г. Пермь |
|
07 октября 2022 г. |
Дело N А50-10599/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии:
от заявителя - Тарасевич А.Э., паспорт, доверенность от 09.12.2021, диплом;
от заинтересованного лица - Щеколдина Е.Н., паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом; Филиппова Н.А., служебное удостоверение N 258824, доверенность от 20.12.2021, диплом;
от третьего лица - Филиппова Н.А., служебное удостоверение N 258824, доверенность от 25.12.2021, диплом.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Транснефть-Прикамье",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 июля 2022 года
по делу N А50-10599/2021
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Прикамье" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю (ОГРН 1045901709028, ИНН 5918003420)
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю (ОГРН 1215900000029, ИНН 5903148039),
о признании недействительными решений от 15.10.2020 и от 21.12.2020 об отказе в возврате переплаты по налогу на имущество организаций,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Прикамье" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю (далее - налоговый орган, инспекция N 6) о признании недействительными решений от 15.10.2020 и от 21.12.2020 об отказе в возврате переплаты по налогу на имущество организаций.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 июля 2022 года требования общества удовлетворены частично, указанные выше решения признаны недействительными в части отказа в возврате переплаты по налогу на имущество организаций за 2016 год, уплаченному в виде авансовых платежей, без учета ставки 1,3 процента по объектам со следующими инвентарными номерами: 400000021777, 400000022811, 400000023861, 400000023862, 400000023863, 400000023864, 400000023869, 400000023870, 400000022939, 400000023452, 400000023453. На Межрайонную ИФНС России N 6 по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, заявленные требования удовлетворить полностью, признав недействительными решение от 15.10.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций в размере 3 523 357 руб. и решение от 21.12.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций в размере 921 930 руб.
В обоснование жалобы заявитель настаивает на необоснованном отказе в возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций (в виде авансовых платежей) за 2016 год в связи с корректировкой в сторону уменьшения на основании пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) ранее исчисленных и исполненных налоговых обязательств. По доводам налогоплательщика, налоговые органы при применении пунктов 7 и 14 статьи 78 НК РФ не учитывали нормативно предусмотренные сроки представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций по итогам налогового периода (календарный год). Общество указывает, что правомерно применило налоговую льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 НК РФ, в отношении спорных объектов, относящихся к категории движимого имущества, принятых с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал, представитель налоговых органов против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Письменные пояснения общества приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статей 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество поставлено на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений: ЛПДС "Лысьва" (г. Лысьва) и НПС "Бисер" (г. Чусовой) - соответственно в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю (далее -инспекция N 14).
Обществом 26.04.2016, 28.07.2016, 27.10.2016 и 02.03.2017 представлены в инспекцию N 6 расчеты (декларация) по налогу на имущество организаций (авансовым платежам) за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2016 года и 2016 год. Уплата авансовых платежей по налогу на имущество организаций произведена за 1 квартал 2016 года 28.04.2016 в сумме 4 942 918 руб.; за полугодие 2016 года - 29.07.2016 в сумме 4 911 729 руб.; за 9 месяцев 2016 года - 28.10.2016 в сумме 4 899 851 руб., налог по итогам налогового периода -27.03.2017 в сумме 4 963 522 руб.
15.10.2018 обществом представлена в инспекцию N 6 уточненная декларация по налогу на имущество организаций за 2016 год (корректировка N 1), а 14.02.2020 - уточненные расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 года (корректировка N 1), за полугодие 2016 года (корректировка N 2), за 9 месяцев 2016 года (корректировка N 3) и уточненная декларация по налогу на имущество организаций за 2016 год (корректировка N 2), в которых сумма налога по сравнению с ранее исчисленным уменьшена на 4 883 686 руб., в том числе: за 1 квартал 2016 года - на 1 176 399 руб., за полугодие 2016 года - на 1 159 972 руб., за 9 месяцев 2016 года - на 1 186 986 руб., за 2016 год - на 1 360 329 рублей.
Общество 27.02.2020 представило в инспекцию N 6 заявление от 21.02.2020 N 31 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций в размере 4 883 686 рублей.
В ответ на требование налогового органа от 27.03.2020 N 420 общество представила также пояснения о причинах подачи уточненной отчетности по налогу на имущество за 2016 год и уточненный перечень имущества, относящегося к магистральным нефтепроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, которое облагается по ставке 1,3 процента.
По результатам рассмотрения заявления общества налоговым органом вынесено решение от 10.09.2020 N 7973 о возврате излишне уплаченного налога в сумме 1 360 329 руб. (по итогам уменьшения обязательств за налоговый период - 2016 год), а также решение от 15.10.2020, которым обществу отказано в возврате переплаты по налогу на имущество организаций за 2016 год в сумме 3 523 357 руб. по мотиву несоблюдения определенного пунктом 7 статьи 78 НК РФ срока для возврата налога в виде перечисленных авансовых платежей. Сообщение о вынесении указанного решения получено обществом 20.10.2020.
Обществом 26.04.2016, 28.07.2016, 27.10.2016 и 02.03.2017 представлены в Межрайонную инспекцию N 14 расчеты (декларация) по налогу на имущество организаций (авансовым платежам) за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2016 года и 2016 год. Уплата авансовых платежей произведена за 1 квартал 2016 года 28.04.2016 в сумме 3 928 631 руб.; за полугодие 2016 года - 29.07.2016 в сумме 3 887 451 руб.; за 9 месяцев 2016 года - 28.10.2016 в сумме 4 830 085 руб., налог по итогам 2016 года - 27.03.2017 в сумме 12 985 034 руб.
В дальнейшем 14.02.2020 обществом представлены в Межрайонную инспекцию N 14 уточненные (корректирующие) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 года (корректировка N 2), за полугодие 2016 года (корректировка N 2), за 9 месяцев 2016 года (корректировка N 2) и уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2016 год (корректировка N 1), в которых сумма налога по сравнению с ранее исчисленными уменьшена на 1 665 496 руб., в том числе за 1 квартал 2016 года на 296 982 руб., за полугодие 2016 года на 290 627 руб., за 9 месяцев 2016 года на 334 321 руб., за 2016 год на 743 566 рублей.
27.02.2020 общество представило в Межрайонную инспекцию N 14 заявления о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций в размере 1 606 295 руб. и 59 201 руб. В ответ на требования налогового органа от 21.02.2020 N 1212, от 02.04.2020 N 1780 общество представило пояснения о причинах подачи уточненной отчетности по налогу на имущество за 2016 год и уточненный перечень имущества, относящегося к магистральным нефтепроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, которое облагается по ставке 1,3 процента.
Межрайонной инспекцией N 14 вынесены решение от 28.05.2020 N 5121 о возврате излишне уплаченного налога в размере 59 201 руб. и решение от 05.10.2020 N 9713 о возврате излишне уплаченного налога в размере 684 365 руб. (возвращена сумма налога, уменьшенного по итогам налогового периода - 2016 года). Также Межрайонной инспекцией N 14 вынесено решение от 21.12.2020, исходя из которого налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на имущество организаций за 2016 год в сумме 921 930 руб. по мотиву несоблюдения определенного пунктом 7 статьи 78 НК РФ срока для возврата налога в виде перечисленных авансовых платежей, о чем сообщено заявителю письмом от 21.12.2020 N 06-20/15090@.
11.01.2021 Межрайонная инспекция N 14 реорганизована путем присоединения к инспекции N 6, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 01.02.2021 N 18-18/355 оставлена без удовлетворения жалоба общества на решение инспекции N 6 от 15.10.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 09.03.2021 N 18-18/72 отказано в удовлетворении жалобы заявителя на решение Межрайонной инспекции N 14 от 21.12.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного налога.
Полагая, что оспариваемые решения не соответствуют положениям налогового законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (пункт 1 статьи 55 НК РФ).
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 58 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, пеней и штрафов.
Пунктами 2, 6 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Признаки основных средств приведены в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
На основании пункта 1 статьи 376 НК РФ в редакции, действовавшей в 2016 году, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 386).
На основании статьи 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Исходя из пункта 1 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено этой статьей.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 2 статьи 380 НК РФ).
Статьей 19 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" в редакции действовавшей в спорный период, предусматривались основная и дифференцированные налоговые ставки. В частности, в силу пункта 1 статьи 19 налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 2,2%. Дифференцированные налоговые ставки, исходя из пункта 2 статьи 19, устанавливаются, в том числе для организаций, непосредственно осуществляющих такие виды экономической деятельности как производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в отношении приобретенных за плату и введенных в эксплуатацию основных средств, за исключением указанных в пункте 2.1 этой статьи, фактически используемых в том числе при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Размеры дифференцированных налоговых ставок составляют: 0,6 процента - в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию основных средств; 1,1 процента - в течение второго и третьего годов эксплуатации основных средств.
Пунктом 3 статьи 380 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) определялось, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2016 году 1,3 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Для целей реализации указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - Перечень N 504).
Согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ) организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также в результате передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено, кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-32704/2020, рассмотренному с участием тех же лиц, что и по настоящему делу, основным видом деятельности АО "Транснефть-Прикамье" является транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 49.50.11).
Установив, что имущество, указанное обществом в уточненных перечнях, относится к магистральным трубопроводам или сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью (арматура для магистральных трубопроводов, дороги автомобильные, электростанции дизельные, станции насосные, насосы, электродвигатели, генераторы, трансформаторы, линии связи, линии электропередачи, аппаратура и устройства для контроля и автоматизации, иное оборудование), и что срок для возврата налога (авансовых платежей) за 1-3 кварталы 2016 г. обществом не пропущен, суд первой инстанции признал незаконным отказ в возврате обществу налога без учета применения ставки 1,3% по объектам с инвентарными номерами 400000021777, 400000022811, 400000023861, 400000023862, 400000023863, 400000023864, 400000023869, 400000023870, 400000022939, 400000023452, 400000023453.
Налоговый орган решение суда не обжалует.
Общество настаивает на необходимости удовлетворения требований в полном объеме в связи с правомерностью применения к спорному имуществу льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018).
Отказывая обществу в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2014-2016 годах) возникновение обязанности по уплате налога на имущество организаций связывается с наличием у налогоплательщика движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса, действовавшего до 01.01.2015 (введен Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ), не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств.
Начиная с 01.01.2015 освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, предусмотрено пунктом 25 статьи 381 НК РФ (введен в действие Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ), действовавшим до 01.01.2019.
Согласно правовым позициям, приведенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2006 N 11202/05, от 21.03.2006 N 13815/05, от 21.07.2009 N 2518/09, обязанность по представлению доказательств в обоснование правомерности применения налоговых льгот возлагается на налогоплательщика.
На основании пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статьей 133.1 ГК РФ предусмотрено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (статья 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 134 ГК РФ, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определялись ранее действовавшим Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее также - ПБУ 6/01).
В пункте 5 ПБУ 6/01 предусматривалось, что к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Согласно ОК 013-94. Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (ОК 013-94), действовавшему в спорный период, к подразделу "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Пунктами 3.18, 3.19 ГОСТ Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения" определялось, что линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) - составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовых линий электропередач, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений, предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов); магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод) - единый производственно-технологический комплекс, состоящий из трубопроводов и связанных с ними перекачивающих станций, других технологических объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечивающий транспортировку, приемку, сдачу нефти (нефтепродуктов), соответствующих требованиям нормативных документов, от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалку на другой вид транспорта.
Исходя из пункта 3.3 ГОСТа Р 57385-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Тепловая изоляция труб и соединительных деталей трубопроводов" линейная часть магистрального трубопровода - это комплекс объектов магистрального трубопровода, включающий в себя трубопроводы, в том числе переходы через естественные и искусственные препятствия, запорную и иную арматуру, установки электрохимической защиты от коррозии, вдоль трассовые линии электропередач, сооружения технологической связи, иные устройства и сооружения, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию, и предназначенный для перекачки нефти/нефтепродуктов между площадочными объектами магистрального трубопровода.
Как предусмотрено пунктом 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, в состав трубопроводов входят, в том числе:
- трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода; - противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; - линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; - сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; -вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей; - головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения; - компрессорные и газораспределительные станции и т.д.
На основании пункта 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039, магистральный трубопровод - это совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Пунктом 3.31 Свода правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", в ранее действующей редакции, предусматривалось, что трубопровод магистральный - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3.31 Свода правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", в актуальной редакции, определено, что трубопровод магистральный - единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортировки подготовленных жидких или газообразных углеводородов от объектов добычи и (или) пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и (или) передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и (или) хранения, состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая сооружения и здания, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода.
Из положений ГОСТа Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения", ГОСТа 9698-86 "Задвижки. Основные параметры" следует, что запорная арматура - это вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия потока среды. К запорной арматуре относятся задвижки, в том числе шиберные и клиновые.
Нормами технологического проектирования магистральных нефтепроводов. РД 153-39.4-113-01, утвержденными приказом Минэнерго РФ от 24.04.2002 N 129, закреплен обязательный перечень сооружений и устройств магистрального нефтепровода.
Налоговый орган обоснованно указывает, что магистральный трубопровод представляет собой единый сложный производственно-технологический комплекс, включающий в себя собственно трубопровод, линейные части, а также сооружения и оборудование, необходимые для его эксплуатации и являющиеся его неотъемлемой технологической частью.
Исходя из положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, Перечня N 504, положений статей 130, 133, 134 ГК РФ, Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039, Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, ГОСТа Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения", ГОСТа 34182-2017 "Межгосударственный стандарт. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения", ГОСТа Р 57385-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Тепловая изоляция труб и соединительных деталей трубопроводов", Свода правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", ГОСТа Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения", ГОСТа 9698-86 "Задвижки. Основные параметры" оборудование, являющееся неотъемлемой технологической частью магистральных трубопроводов, нельзя рассматривать в отрыве от функционирующих трубопроводов, поскольку данные объекты отвечают за обеспечение эксплуатации и безопасность магистральных трубопроводов.
Стоимость имущества этой категории не может быть исключена налогоплательщиком из налогообложения при исчислении налога на имущество организаций на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ, и подлежит обложению налогом на имущество организаций в порядке и на основании положений пункта 3 статьи 380 НК РФ.
Соответствующие правовые подходы сформированы судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации, в частности, определениями от 25.11.2020 N 306-ЭС20-13858, от 29.12.2020 N 306-ЭС20-16689.
Как обоснованно отмечено налоговым органом, имущество, в отношении которого налогоплательщик претендует на освобождение от налогообложения на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ, по своим техническим характеристикам предназначено для эксплуатации магистрального трубопровода, фактически является неотъемлемой частью последнего. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы судебного дела техническими паспортами на спорное оборудование, актами приема-передачи объектов основных средств и инвентарными карточками учета объекта основных средств.
Обществом в материалы судебного дела не представлено доказательств, что спорное имущество не предназначено и не использовалось в его производственной деятельности по транспортировке нефти по магистральному нефтепроводу.
Спорное имущество является единым комплексом конструктивно сочлененных элементов, предназначенным для эксплуатации нефтепроводов.
В рассматриваемом случае назначение объектов, переведенных обществом в состав движимого имущества, - обеспечение функционирования и безопасности магистрального трубопровода.
Объекты имущества, установленные на магистральном трубопроводе, переведенные обществом в состав движимого имущества, образуют с магистральным трубопроводом единую функционально-связанную систему (без них магистральный трубопровод не может функционировать), а соответственно, не могут рассматриваться в отрыве от единого недвижимого комплекса - магистрального трубопровода.
Несмотря на доводы заявителя, суд первой инстанции справедливо указал, что спорные объекты не могут классифицироваться как объекты движимого имущества, а являются неотъемлемой частью нефтепровода как единого комплекса.
Общество также указало на обоснованность применения налоговой льготы по следующим объектам:
информационно-измерительная система расширенного вибромониторинга TIK-RVM НПС Лысьва-2 МН Холмогоры-Клин, инвентарный номер 400000021777; система автоматизации пожаротушения НПС "Лысьва-Г МН "Сургут-Полоцк", инвентарный номер 400000022811; трансформаторы напряжения выкатные, инвентарные номера 400000023861, 400000023862, 400000023863, 400000023864, 400000023869, 400000023870 (в части налога, администрируемого инспекцией N 6);
комплексы технических средств охраны узла задвижек N N 185-186 МН Сургут-Полоцк, 1049 км, инвентарный номер 400000022939; DN 1200 МН Сургут-Полоцк, 1068,22 км, инвентарный номер 400000023452; DN 1200 МН Сургут-Полоцк, 1074,14 км, инвентарный номер 400000023453 (в части налога, ранее администрируемого Межрайонной инспекцией N 14).
Как указала инспекция N 6 и документально не опровергнуто обществом, спорные объекты основных средств размещены на магистральных нефтепроводах (МН "Сургут-Полоцк", "Холмогоры-Клин") и на объектах, непосредственно задействованных в процессе перекачки нефти - на нефтеперекачивающих станциях (НПС "Лысьва-1", НПС "Лысьва-2"), которые в какой-либо иной деятельности, помимо транспортировки нефти, не используются.
Нормами технологического проектирования магистральных нефтепроводов РД 153-39.4-113-01, утв. Приказом Минэнерго России от 24.04.2002 N 129, закреплен обязательный перечень сооружений и устройств магистрального нефтепровода. Приложение В к указанному документу отражает Перечень объектов, входящих в состав магистральных нефтепроводов, а также сооружений, предназначенных для их поддержания в эксплуатационном состоянии.
Таким образом, спорное имущество по функциональным характеристикам и предназначению также необходимо для безопасной эксплуатации нефтепроводов и не подлежит освобождению от налогообложения по пункту 25 статьи 381 НК РФ.
Отклоняя позицию общества о том, что в случае отказа в применении льготы на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ в отношении спорного имущества подлежат применению пониженные налоговые ставки, предусмотренные статьей 19 Закона Пермского края от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае", суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Заявитель при представлении уточненных (корректирующих) налоговых расчетов и налоговых деклараций за 2016 год о применении указанных налоговых ставок не заявлял, соответственно, налоговые органы посредством камеральных проверок представленных деклараций не могли проверить правомерность применения пониженных ставок, предусмотренных статьей 19 Закона Пермского края от 30.08.2001 N 1685-296.
Ссылки заявителя на определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222, от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, пункта 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, как и на иные судебный акты Верховного Суда Российской Федерации, арбитражным судом не принимаются, обстоятельства, рассматриваемые в рамках настоящего дела отличны от обстоятельств дел, по которым Верховным Судом Российской Федерации сформированы соответствующие правовые позиции; в отмеченных делах рассматривались вопросы, не связанные с налогообложением имущества в составе магистральных трубопроводов.
По этим же основаниям отклоняются ссылки заявителя на судебные акты по делам N А40-1615/19, N А40-255623/18, N А55-13336/2021, N А40-317545/2018, заявителем в которых выступало ПАО "Россети", судебные акты по отмеченным судебным делам вынесены по спорам с иными фактическим обстоятельствами, и установленные по этим спорам обстоятельства не имеют для настоящего судебного дела преюдициальное значение.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июля 2022 года по делу N А50-10599/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10599/2021
Истец: АО "ТРАНСНЕФТЬ - ПРИКАМЬЕ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 21 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ