г. Воронеж |
|
16 сентября 2022 г. |
Дело N А14-18236/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.09.2022.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-18236/2020 по исковому заявлению Администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600511516, ИНН 3621001933) к обществу с ограниченной ответственностью "Вега" (ОГРН 1173668042646, ИНН 3664230247) о признании незаконными действий по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с земельных участков; запрете вывоза отходов с мест несанкционированных свалок на земельных участках,
третьи лица: Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (ОГРН 1123668030232, ИНН 3664120043), Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (ОГРН 1093668032402, ИНН 3666159906),
при участии в судебном заседании:
от Администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области: Ляшенко А.Н -Глава администрации (решение N 27 от 30.12.2020, паспорт РФ); Эрсебаев Х.М.- представитель по доверенности от 15.02.2022 сроком до 31.12.2022, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от ООО "ВЕГА": Демченко О.И., представитель по доверенности от 11.01.2022 N 01-Ч сроком до 31.12.2023, диплом, паспорт РФ;
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области: Йовдий Е.Н.- представитель по доверенности от 10.08.2022 N 65-11/5114 сроком на 1 год., диплом, паспорт РФ;
от Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области: Бурахин К.Ю.- представитель по доверенности от 12.07.2022 N 43-01-23/5216, диплом, паспорт РФ.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ответчик, ООО "Вега", региональный оператор) о признании действий ООО "Вега" по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с земельных участков с кадастровыми номерами N 36:21:8200004:127 и 36:21:8200004:128, N 36:21:8200004:135, незаконными; о запрете вывоза отходов ООО "ВЕГА" с мест несанкционированных свалок на земельных участках с кадастровыми номерами N 36:21:8200004:127 и 36:21:8200004:128, N 36:21:8200004:135 (с учетом уточненных требований - т.3, л.д.200).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - третье лицо 1, Департамент Росприроднадзора) и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - третье лицо 2, Департамент ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-18236/2020 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала, что суд дал неправильную оценку доказательствам, имеющимся в деле и фактическим обстоятельствам, не выяснил имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства - являются ли земельные участки, на которых обнаружены TKО несанкционированной свалкой, санкционированной свалкой или объектом негативного вреда окружающей среде. Не дана оценка позиции по делу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, принимая во внимание что региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании Соглашения с ним, и Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, в то время как Администрация руководствуется позицией данных госорганов в своей деятельности по обращению с ТКО.
Апеллянт указывает, что объект размещения отходов, расположенный по адресу: в 1,5 км западнее от р.п. Панино, являлся санкционированной свалкой до 01.01.2019, что подтверждается, решением Воронежского исполнительного комитета Воронежского областного Совета народных депутатов от 27.05.1981 N 358 об отводе земельного участка и постановлениями администрации Панинского городского поселения N 51 и N 92 о выделении земельного участка под свалку отходов, как органа местного самоуправления, выпиской из ЕГРП на данный земельный участок (вид разрешенного использования под размещение отходов производства и потребления). Следовательно, место для размещения отходов было санкционировано в 1981 году, и не является несанкционированной свалкой в понимании Федерального закона 89-ФЗ "Об отходах потребления и производства" и постановления Правительства 1156. Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 г. N458 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах и производства и потребления" отдельные законодательные акты РФ о признании утратившими силу отдельных законодательных актов" обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов наступает для регионального оператора наступает с 01.01.2019.
Судом не было принято во внимание следующее обстоятельство: свалка образована в 1981 году, а региональный оператор приступил к своей деятельности с 01.01.2019. Такие свалки, по мнению Администрации, являются накопленным ущербом прошлых лет и должны финансироваться из бюджета субъектов. Обязанность ликвидации свалок прошлых лет у регионального оператора отсутствует. В свою очередь, пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона 89-ФЗ закреплено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов или закрыты и ликвидированы, т.е. срок рекультивации данной свалки не истек. Таким образом, администрация Панинского городского поселения вправе воспользоваться возможностью рекультивации и ликвидации свалки в соответствии с законодательством до 01.01.2023.
Ссылаясь на Инструкцию по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТКО, утв. Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996, письма Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области от 11.11.2020 N 65-11/6690 и Департамента Природных ресурсов и экологии Воронежской области от 23.12.2020 N 43-01-23/7707 Администрация указывает, что при планировании проведения рекультивации необходимо применять комплексный подход, рекультивация свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ, а именно: проведение комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.); решения вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов.
Земельный участок N 36:21:8200004:135 согласно инвентаризации, указан в Территориальной схеме ДЖКХиЭ ВО с 2019 года, как объект капиталовложения, стоит на рекультивацию свалки по таблице 9.4 (приказ Департамента Природных Ресурсов ВО N 356) в Государственной программе Воронежской области "Охрана окружающей среды" Национального проекта РФ "Экология" таблица 2 "Ликвидация негативного воздействия, в том числе несанкционированных свалок" и выделена субсидия 2021году в сумме 4500,0 тыс.руб. на разработку документации по рекультивации свалки, а по прохождению экологической экспертизы и оценку негативного воздействия на окружающую среду запланированы 20000,0 тыс.руб. на рекультивацию данной свалки. Объем капиталовложений по источникам и срокам финансирования представлен в таблице 9.1.
Кроме того, Администрация указывает, что у ООО "Вега" отсутствует лицензия на вывоз таких отходов, как бетон, лом черных металлов, грунт, кирпич и вывозить данные отходы, не имело оснований. Нахождение данных отходов на свалке подтверждается протоколом N 8/841 от 10.12.2020 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области.
По мнению истца, ООО "ВЕГА" злоупотребила своими правами и своими действиями, не дает собственнику исполнить свои обязанности по ликвидации свалки в соответствии с законодательством, а просто наращивает объемы вывоза отходов и принуждает собственников нести не запланированные денежные расходы. Также вывоз отходов с санкционированных свалок, не предусмотрено в территориальной схеме и соглашением с региональным оператором.
Суд первой инстанции посчитал доказанным факт надлежащего уведомления собственника земельного участка об обнаружении несанкционированной свалки TKО в соответствии с п.16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, несмотря на то, что не предоставлены надлежащие доказательства направления уведомлений с возможностью идентификации содержания отправления в отношении трех земельных участков, на которых обнаружена свалка ТКО. Суд не дал оценку доводам истца об отсутствии оснований у ответчика, в адрес которого не было направлено уведомление/предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, поскольку Уведомление Росприроднадзора от 13.08.2020 N 14/8896/03/ММ адресовано не руководителю ООО "Вега" СОМОВОЙ Е.А., а Шапошникову С.В. главному инженеру. ООО "Вега" ссылается на данное информационное письмо, как на приказ, но оно таковым не является. Суд первой инстанции также не дал оценки всем доказательствам истца, в частности, им не приняты: 1) фото, схема и акт наличия следов вывоза ТКО с земельного участка ранее 30 дневного срока, который предоставлен собственнику для самостоятельного устранения свалки ТКО; 2)распечатки звонков уведомления ответчика о составлении акта наличия следов вывоза ТКО.
В обоснование своей позиции Администрация ссылается также на положительное Заключение государственной экологической экспертизы проектной документации "Рекультивация свалки, расположенной в Панинском муниципальном районе Воронежской области в пределах кадастрового квартала 36:21:8200004" от 13.04.2022 N 36-1-01-1-72-0205-22 и на решение Верховного суда РФ от 31.05.2021 N АКПИ21-141.
ООО "Вега" в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях указало, что по указанию Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора (Исх. N 14/8896/03/ММ от 13.08.2020), региональный оператор ООО "Вега" приступил к осуществлению мероприятий, направленных на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, расположенного на въезде в р.п. Панино со стороны с. Георгиевка.
По мнению ответчика, его действия соответствуют требованиям Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, а так же Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области, утвержденных приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.01.2017 г. N 27.
В установленный законодательством срок, после соответствующего уведомления истца несанкционированные свалки силами Администрации устранены не были, ООО "Вега" приступило к ликвидации несанкционированной свалки расположенной на земельном участке с кадастровым номером N 36:21:8200004:135.
В ходе ликвидации региональным оператором ООО "Вега" несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 36:21:8200004:135, были обнаружены места несанкционированного размещения ТКО на смежных земельных участках: несанкционированная свалка на территории 79 548 кв.м, общим объемом около 15000 куб.м., расположенная на земельном участке с кадастровым номером 36:21:8200004:127, несанкционированная свалка на территории 67 484 кв.м, общим объемом около 15000куб.м., расположенная на земельном участке с кадастровым номером 36:21:8200004:128. Об этом Администрация была уведомлена исх. N 3671 от 29.10.2020 г. Договор на ликвидацию данных несанкционированных свалок был направлен дополнительно посредством Почты России (исх. N 3752 от 06.11.2020 г.). К ликвидации данных несанкционированных свалок, региональный оператор не приступал. Ликвидация свалки производилась исключительно с земельного участка с кадастровым номером 36:21:8200004:135, другого материалами дела не установлено, истцом не опровергнуто, допустимых доказательств не предоставлено.
По мнению регионального оператора, несанкционированная свалка, расположенная на вышеназванных земельных участках не внесена в ГРОРО и подлежит ликвидации в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства N 1156.Истец, выражая свою правовую позицию по делу, в том числе в апелляционной жалобе, неоднократно ссылается на "Инструкцию по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996), которой, по мнению истца, следует руководствоваться при восстановлении земельных участков, занятых вышеназванной несанкционированнной свалкой. Данный вывод не соответствует действительности. Вышеназванная несанкционированная свалка не является объектом размещения ТКО, не внесена в ГРОРО, не включена в перечень объектов размещения ТКО на территории Воронежской области (Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 20.01.2021 г. N 18). Соответственно, данный объект не является закрытым полигоном, применение вышеназванной инструкции в данном случае недопустимо.Тот факт, что полигон не был введен в эксплуатацию, не была проведена разработка документации, необходимой для функционирования полигона в соответствии с вышеназванной инструкцией, объект не введен в ГРОРО, не позволяет расценивать этот объект в качестве объекта разме щения ТКО. Таким образом, свалка, расположенная на территории Панинского г.п. не отвечает условиям возможности ее использования, предусмотренными п. 8 ст. 29.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и является несанкционированной свалкой.
Ответчик отмечает, что согласно аукционной документации на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Рекультивация свалки, расположенной в Панинском муниципальном районе Воронежской области, на земельном участке с кадастровым номером 36:21:8200004:135", размешенной Администрацией Панинского муниципального района Воронежской области на сайте zakupki.gov.ru (номер извещения 0131300053721000068), в п. 1.3. технического задания наименование данного объекта определено как "Несанкционированная свалка, расположенная по адресу: Российская Федерация, Воронежская обл., р-н Панинский, Панинское городское поселение, р.п. Панино". Таким образом, сами органы местного самоуправления Панинского муниципального района определяют данный объект в качестве места несанкционированного размещения ТКО, которое подлежит ликвидации региональным оператором в порядке, установленном Постановлением Правительства N 1156.Техническим заданием определено производство инженерных изысканий с последующей разработкой и оформлением именно проекта рекультивации, но не ликвидации несанкционированной свалки. Работы по ликвидации предшествуют мероприятиям по рекультивации. В соответствии с таблицей 9.4. Приказа Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской обл. от 26.08.2016 N 356 (ред. от 19.12.2019) "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области", земельный участок с кадастровым номером 36:21:8200004:135 входит в состав земельных участков на которых расположены несанкционированные свалки, которые подлежат рекультивации. Расценивать объект, на котором региональным оператором проводились работы по ликвидации, в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду, а не несанкционированной свалки, так же не представляется возможным.
Довод администрации, что права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом ТКО из мест их несанкционированного размещения, по мнению ответчика, не соответствует действительности. Полномочия регионального оператора по осуществлению мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО установлена как федеральным законодательством (Постановлением Правительства N 1156), так и региональным. Приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 30.01.2017 N 27 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области", установлено, что одной из функций регионального оператора является ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО (п. 3.1 Приказа).Схема потоков ТКО (рисунок 7.2 Территориальной схемы) определяет потоки ТКО от объектов их образования до объектов размещения. Несанкционированная свалка, образованная на территории Панинского городского поселения не является объектом образования ТКО. Следовательно, вывоз отходов с места несанкционированного размещения может осуществляться на любой специализированный объект размещения ТКО без учета схемы потоков, определеннойтерриториальной схемой. Вывоз отходов на полигон, расположенный в Бабяково, соответствует нормам законодательства.
В соответствии с пп. 16,17 Постановления Правительства 1156 от 12.11.2016 г., при обнаружении места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор уведомляет об этом не только собственника земельного участка, но и уполномоченные органы - Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, ДЖКХиЭ ВО. Однако, на письмо регионального оператора о месте несанкционированного размещения ТКО на территории р.п. Панино и координации действий регионального оператора (Исх. N 2939 от 18.08.2020 г.), ответов уполномоченных Департаментов не поступало.
По мнению ответчика, истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске, действия регионального оператора являются законными. Полномочия регионального оператора по обращению с ТКО на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО предусмотрены как нормами федерального законодательства (п. 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами"), так и регионального (п. 3.1 Приказа ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 30.01.2017 N 27 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области"). Полномочие по ликвидации несанкционированных свалок может реализовываться региональным оператором и без дополнительных распоряжений/указаний каких-либо органов. В рассматриваемом случае получение указания Росприроднадзора (от 13.08.2020 N 14/8896/03/ММ) является дополнительным доказательством правомерности действий регионального оператора.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее- ДЖКХиЭ ВО) в отзыве на апелляционную жалобу от 24.05.2022 просит удовлетворить апелляционную жалобу Администрации, поскольку ликвидация несанкционированного места размещения отходов на землях, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, без проведения рекультивации в установленном порядке недопустима. В обоснование своей позиции ДЖКХиЭ ВО ссылается на ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель", Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и указывает, что рекультивация нарушенных земель состоит из двух этапов: технический и биологический. Проведение рекультивации требует больших временных и финансовых затрат, выделяемых из бюджета субъекта.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 36:21:8200004:127, 36:21:8200004:128 ДЖКХиЭ ВО указал на отсутствие со стороны регионального оператора уведомления в адрес Администрации о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в 30-дневный срок.
Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области в письменном отзыве от 17.06.2022 на апелляционную жалобу просит отменить судебный акт суда первой инстанции, поскольку проведение работ по рекультивации спорной свалки указано в Территориальной схеме обращения с отходами на территории Воронежской области (таблица 9.4 Территориальной схемы). В соответствии с законом Воронежской области от 26.12.2020 N 129-ФЗ "Об областном бюджете на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов" были распределены субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование проведения работ по разработке проектной документации по рекультивации несанкционированных свалок на 2021 год в размере 4500 тыс.руб. по Панинскому муниципальному району.
Администрацией проведены работы по подготовке проектной документации "Рекультивация свалки, расположенной в Панинском муниципальном районе Воронежской области в пределах кадастрового квартала 36:21:8200004" и получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 13.04.2022
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав письменные доказательства по делу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Решением Исполнительного комитета Воронежского областного Совета народных депутатов от 27.05.1981 N 358 Панинскому комбинату коммунальных предприятий и благоустройства был выделен земельный участок площадью 5,7 га под строительство свалки бытовых и промышленных отходов из земель колхоза "Россия" Панинского района. (т.1, л.д.18-19).
Однако, какой-либо объект построен не был и с 1981 года данный участок используется под размещение бытовых, растительных и строительных отходов от населения и организаций Панинского городского поселения.
Постановлением администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области N 51 от 12.11.2015 утверждена схема расположения образованного земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 36:21:8200004, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет, местоположение: Воронежская область, Панинский район, Панинское городское поселение, свалка отходов р.п. Панино, площадью 57 000 кв.м. Установлен вид разрешенного использования: специальные сооружения, предназначенные для размещения отходов производства и потребления. (т.4, л.д.170-172)
Постановлением администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области N 92 от 22.05.2018 указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области.(т.4, л.д.173-174)
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.05.2018 земельный участок с кадастровым номером 36:21:8200004:135 имеет вид разрешенного использования: Специальные сооружения, предназначенные для размещения отходов производства и потребления. (т.1, л.д.15-17)
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора в рамках мониторинга информации, содержащейся в СМИ, установило, что в сети "Интернет" на официальном сайте интернет-издания "ВестиВоронеж" указано о несанкционированной свалке отходов в Панинском муниципальном районе Воронежской области, о чем уведомило ответчика письмом исх. N 14/8896/03/ММ от 13.08.2020 и указало региональному оператору о необходимости принятия мер в соответствии с компетенцией.(т.1, л.д. 118-122).
17.08.2020 ООО "ВЕГА" направило в адрес Администрации уведомление об обнаружении несанкционированной свалки на территории 40 000 кв.м., общим объемом около 30 000 куб.м., расположенной по адресу: на въезде в р.п. Панино со стороны с. Георгиевка, а 18.08.2020 - предложение заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. (т.1, л.д.123-128).
Письмом от 21.08.2020 Администрация уведомила ООО "Вега " о том, что в соответствии с претензией Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области Администрация в срок до 28.08.2020 разрабатывает проект рекультивации несанкционированной свалки, расположенной на въезде в р.п.Панино со стороны с.Георгиевка и согласно данному проекту ликвидировать ее. Сроки ликвидации будут указаны в данном проекте рекультивации.
Одновременно Администрация сообщила, что поскольку данная свалка требует больших финансовых вложений Администрация подала заявку на предоставление субсидий по мероприятию: "Рекультивации несанкционированной свалки на территории Панинского района на земельном участке с кадастровым номером 36:21:8200004:135". По мере выделения денежных средств администрация будет ликвидировать данную свалку (т.1, л.д.74).
24.09.2020 ООО "ВЕГА" самостоятельно приступило к осуществлению мероприятий, направленных на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, расположенного на въезде в р.п. Панино со стороны с. Георгиевка.
Письмом от 30.09.2020 Администрация просила ООО "Вега" приостановить вывоз ТКО с территории свалки, поскольку само муниципальное образование не имеет денежных средств (дефицит бюджета 9850 тыс.руб.). В 2019 и в 2020 Администрацией в Департамент природных ресурсов поданы заявки на включение в ОАИП финансирования рекультивации свалки р.п.Панино (т.1, л.д.72-74).
В процессе ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 36:21:8200004:135, региональным оператором было обнаружено, что место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не ограничивается границами земельного участка с кадастровым номером 36:21:8200004:135, а распространяется и на смежные земельные участки: с кадастровым номером 36:21:8200004:127 на территории 79 548 кв.м., общим объемом около 15 000 куб.м., и с кадастровым номером 36:21:8200004:128 на территории 67 484 кв.м., общим объемом около 15 000 куб.м.
29.10.2020 ООО "ВЕГА" уведомило о данном факте Администрацию, а 06.11.2020 дополнительно направило договор на ликвидацию несанкционированных свалок на данных земельных участках.(т.3, л.д.97).
Администрация 05.11.2020 обжаловало действия ООО "Вега" в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Письмом от 11.11.2020 ДЖКХиЭ ВО сообщил, что права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки ТКО, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом ТКО из мест несанкционированного размещения.(т.1, л.д.78-79).
Не согласившись с действиями ООО "ВЕГА", Администрация обратилась в суд иском по настоящему делу, полагая, что действия регионального оператора по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, являются незаконными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции указал, что действия ответчика по вывозу твердых коммунальных отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места их несанкционированного размещения с земельных участков с кадастровыми номерами: 36:21:8200004:135, 36:21:8200004:127 и 36:21:8200004:128, расположенных в пределах Панинского городского поселения, являются законными. Региональный оператор в августе 2020 года, получив информацию о наличии несанкционированной свалки от надзорного органа, выполнил требования Правил N 1156, направив Администрации соответствующие уведомления, что подтверждается копиями уведомлений о свалке с отметкой Администрации о получении, а также копиями предложений заключить договор на ликвидацию свалки, почтовыми квитанциями о направлении данных писем заказной почтовой корреспонденцией. К ликвидации несанкционированной свалки ответчик приступил после истечения месячного срока, установленного Правилами N 1156. В месячный срок, предоставленный Администрации для самостоятельной ликвидации отходов, каких-либо мер истцом предпринято не было, равно как и на момент вынесения решения суда. Будучи надлежаще уведомленным, истец располагал сведениями о сроках и объемах ликвидации данной свалки. Необходимость проведения подготовительных процедур, технических и биологических мероприятий, на что ссылается третье лицо 1, предшествует проведению рекультивации земельного участка, и не требуется при проведении мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ, Закон об отходах производства и потребления ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; размещение отходов - хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду); утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии со статьей 11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Из статьи 12 Закона об отходах производства и потребления следует, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
В части 4 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
В соответствии с п. 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. (п. 17 Правил N 1156).
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. (п. 18 Правил N 1156).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 13 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по их защите, в том числе от загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Таким образом, собственник обязан поддерживать свой земельный участок в надлежащем состоянии. Федеральный закон N 89-ФЗ не обязывает собственника земельного участка заключать договор об оказании услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Статья 24.7 Закона N 89-ФЗ регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками. Такой договор является для регионального оператора публичным, региональный оператор не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места образования и накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Как следует из судебных актов Верховного Суда РФ от 23.10.2019 N АКПИ19-623, от 06.02.2020 N АПЛ19-525 при несанкционированном размещении ТКО собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность, предусмотренная пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, у них не возникает.
Требования к территориальной схеме обращения с отходами установлены статьей 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, которые включают в себя, в том числе данные о нахождении источников образования и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также схему движения потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая является обязательной для операторов по обращению с ТКО (пункт 10 статьи 24.6) и не определяет механизма ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал отношения собственника земельного участка по обеспечению ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, не имеется.
Исходя из названных положений закона, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в решении N АКПИ19-623 изложила правовую позицию, согласно которой в отношении несанкционированно складированных отходов у собственника земельного участка не возникает обязанности заключения соглашения на их вывоз в места накопления с региональным оператором.
Деятельность по обращению с отходами в понимании, определенном в Федеральном законе N 89-ФЗ, не осуществляется собственником земельного участка при ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, поэтому требование пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ на собственника земельного участка не распространяется.
В силу пункта 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема должна включать в себя в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации. Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока ТКО от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизма сбора ТКО от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки ТКО, не определенные в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом ТКО из мест их несанкционированного размещения. Положения статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ не определяют механизма сбора ТКО с места их несанкционированного размещения, поскольку оно не является местом накопления отходов в понимании, данном Законом N 89-ФЗ. При этом место несанкционированного размещения ТКО не указывается в территориальной схеме в качестве места накопления отходов, в соответствии с которой обязан осуществлять свою деятельность региональный оператор.
Пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона 189-ФЗ установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии разделом 2 Временных методических рекомендаций по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации, разработанных Департаментом государственного экологического контроля Минприроды России (письмо от 11.07.1995 N 01-11/29-2002) под санкционированной свалкой понимается разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные согласно с СНиП.
Как следует из материалов дела, спорная свалка, введенная в эксплуатацию в 1981 году, соответствует указанному в письме от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 определению, поскольку на ее использование имеется решение исполкома Воронежского областного совета народных депутатов об отводе земельного участка птицефабрике под свалку бытовых и промышленных отходов от 27.05.1981 N 358, то есть, являлась санкционированной.
Приказом Росприроднадзора РФ от 02.02.2021 N 31 даны следующие понятия: несанкционированная свалка отходов - территория, используемая для размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров;
- выявленная несанкционированная свалка отходов - территория и (или) объект размещения отходов, соответствующий понятию несанкционированная свалка отходов, указанному в абзаце втором настоящего пункта, непосредственно обнаруженные должностными лицами территориальных органов Росприроднадзора, Россельхознадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в рамках контрольно-надзорных мероприятий, рейдовых мероприятий, в том числе по обращениям органов местного самоуправления, граждан, организаций и иных лиц.
Как следует из материалов дела, Управлением Россельхознадзора по Воронежской области еще в 2019 году была поведена проверка в отношении выявленной несанкционированная свалки отходов, по результатам которой в адрес Администрации направлена Претензия о возмещении вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения, которой Администрации предложено в срок до 28.08.2020 разработать проект рекультивации на нарушенные земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 36:21:8200004:127, 36:21:8200004:128 кадастрового квартала 36:21:8200004 (т.2, л.д.100-104).
26.08.2020 Администрацией был утвержден "Проект рекультивации земель, нарушенных путем складирования отходов производства и потребления на части земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 0.8 га с кадастровым номером 36:21:8200004:127 и на части земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 0.7 га с кадастровым номером 36:21:8200004:127, расположенных на территории Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области", разработанный ООО ПСБ "Корунд" (т.1, л.д.25-71), о чем Администрация сообщила Управлению Россельхознадзора (т.2, л.д.98-100)
Письмом от 03.09.2020 Управлением Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям срок исполнения претензии от 08.07.2020 исх.N 03-14 1622 продлен до 01.09.2022.(т.1, л.д. 75).
29.10.2020 Администрация обратилось в ООО "Панинские земельные ресурсы" для проведения кадастровых работ на спорных земельных участках, заключив соответствующий договор от 29.10.2020 N 335 (т.3, л.д.98-102).
12.02.2021 Администрация Панинского района на основании постановления Правительства Воронежской области от 11.11.2015 N 856 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Охрана окружающей среды и природные ресурсы" направила документы для получения субсидии на софинансирование работ на разработку проектной документации по рекультивации несанкционированной свалки (т.2, л.д. 134-136, т.3 л.д. 175-177). Соответствующее соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на софинансирование проведения работ на разработку проектной документации по рекультивации несанкционированной свалки подписано 01.06.2021(т.3, л.д.179-185).
4 февраля 2021 Администрацией Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области издано Постановление N 23 о прекращении несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 36:21:8200004:135 (т.3, л.д. 178).
Данному решению предшествовали неоднократные обращения Администрации о включении спорного объекта в перечень объектов размещения ТКО и отказы Министерства природных ресурсов в рассмотрении материалов (т.4, л.д.122-140, 145-148).
31.08.2021 по итогам конкурентных процедур (электронный конкурс) заключен муниципальный контракт N 0131300053721000107 на выполнение работ по разработке проектной документации Рекультивация свалки, расположенной в Панинском муниципальном районе Воронежской области в пределах кадастрового квартала 36:21:8200004"(т.4, л.д57-77).
Таким образом, со стороны Администрации не было бездействия по неликвидации спорной свалки, а имели место действия, направленные на исполнение предписания контролирующего органа- Управления Россельхознадзора. При этом арбитражный апелляционный суд учитывает, что срок исполнения претензии о возмещении вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения, не истек.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (Определение от 20.06.2018 N 302-ЭС18-1483), а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 (Определение от 26.11.2018 N 304-ЭС18-11722), целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
Как следует из представленной в материалы дела в суд апелляционной инстанции проектной документации "Рекультивация свалки, расположенной в Панинском муниципальном районе Воронежской области в пределах кадастрового квартала 36:21:8200004", получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (приказ Росприроднадзора от 13.04.2022 N 513ГЭЭ) (т.7, л.д.54-67) объект рекультивации размещается в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 36:21:8200004:135, 36:21:8200004:111, 36:21:8200004:127, 36:21:8200004:128.
Земельные участки имеют следующие категории:
- земельный участок с кадастровым номером 36:21:8200004:135, категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования "под объектами размещения отходов потребления";
- земельный участок с кадастровым номером 36:21:8200004:111, категория земель"земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства";
- земельный участок с кадастровым номером 36:21:8200004:127, категория земель"земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий";
- земельный участок с кадастровым номером 36:21:8200004:128, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйствсиных угодий".
Общая площадь участка со свалочными массами составляет 5,8520га.
Объект рекультивации представляет собой территорию, на которой размещается несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов - отходы продукции из целлофана, отходы упаковочного картона, отходы от жилищ, растительные отходы, тара стеклянная, отходы упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена, отходы резины, мусор от сноса и разборки зданий, отходы строительных материалов, лом кирпичной кладки, пищевые отходы. Свалочные массы расположены навалом, без устройства изолирующих слоев вперемешку с грунтом. Насыпной грунт покрыт сорной травянистой растительностью. Общий объем свалочных масс, рассчитанный картограммами, составляет 71 402 м3.
По результатам рассмотрения альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности выбран ассимиляционный вариант производства рекультивационных работ захоронение отходов на месте.
Проектной документацией предусмотрено природоохранное направление рекультивации. Рекультивация выполняется в два этапа: технический и биологический.
Технический этап рекультивации включает следующие операции:
- демонтаж сетчатого ограждения типа "рабица" длиной 1097 м по периметру свалки;
- разработка котлована на незагрязненной части земельного участка с кадастровым номером 36:21:8200004:135 экскаватором, объем разработанного котлована - 23 280 м3, глубина котлована - 1,6-1,9 м, разработанный грунт временно складируется в кавальер;
- перемещение свалочных масс объемом 23 280 м3 бульдозерами с участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 36:21:8200004:111, 36:21:8200004:127, 36:21:8200004:128, загрязненных отходами, в разработанный котлован;
- формирование свалочного тела с уплотнением бульдозерами на площади 50 411м2 в пределах земельного участка с кадастровым номером 36:21:8200004:135, общий объем свалочного тела - 71 402 м3, высота свалочных масс 0,45-2,00 м;
- устройство дренажной системы в составе пруда-испарителя фильтрата и дренажной канавы с уклоном в сторону пруда-испарителя по периметру свалочного тела объемом 6110 м3; пруд-испаритель изолируется
водонепроницаемой ПНД-мембраной, на дно дренажной канавы укладывается перфорированная канализационная труба диаметром 500 мм, которая отводит фильтрат с тела свалки в пруд-испаритель; дренажная канава засыпается слоем щебня крупностью 20-40 мм до отметки поверхности земли;
- устройство газодренажной системы из газодрснажного слоя щебня крупностью 20-40 мм высотой 0,30 м, с установкой 3 газодрснажных скважин в верхнюю часть тела свалки для отвода свалочного газа;
- планировка нижнего рекультивационного слоя высотой 0,17 м из глины ИГЭ 2 на площади 50 411 м2;
- разработка верхнего плодородного слоя почвы объемом 8 454 м3 экскаваторами с погрузкой на автосамосвалы из кавальера плодородного слоя почвы резерва Панинского района на удалении 5 км от участка рекультивации; разработанный грунт доставляется на объект рекультивации;
- планировка верхнего рекультивационного слоя почвы высотой 0,13 м - формируемая рекультивационная поверхность имеет уклон 5%о, на откосах - 40%о, что позволяет отводить дождевую воду от участка рекультивации;
- установка сетчатого ограждения высотой 1,8 м, протяженностью 1057 м по всему периметру земельного участка с кадастровым номером 36:21:8200004:135.
Биологический этап рекультивации включает в себя следующие работы: посадка древесной растительности - саженцев березы тополелистной - 346 шт.; подготовка почвы, включающая в себя: дискование на глубину до 10 см; боронование; внесение минеральных удобрений; посев подготовленной травосмеси, состоящей из двух компонентов: мятлик луговой - 60%, овсяница луговая - 40%, уход за посевами. Продолжительность восстановительного периода нарушенных земель после проведения этапа биологической рекультивации - 4 года.
Данный проект подготовлен с учетом требований п.5 ст.13 Земельного кодекса РФ о том, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий (п.5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800).
Согласно пунктов 3.4-3.6 ГОСТ Р 57446-2017 "Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия ": Рекультивация нарушенных земель и земельных участков- комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченного качественного состояния земель, достаточного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Проект рекультивации нарушенных земель и земельных участков -комплект документов и материалов, в соответствии с составом и содержанием которого проводится рекультивация земель и земельных участков.
Направление рекультивации нарушенных земель и земельных участков -комплекс мероприятий, технических, инженерных, агрономических, экологических или иных решений и приемов, разрабатываемых в целях рекультивации земель и земельных участков для каждого конкретного случая с учетом выбранного направления рекультивации.
Согласно п.3.7 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем РФ 02.11.1996, рекультивация полигона выполняется в два этапа: технический и биологический. Технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного грунта и его воздействия на окружающую природную среду, подготовку территории полигона (свалки) к последующему целевому использованию. К нему относятся: получение исчерпывающих данных о геологических, гидрогеологических, геофизических, ландшафтно-геохимических, газохимических и других условий участка размещения полигона (свалки); создание рекультивационного многофункционального покрытия, планировка, формирование откосов, разработка, транспортировка и нанесение технологических слоев и потенциально-плодородных почв, строительство дорог, гидротехнических и других сооружений. Для выработки решений по исключению влияния газохимического загрязнения атмосферы определяют состав и свойства образующегося биогаза, содержания органики, влажность и др. данные. С учетом полученных данных и анализа климатических и геологических условий расположения полигона составляется прогноз образования биогаза и выбирается метод дегазации и конструкция рекультивационного покрытия полигона. Биологический этап рекультивации включает мероприятия по восстановлению территорий закрытых полигонов для их дальнейшего целевого использования в народном хозяйстве. К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель. Биологический этап осуществляется вслед за техническим этапом рекультивации.
Таким образом, действия Администрации, направленные на проведение рекультивации спорного объекта, проведены в соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства.
Ссылка ООО "Вега" на письмо Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора исх. N 14/8896/03/ММ от 13.08.2020 как на основание для начала ликвидации несанкционированной свалки отходов в Панинском муниципальном районе Воронежской области (т.1, л.д. 118-122) является необоснованной.
Согласно ответу Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 27.06.2022 исх.N 05/02-ПА/10897 относительно письма исх. N 14/8896/03/ММ от 13.08.2020 Управление указало (т.7 л.д.117-119), что в нем сообщалось о несанкционированной свалке отходов в Панинском муниципальном районе Воронежской области и было указано на необходимость принятия мер в соответствии с обязанностями, входящими в область деятельности регионального оператора.
Управление дополнительно сообщает, что на территории Воронежской области реализуется федеральный проект " Генеральная уборка", утв.Постановлением Правительства РФ от 15.04.2016 N 326. Проектом паспорта федерального проекта" Генеральная уборка" предусмотрено проведение мероприятий в отношении 1929 объектов накопления вреда окружающей среде в 2022-2024 гг. Из 187 объектов НВОС на территории Воронежской области выделено 5 объектов НВОС (несанкционированные свалки ТКО) в том числе один объект на территории Панинского района, проведение мероприятий назначено в 2022году.
Основной задачей реализации федерального проекта" Генеральная уборка" является решение многолетней проблемы ликвидации экологически опасных объектов на территории всей Российской Федерации. Таким образом, за счет средств федерального бюджета Росприроднадзор и его территориальные органы проведут обследование и дадут оценку ОНВОС. По итогам первых мониторингов уполномоченными органами будет принято решение о выделении денежных средств на условиях софинансирования для дальнейшей ликвидации несанкционированных свалок.
При этом Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора от 27.06.2022 в письме исх.N 05/02-ПА/10897 подтвердило, что проведена государственная экологическая экспертиза и получено положительное заключение от 13.04.2022 в отношении проектной документации на рекультивацию несанкционированной свалки в Панинском районе Воронежской области.(т.7, л.д.117-119).
Вопросы определения характера и объема полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в сфере обращения с отходами были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 13.10.2015 N 26-П, от 26.04.2016 N 13-П) применительно к оценке возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, использование в правоприменительной практике положений Закона N 131-ФЗ в качестве нормативного основания для возложения на городские округа (муниципальные районы) безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, таким образом, нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации. При этом действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
В Определении от 28.03.2017 N 720-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, учитывая существование различных форм возможного негативного воздействия на окружающую среду, а также принимая во внимание, что содержание рассматриваемой компетенции муниципальных образований не может автоматически трактоваться как возлагающее на них всю полноту ответственности, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлениях от 13.10.2015 N 26-П и от 26.04.2016 N 13-П и сохраняющие свою силу, не могут быть расценены как ограниченные только вопросами несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, - в силу своего универсального характера они имеют безусловное юридическое значение в отношении иных случаев неправомерного размещения отходов неустановленными лицами на объектах, расположенных на территории муниципального образования; в связи с этим при разрешении правоприменительными органами, в том числе судами, дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных образований в области обращения с отходами, помимо общих положений Закона N 131-ФЗ, необходимо учитывать соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.
Довод ответчика о том, что работы проводились им исключительно на земельном участке с кадастровым номером 36:21:8200004:135 опровергаются материалами дела, в частности, актом комиссионного обследования земельных участков 36:21:8200004:135, 36:21:8200004:127, 36:21:8200004:128 от 29.10.2020 с участием Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, ООО "Земельные ресурсы", Администрации и ООО "Вега", что подтверждается соответствующими подписями уполномоченных лиц (т.1, л.д.21-22). При этом региональный оператор надлежащим образом (телефонограммами) извещался о проведении комиссионного обследования спорных земельных участков (т.3, л.д.103-106). Кроме того, в материалах дела имеются акты обследования земельных участков с кадастровыми номерами 36:21:8200004:135, 36:21:8200004:127, 36:21:8200004:128, составленные должностными лицами Администрации 24.09.2020 (т.3, л.д. 121-122), которыми также подтверждено проведение ООО "Вега"работ по вывозу мусора с земельных участков 36:21:8200004:127, 36:21:8200004:128.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в постановлениях Девятнадцатого арбитражного апелляционного от 20.04.2021 по делу А14-17651/2020 и от 10.08.2021 по делу А14-19679/2020 уже давалась оценка доводу ООО "Вега" о том, что именно на региональном операторе лежит обязанность по устранению несанкционированных свалок. В частности, указано, что "Ссылки в апелляционной жалобе на то, что Администрация не оспаривает, что содержание спорного земельного участка находится в ведении Администрации и то, что у ООО "Вега" были расходы по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, в связи с чем, по мнению заявителя, на Администрацию в любом случае возложена обязанность возместить расходы регионального оператора в силу п.17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами", отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном правоприменении, допускающем в определенных случаях самостоятельное осуществление собственником мероприятий по приведению своего участка в состояние, пригодное для дальнейшего использования, в том числе в последующем в результате проведения мер по рекультивации земель".
Применительно к ч.2 ст.69 АПК РФ данные судебные акты носят преюдициальный характер для настоящего спора.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что применительно к п. 17 Правил N 1156 ООО "Вега" не ликвидировало несанкционированную свалку, поскольку ликвидированная несанкционированная свалка отходов - это территория и (или) объект размещения отходов, соответствующий критериям несанкционированной свалки отходов, указанным в абзаце втором настоящего пункта, приведенный в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на которых завершены работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и (или) работы по вывозу отходов (очистке территории), подтвержденные актами выполненных работ, и (или) актом проверки органа государственного контроля (надзора), и (или) актом планового (рейдового) осмотра, обследования (приказ Росприроднадзора РФ от 02.02.2021 N 31). При этом заслуживает внимание довод Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области об отсутствии у ООО "Вега" лицензии на право вывоза строительных отходов, лома цветных и черных металлов, ламп накаливания и т.д. (т.3 л.д.31-73) в то время как протоколы результатов анализа проб отходов, составленные филиалом ЦЛАТИ по Воронежской области, подтверждают наличие данного вида отходов в составе несанкционированной свалки. (т.3, л.д.203-211). Таким образом, ООО "Вега" не имеет возможности самостоятельно ликвидировать спорную несанкционированную свалку, доказательств обратного, в том числе наличия договорных отношений с контрагентами, владеющими необходимыми лицензиями, в дело не представлено.
Довод ООО "Вега" о ненадлежащем способе защиты нарушенного права со стороны истца не принят арбитражным апелляционным судом.
Статьей 8 ГК РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного права или к реальной защите законного интереса.
При этом перечень способов защиты нарушенного права в ст.12 ГК РФ не является закрытым, что предполагает возможность в целях пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения признать незаконными действия ООО "Вега" по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с земельных участков с кадастровыми номерами N 36:21:8200004:127 и N 36:21:8200004:128, N 36:21:8200004:135. В целях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, с учетом длительности процедур рекультивации спорных земельных участков, суд апелляционной инстанции считает возможным указать в судебном акте на запрет ООО "Вега" вывоза отходов с земельных участков с кадастровыми номерами 36:21:8200004:127, N 36:21:8200004:128, N 36:21:8200004:135.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-18236/2020 на основании п.п.1, 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку применительно к пп.1.1 п.1 ст.333.27 НК РФ Администрация освобождена от уплаты госпошлины, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит уплату госпошлина за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в общей сумме 9000 руб. (пп.4, пп.12 п.1 ст.333.21 НК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-18236/2020 отменить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "Вега" по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с земельных участков с кадастровыми номерами N 36:21:8200004:127 и N 36:21:8200004:128, N 36:21:8200004:135.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью "Вега" вывоз отходов с земельных участков с кадастровыми номерами 36:21:8200004:127, N 36:21:8200004:128, N 36:21:8200004:135.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вега" (ОГРН 1173668042646, ИНН 3664230247) в доход федерального бюджета 9000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18236/2020
Истец: Администрация Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области
Ответчик: ООО "Вега"
Третье лицо: Департамент жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4841/2022
10.07.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1229/2022
25.06.2024 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18236/20
06.05.2024 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18236/20
08.12.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 407-ПЭК23
11.10.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 407-ПЭК23
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4841/2022
16.09.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1229/2022
30.12.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18236/20