город Томск |
|
12 октября 2022 г. |
Дело N А27-8282/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-8706/2022) на решение от 02.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8282/2022 (судья Власов В.В.), по заявлению Министерства промышленности и торговли Кузбасса, г. Кемерово (ОГРН 1154205004348, ИНН 4205305240) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу, г. Кемерово (ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574) о признании недействительным представления N 39-20-27/10-2226 от 08.02.2022
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Фонд развития промышленности Кузбасса (ОГРН 1194200000092, ИНН 4205378545)
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Ильчук Д. А. по дов. от 18.01.2022, диплом,
От заинтересованного лица: без участия (представители Позднякова Е. С. и Наумова О. Н. не обеспечили подключение к заседанию в режиме веб-конференции (ходатайство ободрено протокольным определением от 06.10.2022),
От третьего лица: директор Маслов В. В., протокол, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Кузбасса, город Кемерово (далее - заявитель, Минпромторг Кузбасса, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Кемеровской области - Кузбассу, г. Кемерово (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным представления N 39-20-27/10-2226 от 08.02.2022.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора привлечен Фонд развития промышленности Кузбасса (далее - третье лицо, Фонд).
Решением от 02.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что для реализации мероприятия был установлен иной объем денежных средств (в размере 202 916 тыс. руб.), соответственно, у суда не имелось оснований для вывода о полной реализации мероприятия, а у контролирующего органа, соответственно, имелись основания считать обратное. Кроме того, условиями Соглашения N 1 не устанавливалась возможность перечислять/не перечислять денежные средства в зависимости от "целесообразности"; судом необоснованно не учтено, что в вопросы проверки Управления не входило определение конкретных физических лиц (работников), которым не была выплачена либо выплачена в неполном объёме, задолженность по заработной плате и иным выплатам. Вопросом проверки являлось установление наличия у шахты кредиторской задолженности по заработной плате и начислениям на выплаты по оплате труда на 01.04.2021, законность ее образования и своевременность погашения, наличие случаев возникновения просроченной кредиторской задолженности; факты нарушений, отраженных в представлении, возникли по причине ненадлежащего контроля за расходованием средств субсидии; Минпромторг не удостоверился в наличии/отсутствии задолженности по заработной плате работников АО "Шахта "Алексиевская"; отсутствие в представлении указаний на конкретные действия, которые надлежит совершить Минпромторгу, не свидетельствуют о недействительности представления, поскольку решение вопроса о порядке и способах его исполнения, исходя из содержащихся в представлении формулировок, относится к компетенции заявителя.
Министерство и Фонд в представленных в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ отзывах на апелляционную жалобу не соглашаются с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
При открытии судом судебного заседания в режиме онлайн посредством использования системы веб-конференции представителем Управления, заявившем об участии в онлайн-заседании, подключение не обеспечено. Судом установлено, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, стороне обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере ее контроля (со стороны представителя заявителя отсутствует аудио-, видеосигнал). При этом другие участники процесса подключились к онлайн-заседанию.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступивших отзывов, заслушав представителей Министерства и Фонда, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу в соответствии с приказом Управления от 23.11.2021 N 704 "О назначении внеплановой выездной Министерства промышленности и торговли Кузбасса" и на основании поручения Федерального казначейства от 05.05.2021 N 17-02-11/10531, в период с 01.12.2021 но 24.12.2021 в отношении Министерства промышленности и торговли Кузбасса проведена внеплановая выездная проверка использования дотации, предоставленной за счет средств федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Кемеровской области - Кузбасса по обеспечению сбалансированности бюджета Кемеровской области - Кузбасса за период с 01.01.2021 по 30. 11.2021.
По результатам проведенной проверки Управлением был составлен акт выездной проверки от 24.12.2021 б/н. Министерство с изложенными в акте обстоятельствами не согласилось, направив возражения на акт письмом от 24.01.2022 N МПТ-6/325.
Изложенные в возражениях доводы не были приняты во внимание органом финансового контроля, по результатам проведенной проверки в отношении Министерства Управлением внесено представление от 08.02.2022 N 39-20-27/10-2226.
В представлении Управление указывает, что в ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 2.7 Порядка предоставления субсидии Фонду развития промышленности Кузбасса, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.03.2019 N 147 (в редакции от 05.04.2021 N166), пункта 3.2 Соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии Фонду развития промышленности Кузбасса от 24.02.2021 N 1, Минпромторгом Кузбасса не перечислены в полном объеме средства Субсидии для погашения задолженности по заработной плате и иным выплатам работникам, в том числе бывшим работникам, АО "Шахта "Алексиевская".
2. В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.1 Порядка предоставления субсидии Фонду развития промышленности Кузбасса, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.03.2019 N 147 (в редакции от 05.04.2021 N166), подпункта 4.1.5 пункта 4.1 раздела Соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии Фонду развития промышленности Кузбасса от 24.02.2021 N 1, в 2021 году Минпромторгом Кузбасса не осуществлены функции контроля за использованием субсидии Фондом развития промышленности Кузбасса, а именно при перечислении субсидии в размере 201 996 261 рубль 02 копейки (при наличии кредиторской задолженности по заработной плате и иным выплатам работникам, в том числе бывшим работникам АО "Шахта "Алексиевская" по состоянию на 01.04.2021 в общей сумме 204 137 142 рубля 18 копеек), неиспользованный остаток субсидии по состоянию на 17.12.2021 составляет 1 312 074 рубля 10 копеек (остаток лимитов бюджетных обязательств 919 738 рублей 98 копеек и возврат неиспользованных средств Субсидии в размере 392 335 рублей 12 копеек).
В обжалуемом представлении Управление потребовало принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений в срок до 16.05.2022.
Министерство, посчитав представление не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании представления.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункта 2 статьи 270.2 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка представления Министерство не позднее десяти рабочих дней после подписания приказа о предоставлении субсидии на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с планом-графиком перечисления субсидии, указанным в приложении к соглашению о предоставлении субсидии, перечисляет субсидию Фонду.
В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии Фонду развития промышленности Кузбасса от 24.02.2021 N 1, в редакции дополнительного соглашения от 07.04.2021 N 2 (далее - Соглашение), планом-графиком перечисления субсидии (приложение N 1 к Соглашению) Минпромторг Кузбасса был обязан перечислить субсидию на мероприятие "Субсидия Фонду развития промышленности Кузбасса для погашения задолженности по заработной плате и иным выплатам работникам, в том числе бывшим работникам, АО "Шахта "Алексиевская"" в размере 202 916 000, 00 рублей в срок до 30.11.2021.
В соответствии с пунктом 1.3.2 Порядком предоставления, погашение сформировавшейся на 01.03.2021 задолженности перед работниками, в том числе бывшими работниками, АО "Шахта "Алексиевская" по заработной плате и иным выплатам (выходное пособие; компенсация за невыплату заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации; выплата за медицинский осмотр при приеме на работу согласно условиям коллективного договора; выплата за выслугу лет согласно условиям коллективного договора; задолженность по алиментным обязательствам работников, в том числе бывших работников, перед третьими лицами в размере, не превышающем сумму задолженности по заработной плате осуществлялось Фондом развития промышленности Кузбасса путем заключения соглашения об исполнении Фондом обязательств АО "Шахта "Алексиевская" для погашения сформировавшейся на 01.03.2021 задолженности.
В соответствии с распоряжением Правительства Кузбасса от 25.03.2021 N 149-р "О дополнительных мерах снятию социальной напряженности на АО "Шахта "Алексиевская"" был установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кузбасса в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.03.2021 N 718-р, пункта 7 Решения Правительства Российской Федерации, принятого на заседании Правительства Российской Федерации, состоявшегося 11.03.2021 под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В.(http://goverrnnent.ni/news/41730) для урегулирования ситуации, в связи с длительной невыплатой заработной платы работникам предприятия АО "Шахта "Алексиевская", а именно, в соответствии с пунктом 3 указанного распоряжения Министерству труда и занятости населения Кузбасса во взаимодействии с Министерством угольной промышленности Кузбасса надлежало предоставить в Фонд необходимые для заключения Соглашения документы.
В соответствии с представленными в Фонд сведениями указанными органами власти во взаимодействии с конкурсным управляющим АО "Шахта "Алексиевская", задолженность но заработной плате, подлежащая компенсации, на 01.03.2021 составляла 192 982 283 рубля 51 копейка, в связи с чем Фондом в Министерство была предоставлена заявка на предоставление субсидии от 07.04.2021 N 2 на указанную сумму.
Запрошенная сумма была перечислена Министерством Фонду. На указанную сумму Фондом было заключено соглашение с АО "Шахта "Алексиевская" об исполнении Фондом обязательств АО "Шахта "Алексиевская" для погашения сформировавшейся на 01.03.2021 задолженности перед работниками АО "Шахта "Алексиевская" от 07.04.2021. Распоряжением Правительства Кузбасса от 13.05.2021 N 240-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 25.03.2021 N 149-р "О дополнительных мерах по снятию социальной напряженности в АО "Шахта "Алексиевская"" принято решение об изменении периода, за который будет компенсирована задолженность но заработной плате, а именно, в соответствии с указанным распоряжением, компенсации подлежала задолженность, сформировавшаяся на 01.04.2021.
В соответствии с представленными в Фонд сведениями Минтрудом Кузбасса, Минугля Кузбасса, во взаимодействии с конкурсным управляющим АО "Шахта "Алексиевкая", за период с 01.03.2021 по 01.04.2021 задолженность по заработной плате, подлежащая компенсации, составила 9 013 977, 51 рубль. В связи с чем Фондом была предоставлена в Министерство заявка на предоставление субсидии от 15.06.2021 N 4 на указанную сумму.
Запрошенная сумма была перечислена Министерством Фонду. На указанную сумму Фондом было заключено дополнительное соглашение с АО "Шахта "Алексиевская" об исполнении Фондом обязательств АО "Шахта "Алексиевская" для погашения сформировавшейся на 01.04.2021 задолженности перед работниками АО "Шахта "Алексиевская" от 28.05.2021.
Таким образом, задолженность по заработной плате, подлежащая компенсации в рамках мероприятия, составила 201 996 261,02 рубля. Указанная сумма была перечислена Министерством Фонду в полном объеме. Дополнительных сведений от Минтруда Кузбасса, Минугля Кузбасса, конкурсного управляющего АО "Шахта "Алексиевкая" о том, что задолженность по заработной плате на 01.04.2021 была сформирована в ином объеме в Минпромторг Кузбасса и Фонд не поступала.
Из перечисленных средств Фондом были исполнены обязательства по погашению задолженности по заработной плате в рамках заключенных с АО "Шахта "Алексиевская" на сумму 201 603 925,9 рублей. Оставшаяся сумма в размере 392 335,12 рублей была возвращена Фондом в бюджет в связи с невозможностью исполнения ввиду отсутствия сведений о банковских реквизитах некоторых работников АО "Шахта "Алексиевская" в Фонде (не были предоставлены конкурсным управляющим).
В соответствии с пунктом 4.7 Порядка предоставления на заседании Наблюдательного совета Фонда было принято решение о возврате неиспользованного остатка субсидии в размере 392 335,12 рублей в областной бюджет (протокол от 19.11.2021N 13). Платежным поручением от 17.12.2021 N 1722 на сумму 392 335 рублей 12 копеек Фондом был осуществлен возврат неиспользованных средств.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что мероприятие было реализовано Фондом в полном объеме, перечисление остатка субсидии в размере 919 738 рублей 98 копеек не было целесообразным и противоречило бы подпункту 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ.
При этом, не перечисление остатка субсидии не привело к необеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что перед Минпромторгом Кузбасса, как перед главным распорядителем бюджетных средств, стояла цель погасить в полном объеме сформировавшуюся задолженность.
Вместе с тем, Распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 25.03.2021 N 149-р "О дополнительных мерах по снятию социальной напряженности на АО "Шахта "Алексиевская" установлены цели: урегулирование ситуации в связи с длительной невыплатой заработной платы работникам предприятия АО "Шахта "Алексиевская", недопущение обострения ситуации и снятие социальной напряженности на данном предприятии, а также недопущение возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера на опасном производственном объекте.
Пунктом 1.3.2 Порядка предоставления субсидии Фонду развития промышленности Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.03.2019 N 147 установлена цель: поддержка работников, в том числе бывших работников, АО "Шахта "Алексиевская": финансовое обеспечение уставной деятельности Фонда в части погашения сформировавшейся на 01.04.2021 задолженности перед работниками, в том числе бывшими работниками, АО "Шахта "Алексиевская" по заработной плате и иным выплатам (выходное пособие; компенсация за невыплату заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации; выплата за медицинский осмотр при приеме на работу согласно условиям коллективного договора; выплата за выслугу лет согласно условиям коллективного договора; задолженность по алиментным обязательствам работников, в том числе бывших работников, перед третьими лицами в размере, не превышающем сумму задолженности по заработной плате) путем заключения соглашения об исполнении Фондом обязательств АО "Шахта "Алексиевская" для погашения сформировавшейся на 01.04.2021 задолженности перед работниками, в том числе бывшими работниками, АО "Шахта "Алексиевская" по заработной плате и иным выплатам.
Таким образом, нормативными правовыми актами перед Министерством не ставилась цель погасить задолженность по заработной плате в полном объеме. Исходя из совокупности указанных норм, целью было - финансовое обеспечение уставной деятельности Фонда для погашения им задолженности по заработной плате перед работниками АО "Шахта "Алексиевская" путем заключения Соглашения об исполнении обязательств, с целью снятия социальной напряженности.
При таких обстоятельствах, исполнив обязательства по соглашению между АО "Шахта "Алексиевская" и Фондом, Фонд в полном объеме достиг поставленной цели.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что предписание имеет ряд существенных недостатков.
В соответствии с пунктом 11 федерального стандарта, в представлении помимо требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывается информация о выявленных нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями.
В нарушение указанного требования в пункте 1 представления отсутствует информация о сумме средств, использованных с вменяемым нарушением.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что пункт 1 предписания является незаконным, формальным и документально не подтвержденным с точки зрения несоответствия действий Минпромторга положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, так как не было доказано, что выплаты и невыплаты сумм дотаций работникам АО "Шахта Алексиевская" произведены в нарушение принципов результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
В пункте 2 оспариваемого представления указано, что Министерством не осуществлен контроль за использованием Фондом субсидии.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка предоставления, Министерство осуществляет проверку соблюдения Фондом условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 4.1.5 Соглашения указанный контроль осуществляется Министерством на основании отчетов о расходах получателя, источником обеспечения которых является субсидия.
В рамках исполнения обязательств по погашению задолженности по заработной плате перед работниками АО "Шахта "Алексиевская" Фондом были заключены соглашения об исполнении Фондом развития промышленности Кузбасса обязательств АО "Шахта "Алексиевская" для погашения сформировавшейся на 01.03.2021 задолженности перед работниками, в том числе бывшими работниками, АО "Шахта "Алексиевская" по заработной плате и иным выплатам от 07.04.2021 и дополнительное соглашение к нему от 28.05.2021. Суммы, подлежащие компенсации в рамках соглашения и дополнительного соглашения, были определены на основании информации, предоставленной конкурсным управляющим АО "Шахта "Алексиевская", ответственным за достоверность представляемой информации.
Как верно отметил суд первой инстанции, ни у Фонда, ни у Министерства не имеется полномочий по проверке достоверности предоставленной информации. На момент исполнения своих обязательств Фонд располагал сведениями, представленными конкурсным управляющим, на основании которых был определен объем задолженности, сформировавшейся перед работниками АО "Шахта "Алексиевская" в размере 201 996 261,02 рубля. Достоверность представленных конкурсным управляющим сведений не относится к условиям, целям и порядку предоставления субсидии, которые Министерству надлежало проверять в рамках полномочий по контролю.
Судом установлено, что информация о задолженности по заработной плате и иным платежам, подлежащим компенсации в соответствии с целью, установленной пп 1.3.2 Порядка предоставления, составила не 201 996 261,02 рубль, а 204 137 142,18 рублей, стала известна Управлению в результате контрольного мероприятия: встречной выездной проверки акционерного общества "Шахта "Алексиевская" (страница 30 акта выездной проверки Министерства от 24.12.2021).
Данное контрольное мероприятие проведено Управлением в рамках имеющихся у органа финансового контроля полномочий в соответствии со статьей 267.1 БК РФ.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, подобными полномочиями ни Минпромторг Кузбасса, ни Фонд не наделены, Министерство не является органом государственного финансового контроля, ввиду чего у Министерства отсутствовали полномочия по осуществлению того вида контроля, на который указывает Управление в обжалуемом представлении. Более того, выявленные в ходе встречной выездной проверки несоответствия говорят не о несоблюдении Фондом условий, порядка и цели предоставления субсидии, а о представлении уполномоченным лицом АО "Шахта "Алексиевская" недостоверных сведений в Фонд развития промышленности Кузбасса при заключении соглашения об исполнении обязательств по выплате задолженности по заработной плате.
Функции по контролю путем осуществления проверок отчетов Фонда об использовании субсидии, были выполнены Министерством в полном объеме.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал вывод Управления о нарушении Министерством законодательства путем неосуществления функции контроля за использованием субсидии Фондом развития промышленности Кузбасса, незаконным и не соответствующим фактическим обстоятельствам.
Также суд первой инстанции, исходя из условий Соглашения отметил, что ответственность за предоставление недостоверных сведений об объеме задолженности перед работниками АО "Шахта "Алексиевская" не может быть возложена на Фонд развития промышленности Кузбасса и на Министерство промышленности и торговли Кузбасса, и расценена как нарушение условий, порядка и целей предоставления субсидии, а соответственно на Министерство не может быть возложена ответственность за ненадлежащий контроль за использованием средств субсидии. Фонд был обязан выплатить денежные средства именно в той сумме, которая определена в соответствии с соглашением. Выплата денежных средств должна производиться в соответствии с условиями, установленными соглашением. Соглашение действует, его положения не оспорены и не признаны недействительными.
Относительно исполнимости представления суд первой инстанции верно отметил, что представление должно соответствовать критерию законности и исполнимости, при этом под законностью понимается реальная возможность объекта контроля (органа контроля) в установленный срок исполнить требования предписания, которое должно содержать недвусмысленные положения, позволяющие этому органу понимать сущность нарушения, порядок и способ его устранения.
Управление не указало, каким именно образом Министерство должно было исполнить представление, о том, какие причины и условия повлекли за собой выявленные нарушения.
Суд первой инстанции признал нарушенными права и законные интересы заявителя. При этом обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 14 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095 (далее - федеральный стандарт), представление считается исполненным в случае, когда представленные объектом контроля документы, материалы и информация подтверждают устранение нарушения и (или) принятие указанных в представлении мер по устранению причин и условий нарушения, а также в случае наличия указанной информации в государственных (муниципальных) информационных системах.
В соответствии с пунктом 15 федерального стандарта неисполнение предписания является основанием для принятия решения о возбуждении должностным лицом органа контроля дела об административном правонарушении в отношении объекта контроля (его должностного лица), не исполнившего такое представление или предписание.
Неисполнение представления является основанием для принятия решения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля о подготовке и направлении в Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), орган управления государственным внебюджетным фондом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с ч.20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Руководствуясь вышеуказанными норами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что неисполнение представления влечет для Министерства реальные негативные последствия в виде административной ответственности и применения бюджетных мер принуждения.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции дана правильная оценка обстоятельствам дела, требования Министерства о признании недействительным оспариваемого представления Управления правомерно удовлетворены.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8282/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8282/2022
Истец: Министерство промышленности и торговли Кузбасса
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу
Третье лицо: Фонд развития промышленности Кузбасса