город Томск |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А03-2482/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Колупаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-7930/2022) общества с ограниченной ответственностью "Ни-Строй" на решение от 06.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2482/2022 (судья Н.В.Ангерман) по исковому заявлению Городского округа - город Барнаул Алтайского края в лице Администрации города Барнаула Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, 18, ОГРН 1042202280251, ИНН 2225066269) к обществу с ограниченной ответственностью "Ни-Строй" (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Короленко, дом 104, ОГРН 1152224003799, ИНН 2224174695) об обязании заключить соглашение об исполнении схемы теплоснабжения городского округа - города Барнаула Алтайского края на условиях соглашения об исполнении схемы теплоснабжения городского округа - города Барнаула Алтайского края в предложенной администрацией города Барнаула редакции,
при участии в судебном заседании:
от истца - Панин В.Л. (паспорт, доверенность от 11.01.2022, диплом) (участие путем присоединения к веб-конференции),
от ответчика - без участия (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Городской округ - город Барнаул Алтайского края в лице Администрации города Барнаула Алтайского края (далее - Администрация, истец) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Ни-Строй" (далее - ООО "Ни-Строй", ответчик) об обязании заключить с администрацией города Барнаула соглашение об исполнении схемы теплоснабжения городского округа - города Барнаула Алтайского края в редакции администрации города Барнаула, направленное 22.12.2021 сопроводительным письмом от 20.12.2021, полученное ответчиком 29.12.2021.
Решением от 06.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме. Определением от 12.07.2022 вынесено определение об исправлении опечатки в резолютивной части полного текста решения Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2482/2022.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Ни-Строй" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик со ссылкой на пункт 17 статьи 23.13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) указало, что условие о применении понижающего коэффициента, предусмотренное в пункте 2.1.10.1 соглашения не относится к существенным условиям договора, таким образом, его включение в соглашение должно носить добровольный характер; применение понижающего коэффициента будет нести для ООО "Ни-Строй" в экономическом плане неблагоприятные последствия в виде убытков и отсутствии прибыли. Кроме того, апеллянт отмечает, что в отношении иных организаций Администрацией понижающий коэффициент не применен.
Истец направил возражения на апелляционную жалобу, указал, что доводы ответчика необоснованные, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, равно как и удовлетворения апелляционной жалобы - не имеется.
Письменные возражения на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены судом к материалам дела.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей не обеспечил.
В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.09.2022 представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда в соответствии с требованиями статьи 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основания для его изменения или отмены отсутствуют. Выводы суда основаны на следующем.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Ни-Строй" на основании заявки от 24.04.2020 N 06 получило статус ЕТО в соответствии со схемой теплоснабжения города Барнаула Алтайского края, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.11.2020 N 992, номер (индекс) технологически изолированной зоны действия (система теплоснабжения) N 46 (л.д. 31 т. 1).
Актуализированной Схемой теплоснабжения городского округа - города Барнаул Алтайского края на период до 2036 года, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.09.2021 N 881, статус ООО "НИ-Строй" как ЕТО подтвержден (л.д. 132-138 т. 1).
С письмом N 200/21/исх-1363 в адрес ООО "НИ-Строй" направлен проект Соглашения об исполнении схемы теплоснабжения городского округа - города Барнаула Алтайского края (л.д. 85-87 т. 1); вручено 29.12.2021 (л.д. 89 т. 1).
Ссылаясь на то, что до настоящего времени соглашение не подписано, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения (пункт 1 статьи 18 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Ф Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Закон о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункты 1, 4 статьи 6 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Часть 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Пунктом 15 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что муниципальное образование, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В переходный период такое соглашение заключается в течение двух месяцев со дня принятия органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, решения о ее актуализации.
Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения должно содержать следующие существенные условия:
1) достижение целевых показателей исполнения схемы теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией;
2) обязательства единой теплоснабжающей организации по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
3) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий, предусмотренных данным соглашением, и наступившие в связи с этим последствия, в том числе ответственность единой теплоснабжающей организации за невыполнение мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения;
4) обязательство единой теплоснабжающей организации по представлению обеспечения исполнения своих обязательств способом, согласованным сторонами (представление банковской гарантии, осуществление страхования риска ответственности за нарушение обязательств по соглашению или иное);
5) распределение имущественных прав на строящиеся, реконструируемые и (или) модернизируемые объекты системы теплоснабжения (пункт 16 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 17 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в системе теплоснабжения может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе:
2) обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент. Размер такого коэффициента и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО "Ни-Строй" указывает на необоснованное включение пункта 2.1.10.1 о применении понижающего коэффициента и неспособность его выполнить ввиду несения в связи с этим убытков.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2018 N 860 "Об отдельных вопросах ценообразования на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения" (далее - Постановление N 860) установлен порядок определения в ценовых зонах теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям.
Размер коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в соответствии с настоящими Правилами, и такой коэффициент применяется в случае включения в указанное соглашение обязательства единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, применить коэффициент.
Размер коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) определяется, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)", выше тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на дату окончания переходного периода, установленного Законом о теплоснабжении (пункт 1 Постановления N 860).
При этом, в пункте 3 Постановления N 860 предусмотрено, что в случае если в соответствии с частью 4 статьи 23.6 Закона о теплоснабжении в системе теплоснабжения на дату окончания переходного периода предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность) с разбивкой по категориям потребителей и предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утвержден с разбивкой для каждой категории потребителей, коэффициент к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) применяется в отношении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) для каждой категории потребителей или в отношении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) для отдельных категорий потребителей.
На рисунке 4.2 главы 14 Схемы теплоснабжения городского округа - города Барнаула Алтайского края представлены прогнозные цены на тепловую энергию в зоне деятельности ЕТО ООО "НИ-Строй" (зона деятельности N 3), где предусмотрены: индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию; предельный уровень цены на тепловую энергию; цена на тепловую энергию с учетом применения понижающего коэффициента.
Таким образом, с учетом действия Постановления N 860, пункта 4.2 главы 14 Схемы теплоснабжения городского округа - города Барнаула Алтайского края, включение коэффициента является обязательным для сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что соглашение об исполнении схемы теплоснабжения городского округа - города Барнаула Алтайского края, в соответствии с требованиями схемы теплоснабжения, содержит обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию понижающий коэффициент.
Отклоняя доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции исходит из того, что его позиция не учитывает абзац 2 пункта 1 и пункт 3 Постановления N 860.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Схема теплоснабжения городского округа - города Барнаул Алтайского края на период до 2036 года, утвержденная Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.09.2021 N 881, ответчиком в установленном законом порядке не оспорена.
Пунктом 4.4.19 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации относится к полномочиям Министерства энергетики Российской Федерации.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).
В соответствии с главой 14 Схемы теплоснабжения городского округа города Барнаула Алтайского края для ценовой зоны теплоснабжения город Барнаул были рассчитаны, в том числе индикативные предельные уровни цены на тепловую энергию; предельные уровни цены на тепловую энергию; прогноз цен на тепловую энергию для потребителей (с учетом применения понижающего коэффициента).
Утвержденная Схема теплоснабжения городского округа города Барнаула Алтайского края в установленном порядке не оспорена, нормативный правой акт является действующим.
Ввиду изложенного доводы ООО "Ни-Строй" о невозможности реализовать применение пункта 2.1.10.1 ввиду убыточности признается судом несостоятельными в связи с обязательностью их включения в соглашение, с учетом толкования норм действующего законодательства.
Указание на то, что в отношении иных организаций Администрацией понижающий коэффициент не применен, не может являться самостоятельным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2482/2022, с учетом определения от 12.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ни-Строй" (ОГРН 1152224003799, ИНН 2224174695) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Д.Н.Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2482/2022
Истец: МО город Барнаул в лице Администрации г.Барнаула
Ответчик: ООО "НИ-Строй"