город Воронеж |
|
28 сентября 2022 г. |
Дело N А14-2629/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцов П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от закрытого акционерного общества строительно-монтажного предприятия "Электронжилсоцстрой": Кривошеев И.М. - представитель по доверенности от 22.04.2022, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Ушакова Е.О. - представитель по доверенности N 55 от 07.07.2021, представлено служебное удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества строительно-монтажного предприятия "Электронжилсоцстрой" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2022 по делу N А14-2629/2022, по заявлению закрытого акционерного общества строительно-монтажного предприятия "Электронжилсоцстрой" (ОГРН 1033600007858, ИНН 3661018891) о признании недействительным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО строительно-монтажное предприятие "Электронжилсоцстрой" (далее - заявитель, ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент имущества области) от 18.02.2022 N 52-17-3253 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0206019:30; 36:34:0206019:32, собственность на которые на разграничена, находящимися в аренде у ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой", с земельными участками с кадастровыми номерами: 36:34:0206019:29; 36:34:0206019:1005; 36:34:0206019:1006, находящимися в собственности у ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" в соответствии с утвержденным проектом межевания территории на основании Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2021 N 1162.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Считает отказ Департамента от 18.02.2022 N 52-17-3253 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным.
К материалам дела приобщены возражения на апелляционную жалобу, поступившие от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
В судебном заседании представитель ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании приказа от 25.12.2006 N 269-3 Главного управления государственного имущества Воронежской области земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0206019:30, 36:34:0206019:32 были переданы в аренду без проведения торгов ООО "Ирис".
По договору аренды от 26.12.2006 N 124-06/гз земельный участок с кадастровым номером 36:34:0206019:32, расположенный по адресу: г. Воронеж, пер. Здоровья, 90д, площадью 20 466 кв.м., с видом разрешенного использования - "для размещения лесопитомника", а также земельный участок с кадастровым номером 36:34:0206019:30, расположенный по адресу: г. Воронеж, пер. Здоровья, 90в, площадью 3353 кв.м., видом разрешенного использования - "для размещения лесопитомника" был передан Главным управлением государственного имущества Воронежской области в аренду ООО "Ирис" сроком до 13.01.2053.
В последующем, на основании дополнительных соглашений от 30.07.2014, от 29.06.2015 к договору аренды от 26.12.2006 N 124-06/гз права и обязанности по договору аренды перешли к ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой".
Обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 36:34:0206019:29; 36:34:0206019:1005; 36:34:0206019:1006.
ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" обратилось в адрес Департамента имущества области с заявлениями о заключении дополнительных соглашений к договорам аренды от 26.12.2006 N 124-06/гз; 122-06/гз и изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0206019:30, 36:34:0206019:32 с "лесопитомник" на "многоквартирные многоэтажные жилые дома".
Письмами от 31.07.2014 N 52-17-10843з; от 30.04.2015 N 52-17-5163з Департаментом было отказано во внесении изменений в договоры аренды от 26.12.2006 N 124-06/гз, 122-06/гз в части вида разрешенного использования земельных участков.
В настоящее время на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 36:34:0206019:30 введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом со встроеннопристроенными нежилыми помещениями и объектами инженерной инфраструктуры, право собственности на квартиры в котором зарегистрировано в установленном порядке за физическими лицами.
В письме от 17.08.2021 N 52-17-14903 Департамент имущества области согласовал образование земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 36:34:0206019:32, расположенного АО адресу: г. Воронеж, пер. Здоровья, д. 90д на основании проекта межевания территории квартала по пер. Здоровья в городском округе город Воронеж.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2021 N 1162 утвержден проект межевания территории квартала по пер. Здоровья в городском округе город Воронеж.
14.01.2022 АО СМП "Электронжилсоцстрой" обратилось в Департамент имущества области за оказанием государственной услуги по подготовке соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами: (36:34:0206019:30; 36:34:0206019:32) собственность на которые на разграничена, находящимися в аренде у ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой", с земельными участками с кадастровыми номерами: (36:34:0206019:29; 36:34:0206019:1005; 36:34:0206019:1006), находящимися в собственности у ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" в соответствии с утвержденным проектом межевания территории на основании Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2021 года N 1162.
К заявлению о перераспределении земельных участков были приложены следующие документы: межевой план от 11.12.2021 с постановлением от 06.12.2021 N 1162 (копия); уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 29.12.2021 N КУВД-001/2021-5333698/2 (копия).
Заявителем заинтересованному лицу письмом от 31.01.2022 N 31-01/22-юр были направлены: согласие ПАО "Сбербанк России" от 27.05.2021 N 1- 4/842; согласия участников долевого строительства.
В письме от 18.02.2022 N 52-17-3255 Департамент имущества области отказал АО СМП "Электронжилсоцстрой" в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0206019:30; 36:34:0206019:32, находящимися в аренде у ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой", с земельными участками с кадастровыми номерами: 36:34:0206019:29; 36:34:0206019:1005; 36:34:0206019:1006, находящимися в собственности у ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" в соответствии с утвержденным проектом межевания территории на основании Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2021 N 1162, по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с отказом Департамента имущества области, ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушал лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Часть 6 статьи 11.9 ЗК РФ определяет вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосицу, как недостаток землепользования, наличие которого препятствует образованию и рациональному использованию земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 главы V.4 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения соответствующих земельных участков.
Предусмотрено, что перераспределение таких земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ); перераспределение таких земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 названной статьи кодекса); обязательным приложением к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения соответствующих земельных участков (пункт 4 названной статьи кодекса).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности урегулирован нормами статьи 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в случае если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686, при оценке обстоятельств наличия оснований для заключения соглашения о перераспределении земельных участков необходимо исследовать цель перераспределения - устранение чересполосицы, вкрапливания земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности заявителю, невозможность образования самостоятельного земельного участка из земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2021 N 1162 утвержден проект межевания территории квартала по пер. Здоровья в городском округе город Воронеж (далее - Проект).
Проектом определяется местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков, существующих и планируемых зданий.
Согласно Проекту в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0206019:30 площадью 3353 кв.м., 36:34:0206019:32 площадью 20 466 кв.м., право государственной собственности на которые не разграничено, и земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0206019:29, 36:34:0206019:1005; 36:34:0206019:1006 общей площадью 20 536 кв.м., находящихся в частной собственности образуются следующие земельные участки:
- площадью 135 кв.м:, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "транспортно-пешеходные и пешеходнотранспортные улицы" (участок N 1);
- площадью 3255 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "детские дошкольные учреждения, специализированные дошкольные образовательные учреждения" (участок N 4);
- площадью 5200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные улицы"" (участок N 9);
- площадью 7480 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные улицы"" (участок N 10);
- площадью 1470 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "зоны зеленых насаждений внутримикрорайонного пользования: детские площадки, площадки и инфраструктура для отдыха" (участок N 11);
- площадью 9200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, 90г, разрешенное использование: "многоквартирные многоэтажные жилые дома" (участок N 2);
- площадью 3230 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок 11 Здоровья, 90г, разрешенное использование: "многоквартирные многоэтажные жилые дома" (участок N 3);
- площадью 2850 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "многоквартирные многоэтажные жилые дома" (участок N 5);
- площадью 2970 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "многоквартирные многоэтажные жилые дома" (участок N 6);
- площадью 3200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "многоквартирные многоэтажные жилые дома (участок N 7);
- площадью 2900 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок, разрешенное использование: "многоквартирные многоэтажные жилые дома" (участок N 8);
- площадью 2450 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Российская Федерация, Воронежская область, город Воронеж, переулок Здоровья, разрешенное использование: "стоянки (гаражи) индивидуальных легковых автомобилей подземные" (участок N 12).
Проектом межевания предложено перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0206019:29, 36:34:0206019:1005, 36:34:0206019:1006, находящимися в собственности ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" с земельными участками с кадастровыми номерами: 36:34:0206019:30, 36:34:0206019:32, право собственности на которые не разграничено с целью образования земельных участков, на которых запроектировано строительство новых многоэтажных домов и элементов благоустройства к ним.
Таким образом, в рассматриваемом случае проект межевания, предусматривающий перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" с землями, право государственной собственности на которые не разграничено, был подготовлен не в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков.
Доказательств, подтверждающих существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у земельных участков, принадлежащих на праве собственности заявителю, для цели исключения которых осуществляется перераспределение за счет публичных земель, равно доказательств, свидетельствующих о невозможности формирования самостоятельного участка, который может быть предоставлен из числа публичных земель на общих основаниях, что также является обязательным условием для принятия уполномоченным органом решения о перераспределении, заявителем в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
При этом из пояснений заявителя следует, что фактически формирование земельных участков необходимо в целях строительства многоквартирного жилого дома и инфрастируктуры, в том числе дороги.
Из представленного графического материала усматривается, что в случае реализации проекта строительства жилого дома, он будет выходить за пределы существующего земельного участка, на котором строительство разрешено. А кроме того, для обеспечения жителей инфраструктурой необходимо ее создание, то есть строительство за пределами принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что обращаясь за перераспределением земель, в целях получения интересующих участков, заявитель не предполагает передачу в государственную или муниципальную собственность каких-либо территорий из принадлежащих ему на праве собственности.
Кроме того, суд учитывает, что интересующая заявителя и арендуемая им территория относится к лесопитомнику,
Между тем, действующим земельным законодательством не предусмотрена возможность объединения между собой земельных участков, находящихся в частной и муниципальной собственности, с передачей образованного земельного участка в частную собственность в целях осуществления строительства.
Поскольку фактически Общество испрашивало спорный земельный участок в порядке перераспределения для строительства объектов недвижимости, а не для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, у заявителя отсутствовало право на получение публичных участков посредством данной процедуры без торгов.
Апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае перераспределение земельных участков, за соглашением о котором заявитель обратился в орган местного самоуправления, фактически направлено на предоставление земельного участка обществу в целях жилищного строительства вне установленных законом конкурентных процедур; на земельных участках переданных в аренду в иных целях, при этом применительно к спорным правоотношениям возможность такого перераспределения пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ не предусмотрена.
Довод Общества о том, что суд области безосновательно дал оценку Проекту межевания и постановлению Администрации несостоятелен, так как в ст. 71 АПК РФ определено: никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ст. 13 АПК РФ).
Таким образом, суд не вправе применять акты, противоречащие нормам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, представленный проект, по своей сути не является проектом перераспределения земель в том понимании, которое придается этому понятию действующим законодательством. Проекта перераспределении с указанием территорий, на которые право собственности заявителя утрачивается в связи с предоставления вместо них иных участков заявителем не представлено.
Право аренды земельных участков, которым обладает Общество, исходя из условий договора, не предусматривает строительство.
Обществом, не доказано наличия у него законных прав на застройку испрашиваемой им территории, в защиту которых оно обратилось с заявленными требованиями.
Имеющие значения для рассмотрения дела обстоятельства судом установлены. В отсутствие факта неправильного формирования существующих земельных участков оснований для перераспределения земель не имеется.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в заключении соглашения является правомерным и не нарушает права и законные интересы Общества.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению N 1370 от 05.08.2022 в размере 1500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2022 по делу N А14-2629/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2629/2022
Истец: ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой"
Ответчик: Департамент имущественых и земельных отношений Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5455/2022
01.06.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5206/2022
06.02.2023 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-2629/2022
21.12.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5455/2022
28.09.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5206/2022
18.07.2022 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-2629/2022