г. Санкт-Петербург |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А42-11433/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Лебедева Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Короткевичем В.И.
при участии:
от истца: Томилов Д.С. по доверенности от 10.01.2022
от ответчика: Белан С.И. по паспорту (генеральный директор) (онлайн), Моругова О.В. по доверенности от 24.03.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25299/2022) ООО "Александрия" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2022 по делу N А42- 11433/2021 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по иску ТФОМС Мурманской области
к ООО "Александрия"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Александрия" (далее - Общество, ответчик) о взыскании использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 297000 руб., штрафа за такое использование в сумме 29700 руб., а также об обязании восстановить на лицевом счёте учёта средств обязательного медицинского страхования Общества переплату начисленных за счёт указанных средств заработной платы в сумме 91215,26 руб. и командировочных расходов в сумме 3500 руб.
Решением суда от 17.06.2022 с ООО "Александрия" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области взысканы использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 297000 руб., штраф в сумме 1000 руб.; в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что приобретенные ультразвуковой аппарат и дополнительные датчики, поставленные на баланс организации как основные средства, используются для целей оказания высокотехнологичной медицинской помощи, при этом в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492, нормативы финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи включают в себя расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в соответствии с доводами апелляционной жалобы на основании части 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.07.2021 N 137 Фондом в период со 02.08.2021 по 06.08.2021 проведена плановая документарная (камеральная) комплексная проверка использования Обществом средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт б/н от 06.08.2021.
В ходе данной проверки Фондом выявлены факты использования Обществом в 2020 году средств обязательного медицинского страхования при приобретении основных средств (медицинского оборудования) - стационарной цветной цифровой ультразвуковой диагностической системы, датчиков линейного и конвексного стоимостью 600000 руб., 150000 руб. и 150000 руб. соответственно- при тарифе до 100000 руб. за единицу, что является нарушением Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
По мнению Фонда, стоимость приобретаемого оборудования не должна превышать 100 000 руб., а не размер расходуемых средств.
Установив данные обстоятельства, Фонд пришёл к выводу о нецелевом использовании Обществом средств обязательного медицинского страхования в сумме 297000 руб. (из расчёта: 99000 руб. 3 единицы), которые подлежат возврату Обществом на основании части 9 статьи 39 Закона 326-ФЗ с уплатой штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, который применительно к настоящему делу составил 29700 руб.
Поскольку в добровольном порядке использованные не по целевому назначению средства Обществом на основании требования (претензии; л.д.105-108) Фонда возвращены не были, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Фонда частично, признал обоснованными требования о взыскании использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 297000 руб., а также штрафа за такое использование, при этом пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований об обязании восстановить на лицевом счёте учёта средств обязательного медицинского страхования Общества переплату начисленных за счёт указанных средств заработной платы в сумме 91215,26 руб. и командировочных расходов в сумме 3500 руб.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В силу статьи 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи по ОМС осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, также установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу
В соответствии с пунктами 2, 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, расходование средств на непредусмотренные структурой установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗтарифа цели, в частности, приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела усматривается и ответчиком не оспаривается, что при приобретении медицинского оборудования по договору N 008_20_SHK от 08.10.2020 (л.д.67-69) Обществом были использованы средства обязательного медицинского страхования в сумме 99000 руб. при приобретении стационарной цветной цифровой ультразвуковой диагностической системы CHISON Qbit10 стоимостью 600000 руб., в сумме 99000 руб. при приобретении датчика линейного D7L40L стоимостью 150000 руб. и в сумме 99000 руб. при приобретении датчика конвексного D3C60L стоимостью 150000 руб. (л.д.76, 78, 79, 85, 86, 87). Впоследствии названное оборудование поставлено Обществом на учёт 30.10.2020 как самостоятельные основные средства (л.д.80-84).
Следовательно, учитывая, что стоимость приобретенных Обществом основных средств составляет более 100 000 руб. за единицу, Фонд пришел к правомерному выводу о нецелевом использовании Обществом средств обязательного медицинского страхования.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что приобретенные ультразвуковой аппарат и дополнительные датчики, поставленные на баланс организации как основные средства, используются для целей оказания высокотехнологичной медицинской помощи, при этом в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492, нормативы финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи включают в себя расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости.
Согласно части 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливать дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным Законом.
В силу части 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492, нормативы финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи в рамках Раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, включают в себя расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости.
Таким образом, Программой предусматривается возможность приобретения за счет средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, единицы основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей.
В соответствии с выпиской из Реестра лицензий медицинской деятельности (лицензия N Л041-01163-51/00293598), лицензией, выданной ООО "Александрия", не предусмотрена возможность оказания ответчиком высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно абзацу 15 раздела 2 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утверждена Закон Мурманской области от 24.12.2018 N 2329-01-ЗМО), перечень медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу в сфере охраны здоровья, оказывающих высокотехнологичную помощь на территории Мурманской области, утверждается уполномоченным органом в сфере охраны здоровья.
Приказом Минздрава Мурманской области от 30.07.2018 N 409 утвержден перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную помощь на территории Мурманской области по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования в 2019 году. В указанный перечень в 2019 году входили следующие медицинские организации: ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина"; ГОБУЗ "Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи"; ГОБУЗ "Объединенная медицинская часть "Севрыба"; ГОБУЗ "Мурманский областной перинатальный центр"; ФГБУ "Мурманский многопрофильный центр им. Н.И. Пирогова" ФМБА РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 5 раздела 2 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утверждена Законом Мурманской области от 19.12.2019 N 2453-01-ЗМО), перечень медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу в сфере охраны здоровья, оказывающих высокотехнологичную помощь на территории Мурманской области, утверждается уполномоченным органом в сфере охраны здоровья.
Приказом Минздрава Мурманской области от 01.07.2019 N 397 утвержден перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную помощь на территории Мурманской области по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования в 2020 году. В указанный перечень в 2020 году входили следующие медицинские организации: ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина"; ГОБУЗ "Мурманский областной многопрофильный центр"; ФГБУ "Мурманский многопрофильный центр им. Н.И. Пирогова" ФМБА РФ; ГОБУЗ "Мурманская областная детская клиническая больница".
Следовательно, в 2019 и 2020 годах ООО "Александрия" не входило в перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь на территории Мурманской области.
В связи с этим апелляционный суд полагает несостоятельным указанный довод апелляционной жалобы.
В связи с тем, что материалами дела подтверждается факт нецелевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требований в части взыскания использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 297 000 руб.
Также истцом заявлено требование о взыскании штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 29 700 руб.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в связи с чем юридические санкции должны соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Правовые позиции, касающиеся указанного вопроса, изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции, принимая во внимание, что Общество в действительности добросовестно заблуждалось относительно возможности использования средств обязательного медицинского страхования при приобретении медицинского оборудования по цене свыше 100000 руб., пришел к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера штрафа до 1000 руб.
Апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции в указанной части, в связи с чем не усматривает правовых оснований для изменения решения суда в части взыскания штрафа.
Также Фондом заявлено требование об обязании восстановить на лицевом счёте учёта средств обязательного медицинского страхования Общества переплату начисленных за счёт указанных средств заработной платы в сумме 91215,26 руб. и командировочных расходов в сумме 3500 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, пришел к выводу о том, что у Фонда отсутствует право требовать от медицинских организаций в судебном порядке восстановление лицевых счетов, а равно каким-либо иным образом их корректирование, что не обжалуется сторонами в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2022 по делу N А42-11433/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-11433/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АЛЕКСАНДРИЯ"