, направляемых на захоронение, а не на обезвреживание.
При направлении отходов производства на захоронение, плательщиком платы за размещение отходов является лицо, у которого данные отходы образовались.
В связи с этим, ссылка на данное письмо применительно к начислению платы ООО "НПК "Меркурий" не обоснована.
Учитывая, что ООО "НПК "Меркурий" занимается хранением отходов (т.е. накоплением отходов на срок, превышающий 11 месяцев), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у общества обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ввиду осуществления заявителем деятельности по размещению отходов.
Доводы общества о том, что оно не обязано вносить плату за принятые от контрагентов отходы, поскольку они образовались не в результате его хозяйственной деятельности, правильно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм права.
Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, в столбце 9 раздела 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства" подлежали отражению массы отходов, по которым допущено хранение свыше 11 месяцев (в 2019 г.), а именно:
- 0,51 тн. "ртуть, утратившая потребительские свойства в качестве рабочей жидкости" (0,392 тн. - отходы, образованные у ООО "НПК "Меркурий", и 0,118 тн. принятых отходов);
- 1,218 тн. "отходы термометров ртутных";
- 0,045 тн. "ступпа при демеркуризации ртутьсодержащих отходов".
Судами установлено, что управлением начислена плата за размещение отходов на объекте размещения отходов "Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий" в сумме 180 428,71 руб., а общая сумма платы за размещение отходов составляет 294 413,52 руб., из которых:
- 180 428,71 руб. плата за размещение отходов производства (по объекту размещения отходов "Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий" (N 21-00034-Х-00168-070416 г. Чебоксары);
- 113 984,81 руб. плата за размещение отходов производства (по объекту размещения отходов "Объект переработки и захоронения твердых бытовых отходов" (г. Новочебоксарск) (без замечаний).
Всего обществом оплачено 126 838,26 руб., в связи с чем, разница между подлежащей внесению платой за НВОС, и уплаченной плательщиком, составила 167 575,26 руб.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемым актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 93 от 22.11.2021 г. управлением обоснованно была доначислены и предъявлены к уплате требованием от 23.11.2021 г. N 08-11890 плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. в размере 167 575,26 руб. и пени в размере 5 928,48 руб.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции в соответствии со ст. 201 АПК РФ пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по оплате государственной пошлины распределены судом в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Ссылки подателя жалобы на судебные акты по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2022 года по делу N А65-29953/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29953/2021
Истец: ООО "НПК Меркурий", г.Чебоксары
Ответчик: Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), г.Казань
Третье лицо: АО "Куприт", Одиннадцатый арбитракжный апелляционный суд