г. Хабаровск |
|
18 октября 2022 г. |
А73-15177/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Куликова Артема Викторовича: Михайленко Екатерина Владимировна, по доверенности от 24.08.2021,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Ивус Ирина Анатольевна, по доверенности N Ф-301 от 15.11.2021
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 28.07.2022
по делу N А73-15177/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску индивидуального предпринимателя Куликова Артема Викторовича (ОГРНИП: 315272400008272, ИНН: 140203872936)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745; адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б)
о взыскании 387 006, 06 руб.
встречному иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745)
к индивидуальному предпринимателю Куликову Артему Викторовичу (ОГРНИП: 315272400008272, ИНН: 140203872936)
о взыскании 274 950, 02 руб.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Куликов Артем Викторович (далее - ИП Куликов А.В., истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик) с исковыми требованиями, уточненными при рассмотрении дела в суде в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании основного долга в размере 246 228, 82 руб., неустойки (пени) за несвоевременное исполнение обязательств в размере 105 777, 24 руб., штраф за неисполнение обязательств в размере 35 000 руб.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось с встречным исковым заявлением к ИП Куликову А.В. о взыскании неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательства в размере 79 931, 11 руб. за период с 01.12.2019 по 26.10.21, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в размере 195 019, 90 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.12.2021 встречное исковое заявление принято для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2022 первоначальные исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг в размере 204 768, 82 руб., неустойка (пени) за просрочку оплаты выполненных работ в размере 15 288, 84 руб., штраф за неисполнение обязательств в размере 35 000 руб., судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 7 078 руб., всего - 262 135, 66 руб.
В остальной части первоначального иска отказано.
Встречные исковые требования удовлетворены частично в сумме неустойки 79 931, 11 руб., в остальной части требований отказано.
По результатам зачета первоначального иска и встречного иска с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу ИП Куликова А.В. взыскана задолженность в размере 182 204, 55 руб.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в части и принять по делу новый судебный акт, отказать во взыскании основного долга 204 768 руб., судебных расходов 7 078 руб., взыскать с ИП Куликова А.В. штрафную неустойку 195 019, 90 руб.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отсутствуют обязательства по оплате работ на спорных объектах, поскольку результат работ не соответствуют условиям контракта, так как по условиям контракта приемке и оплате подлежит только комплекс работ, этапы работ контрактом не предусмотрены.
Судом первой инстанции неправомерно отказано в требовании о взыскании штрафа в размере 195 019, 90 руб., а также необоснованно распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 13.10.2022 в 09 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении, приведенных в апелляционной жалобе доводов.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала апелляционную жалобу в полном объеме, просила решение отменить в части и принять по делу новый судебный акт, отменить взыскание по первоначальному иску в пользу ИП Куликова А.В. основного долга в размере 204 768,82 руб., а также судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 7078,00 руб., взыскать с ИП Куликова А.В. неустойку в виде штрафа в размере 195 019,90 руб.
Представитель истца по доводам жалобы возражала, просила решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.08.2019 между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (заказчик) и ИП Куликовым А.В. (подрядчик) заключен контракт N 04-12.08.2017-125К на выполнение комплекса работ по поставке и установке узлов учета холодного водоснабжения на объектах КЖФ Минобороны России.
Согласно пункту 2.1 контракта заказчик осуществляет координацию работ и контроль за их выполнением, а подрядчик осуществляет поставку оборудования и выполняет работы по проектированию, монтажу и постановке узла учёта холодного водоснабжения (далее - УУХВС) на коммерческий учет на объектах военной инфраструктуры военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - объекты), в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту), в соответствии с условиями контракта.
Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами (пункт 2.2 контракта).
Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями контракта (пункт 2.3 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составляет 3 900 399, 99 руб., в том числе НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок расчетов установлен в разделе 4 контракта.
Оплата по контракту осуществляется в пределах лимитов финансирования, выделенных для оплаты работ по контракту из средств федерального бюджета (пункт 4.1 контракта).
Согласно пункту 4.2 контракта оплата за фактически выполненный комплекс работ осуществляется заказчиком путем перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика с лицевого счета заказчика, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона (акта приемки выполненных работ (приложение N 3), при условии предоставления поставщиком заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания акта приемки выполненных работ (приложение N 3), следующих документов:
1) актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3;
2) акта приемки выполненных работ (приложение N 3), счетов и счет-фактуры, акт выполненных работ, товарная накладная;
3) проектной документации, оригиналов паспортов на оборудование, товарной накладной на оборудование;
4) акта первичного допуска и акта ввода в эксплуатацию (постановки на коммерческий учет);
5) исполнительной документации.
В случае неполучения заказчиком каких-либо из перечисленных в настоящем разделе договора документов или представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации и договором, работы не оплачиваются до устранения причин (пункт 4.3 контракта).
Выбор способа доставки УУХВС определяется подрядчиком самостоятельно. Доставка товара заказчику осуществляется подрядчиком за счет собственных средств. Расходы по доставке товара заказчиком не возмещаются (пункт 8.1.1 контракта).
Согласно пункту 8.1.2 контракта днем исполнения подрядчиком обязательства по поставке УУХВС считается дата подписания представителем Заказчика акта о приемке выполненных работ (приложение 3).
Порядок сдачи-приемки выполненных работ установлен в разделе 9 контракта.
Сдача-приемка выполненных работ осуществляется по акту ввода УУХВС в эксплуатацию, акту о приемке выполненных работ (форма КС-2), справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по каждому наименованию объекта, согласно адресного списка (приложение N 1 к описанию объекта закупки) (пункт 9.3 контракта).
Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанных документов рассматривает их и при отсутствии замечаний подписывает их со своей стороны и производит оплату выполненных работ или дает мотивированные замечания с перечнем необходимых к устранению недостатков и сроков их устранения (пункт 9.7 контракта).
В соответствии с пунктом 11.1 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы (пункт 11.2 контракта).
В соответствии с пунктом 11.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения иполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа определяется в следующем порядке: 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей; 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В соответствии с пунктом 11.5 контракта за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа определяется в следующем порядке: 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 11.7 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем.
Все работы по условиям контракта должны быть выполнены до 30 ноября 2019 года (пункт 14.2 контракта).
Согласно адресному списку зданий (мест выполнения работ, оказания услуг) (приложение N 1 к контракту) и спецификации (приложение N 2 к контракту), поставку узлов учета холодного водоснабжения и выполнение работ по их установке подрядчик должен был произвести на следующих объектах Минобороны России в г. Хабаровске:
1) в/г N 174, ул. Гамарника, д. 76, ввод N 1;
2) в/г N 174, ул. Гамарника, д. 76, ввод N 2;
3) ул. Панькова, д. 25;
4) в/г N 27, ул. Княжничная (Восточное шоссе);
5) в/г N 13, ввод N 1;
6) в/г N 13, ввод N 2;
7) в/г N 13, ввод N 3;
8) в/г N 13, ввод N 4;
9) в/г N 13, ввод N 5;
10) ул. Огородная, д. 2Б, в/г 3;
11) ул. Гамарника, д. 37, Адм. здание (Прокуратура);
12) в/г N 13, пер. Батарейный, д. 2;
13) ул. Лазо, д. 41, в/г N 173;
14) ул. Серышева, д. 13, 17, в/г 164.
В установленный контрактом срок подрядчик не выполнил комплекс работ по поставке и установке узлов учета холодного водоснабжения на объектах Минобороны России. Между тем, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направило письмо от 23.12.2019 N 370/У/4/6/6353 в котором на основании пункта 14.4 контракта уведомило ИП Куликова А.В. о своем согласии принять и оплатить работы после истечения срока выполнения работ в полном объеме.
ИП Куликов А.В. осуществил поставку оборудования и выполнил работы по проектированию, монтажу и постановке узлов учета холодного водоснабжения на коммерческий учет на следующих объектах:
- г. Хабаровск, в/г N 174, ул. Гамарника, д. 76, ввод N 1;
- г. Хабаровск, в/г N 174, ул. Гамарника, д. 76, ввод N 2;
- г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 2 (пер. Засыпной, 10а);
- г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 3 (пер. Засыпной, 15);
- г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 4 (пер. Призывной, 10);
- г. Хабаровск, в/г N 13, пер. Батарейный, д. 2.
Факт выполнения вышеуказанных работ подрядчиком и приемки результата работ заказчиком подтверждается подписанными сторонами: актом от 27.04.2021 N 331 и актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 27.04.2021 на сумму 186 463 руб. 33 коп.; актом от 27.04.2021 N 332 и актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 27.04.2021 на сумму 186 463 руб. 33 коп.; актом от 26.06.2020 N 729 на сумму 229 211 руб. 33 коп.; актом от 26.06.2020 N 728 на сумму 229 211 руб. 33 коп.; актом от 26.06.2020 N 1007 и актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 26.06.2020 на сумму 229 211 руб. 33 коп.; актом от 26.06.2020 N 901 и актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 26.06.2020 на сумму 178 620 руб. 67 коп.
Общая стоимость выполненных работ составила 1 239 181, 32 руб.
Указанные работы заказчиком оплачены в полном объеме, но с нарушением установленного контрактом срока оплаты, что подтверждается платежными поручениями:
- от 04.08.2021 N 11481 на сумму 372 926, 66 руб.,
- от 16.12.2020 N 612062 на сумму 637 043, 33 руб.,
- от 08.02.2021 N 583193 на сумму 229 211, 33 руб.
Письмом от 04.06.2020 N 370/У/4/6/3000 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просило ИП Куликова А.В. прекратить дальнейшее выполнение комплекса работ по поставке и установке узлов учета холодного водоснабжения в рамках контракта N 04- 12.08.2017-125К от 12.08.2019 по следующим объектам:
1. г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25;
2. г. Хабаровск, в/г N 27 ул. Княжничная (Восточное шоссе);
3. г. Хабаровск, ул. Огородная, д. 2Б, в/г 3;
4. г. Хабаровск, ул. Лазо, 41, в/г N 173;
5. г. Хабаровск, ул. Гамарника, д. 37 Адм. здание (Прокуратура);
6. г. Хабаровск, ул. Серышева, 13, 17, в/г 164.
Вместе с тем, до получения указанного письма заказчика подрядчик выполнил работы по разработке и согласованию в контролирующих органах, а так же в МУП г. Хабаровска "Водоканал" рабочего проекта по объекту "г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25", собрал и передал заказчику готовый узел учета ХВС, о чем письмом от 23.06.2020 исх. N 101 было сообщено заказчику.
Письмами от 16.03.2020 N 074 и от 03.04.2020 N 076 ИП Куликов А.В. сообщал заказчику о невозможности установки узла учета ХВС на объекте по адресу: г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25, по причине не предоставления доступа к месту установки узла учета.
Письмом от 02.06.2020 N 097 ИП Куликов А.В. повторно уведомил заказчика о невозможности произвести монтаж узла учета ХВС по адресу: г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25, а так же передал представителю заказчика Выходцеву Д.С. узел учета ХВС в собранном виде с паспортом счетчика расходомера РМ-5-Т заводской номер 449520.
03.08.2020 ИП Куликов передал заказчику акт по форме КС-2 и справку по форме КС-3 на объект "г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25".
С сопроводительным письмом от 01.10.2020 N 151 ИП Куликов А.В. передал заказчику разработанные и согласованные в установленном порядке рабочие проекты на 10 объектов, предусмотренных контрактом, в том числе по объекту "г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25".
Письмом от 12.04.2021 N 221 ИП Куликов А.В. направил заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 24.03.2021 N 1, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 24.03.2021 N 1, локальный сметный расчет на фактически выполненные работы по объекту "г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25", счет на оплату N 222 от 24.03.2021, акт N 100 от 24.03.2021, акт приемки выполненных работ по объекту "г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25".
Согласно акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 24.03.2021 N 1 и справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 24.03.2021 N 1 стоимость фактически выполненных работ по объекту "ул. Панькова, д. 25" составила 126 228, 82 руб.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России акт приемки выполненных работ по объекту "ул. Панькова, д. 25" не подписало.
Вместе с тем, письмом от 20.05.2021N 370/У/4/1/1875 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направило в адрес ИП Куликова А.В. мотивированный отказ в котором со ссылкой на спецификацию (приложение N 2) и на приложение N 1 к контракту указало, что работы считаются выполненными при полном монтаже узла учета ХВС, вводе в эксплуатацию с предоставлением акта ввода в эксплуатацию, подключением узла учета к автоматизированной системе учета энергоресурсов заказчика (АСКУРДЭ). По объекту "г. Хабаровск, ул. Панькова, 25" подрядчик предоставил только рабочий проект и узел учета ХВС в собранном виде.
ИП Куликов А.В. подписал акт приемки выполненных работ по объекту "г. Хабаровск, ул. Панькова, 25" в одностороннем порядке.
Оплату фактически выполненных работ по данному объекту заказчик не произвел.
В результате образовалась задолженность в размере 126 228, 82 руб.
ИП Куликов А.В. также выполнил работы по разработке рабочих проектов на монтаж узлов учета холодного водоснабжения на следующих объектах Минобороны России: г. Хабаровск, в/г 13 ввод 1 и г. Хабаровск, в/г 13 ввод 5, что подтверждается локальными сметными расчетами, актом от 08.02.2021 N 84 на сумму 120 000 руб., счетом на оплату от 08.02.2021 N 57 на сумму 120 000 руб., которые были направлены в адрес заказчика письмом от 08.02.2022 исх. N 319.
Рабочие проекты по данным объектам были переданы заказчику с сопроводительным письмом от 21.09.2020 N 142 и повторно с письмом от 01.10.2020 N 151.
Претензией от 16.06.2021, направленной в адрес заказчика, ИП Куликов А.В. требовал в течение 30 дней с даты получения претензии погасить задолженность в размере 126 228, 82 руб., в противном случае оставлял за собой право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России письмом от 13.08.2021 N 370/У/4/6/3850 отказало в удовлетворении претензии подрядчика.
10.09.2021 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направило в адрес ИП Куликова А.В. уведомление от 09.09.2021 N 370/У/4/6/4311 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту от 12.08.2019 N 01-12.08.2019-125К.
Указанное уведомление ИП Куликов А.В. не получил. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085264113686, письмо возвращено отправителю 13.10.2021.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Куликова А.В. в арбитражный суд с первоначальным иском,
В свою очередь, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, предъявило встречный иск о взыскании с подрядчика неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательства в размере 79 931, 11 руб. за период с 01.12.2019 по 26.10.21, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в размере 195 019, 90 руб.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими нормами Гражданского кодекса об исполнении обязательств, а также специальными нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N 44-ФЗ).
В силу статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда; при отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 753 ГК РФ, пунктом 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Указанной нормой установлена презумпция действительности одностороннего акта сдачи или приемки работ. Такой акт может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. При этом бремя доказывания обоснованности отказа от приемки результата работ возлагается на заказчика (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Из материалов дела следует, ИП Куликов А.В. выполнил в полном объеме комплекс работ по поставке, установке, вводу в эксплуатацию и постановке на коммерческий учет узлов учета холодного водоснабжения на 6 (шести) объектах Минобороны России на общую сумму 1 239 181, 32 руб., что подтверждается подписанными сторонами актами: актом от 27.04.2021 N 331 и актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 27.04.2021 на сумму 186 463 руб. 33 коп.; актом от 27.04.2021 N 332 и актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 27.04.2021 на сумму 186 463 руб. 33 коп.; актом от 26.06.2020 N 729 на сумму 229 211 руб. 33 коп.; актом от 26.06.2020 N 728 на сумму 229 211 руб. 33 коп.; актом от 26.06.2020 N 1007 и актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 26.06.2020 на сумму 229 211 руб. 33 коп.; актом от 26.06.2020 N 901 и актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 26.06.2020 на сумму 178 620 руб. 67 коп.
Данные работы приняты ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России без возражений и оплачены в полном объеме платежными поручениями: от 04.08.2021 N 11481 на сумму 372 926 руб. 66 коп., от 16.12.2020 N 612062 на сумму 637 043 руб. 33 коп., от 08.02.2021 N 583193 на сумму 229 211 руб. 33 коп.
Кроме того, ИП Куликов А.В. ссылается на частичное выполнение работ по следующим объектам:
- г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25;
- г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 1;
- г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 5.
По объекту "г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25" ИП Куликов А.В. выполнил работы по разработке и согласованию в контролирующих органах, а так же в МУП г. Хабаровска "Водоканал" рабочего проекта на узел учета ХВС, собрал и передал заказчику готовый узел учета ХВС, что подтверждается письмами от 02.06.2020 N 097, от 23.06.2020 N 101, от 01.10.2020 N 151, от 12.04.2021 N 221.
Стоимость фактически выполненных работ по данному объекту составила 126 228, 82 руб.
Работы по монтажу, вводу в эксплуатацию и постановке на коммерческий учет узла учета ХВС на данном объекте не были выполнены Подрядчиком по причине не предоставления доступа к месту установки узла учета, что следует из писем ИП Куликова А.В. от 16.03.2020 N 074, от 03.04.2020 N 076, письма командира войсковой части N 73905 от 19.03.2020 N 186.
Локальный сметный расчет, акт по форме КС-2, справка по форме КС-3, акт по форме приложения N 3 к контракту, счет на оплату фактически выполненных работ по объекту "г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25" были направлены в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России письмом от 12.04.2021 N 221.
Письмом от 20.05.2021 N 370/У/4/1/1875 отказался от приемки выполненных работ по данному объекту и подписания актов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с мотивировав невыполнением всего комплекса работ, предусмотренного контрактом.
В связи с чем, ИП Куликов А.В. акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 24.03.2021 N 1 подписан в одностороннем порядке в соответствии с положениями пункта 4 статьи 753 ГК РФ.
Проанализировав акт от 24.03.2021 N 1 суд установил, что счетчик-расходомер электромагнитный с заводским номером 449520 фактически установлен ИП Куликовым А.В. на ином объекте по адресу: г. Хабаровск, ул. Гамарника, д. 76, в/г N 174, здание инв. N 71, что подтверждается актом допуска узла учета холодной воды в эксплуатацию для осуществления коммерческого учета от 20.04.2021, актом осмотра от 23.03.2022 с приложением 3 фотографий, ведомостями учета параметров водопотребления в системе холодного водоснабжения (счетчик РМ-5 N 449520) от 16.02.2022, от 21.03.2022.
В акте о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 27.04.2021 N 1 по объекту "г. Хабаровск, ул. Гамарника, 76, в/г N 174, здание инв. N 71" на сумму 186 463, 33 руб. в строке N 3 учтен счетчик-расходомер электромагнитный ЭРСВ-450Л стоимостью 45 216 руб. (в текущих ценах). Выполненные работы по объекту "г. Хабаровск, ул. Гамарника, 76, в/г N 174, здание инв. N 71" на сумму 186 463, 33 руб., включая стоимость счетчика-расходомера электромагнитного, оплачены заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 04.08.2021 N 11481.
В связи с чем, задолженность ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России перед ИП Куликовым А.В. по объекту г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25 составит в размере 84 768, 82 руб. за разработку проекта без стоимости прибора учета.
По объектам "г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 1" и "г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 5" ИП Куликов А.В. выполнил работы по разработке и согласованию рабочих проектов на монтаж узлов учета холодного водоснабжения.
Рабочие проекты по данным объектам переданы заказчику сопроводительным письмом от 21.09.2020 N 142 и повторно с письмом от 01.10.2020 N 151.
ИП Куликов А.В. передал заказчику локальные сметные расчеты на фактически выполненные работы на объектах по адресам: г. Хабаровск, в/г 13 ввод 1 и г. Хабаровск, в/г 13 ввод 5, счет на оплату от 08.02.2022 N 57 и акт от 08.02.2022 N 84 на сумму 120 000 руб., что подтверждается письмом от 08.02.2022 N 319 (вручено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России 09.02.2022 N 4-07/305).
В отношении данных работ не представлено в материалы дела мотивированного отказа.
ИП Куликов А.В. акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 08.02.2022 N 84 подписан в одностороннем порядке в соответствии с положениями пункта 4 статьи 753 ГК РФ.
Материалы настоящего дела содержат надлежащие доказательства факта исполнения истцом своих обязательств и выполнения частично работ по контракту.
Таким образом, задолженность по оплате выполненных работ по контракту составляет 204 768, 82 руб., а именно:
по объекту г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25 - в сумме 84 768, 82 руб.,
по объектам г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 1, г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 5 в сумме 120 000 руб.
Вместе с тем, возражая на исковые требования, ответчик ссылается на отсутствие оснований для оплаты работ по спорным вышеуказанным трем объектам, поскольку результат работ не соответствуют условиям контракта, так как по условиям контракта приемке и оплате подлежит только комплекс работ, этапы работ контрактом не предусмотрены.
Доказательств того, что разработанные подрядчиком и согласованные в установленном порядке рабочие проекты на узлы учета холодной воды по указанным объектам имеют существенные недостатки, не могут быть использованы по назначению и не представляют для заказчика потребительской ценности, в материалы дела не представило.
Учитывая односторонний отказ подрядчика от исполнения контракта суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что мотивы отказа от подписания актов о приемке частично выполненных работ являются необоснованными и без подтверждения доказательств. Документы подрядчика правомерно приняты в качестве надлежащего доказательства выполнения спорных работ по контракту.
Сумма долга 204 768, 82 руб. взыскана правомерно.
Истцом по первоначальному иску заявлено требование о взыскании неустойки (пени) за нарушение сроков оплаты выполненных работ в размере 105 777, 24 руб. по 7 (семи) объектам.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11.1 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы (пункт 11.2 контракта).
Материалами дела подтверждается факт нарушения ответчиком срока оплаты выполненных работ по контракту, следовательно, истец вправе начислить соответствующую неустойку.
Вместе с тем, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заявило возражения по расчету пени в части периода просрочки оплаты по 4 (четырем) объектам.
Согласно пункту 4.2 контракта оплата за фактически выполненный комплекс работ осуществляется заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика с лицевого счета заказчика, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона (акта приемки выполненных работ (приложение N 3), при условии предоставления подрядчиком заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания акта приемки выполненных работ (приложение N 3) следующих документов:
1) актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3;
2) акта приемки выполненных работ (приложение N 3), счетов и счет-фактуры, акт выполненных работ, товарная накладная;
3) проектной документации, оригиналов паспортов на оборудование, товарной накладной на оборудование;
4) акта первичного допуска и акта ввода в эксплуатацию (постановки на коммерческий учет);
5) исполнительной документации.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта в случае неполучения заказчиком каких-либо из перечисленных в настоящем разделе договора документов или представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации и договором, работы не оплачиваются до устранения причин.
Ответчик ссылается на то, что подрядчиком документы, предусмотренные пунктом 4.2 контракта, оформлялись и направлялись с нарушениями, в связи с чем, заказчик неоднократно возвращал документы для исправления, а именно:
1. По объекту "г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 4 (пер. Призывной, 10)" (заводской номер прибора учета 449519) - акт приемки выполненных работ от 26.06.2020, акт допуска узла учета холодной воды в эксплуатацию для осуществления коммерческого учета от 10.08.2020.
Между тем, сопроводительным письмом от 21.08.2020 N 127 подрядчик передал акт формы КС-2, справку формы КС-3. Данные документы возвращены подрядчику и после исправления направлены письмом N 132 от 03.09.2020. Однако вновь возвращены подрядчику с замечаниями и затем исправленные документы переданы заказчику 10.11.2020.
2. По объекту "г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 2 (пер. Засыпной, 10)" (заводской номер прибора учета 447175) - акт приемки выполненных работ от 26.06.2020, акт допуска узла учета холодной воды в эксплуатацию для осуществления коммерческого учета узла учета холодной воды от 10.08.2020.
Акт формы КС-2 и справка формы КС-3 направлены заказчику письмом от 21.08.2020 исх. N 127, но были возвращены с замечаниями. Далее исправленный акт формы КС-2 направлен заказчику письмом от 03.09.2020 исх. N 132. Весь комплект закрывающих документов передан подрядчиком заказчику письмом от 14.10.2020 исх. N 160.
3. По объекту "г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 3 (пер. Засыпной, 15)" (заводской номер прибора учета 449077) - акт приемки выполненных работ от 26.06.2020, акт допуска узла учета холодной воды в эксплуатацию для осуществления коммерческого учета узла учета холодной воды от 10.08.2020.
Акт формы КС-2 и справка формы КС-3 направлены заказчику письмом от 21.08.2020. Повторно исправленный акт формы КС-2 направлен 03.09.2020. Весь комплект закрывающих документов по объекту передан Подрядчиком Заказчику письмом от 14.10.2020 исх. N 160.
4. По объекту "г. Хабаровск, пер. Батарейный, д. 2" - акт приемки выполненных работ от 26.06.2020. Однако акт допуска узла учета холодной воды в эксплуатацию для осуществления коммерческого учета узла учета холодной воды был оформлен только 09.11.2020.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд первой инстанции признал его неверным, как в части примененной ключевой ставки Банка России, так и периода начисления неустойки (пени) по отдельным объектам с учетом вышеприведенных возражений ответчика.
Судом первой инстанции осуществлен самостоятельно расчет исковых требований:
- по объекту: г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 4 (пер. Призывной, д. 10), исходя из стоимости работ в размере 229 211, 33 руб. за период просрочки оплаты с 11.12.2020 по 08.02.2021 (60 дней), в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, с применением ключевой ставки Банка России в размере 4,25 % (действующей на дату исполнения ответчиком обязательства по оплате). Неустойка (пеня) составила 1 948, 30 руб. (229 211, 33 руб. х 4,25 % х 1/130 х 60 дней);
- по объекту: г. Хабаровск, пер. Батарейный, д. 2, исходя из стоимости выполненных работ в размере 178 620, 67 руб. за период просрочки оплаты с 10.12.2020 по 16.12.2020 (7 дней), в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, с применением ключевой ставки Банка России в размере 4,25 % (действующей на дату исполнения ответчиком обязательства по оплате). Неустойка (пеня) составила 177, 13 руб. (178 620, 67 руб. х 4,25 % х 1/130 х 7 дней);
- по объекту: г. Хабаровск, ул. Панькова, д. 25, исходя из суммы задолженности в размере 84 768, 82 руб. за период просрочки оплаты с 01.11.2020 по 27.08.2021 (300 дней), в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, с применением ключевой ставки Банка России в размере 6,5 %. Неустойка (пеня) составила 5 509, 97 руб. (84 768, 82 руб. х 6,5 % х 1/130 х 300 дней);
- по объекту: г. Хабаровск, ул. Гамарника, д. 76 (ввод N 1), исходя из стоимости выполненных работ в размере 186 463, 33 руб. за период просрочки оплаты с 28.05.2021 по 04.08.2021 (69 дней), в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, с применением ключевой ставки Банка России в размере 6,5 % (действующей на дату исполнения ответчиком обязательства по оплате). Неустойка (пеня) составила 2 787, 63 руб. (186 463, 33 руб. х 6,5 % х 1/130 х 69 дней);
- по объекту: г. Хабаровск, ул. Гамарника, д. 76 (ввод N 2), исходя из стоимости выполненных работ в размере 186 463, 33 руб. за период просрочки оплаты с 28.05.2021 по 04.08.2021 (69 дней), в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, с применением ключевой ставки Банка России в размере 6,5 % (действующей на дату исполнения ответчиком обязательства по оплате). Неустойка (пеня) составила 2 787, 63 руб. (186 463, 33 руб. х 6,5 % х 1/130 х 69 дней);
- по объекту "г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 2 (пер. Засыпной, д. 10)" - исходя из стоимости выполненных работ в размере 229 211, 33 руб. за период просрочки оплаты с 15.11.2020 по 16.12.2020 (32 дня), в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, с применением ключевой ставки Банка России в размере 4,25 % (действующей на дату исполнения ответчиком обязательства по оплате). Неустойка (пеня) составила 1 039, 09 руб. (229 211, 33 руб. х 4,25 % х 1/130 х 32 дня);
- по объекту: г. Хабаровск, в/г N 13, ввод N 3 (пер. Засыпной, д. 15), исходя из стоимости выполненных работ в размере 229 211, 33 руб. за период просрочки оплаты с 15.11.2020 по 16.12.2020 (32 дня), в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, с применением ключевой ставки Банка России в размере 4,25 % (действующей на дату исполнения ответчиком обязательства по оплате). Неустойка (пеня) составила 1 039, 09 руб. (229 211, 33 руб. х 4,25 % х 1/130 х 32 дня).
Всего неустойка составила 15 288, 84 руб.
Произведенный судом расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Ответчиком ходатайство о применении статьи 333 ГК РФ не заявлено.
Кроме того, истцом заявлено исковое требование о взыскании штрафа за неисполнение обязательств по контракту в размере 35 000 руб.
Пунктом 11.5 контракта за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа определяется в следующем порядке: 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно), 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательства по контракту подтверждается материалами дела, и ответчиком не опровергнут, требование истца о взыскании штрафа в сумме 35 000 руб. также удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Ответчиком по встречному иску заявлено требование о взыскании с ИП Кулькова А.В. неустойки (пени) за нарушение срока выполнения работ по контракту в размере 79 931, 11 руб. за период с 01.12.2019 по 26.06.202.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 11.7 контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем.
Материалами дела подтверждается факт нарушения ИП Куликовым А.В. срока выполнения работ по контракту, следовательно, имеются основания для начисления неустойки.
В этой связи начисление неустойки является правомерным.
Расчет неустойки судом проверен, признан арифметически верным.
Кроме того, ответчиком заявлено требование о взыскании штрафа за неисполнение обязательств по контракту в размере 195 019, 90 руб.
Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа определяется в следующем порядке:
- 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Ответчиком штраф в размере 195 019, 90 руб. (5% от цены контракта) начислен за невыполнение подрядчиком работ на 8 (восьми) объектах, указанных в спецификации (приложение N 1 к контракту).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе удовлетворении заявленного требования, поскольку невозможность выполнения работ на спорных объектах была обусловлена действиями и упущениями самого заказчика, а не вследствие ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств, что следует из переписки сторон, в том числе писем ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 05.11.2019 N 370/У/4/6/5198, от 18.11.2019 N 370/У/4/6/5487, от 04.06.2020 N 370/У/4/6/3000.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил встречный иск в части взыскания с ответчика задолженности в сумме 79 931,11 руб.
Довод заявителя жалобы в части взыскания в пользу истца судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 7078,00 руб. не рассматривается апелляционным судом, поскольку в суде апелляционной инстанции довод жалобы в этой части заявителем снят.
Дав повторную оценку приобщенным к материалам дела доказательствам, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не установил оснований для ее удовлетворения.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2022 по делу N А73-15177/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15177/2021
Истец: ИП Куликов Артем Викторович
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России