город Ростов-на-Дону |
|
10 октября 2022 г. |
дело N А32-18057/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ТО Росздравнадзора по Краснодарскому краю: Макеевой Е.А. по доверенности от 11.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Компания Аппетит"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.07.2022 по делу N А32-18057/2022
по заявлению территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Аппетит"
(ИНН 232017044, ОГРН 1082366005358)
об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - ТО Росздравнадзора по Краснодарскому краю, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Аппетит" (далее - общество, ООО "Компания Аппетит") об аннулировании лицензии от 08.02.2019N ЛО-23-01-013258.
Решением суда первой инстанции от 05.07.2022 суд аннулировал лицензию 08.02.2019 N Л041-01126-23/00344264, выданную ООО "Компания Аппетит" по месту осуществления медицинской деятельности, видам работ и услуг: 353456, Краснодарский край, город-курорт Анапа, пр. Пионерский, дом N 114, этаж N 2, нежилые помещения N23,24, выполняемые работы, оказываемы услуги: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: диетологии; организации здравоохранения и общественному здоровью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Компания Аппетит" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих наличие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования. Территориальным органом указывается на проведение административного расследования на основании поступившей информации из Прокуратуры Краснодарского края и Анапской межрайонной прокуратуры. Не представлено доказательств поступления из Прокуратуры Краснодарского края и Анапской межрайонной прокуратуры материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Доказательства обоснованности, необходимости и основания продления срока проведения административного расследования в материалах дела не содержатся. В нарушение ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ указанной нормы, определение о продлении срока административного расследования не вручалось и не направлялось в адрес общества. В связи с нарушением ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ протокол недействителен так, как дата его составления, время совершения административного правонарушения указаны за пределами месячного срока административного расследования. Административным органом не установлено и не доказано, что допущенные обществом нарушения привели к возникновению последствий, предусмотренных частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), в том числе, причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при оказании им медицинской помощи. Материалами дела подтверждается факт нарушения лицензионных требований, однако доказательства совершения обществом грубых нарушений не было представлено. Общество полагает необходимо квалифицировать действия по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ТО Росздравнадзора по Краснодарскому краю просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ТО Росздравнадзора по Краснодарскому краю возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания Аппетит" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 08.02.2019 N ЛО-23-01-013258, выданной министерством здравоохранения Краснодарского края по адресу осуществления лицензируемого вида деятельности: 353456, Краснодарский край, город-курорт Анапа, пр. Пионерский, д. N 114, этаж N 2, нежилые помещения NN23,24.
Территориальным органом в процессе выполнения поручения прокуратуры Краснодарского края проведено административное расследование и выявлены факты грубого нарушения обществом при осуществлении медицинской деятельности лицензионных требований, установленных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (действовавшим на момент получения лицензии)(далее - Постановление N 291).
ООО "Компания Аппетит" в качестве доказательства соблюдения соискателем лицензионного требования о наличии зданий, помещений, где будет осуществляться медицинская деятельность, была представлена копия договора аренды здания от 23.08.2017, заключенного между арендодателем санаторий "Парус" и арендатором ООО "Центр восстановительной медицины "Парус", и договора субаренды нежилого помещения от 02.10.2018 N 02/10/18, заключенного между ООО "Центр восстановительной медицины "Парус" и ООО "Компания Аппетит".
Территориальным органом установлено, что 15.11.2018 между ООО "Центр восстановительной медицины "Парус" и ООО "Компания Аппетит" вышеуказанный договор субаренды N 02/10/18 от 02.10.2018 расторгнут, а помещения возвращены субарендатором ООО "Компания Аппетит" арендатору ООО "Центр восстановительной медицины "Парус" согласно акту приема-передачи нежилого помещения.
Поскольку расторжение договора субаренды N 02/10/18 от 02.10.2018 исключало возможность пользования ООО "Компания Аппетит" помещениями для осуществления медицинской деятельности, то административный орган пришел к выводу о том, что ООО "Компания Аппетит" скрыло данный факт от министерства здравоохранения Краснодарского края.
Указанное исключало возможность для предоставления лицензии ООО "Компания Аппетит", так как соискатель лицензии согласно подпункту "а" пункта 4 положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением N 291 должен был иметь в наличии здания, строения, сооружения и (или) помещения, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Установленное зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 18.02.2022, на основании которого общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ в рамках судебного дела N А32-4650/2022.
С учетом изложенного, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии общества.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абзац 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (часть 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона N 99-ФЗ) под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензиатом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; лицензионные требования -совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 20 Закона N 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2017 N 305-КГ16-12763, аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом, к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (пункт 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, определены Положением о лицензировании N 291, согласно подпункту "а" пункта 5 которого, обязательным требованием является соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Согласно пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются, в том числе наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2022 по делу N А32-4650/2022, оставленному без изменения апелляционным судом от 17.05.2022, ООО "Компания Аппетит" предоставило министерству здравоохранения Краснодарского края при прохождении лицензирования медицинской деятельности недостоверную информацию по месту нахождения/осуществления деятельности общества, ввиду чего привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии.
Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии.
Согласно соглашению о расторжении договора он считается расторгнут с момента его подписания - 15.11.2018, о чем также свидетельствует акт приема-передачи нежилого помещения от 15.11.2018.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расторжение договора субаренды N 02/10/18 от 02.10.2018 (т. 1 л.д. 33) исключает законность пользования ООО "Компания Аппетит" помещениями для осуществления медицинской деятельности, как и на момент получения лицензии от 08.02.2019 N ЛО-23-01-013258.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что продолжение лицензируемой деятельности общества представляет угрозу общественным интересам, жизни и здоровью граждан, поскольку имеет место пренебрежительное отношение ООО "Компания Аппетит" к исполнению установленной требований по соблюдению правил по осуществлению медицинской деятельности.
Поведение общества свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства, учитывая специфику своей деятельности, в связи с чем, такая мера государственного принуждения (административного воздействия), как аннулирование лицензии, в данном случае является адекватной, справедливой и полностью соответствующей характеру допущенного нарушения действующего законодательства.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что указанное нарушение не может являться грубым.
Согласно п. 6 Постановления N 291 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исходя из материалов настоящего дела, а также обстоятельств, установленных в рамках дела N А32-4650/2022, подтверждено невыполнение ООО "Компания Аппетит" положений пп. "а" п. 4 Постановления N 291 о наличии зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям. Указанное нарушение влечет за собой причинение вреда или угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан при оказании им медицинской помощи.
Иные доводы, на которые ссылается общество в апелляционной жалобе, указывают на несогласие ООО "Компания Аппетит" с установленным правонарушением, оценка которому была дана в рамках дела N А32-4650/2022. Указанное решение носит для рассмотрения настоящего дела преюдициальный характер по смыслу ст. 69 АПК РФ, обстоятельства установленные в нем не подлежат дополнительной проверке и переоценке.
Иные доводы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждают позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2022 по делу N А32-18057/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18057/2022
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по КК, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
Ответчик: ООО "Компания аппетит"