г. Томск |
|
29 сентября 2022 г. |
Дело N А45-235/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Новосибирского района Новосибирской области (N 07АП-7995/2022) и администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (N 07АП7995/2022(2)) на решение от 13.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-235/2022 (судья Полякова В.А.) по иску администрации Новосибирского района Новосибирской области к индивидуальному предпринимателю Петрову Владимиру Владимировичу об обязании освободить земельные участки от твёрдых бытовых отходов, третьи лица: администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, прокуратура Новосибирской области, прокуратура Новосибирского района Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от администрации Новосибирского района Новосибирской области: Макарова Н.В. по доверенности от 24.11.2021 (на 1 год),
от индивидуального предпринимателя Петрова Владимира Владимировича: Нестерова О.И. по доверенности от 04.08.2022 (по 31.12.2022).
от администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области: Грешных Н.И. по доверенности от 16.06.2020 (на 3 года).
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новосибирского района Новосибирской области обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании индивидуального предпринимателя Петрова Владимира Владимировича (далее - ИП Петров В.В., предприниматель) освободить земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:022201:1220 и 54:19:022201:391 от твёрдых бытовых отходов, отходов производства и потребления в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; предоставить администрации право в случае, если ИП Петров В. В. добровольно не исполнит решение суда в установленный срок, за счёт бюджета бюджетной системы Российской Федерации освободить земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:022201:1220 и 54:19:022201:391 от твёрдых бытовых отходов, отходов производства и потребления с последующим взысканием с ИП Петрова В. В. понесённых расходов.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, прокуратура Новосибирской области, прокуратура Новосибирского района Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Решением от 13.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Новосибирского района Новосибирской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие в ее действиях злоупотребление правом.
Администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области также подана апелляционная жалоба, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Новосибирской области, исключив из его мотивировочной части вывод о бездействии со стороны Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при осуществлении публичных полномочий.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Администрация Криводановского сельсовета не является правообладателем указанных земельных участков, собственником складированных на них отходов, и как орган местного самоуправления сельского поселения не наделена публичными полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок и прочих мест складирования твердых коммунальных отходов, вопрос о бездействии Администрации Криводановского сельсовета судом не установлен.
В представленных отзывах предприниматель возражает против удовлетворения апелляционных жалоб, а Департамент просит рассмотреть апелляционные жалобы с учетом представленных сторонами доказательств, применительно к положениям законодательства, регулирующих спорные отношения.
Департамент и прокуратура, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), своих представителей для участия в деле в суд апелляционной инстанции не направили. Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на нее, заслушав представителей администраций и предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между Администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ИП Петровым В.В. 16.05.2016 заключён договор аренды муниципального имущества N Т-01/2016.
По условиям договора Петрову В.В. передано во временное владение и пользование за плату муниципальное имущество - сооружение: полигон твёрдых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:683, принятое им по акту-передачи имущества от 16.05.2016.
Срок действия договора определён сторонами - 5 лет (пункт 1.2 договора).
В связи с многочисленными обращениями граждан и юридических лиц Новосибирская транспортная прокуратура, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратилась в Новосибирский районный суд с иском к Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о необходимости ликвидации полигона твёрдых бытовых отходов.
Решением Новосибирского районного суда от 15.10.2018 по делу N 2- 252/2018 исковые требования Новосибирской транспортной прокуратуры удовлетворены, суд обязал администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района ликвидировать полигон твёрдых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Соглашением от 17.05.2021 договор аренды муниципального имущества от 16.05.2016 N Т-01/2016 расторгнут.
Администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с обществом с ограниченной ответственностью ГЕОТЕХПРОЕКТ 13.01.2021 был заключён муниципальный контракт N 01/2021 на проведение изыскательских работ на полигоне твёрдых бытовых отходов, по результатам которых проектной организацией установлено, что тело полигона выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683, предоставленного для размещения полигона.
В соответствии с требованиями проектной организации в целях прохождения экспертизы и получения положительного заключения для разработки проектно-сметной документации для проведения работ по рекультивации полигона твёрдых бытовых отходов необходимо переместить тело полигона в границы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683.
В обоснование заявленных по делу требований администрация Новосибирского района указывает на заключение кадастрового инженера Цыплякова Д.Н. от 14.10.2021, согласно которому "территория земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 частично огорожена, ограждение установлено со стороны автомобильной дороги, на всей площади земельного участка свален мусор различного происхождения, высота кучи мусора местами превышает 10 метров. Во время проведения проверки на территории земельного участка работал бульдозер. Наверху отвала мусора стоял самосвал с поднятым кузовом, как будто только что сваливал отходы. Свалка мусора осуществляется и за пределами земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683. Определить координаты границ свалки не представляется возможным, так как на местности они чётко не выражены.
Площадь свалки, расположенной за пределами земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 составляет около 10 000 кв. м (площадь свалки в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:391 составляет около 4 600 кв. м и около 5 400 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:1220).
С северной части полигона за пределами земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 выкопан ров, очевидно, с целью препятствия для несанкционированной свалки отходов на территории полигона твёрдых бытовых отходов. Глубина рва местами составляет более метра.
За пределами земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 большое количество несанкционированных свалок отходов, очевидно с ближайших населённых пунктов и садоводческих товариществ".
Земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:1220 находится в собственности Новосибирского района Новосибирской области. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:391 отсутствуют.
По мнению Администрации Новосибирского района Новосибирской области, земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:022201:1220 и 54:19:022201:391 фактически самовольно захвачены ИП Петровым В.В., поскольку на эти земельные участки произведено складирование отходов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных районов.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
С 1 января 2019 года федеральным законом "О внесении изменений в федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, в соответствии с которыми к их полномочиям на территории района, включая сельские поселения и межселенные территории, относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с 1 января 2019 года к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по охране окружающей среды.
Законом Новосибирской области от 18.12.2015 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и уполномоченными областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области" перераспределены полномочия между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и уполномоченными областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, в том числе между департаментом имущества и органами местного самоуправления по распоряжению земельными участками государственной неразграниченной собственности.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. При этом в соответствии с абзацами четвёртым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введён Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) собственниками отходов являются: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящий отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении по делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования Североуральский городской округ от 13.10.2015, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).
Согласно материалам дела между Администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и индивидуальным предпринимателем Петровым Владимиром Владимировичем 16.05.2016 был заключён договор аренды муниципального имущества N Т-01/2016.
По условиям договора ответчику передано во временное владение и пользование за плату муниципальное имущество - сооружение: полигон твёрдых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Факт заключения между Администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ИП Петровым В.В. договора аренды муниципального имущества от 16.05.2016 N Т-01/2016 сам по себе не свидетельствует о размещении предпринимателем твёрдых бытовых отходов на смежных земельных участках.
Никаких замечаний при расторжении договора и возврате арендатором муниципального имущества - сооружения: полигона твёрдых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:683, арендодателем сделано не было.
Иных относимых, допустимых, достоверных и достаточных для признания вины предпринимателя в разрастании тела полигона за пределы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 доказательств Администрацией Новосибирского района Новосибирской области вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Оценив заключение кадастрового инженера Цыплякова Д.Н. от 14.10.2021, суд пришёл к выводу о невозможности признания этого документа в качестве доказательства, подтверждающего вину ИП Петрова В.В. в разрастании тела полигона с кадастровым номером 54:19:022201:1252.
Указанное заключение содержит лишь констатацию факта разрастания тела полигона за пределы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Как указывает кадастровый инженер, площадь свалки в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:391 составляет около 4 600 кв. м и около 5 400 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:1220.
При этом кадастровый инженер высказывает предположение о том, что большое количество несанкционированных свалок отходов очевидно с ближайших населённых пунктов и садоводческих товариществ.
Суд первой инстанции при вынесении решения принял во внимание решение от 15.10.2018 Новосибирского районного суда по делу N 2-252/2018, которым суд обязал Администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района ликвидировать полигон твёрдых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Администрацией Новосибирского района Новосибирской области меры по недопущению образования свалки на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 54:19:022201:1220 и 54:19:022201:391 приняты не были.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы об исключении из мотивировочной части вывода о бездействии со стороны Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Согласно материалам дела договор аренды сооружения: полигон твёрдых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:683, был заключен между Администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ИП Петровым В.В.
Кроме того решением от 15.10.2018 Новосибирского районного суда по делу N 2-252/2018 суд обязал Администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района ликвидировать полигон твёрдых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, вина Администрации Новосибирского района Новосибирской области, Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и предпринимателя должна быть определена Новосибирским районным судом по результатам рассмотрения дела N 2-779/2022 по иску прокурора Новосибирского района Новосибирской области к указанным ответчикам.
Администрация Новосибирского района Новосибирской области и Администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области наделены полномочиями по восстановлению земельных участков, расположенных на территории района и поселения, государственная собственность на которые не разграничена, от любого вида отходов, которые несанкционированно размещены на таких земельных участках.
Обязанность по восстановлению земельных участков также может быть возложена на арендатора полигона при доказанности его вины в незаконном размещении отходов на территории, не предоставленной ему по договору аренды.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Апеллянтами не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-235/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Новосибирского района Новосибирской области, администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-235/2022
Истец: Администрация Новосибирского Района Новосибирской Области
Ответчик: ИП Петров Владимир Владимирович
Третье лицо: Администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура Новосибирского района Новосибирской области, Прокуратура Новосибирской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд