г. Вологда |
|
23 сентября 2022 г. |
Дело N А66-17287/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 сентября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Легион" Жилкина Р.А. по доверенности от 22.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 мая 2022 года по делу N А66-17287/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Легион" (ОГРН 1107746836560, ИНН 7713715766; адрес: 127549, Москва, улица Бибиревская, дом 10, корпус 1, этаж 2, комната 2; далее - общество, ООО "Легион") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление, УФАС) от 07.12.2021 по делу N РНП 69-269-2021 о включении сведений об ООО "Легион" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области (ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Андрея Дементьева, дом 24; далее - ТФОМС Тверской области, Фонд), Комитет государственного заказа Тверской области (ОГРН 1196952014148, ИНН 6950233646; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, дом 2; далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 мая 2022 года требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что действия общества по уклонению от подписания контракта связаны с его недобросовестным поведением.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд в отзыве на жалобу просит решением суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу управления - удовлетворить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ТФОМС Тверской области (далее - заказчик) 03.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0136500001121005965 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению неисключительных пользовательских прав на операционные системы и документация об электронном аукционе, срок окончания подачи заявок установлен до 6 час 00 мин 11.11.2021.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона, опубликованном 15 ноября 2021 года, победителем, предложившим наименьшую цену, признано ООО "Легион".
Заказчик 18 ноября 2021 года разместил в ЕИС и на электронной площадке проект Контракта, со сроком подписания победителем не позднее 23 час 59 мин 23.11.2021.
В установленный частью 6 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) срок до 23.11.2021 обществом контракт не подписан, не представлены документы, подтверждающие обеспечение исполнения контракта.
Заказчиком 24.11.2021 составлен и опубликован в ЕИС протокол об отказе от заключения Контракта.
Заказчик 26.11.2021 обратился в управление с обращением о включении сведений об ООО "Легион" в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
Управлением 07.12.2021 принято решение по делу N РНП 69-269-2021 о включении сведений о ООО "Легион" в РНП сроком на два года.
Не согласившись с данным решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, посчитав, что действия общества по не подписанию в установленный срок контракта не направлены на уклонение от подписания контракта, заявленные требования удовлетворил.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В силу части 2 статьи 104 указанного Закона в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Правила ведения антимонопольным органом РНП утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, вступившим в силу с 01.07.2021, (далее - Правила N 1078).
На основании части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, пункта 13 Правил N 1078 в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Управлением установлено, что в регламентированный срок ООО "Легион" не направило Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Поскольку в регламентированный Законом о контрактной системе срок Участник не направил Заказчику проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения, Заказчик правомерно разместил в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.11.2021.
В обоснование своих возражений общество ссылается на то, что подписание контракта не состоялось из-за сбоя в работе оборудования и невозможности использования ЭЦП. В подтверждение доводов представило дефектный акт от 23.11.2021, согласно которому вышел из строя блок питания сервера Dell PowerEdge2950, RAID контролера сервера, блок питания маршрутизатора Мikrotik, договор на ремонт сервера и маршрутизатора от 23.11.2021, акт приема-передачи оборудования от 23.11.202, который составлен в 18:36, акт о выявленных дефектах оборудования от 24.11.2021, письмо ООО "Реалист" от 24.11.2021 о скачках напряжения в электроснабжении здания, акт приема-передачи оборудования из ремонта от 10.12.2021.
Вместе с тем из представленного оператором информации об активности ООО "Легион" на электронной площадке усматривается, что в период с 23.11.2021 по 10.12.2021 общество выполняло вход в личный кабинет и совершало успешные действия на электронной площадке (проходило аутентификацию, обращалось к странице, подавало ценовые предложения), в том числе в 18:48 23.11.2021 после направления письма заказчику о невозможности подписания контракта.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии непреодолимых препятствий для подписания контракта.
Участник, оставляя процедуру заключения контракта на последний день срока для его подписания, принял на себя все риски, связанные с таким решением, и, действуя добросовестно, очевидно, был уверен в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к неподписанию контракта. Таким образом, принятие мер к подписанию государственного контракта в последний день установленного срока является риском самого победителя аукциона и не свидетельствует о его добросовестности.
Перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта 24.11.2021 после установленного срока для предоставления обеспечения, осуществление переписки до размещения проекта контракта в ЕИС, не свидетельствуют о добросовестности общества и намерении заключить контракт, в виду того, что правовых последствий данные обстоятельства не влекут.
Общество как участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, было обязано учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы (в том числе для целей обеспечения исполнения контракта), а также осознать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае уклонения от заключения контракта в дальнейшем, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии заинтересованности общества в заключении контракта, что является законным основанием для применения к нему мер государственного принуждения в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из доказанности наличия оснований для внесения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого решения Управления.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене, а апелляционная жалоба управления - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 мая 2022 года по делу N А66-17287/2021 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Легион" (ОГРН 1107746836560, ИНН 7713715766) в удовлетворении требования о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 07.12.2021 по делу N РНП 69-269-2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-17287/2021
Истец: ООО "Легион"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет государственного заказа Тверской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ