город Ростов-на-Дону |
|
11 октября 2022 г. |
дело N А32-9971/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар", федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2022 года по делу N А32-9971/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности в размере 11 192 513 руб. 73 коп. за период с 01.10.2018 по 31.12.2018, неустойки в размере 216 475 руб. 23 коп. за период с 12.11.2018 по 22.02.2019 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленного истцом газа по государственному контракту поставки газа N 25-1103169/18 от 24.09.2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2022 исковые требования удовлетворены частично, с учреждения в пользу общества взыскано 4 749 138 руб. 37 коп. задолженности за период с 01.11.2018 по 31.12.2018, 216 475 руб. 23 коп. неустойки за период с 13.11.2018 по 22.09.2019, 34 838 руб. 54 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Обществу из федерального бюджета возвращено 782 руб. государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что в соответствии с отчетами о суточных параметрах газопотребления в период с 01.10.2018 по 29.11.2018 в настройках ВКГ-2 была введена величина атмосферно давления, равная 83,179 кПА и 98,009 кПА, что не соответствует пункту 4.9 договора и пункту 9.2.3.1 ГОСТ Р 8.740-2011 (101,325 кПА) и является неисправностью узла учета газа. Судом приняты во внимание письма ФБУ "Краснодарский ЦСМ", завода изготовителя ВКГ-2 ООО "ИВТрейд", согласно которым изменение барометрического давления в вычислительном устройстве влечет за собой некорректное исчисление объема поставленного газа. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период узел учета газа не мог быть использован для расчета потребленного газа, признал верным расчет объема отобранного истцом газа в период с 19.10.2018 по 30.11.2018 по мощности газоиспользующего оборудования. В отношении требований истца о взыскании задолженность за декабрь 2018 года суд первой инстанции указал на то, что актом проверки от 18.12.2018 узел учета газа признан соответствующим действующим правилам и ГОСТ, замечаний не было выявлено, отчеты о суточных параметрах газопотребления за декабрь отражают соответствующую условиям договора и нормативным требованиям величину атмосферного давления, в связи с чем объем газа за декабрь 2018 года подлежит определению по показаниям узла учета газа.
Учреждение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции изменить в части взыскания с учреждения задолженности в размере 2 968 237 руб. 70 коп. за период с октября по декабрь 2018 года.
Доводы апелляционной жалобы учреждения сводятся к тому, что по показаниям узла учета газа объем потребленного ответчиком газа за 4 квартал 2018 года составляет 680 741,46 куб.м. на сумму 4 604 934 руб. 70 коп. С учетом произведенных ответчиком платежей размер задолженности составляет 2 968 237 руб. 70 коп. Доводы истца о том, что средства измерения не отвечают требованиям ГОСТ Р 8.741-2011 по показателям точности измерений, не соответствуют действительности, поскольку прибор учета прошел периодические проверки, проверен и пригоден к эксплуатации.
Общество так же обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить в части, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции необоснованно отказал истцу в удовлетворении требования о взыскании задолженности в размере 11 192 513 руб. 73 коп.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (заказчик) был заключен государственный контракт (договор) поставки газа N 25-11-03169/18 от 24.09.2018, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2018 газ, а заказчик - принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями контракта (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.2 контракта учет газа осуществляется по единому расчетному узлу учета газа. Узел учета газа (далее - УУГ) - комплект средств измерений (далее - СИ), технических систем и устройств с измерительными функциями, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Согласно пункту 4.3 контракта количество поставляемого газа (объем) определяется на УУГ: - поставщика, установленным на объектах сетей газораспределения и (или) газопотребления заказчика и (или) ГРО; при неисправности или отсутствии УУГ поставщика объем газа определяется по УУГ заказчика; при неисправности или отсутствии УУГ заказчика количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования (далее - ГИО) за все время, в течение которого подавался газ.
Под неисправностью УУГ стороны понимают такое состояние, при котором любое входящее в него СИ не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Кроме того, УУГ считается неисправным после истечения срока эксплуатации (службы) любого СИ, указанного в технической документации на данное СИ.
Если иное не подтверждено, то период времени неисправности или отсутствия УУГ, в течение которого покупателя потреблял газ, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки УУГ поставщиком, а если таковая не проводилась, то с даты установки поставщиком пломбы на СИ УУГ, до даты возобновления надлежащего учета.
В соответствии с пунктом 4.6 контракта снятие или установка СИ, входящих в состав УУГ, производится исключительно в присутствии уполномоченных представителей сторон.
Для предотвращения несанкционированного вмешательства и изменения настроек, которые могут привести к искажениям результатов измерения, на СИ УУГ в обязательном порядке устанавливаются пломбы поставщика с подписанием сторонами соответствующего акта.
Расчет количества потребленного газа производится по проектной мощности установленного неопломбированного ГИО с момента установки пломбы поставщика и (или) последней проверки до момента устранения нарушения в следующих случаях: при выявлении несанкционированного вмешательства в работу (включая программное обеспечение) или конструкцию СИ УУГ и (или) искажения результатов измерений; нарушения целостности пломб поставщика, установленных на СИ УУГ, отключающих устройствах, фланцевых соединениях байпасной линии (обводного газопровода) УУГ и других местах, исключающих несанкционированный отбор газа.
Пунктом 4.7 контракта установлено, что каждая из сторон обязана обеспечить уполномоченным представителям другой стороны возможность проверки в любое время соблюдение условий эксплуатации, работоспособности и достоверности показаний каждого из средств измерений входящих в состав УУГ и УУГ в целом, в том числе с использованием контрольно-измерительных приборов поставщика, а также комплектности документации на УУГ, документов об учете и использовании газа заказчиком.
Объем работ, выполняемый при проверках: наличие и сохранность пломб, отсутствие утечек в импульсных линиях, посадка на "ноль" приборов, наличие масла в термокарманах и масленках счетчиков газа, контроль заданных в вычислители условно-постоянных параметров и констант, правильность планиметрирования и обсчета диаграмм, сверка показаний средств измерений с контрольно-измерительными приборами и т.п.
Указанный объем работ может изменяться в зависимости от состава УУГ и условий проведения проверки.
В случае недопуска представителя поставщика к УУГ, количество потребленного газа за отчетный период определяется поставщиком самостоятельно по проектной мощности установленного у заказчика неопломбированного ГИО, исходя из его круглосуточной работы.
Согласно пункту 4.8 контракта, в случае отсутствия в УУГ СИ абсолютного давления газа, абсолютное давление измеряемого газа определяется как сумма измеренного избыточного давления и атмосферного давления принятого условно-постоянной величиной, равной 760 мм рт.ст. Количество поданного-принятого газа выражается в кубических метрах, приведенных к стандартным условиям: температура 20°С, давление 101,325 кПа (760 мм рт.ст) (пункт 4.9 контракта).
Уполномоченные представители поставщика имеют право проверять объекты сетей газораспределения и (или) газопотребления заказчика, в том числе режимы работы ГИО, сроки проведения наладочных работ на ГИО, соответствие режима потребления газа режимно-наладочной карте, комплектность документации на ГИО, ведение оперативного журнала оператора, а заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечить свободный доступ уполномоченных представителей поставщика к объектам сетей газораспределения и (или) газопотребления заказчика для проведения проверки (пункт 4.12 контракта).
Пунктом 4.17 контракта стороны предусмотрели, что заказчик представляет поставщику и ГРО ежесуточные, а при наличии технической возможности и часовые сведения о количестве поданного-принятого газа в соответствии с согласованным сторонами порядком. Стороны договорились временем закрытия суточных балансов (потребленного количества газа за сутки) считать 10 час. 00 мин. суток, следующих за сутками поставки, а месячных балансов - 10 час. 00 мин. первого числа месяца, следующего за месяцем поставки (время московское).
В соответствии с пунктом 4.18 контракта заказчик обязан до 14 час. 00 мин. первого числа месяца, следующего за отчетным, предоставить поставщику информацию о газопотреблении за отчетный период в согласованной сторонами форме. При наличии в составе УУГ вычислителя (электронного корректора), информация о газопотреблении предоставляется в виде распечатки архивов среднесуточных параметров газопотребления за отчетный период.
31.10.2018 представителем истца - инженером по метрологии Можаровским А.С., в присутствии представителя ответчика - начальника котельной Гаринова М.М., была проведена проверка состояния УУГ на объекте ответчика "котельная", расположенном по адресу: г. Хадыженск, ул. Грибоедова, 42, в результате которой составлен акт, фиксирующий следующие замечания: "отсутствует пломба счетчика СГ-16МТ-250-Р N 0062000 (пломба фланцев); контрольное табло датчика давления показывает Р = -0,25 кПа (после переключения двухлинейного клапана 261,8 кПа); отсутствует контрольный дифманометр счетчика".
29.11.2018 представителем истца в присутствии представителя ответчика - главного энергетика Еремина В.А., была проведена повторная проверка состояния УУГ на указанном объекте, в результате которой составлен акт, фиксирующий следующие замечания: "отсутствует акт соответствия УУГ требованиям ГОСТ Р 8.740-2011; барометрическое давление в вычислителе 83,179 кПа".
Актом от 18.12.2018 проверки узла учета газа на базе счетчика УУГ признан соответствующим действующим правилам и ГОСТам, замечаний не выявлено.
02.01.2019 представителям истца не был предоставлен доступ к УУГ ответчика, а также распечатка архивов среднесуточных параметров газопотребления за декабрь 2018 года, о чем был также составлен соответствующий акт.
Ссылаясь на установленную актами от 31.10.2018 и от 29.11.2018 неисправность УУГ, а также на недопуск 02.01.2019 представителя поставщика к УУГ, истец, руководствуясь пунктами 4.3 и 4.7 контракта и пунктом 3.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа), произвел расчет объема потребленного ответчиком в период с октября по декабрь 2018 года газа, исходя из расчета круглосуточного потребления газа и проектной мощности установленного ГИО, что составило 2 111 040 куб.м. на сумму 12 829 210 руб. 73 коп.
С учетом отнесенных истцом в счет оплаты за октябрь и ноябрь 2018 года платежей ответчика на сумму 1 636 697 руб. 28 коп., задолженность за указанный период составила 11 192 513 руб. 73 коп., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила N 961).
Согласно пунктам 21 и 22 Правил N 162 поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.
Пунктом 23 Правил N 162 установлено, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Согласно пункту 3.9 Правил N 961 учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что основанием для определения ответчиком объема потребленного истцом газа по мощности ГИО послужило занижение барометрического давления.
Истцом в материалы дела представлены отчеты о суточных параметрах газопотребления, из которых следует (столбец 4 "Рб"), что в период с 01.10.2018 по 29.11.2018 в настройках ВКГ-2 была введена величина атмосферного давления, равная 83,179 кПа, 30.11.2018 - 98,099 кПа.
Вместе с тем, в соответствии с условиями пункта 4.9 контракта и пункта 9.2.3.1 ГОСТ Р 8.740-2011 при программировании ВКГ-2 величина атмосферного давления "Рб" должна быть равна 101,325 кПа (760 мм рт.ст).
Изложенное свидетельствует о том, что в настройках ВКГ-2 была изменена в сторону уменьшения условно-постоянная величина атмосферного давления "Рб", в результате чего вместо 101,325 кПа была указана величина 83,179 кПа, из чего следует, что газ отбирался без надлежащего учета его объема.
Величина атмосферного давления, равная 83,179 кПа, не соответствует нормативно-технической документации, в связи с чем в соответствии с пунктом 4.3 контракта является неисправностью.
Согласно представленному ответчиком письму ФБУ "Краснодарский ЦСМ" исх. N 27/26.33-1977 от 06.08.2020 на вопрос "Как влияет установленное давление на расход газа?" главным метрологом Волошиным Ю.С. дан следующий ответ: "При введении в вычислительное устройство ВКГ-2 значения барометрического давления равного 75,447 кПа (565,90 мм рт.ст.) суммарное абсолютное давление уменьшится на разницу занижения давления, при этом расход газа, рассчитанный вычислительным устройством (при неверно введенном значении барометрического давления как условно-постоянной величины), также будет занижен".
Таким образом, занижение барометрического давления (в рассматриваемом случае до 83,179 кПа) влечет занижение рассчитанного ВКГ-2 объема газа.
На основании выявленного нарушения истцом за период с 19.10.2018 (начало отопительного сезона) по 30.11.2018 расчет газопотребления произведен по мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования.
Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что в спорный период в настройках ВКГ-2 была введена величина атмосферного давления, равная 83,179 кПа, однако полагает, что факт изменения в вычислителе договорной величины барометрического давления не свидетельствует о неисправности ВКГ-2, т.к. истцом не представлены другие доказательства неисправности или отсутствия УУГ. В подтверждение исправности УУГ ответчиком представлены копия акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 N 45-2018 от 17.12.2018, копии паспорта счетчика газа и свидетельств о его поверке 27.10.2017 и 05.10.2020, копии паспорта ВКГ-2 и свидетельств о поверке 23.07.2020 преобразователей давления измерительных.
Суд первой инстанции критически оценил указанные документы, представленные ответчиком, поскольку они были составлены до и после выявленного нарушения, которое согласно отчетам о суточных параметрах газопотребления в период с 19.10.2018 по 29.11.2018 имело место быть. При этом за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 величина атмосферного давления соответствовала условиям договора и ГОСТ Р 8.740-2011 и составляла более 101,325 кПа (101,62 кПа, 101,71 кПа, 101,73 кПа).
Согласно пункту 1.6 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Факт опломбирования и поверки узла учета газа не указывает на его исправность и не доказывает соответствие законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Использование средств учета газа не соответствующих ГОСТ не предусмотрено Правилами учета газа и условиями договора.
Правила учета газа определяют узел учета как комплект технических систем измерений и устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров, т.е. контрольно-измерительные приборы являются неотъемлемой частью узла учета газа.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта при неисправности или отсутствии УУГ покупателя количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированного ГИО за все время, в течение которого подавался газ.
Под неисправностью УУГ стороны понимают такое состояние, при котором любое входящее в него СИ не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Если иное не подтверждено, то период времени неисправности или отсутствии УУГ, в течение которого заказчик потреблял газ, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней поверки УУГ поставщиком, а если таковая не проводилась, с даты установки поставщиком пломбы на СИ УУГ, до даты возобновления надлежащего учета.
Поскольку под неисправностью УУГ в соответствии с действующим законодательством понимается такое состояние, при котором любое входящее в него средство измерения не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации, УУГ ответчика не мог быть использован для учета потребленного газа, следовательно, расчет количества потребленного газа должен производиться по проектной мощности установленного газоиспользующего оборудования исходя из 24 часов его работы в сутки с момента установки пломб поставщика и (или) последней проверки до момента устранения нарушений.
Как следует из письма ФБУ "Краснодарский ЦСМ" исх. N 27/26.33-1977 от 06.08.2020, при введении в вычислительное устройство ВКГ-2 заниженного значения барометрического давления суммарное абсолютное давление уменьшится на разницу занижения давления, при этом расход газа, рассчитанный вычислительным устройством (при неверном введении значении барометрического давления, как условно-постоянной величины), также будет занижен.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 19.10.2018 по 30.11.2018 УУГ не мог быть использован для расчета потребленного газа, т.к. в ВКГ-2 была неверно внесена величина атмосферного давления, равная 83,179 кПа, вместо 101,325 кПа, в результате чего газ отбирался без надлежащего учета его объема.
Несоответствие условно-постоянной величины - барометрического давления, требованиям нормативно-технической документации было выявлено поставщиком газа в результате анализа представленных ответчиком распечаток с ВКГ-2, в связи с чем ссылка ответчика на исправность ВКГ-2 в спорный период является несостоятельной.
Таким образом, в спорный период расчет объема природного газа мог производиться только по УУГ, согласованному сторонами, либо в случае его неисправности, в соответствии с законодательством, а именно пунктом 3.9 Правил учета газа, Правилами поставки газа и разделом 4 контракта поставки газа, ввиду чего истцом объем поставленного газа правомерно определен по проектной мощности газоиспользующего оборудования.
В материалах дела имеется письмо завода-изготовителя ООО "ИВТрейд" исх. N 16/20 от 19.02.2020, из которого следует, что изменение барометрического давления возможно при невнимательном обращении с клавиатурой вычислителя (данный случай не единичный). Для переключения старшего разряда в величине барометрического давления достаточно при нахождении вычислителя в меню параметров газа нажать на одну кнопку. Вариант самопроизвольного изменения параметра или случайного сбоя памяти исключается. Поскольку в паспорте узла учета величина барометрического давления оговорена, то зафиксированное изменение этого параметра может трактоваться как несанкционированное изменение параметров узла учета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет место несанкционированное изменение потребителем параметров ВКГ-2 и вмешательство потребителя в работу узла учета газа, поскольку настройки ВКГ-2 могли быть изменены только в результате действий самого потребителя.
Согласно абзацу 3 пункта 4.14 контракта заказчик обязан поддерживать работоспособность принадлежащего ему оборудования дистанционной передачи данных, предусмотренного проектной документацией.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
К основным средствам измерений относятся счетчик газа, средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа.
Подписывая упомянутый выше контракт, ответчик выразил свою волю и согласие со всеми его условиями, в том числе с положениями абзаца 3 пункта 4.14 контракта.
Ответчик не исполнил возложенную на него положениями контракта и нормами действующего законодательства обязанность по ограничению доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые привели к искажениям величины атмосферного давления.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что способ расчета размера платы за газопотребление при выявлении несанкционированного вмешательства в работу ВКГ-2 исходя из объема, рассчитанного по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, применяется, когда объем газа не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета, в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, и не противоречит основным началам гражданского законодательства.
Данный способ расчета платы за неучтенный объем поставленного газа имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу узла учета газа, а в случае причинения реального имущественного ущерба поставщику является допустимым механизмом его возмещения и не предполагает неосновательного обогащения поставщика газа.
В соответствии с абзацем 2 раздела 11 Руководства по эксплуатации вычислителя количества газа ВКГ-2 в редакции 4.4 порядок работы с вычислителем заключается в контроле по дисплею параметров газа и в своевременном снятии архивной и/или итоговой информации.
Ответчик как потребитель, на территории которого находится узел учета газа, мог и должен был самостоятельно контролировать работоспособность ВКГ-2, своевременно выявить изменение параметров учета газа и сообщить об этом истцу.
Из материалов дела усматривается и ответчиком не опровергнуто, что в период с 19.10.2018 по 30.11.2018 спорный узел учета газа не мог применяться для коммерческих расчетов.
В материалы дела истцом также представлено письмо завода-изготовителя ООО "ИВТрейд" от 21.08.2020, из которого следует, что в ВКГ-2 заложен алгоритм вычисления значений расхода и объема по ГОСТ Р 8.740-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков", который четко регламентирует, что все измеренные параметры газа должны поступать в средство обработки результатов измерений. К средствам обработки результатов измерений предъявляются определенные требования, поэтому другие методы расчета не возможны.
Из представленного истцом письма ФБУ "Краснодарский ЦСМ" исх. N 27/26.33-1977 от 06.08.2020 следует, что установить реальные значения расхода газа путем расчета не представляется возможным, так как вычислительное устройство (ВКГ-2) рассчитывает расход газа, приведенный к стандартным условиям, учитывая реальные мгновенные значения температуры, давления, количества м3 отобранного газа в рабочих условиях (опрос СИ температуры, давления, расхода производится вычислителем ВКГ-2 с периодичностью менее 1 мин.) с учетом величин, периодически вводимых в вычислительное устройство, в качестве условно-постоянных.
Введение в ВКГ-2 несоответствующего договору значения барометрического давления приводит к неверному расчету объемного расхода газа, приведенного к стандартным условиям. Согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 15.03.2016 N 179 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности" (далее - приказ N 179) погрешность измерений расхода газа (точность измерений УУГ) при диапазоне измерений до 150 м3/ч должна быть не более +/- 4,0%.
Письма ФБУ "Краснодарский ЦСМ", ООО "ИВТрейд" правомерно приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку указанные письма дают ответы на выявленную проблему и касаются конкретно вопросов о способности УУГ при изменении показателя давления объективно определять объем потребленного газа (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2021 по делу N А32-34252/2019).
На основании изложенного, учитывая правомерность действий истца по расчету объема отобранного истцом газа в период с 19.10.2018 по 30.11.2018 по мощности газоиспользующего оборудования, требования в указанной части обоснованно признаны судом первой инстанции правомерными.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2021 по делу N А32-34252/2019 и от 31.08.2021 по делу N А32-53226/2019, и поддержана Верховным Судом Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции не согласился с правомерностью расчета объема газа, отпущенного ответчику в декабре 2018 года, по мощности газоиспользующего оборудования, по следующим основаниям.
Актом от 18.12.2018 проверки узла учета газа на базе счетчика УУГ признан соответствующим действующим правилам и ГОСТам, замечаний не выявлено.
02.01.2019 представителям истца не был предоставлен доступ к УУГ ответчика, а также распечатка архивов среднесуточных параметров газопотребления за декабрь 2018 года, о чем был также составлен соответствующий акт.
Ссылаясь на недопуск 02.01.2019 представителя поставщика к УУГ, истец, руководствуясь пунктом 4.7 контракта, произвел расчет объема потребленного ответчиком в декабре 2018 года газа, исходя из расчета круглосуточного потребления газа и проектной мощности установленного ГИО.
В качестве доказательства, подтверждающего недопуск 02.01.2019 представителей истца к УУГ ответчика, истцом в материалы дела представлен акт от 02.01.2019, составленный инженером по метрологии общества Можаровским А.С. в присутствии мастера ЦАДС ОАО "Апшеронскрайгаз" Оганесова А.Ю. и ими подписанный.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств уведомления ответчика о дате и времени проведения проверки, либо иных доказательств, свидетельствующих об осведомленности ответчика о необходимости обеспечить проверяющим доступ у УУГ. Из акта от 02.01.2019 не следует, что кто-либо из представителей ответчика присутствовал на объекте в момент его составления, какой-либо иной фиксации отраженных в акте обстоятельств в материалы дела не представлено, акт составлен в одностороннем порядке.
Проверка 02.01.2019 проведена представителем истца в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации в нерабочий праздничный день, из чего следует, что обеспечить доступ к УУГ надлежащим представителем ответчика, учитывая, в том числе, специфику деятельности учреждения, не предполагалось возможным.
Более того, из представленных в материалы дела отчетов о суточных параметрах газопотребления за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 следует, что величина атмосферного давления соответствовала условиям договора и ГОСТ Р 8.740-2011 и составляла более 101,325 кПа (101,62 кПа, 101,71 кПа, 101,73 кПа), а, следовательно, имевшего место быть ранее нарушения не зафиксировано.
При таких обстоятельствах, составленный истцом акт от 02.01.2019 не может служить основанием для определения объема потребленного в декабре 2018 года газа по мощности газопотребляющего оборудования.
Таким образом, объем поставленного ответчику в декабре 2018 года газа следует определять по показаниям узла учета газа.
В соответствии с показаниями узла учета газа объем поставленного в декабре 2018 года газа составляет 299,1027 м3 в размере 1 819 101 руб. 23 коп.
Расчет объема и стоимости газа, отпущенного ответчику в период с 19.10.2018 по 30.11.2018, произведенный истцом исходя из мощности газопотребляющего оборудования ответчика, проверен судом и признан верным.
Используемая при расчете величина мощности соответствует величине, указанной в акте от 18.12.2018 проверки узла учета газа на базе счетчика УУГ, подписанном главным энергетиком учреждения Ереминым В.А. без замечаний и возражений.
Общая стоимость принятого ответчиком в спорный период газа составила 6 385 835 руб. 37 коп.
Платежным поручением N 825540 от 28.12.2018 ответчик произвел оплату принятого в октябре и частично в ноябре 2018 года газа в сумме 1 636 697 руб.
Таким образом, задолженность ответчика за период с октября по декабрь 2018 года составила 4 749 138 руб. 37 коп.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности в размере 4 749 138 руб. 37 коп.
Также истцом было заявлено требование о взыскании неустойки в размере 216 475 руб. 23 коп. за период с 12.11.2018 по 22.02.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 2 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно пункту 5.5.1 контракта фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных заказчиком в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В случае, если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумму засчитывается в счет платежа за следующий месяц.
В соответствии с расчетом, выполненным судом первой инстанции, размер неустойки, которую был вправе отыскивать истец, больше размера неустойки, предъявленной к взысканию. Поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, увеличивая тем самым сумму исковых требований, с ответчика в пользу истца правомерно взыскана неустойка в размере 216 475 руб. 23 коп.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Учреждение включено в Перечень учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальных органов ФСИН России, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, утвержденного приказом ФСИН России от 02.02.2021 N 59 "Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальными органами ФСИН России".
Соответственно, учреждение в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением апелляционной жалобы общества в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы, поскольку общество при подаче апелляционной жалобы не уплатило государственной пошлину.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2022 года по делу N А32-9971/2019 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ОГРН 1022301205662, ИНН 2308070396) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9971/2019
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, ФКУ "Исправительная колония N9" УФСИН по КК