18 октября 2022 г. |
дело N А40-18950/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Семёновой А.Б., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2022 г. (резолютивная часть от 07.07.2022 г.) по делу N А40-18950/22
по иску ООО "АСК-СЕРВИС" (ОГРН: 1077746710469) к АО "ЦЭНКИ" (ОГРН: 1207700033760) третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лукьянчиков А.В. по доверенности от 15.12.2021,
от ответчика: Смирнов М.В. по доверенности от 27.02.2020,
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "АСК-СЕРВИС" (далее - истец, исполнитель) предъявило АО "ЦЭНКИ" (далее - ответчик, заказчик) иск о взыскании с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ долга в размере 14 750 089 руб. 37 коп. на основании договора от 14.06.2019 г. N 1719187309051442246008993/Ц/АСК-ТАН-КТ/19.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 07.07.2022 г., изготовленным в полном объеме 15.08.2022 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Ответчик подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ответчик требования и доводы своей жалобы поддержал, Истец по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 7).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между ФГУП "ЦЭНКИ" (заказчик) и ООО "АСК-сервис" (исполнитель) был заключен договор на обеспечение штатной эксплуатации и проведения технического надзора ФГУП "ЦЭНКИ" за вооружением и военной техникой космических войск на 2019 г. от 14.06.2019 г. N 1719187309051442246008993/Ц/АСК-ТАН-КТ/19, по условиям которого исполнитель обязуется в пределах цены договора в установленный договором срок провести работы по обеспечению штатной эксплуатации и проведению технического надзора ФГУП "ЦЭНКИ" за вооружением и военной техники космических войск на 2019 г. в соответствии с ведомостью исполнения, соответствующие качеству, результату и иным требованиям, в том числе трудоемкости, указанной в НТД в технических заданиях на работы, и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы, соответствующие требованиям, установленным договором.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что основанием для заключения договора является государственный контракт на выполнение работ по сервисному обслуживанию и обеспечению штатной эксплуатации ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов, ЗИП, стартовых комплексов, технических комплексов, заправочно-нейтрализационных станций, систем оперативно-командной, технологической связи и теленаблюдения, средств вычислительной техники и обработки информации, вакуумных установок, объектов гостехнадзора, проведению запусков космических аппаратов по спецификации, утверждаемой Министерством обороны Российской Федерации, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2019 гг. от 23.05.2017 г. N 1719187309051442246008993.
В п. 3.2.1 договора установлена обязанность исполнителя своевременно и надлежащим образом выполнять работы в соответствии с условиями договора.
В соответствии п. 9.1 договора датой выполнения работ является дата подписания получателем акта сдачи-приемки выполненных работ.
Пунктом 1.1.3 договора предусмотрено, что получателем являются войсковые части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, в интересах которых исполнитель выполняет работы в соответствии с договором, и определенные ГЗ в качестве уполномоченных в установленном порядке на получение результата работ и осуществление приемки работ, на основании доверенности, выдаваемой Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно п. 7.3 договора все экземпляры акта сдачи-приемки выполненных работ проверяются получателем в течение 24 часов после окончания приемки, подписываются получателем и скрепляются печатью.
В п. 7.4 договора установлено, что к акту сдачи-приемки выполненных работ прилагаются состав бригады, перечень выполненных работ, перечень использованных расходных материалов, ЗИП, дефектовочная ведомость, заявления о соответствии по форме, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации 2013 г. N 6, технический акт о выполнении и приемке работ по бюллетеню (форма 6 ГОСТ РВ 15.701-2003).
В соответствии с п. 7.8 договора в случае выявления в ходе технической приемки выполненных работ несоответствия их условиям договора, в том числе ненадлежащее качество работ, составляется соответствующий акт за подписями лиц, производивших приемку, и в течение 2 рабочих дней с момента его составления уведомляются заказчик и исполнитель.
Согласно п. 8.9 договора техническая приемка результата работ, контроль за ходом выполнения работ, а также выполнением исполнителем иных условий договора со стороны заказчика возлагается на 392 военное представительство Минобороны России.
Пунктом 8.12 договора предусмотрено, что не позднее 24 часов после окончания технической приемки 392 ВП выдает исполнителю удостоверение о соответствии результата работ условиям Договора.
В соответствии с п. 8.13 договора после рассмотрения материалов по обоснованию стоимости работ, представленных исполнителем, 392 ВП выдает заключение по цене предоставленных к оплате работ.
В п. 9.2 договора установлено, что на основании акта сдачи-приемки выполненных работ, документов, указанных в п.п. 8.12 и 8.13 договора, исполнитель составляет протокол стоимости работ и направляет его заказчику с приложением отчетных документов на согласование.
Согласно п. 9.8 договора заказчик осуществляет приемку выполненных работ совместно со 2 отделом 392 ВП МО РФ
На основании п. 9.9 договора заказчик осуществляет приемку после согласования стоимости и объемов выполненных работ 2 отделом 392 ВП МО РФ.
Пунктом 9.10 договора предусмотрено, что после согласования ГЗ отчетных документов и утверждения протокола стоимости работ между заказчиком и исполнителем оформляется акт сдачи-приемки работ.
В силу п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора. ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Исполнение истцом надлежащим образом работ, предусмотренных договором, подтверждается оформленным в соответствии с разделом 7 договора актом сдачи-приемки выполненных работ от 02.07.2019 г. N 1321/6014, который подписан не только представителями исполнителя и получателя, но также и представителями заказчика, а также актами о выполнении работ от 27.05.2020 г. N 22/20, от 23.08.2021 г. N 14/21.
На основании представленных истцом отчетных документов 392 ВП МО РФ согласовало стоимость выполненных работ в размере 18 148 368 руб. 00 коп., что подтверждается заключением на согласование фиксированной цены работ по договору от 13.10.2021 г. N 392/2/119, которое не содержит каких-либо положений, свидетельствующих о необходимости снижения стоимости выполненных работ.
392 ВП МО РФ подтвердило объем и соответствие результатов работ условиям договора, выдав удостоверение от 14.10.2021 г. N 58/м.
Истцом в адрес ответчика с сопроводительным письмом от 18.10.10.2021 г. N АСК-377 и отчетной документацией, предусмотренной договором, был направлен акт сдачи-приемки выполненных работ от 18.10.2021 г. N 18/21, в соответствии с которым истцом выполнены работы по п. N 2 ведомости выполнения работ стоимостью 18 148 368 руб. 12 коп., с учетом перечисленного аванса следует к перечислению сумма 14 750 089 руб. 37 коп., что подтверждается описью вложения с отметкой АО "Почта России" и почтовыми квитанциями.
Ответчик в письме от 22.11.2021 г. N 382-15918 сообщил истцу, что по результатам рассмотрения комплекта отчетных документов выявлены замечания, в связи с чем документы возвращены и потребовал представить документы, подтверждающие, что работники, указанные при расчете командировочных расходов, не являются местными жителями, представить правильно оформленные общие формы в соответствии с приказом ФАС России от 26.08.2019 г. N 1138/19.
Истцом в адрес ответчика также было направлено письмо от 23.12.2021 г. N АСК- 469 о направлении отчетных и технических документов, с указанием на то, что форма П-4 за 2019-2020 гг. истцом не предоставляется, т.к. не является необходимой для сдачи отчетности в Росстат, для расчета оплаты командировочных расходов приложены списки сотрудников с пропиской и табели учета рабочего времени, что подтверждается описью вложения с отметкой АО "Почта России".
В письме от 03.02.2022 г. N 382-1507 ответчик уведомил истца о результатах рассмотрения представленных документов, указав на необходимость представления откорректированных документов.
С сопроводительным письмом от 10.03.2022 г. N АСК-95 истец направил в адрес ответчика откорректированные с учетом замечаний ответчика документы.
Пунктом 3.4.2 договора установлена обязанность заказчика своевременно принять и оплатить выполненные работы в соответствии с требованиями и на условиях, установленных договором.
В силу п. 1 ст. 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно п. 4.1 договора цена договора является ориентировочной (уточняемой) и составляет 32 513 858 руб. 91 коп., включая НДС по ставке 0%.
В соответствии с п. 4.3 договора перевод ориентировочной (уточняемой) цены договора в фиксированную цену осуществляется путем формирования протокола стоимости работ в соответствии с п.п. 9.3-9.4 договора, протокол утверждается в течение 15 рабочих дней с момента согласования цены ГЗ.
В п. 11.3 договора предусмотрено, что оплата за фактически выполненные работы осуществляется заказчиком в течение 30 рабочих дней после представления исполнителем заказчику счета на выполненные работы, счета-фактуры и акта сдачи- приемки работ.
Письмом от 31.05.2022 г. N АСК-153 истец не согласился с полученным от ответчика по электронной почте протоколом согласования фиксированной цены, сославшись на то, что от имени Министерства обороны Российской Федерации бы согласован и подписан только представителями 392 ВП МО РФ, ответчик не представил истцу никакой информации о том, какой структурный орган Министерства обороны Российской Федерации в рамках своих полномочий выдал заключение о стоимости выполненных истцом работ, копия мотивированного заключения также не представлена, 392 ВП МО РФ выдав заключение на согласование фиксированной цены работ по договору (исх. от 13.10.2021 г. N 392/2/119), согласовало стоимость выполненных работ истца в размере 18 148 368 руб. 12 коп., с учетом ранее выданного аванса в размере 3 398 278 руб. 75 коп. оплате подлежит 14 750 089 руб. 37 коп.
Истцом в адрес ответчика была направлена досудебная претензия от 03.12.2021 г. N АСК:443 с требованием оплатить задолженность.
В ответе от 20.12.2021 г. N 382-17680 на досудебную претензию ответчик отказал в принятии претензии со ссылкой на то, что приемка работ приостановлена до устранения выявленных в отчетных документах замечаний.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.12.2016 г. N ДФ/92147/16 вопросы, касающиеся обоснования цены поставленной продукции и представления соответствующих расчетно-калькуляционных материалов исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, регулируются нормами п. 1 ст. 7.1, п.п. 1, 19 ч. 1, п.п. 8, 19 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и абз. 4 п. 9 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. N 407, расчетно-калькуляционные материалы подлежат предоставлению исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу, при обосновании цены предполагаемой к поставке продукции.
Поскольку претензий к объему и качеству выполненных по договору от получателя и заказчика не поступало, суд считает, что работы ответчиком приняты.
Ответчик в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил в материалы дела утвержденный между госзаказчиком и ответчиком протокол стоимости работ, учитывая согласования в порядке и на условиях заключенного договора стоимости работ с 392 военным представительством.
Обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о правомерности действий ответчика по уменьшению стоимости выполненных истцом работ, отсутствуют, учитывая факт выполнения и сдачи работ в установленном порядке, их соответствие условиям договора, а также непредставление ответчиком доказательств оплаты выполненных работ.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о правомерности заявленных исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на несогласии заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2022 г. (резолютивная часть от 07.07.2022 г.) по делу N А40-18950/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
А.Б. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18950/2022
Истец: ООО "АСК-СЕРВИС"
Ответчик: АО "ЦЕНТР ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАЗЕМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ