город Томск |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А03-5673/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Зайцевой О.О., Кривошеиной С.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края (N 07АП-7434/2021) на решение от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5673/2022 (судья Бояркова Т.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арбитал+", г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2223625948, ОГРН 1182225039204) к Управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2221017172, ОГРН 1022200918376) о признании незаконным решение, оформленное письмом от 18.02.2022 N 48/П/948, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 48 000 кв.м., расположенного в г. Барнауле, в кадастровом квартале 22:653:050503, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, из разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и утверждении схемы его расположения; обязании в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 17.01.2011,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2221023289, ОГРН 1022200907156), Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344).
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Арбитал+": Лажский К.А. по доверенности от 11.02.2022 (до 31.12.2023),
от Управления имущественных отношений Алтайского края: Тараненко О.Ю. по доверенности от 10.11.2021 (на 1 год),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арбитал+" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 18.02.2022 N 48/П/948, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 48 000 кв.м., расположенного в г. Барнауле, в кадастровом квартале 2 22:653:050503, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, из разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и утверждении схемы его расположения; обязании в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 17.01.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет), Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Министерство).
Решением от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены, признано незаконным оспариваемое решение Управления, оформленное письмом от 18.02.2022 N 48/П/948, суд обязал Управление в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ООО "Арбитал+" о предварительно согласовании предоставления земельного участка от 17.01.2022.
Не согласившись с решением суда, Управление в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что по информации Комитета согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 N 344 (далее - Генплан), испрашиваемый земельный участок расположен частично в функциональной зоне отдыха, частично - в иной функциональной зоне.
В Генплане не предусмотрено размещение объектов местного значения городского округа по геологическому изучению в целях поиска и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как в функциональной зоне отдыха, так и в иной функциональной зоне.
Представленная схема расположения земельного участка не соответствует пункту 4 требований, согласно которому при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе, утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. В данном случае схема расположения земельного участка, представленная заявителем, подготовлена без учета указанных выше требований. Считает, что одно лишь намерение заявителя приобрести права на испрашиваемый земельный участок само по себе не означает, что у Алтайкрайимущества возникает безусловная обязанность предоставить ему земельный участок в нарушение требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗЕ РФ).
Общество, в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей общества и Управления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, ООО "Арбитал+" Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края выдана лицензия на пользование недрами серии БАР N 80693-ВЭ для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сроком до 31.12.2045.
Участок недр расположен на юго-восточной окраине города Барнаула со статусом горного отвода.
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения N 1 к лицензии БАР N 80693-ВЭ обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения Барнаульскоправобережным-2 для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенным на юго-восточной окраине города Барнаула Алтайского края.
Согласно пункту 2.1 приложения N 1 к лицензии БАР N 80693-ВЭ установлено, что схема участка недр содержится в приложении N 3 к лицензии. Уточненные границы горного отвода оформляются в соответствии с порядком подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2.2 приложения N 1 к лицензии БАР N 80693- ВЭ).
ООО "Арбитал+" разработан проект геологического изучения недр и получено положительное экспертное заключение от 25.10.2021 N 214- 02-08/2021 по проекту, подготовленное уполномоченным органом - Сибирским территориальным отделением Федерального государственного казенного учреждения "Росгеолэкспертиза".
Разделом 6 "Обязательства Недропользователя" условий пользования недрами (прил. N 1 к лицензии) за ООО "Арбитал+" закреплена обязанность по оформлению права пользования земельным участком на срок действия лицензии в соответствии с действующим законодательством (пункт 6.1).
17.01.2022 ООО "Арбитал+" обратилось в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сроком до 31.12.2047.
18.02.2022 Управление письмом N 48/П/948 отказало ООО "Арбитал+" в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка.
В обоснование отказа Алтайкрайимущество указало, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в территориальной зоне отдыха (Р-3), частично в территориальной зоне открытых пространств (Р-5).
По мнению Управления в Генеральном плане городского округа - города Барнаула Алтайского края, в границах испрашиваемого земельного участка, не предусмотрено размещение объектов местного значения городского округа по геологическому изучению в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Также Управление полагает, что геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может нанести вред окружающей среде в населенном пункте, зоне отдыха.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ,
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам:
а) не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
б) образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.
Посчитав незаконным решение Управления, выраженное в письме от 12.02.2022 N 48/П/948, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ООО "Арбитал+" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, несоответствии действующему законодательству оспариваемого отказа. Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ ограничение земельного участка в обороте является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Управление полагает правомерным оспариваемый отказ, поскольку спорный земельный участок может быть использован только в соответствии с градостроительным регламентом той территориальной зоны, в которой он находится независимо от целей его использования. Земельный участок частично расположен в территориальной зоне отдыха (Р-3) и градостроительным регламентом указанной зоны не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка как "недропользование".
С данной позицией суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Из анализа законодательства о недропользовании следует, что подземные воды являются полезными ископаемыми. Использование земельных участков для добычи полезных ископаемых может осуществляться только в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
Земельный участок для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых формируется без учета требований градостроительного регламента, т.к. действие градостроительного регламента на него не распространяется и без учета территориальных зон. Правило о недопустимости образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон в настоящем случае не применимо (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N 18-АПА19-26, от 19.01.2017 N56-АПГ16-31).
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что отказ Управления в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и утверждении схемы его расположения на том основании, что земельный участок частично расположен в территориальной зоне отдыха (Р-3) и градостроительным регламентом указанной зоны не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка как "недропользование, является незаконным.
В соответствии с пунктом 6.1 Условий пользования недрами к лицензии БАР N 80693-ВЭ за недропользователем закреплена обязанность оформления права пользования земельным участком на срок действия лицензии в соответствии с действующий законодательством.
Согласно 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" о недрах предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит - указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
На основании лицензии БАР N 80693-ВЭ на право пользование недрами, выданной Минприроды Алтайского края, ООО "Арбитал+" предоставлено право пользования участком недр местного значения Барнаульскоправобережным-2 для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенным на юго-восточной окраине города Барнаула.
По условиям лицензии участку недр присвоен статус горного отвода (пункт 2.1 прил. N 1 к лицензии), определены его пространственные границы с указанием географических координат угловых точек (прил. N 3 к лицензии).
Суд рассмотрел и признал обоснованной позицию заявителя относительно того, что исключительное право пользователя недр возникает на основании лицензии, а не после оформления уточненной горноотводной документации (абзац 4 статьи 7 Закона о недрах).
В данном случае процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр, не влечет за собой расширения или уменьшения границ участка недр, а осуществляется с целью обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, обеспечения безопасности и защиты интересов недропользователя и государства.
В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр, пользование недрами за пределами границ лицензионного участка недр не допускается (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.08.2020 по делу N А27-14414/2019).
Недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, предусмотренных лицензией; обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 12 Закона о недрах).
Разделом 6 "Обязательства Недропользователя" условий пользования недрами (прил. N 1 к лицезии) за заявителем (пользователем недр) закреплена обязанность по оформлению права пользования земельным участком на срок действия лицензии в соответствии с действующим законодательством (пункт 6.1) - перед проведением, в частности, геологического изучения участка недр (пункт 6.2), и последующих им разведке и добыче на участке недр (пункты 6.3 - 6.10).
После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган государственное горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка, о чем свидетельствует (письмо Федерального агентства по недропользованию от 02.12.2014 N ЕШ-01- 29/13650).
В связи с чем, по верному заключению суда первой инстанции, уточнение границ горного отвода оформляется уже после разработки проекта, прохождения им государственной экспертизы, а горноотводный акт является приложением к действующей лицензии, однако уточнение границ не влечет изменение (уменьшение или увеличение) границ земельного участка, указанного в лицензии.
Как ранее изложено, заявителю выдана лицензия БАР 80693- ВЭ на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр имеет статус горного отвода (указано в лицензии), при определении его границ учитывались пространственные контуры месторождения полезных ископаемых (приложение N 3 к лицензии).
Согласно пункту 6 Приказа Минприроды России от 07.12.2015 N 526 "Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых", государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых состоит из подразделений (массивов), в том числе массив "3" - месторождения подземных вод.
Согласно подпункту 3 пункту 9 Приказа Минприроды России от 06.09.2012 N 265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса" учету на государственном балансе подлежат, в том числе: по подземным водам и лечебным грязям - балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей.
Месторождения подземных вод содержатся в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и подлежат постановки на государственный баланс в качестве запасов полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Из анализа указанных норм права следует, что подземные воды являются полезными ископаемыми. Использование земельных участков для добычи полезных ископаемых может осуществляться только в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
Деятельность по добыче полезных ископаемых не может быть ограничена установленными в отношении территории горного отвода функциональных и территориальных зон (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N 18- АПА19-26).
Отказ Управления имущественных отношений Алтайского края в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и утверждении схемы его расположения на том основании, что земельный участок частично расположен в территориальной зоне отдыха (Р-3) и градостроительным регламентом указанной зоны не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка как "недропользование" является необоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав действующие нормативные акты, в том числе пункт 3 статьи 2.3, статья 7, статья 11, статья 23.2, статья 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 N 1384; Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 530; пункт 6 приказа Минприроды России от 07.12.2015 N 526; подпункт 3 пункту 9 приказа Минприроды России от 06.09.2012 N 265, правомерно установил, что подземные воды являются полезными ископаемыми.
Согласно лицензии, участок недр расположен на юго-восточной окраине города Барнаула, со статусом горного отвода.
Пространственные границы участка недр, предоставленного ООО "Арбитал+" на основании лицензии на пользование недрами БАР N 80693-ВЭ, установлены уполномоченным органом - Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края. Заявитель при оформлении права пользования недрами местного значения лишен возможности самостоятельного определения границ и размеров испрашиваемого им участка недр.
Согласно частям 3, 4 Положения описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части. Границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту.
Указанная информация содержится в приложении N 3 к лицензии на пользование недрами БАР N 80693-ВЭ.
Пунктом 5 Положения предусмотрен исчерпывающий перечень факторов, которые учитываются уполномоченными органами при установлении границ участка недр.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края при установлении границ участка недр, руководствуясь указанным пунктом, не учитывало и не должно было учитывать положения, содержащиеся в Генеральном плане городского округа - города Барнаула, Правилах землепользования и застройки, а также сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 4 статьи 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В связи с чем, коллегия суда апелляционной инстанции также считает, что предусмотренное законодательством исключительное право недропользователя, возникает на основании предоставленной ему лицензии, а не после оформления уточненной горноотводной документации.
Предоставление недропользователю горного отвода, выходящего за пределы лицензионного участка, не влечет возникновения у него права на проведение работ за границами, указанными в лицензии. Горноотводные акты не изменяют границ участка недр и выдаются исключительно с целью обеспечения рационального использования и охраны недр.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Как отмечалось ранее, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
В связи с чем деятельность по добыче полезных ископаемых не может быть ограничена установленными в отношении территории горного отвода функциональных (определяются документами территориального планирования) и территориальных (устанавливаются в правилах землепользования и застройки) зон.
Указанная позиция заявителя подтверждается судебной практикой, в частности апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N 18-АПА19-26, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2021 N Ф04-6386/2021 по делу N А03-1684/2021.
Возможные ограничения в пользовании испрашиваемого заявителем земельного участка подлежат учету при разработке проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Поскольку отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по изложенным в нем основаниям, не соответствует приведенным положениям действующего земельного законодательства РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, установлено наличие совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемый отказ заинтересованного лица.
Суд счел возможным обязать Управление имущественных отношений Алтайского края повторно рассмотреть заявление ООО "Арбитал+" о предварительно согласовании предоставления земельного участка от 17.01.2022 в десятидневный срок.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют позицию Управления, приведенную в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым в порядке статьи 71 АПК РФ, дана правильная, всесторонняя и объективная оценка, несогласие с которой не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5673/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5673/2022
Истец: ООО "Арбитал+"
Ответчик: Управление имущественных отношений Алтайского края (Алтайкрайимущество)
Третье лицо: Комитет по строительству, архитектуре и развитию города г.Барнаула, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7434/2022
16.01.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7744/2022
22.09.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7434/2022
22.06.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-5673/2022