г. Вологда |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А05-5758/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Ленина 12" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 августа 2022 года по делу N А05-5758/2022,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Ленина 12" (ОГРН 1082904000508, ИНН 2904019506; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Ленина, дом 12, квартира 33; далее - ТСН "Ленина 12", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция, ГЖИ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2022 N 09-16/384 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление товарищества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 августа 2022 года по делу N А05-5758/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСН "Ленина 12" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что причиной ненадлежащего исполнения товариществом возложенных на него обязанностей является нахождение контейнерной площадки и подъездного пути к ней в зоне теплосети. При этом товариществом приняты исчерпывающие меры по установлению точного местонахождения спорной контейнерной площадки, а также согласованию возможности ее переноса.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, старшим помощником Котласского межрайонного прокурора Михиной О.Н. 01.04.2022 проведен осмотр придомовой территории многоквартирного дома N 12, расположенного по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Ленина, (далее - МКД N 12).
В ходе осмотра установлено, что имеющаяся у дома контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов (далее - ТБО) обнесена металлическим листом с трех сторон, подъездной путь к ней не расчищен от снега, как и сама контейнерная площадка, на которой имеется скопление крупногабаритных отходов (занесены снегом).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра от 01.04.2022 и послужили основанием для вынесения Котласским межрайонным прокурором постановления от 19.04.2022 о возбуждении в отношении ТСН "Ленина 12" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены в инспекцию для рассмотрения вопроса о привлечении товарищества к административной ответственности.
Инспекцией в ходе рассмотрения поступивших материалов установлено, что постановлением администрации городского округа Архангельской области "Котлас" от 24.03.2021 N 518 товариществу согласовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Котлас" в границах земельного участка МКД N 12 (кадастровый номер 29624603020761344).
Вместе с тем, ТСН "Ленина, 12" надлежащим образом не организованы и не проведены работы по обслуживанию и очистке контейнерной площадки, расположенной на придомовой территории МКД N 12, что, в свою очередь, создает препятствие для вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов, и по мнению инспекции, свидетельствует о нарушении товариществом пунктов 3.7.1 и 3.7.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В связи с изложенным постановлением инспекции от 06.05.2022 N 09-16/384 товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением ТСН "Ленина 12" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (статья 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае собственниками помещений МКД N 12 в качестве способа управления выбрано управление товариществом собственников недвижимости "Ленина 12".
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ТСН "Ленина 12" товарищество является добровольным объединением собственников жилых помещений в многоквартирном доме, созданном в целях совместного управления общим недвижимым имуществом в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, товарищество как организация, осуществляющая управление МКД N 12, является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию МКД и содержание общего имущества МКД в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
На основании пункта 42 названных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу положений статьи 36 ЖК РФ и Правил N 491 объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Как отмечалось ранее, Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с пунктом 3.7.1 названных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Пунктом 3.7.5 Правил N 170 предусмотрено, что подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.
В рассматриваемом случае факт ненадлежащего содержания контейнерной площадки и подъездного пути к ней (площадка и дорога к ней не расчищены от снега) установлен инспекцией, подтверждается материалами дела, и подателем жалобы по существу не оспаривается.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в совершенном товариществом деянии события вмененного ему в вину правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что причиной ненадлежащего исполнения товариществом возложенных на него обязанностей является нахождение контейнерной площадки и подъездного пути к ней в зоне теплосети. При этом товариществом приняты исчерпывающие меры по установлению точного местонахождения спорной контейнерной площадки, а также согласованию возможности ее переноса.
В подтверждение изложенного товариществом совместно с апелляционной жалобой представлены копии соответствующих заявлений, адресованных директору общества с ограниченной ответственностью "Объединение котельных и тепловых сетей".
Изучив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенный довод подлежит отклонению, поскольку все мероприятия по установлению точного местонахождения спорной контейнерной площадки, а также согласованию возможности ее переноса, на которые товарищество ссылается в своей апелляционной жалобе, совершены им уже после проведения Котласским межрайонным прокурором осмотра придомовой территории МКД N 12 и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Представленные совместно с апелляционной жалобой письма датированы августом 2022 года.
При этом из материалов дела также усматривается, что ситуация, затрудняющая подъезд к контейнерной площадке, сохраняется на протяжении длительного периода времени. Вместе с тем, доказательства того, что товариществом ранее принимались исчерпывающие меры по предотвращению вмененного ему в вину правонарушения и надлежащему исполнению принятых на себя обязательств в материалах дела отсутствуют.
Приведенные подателем жалобы обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в совершенном им деянии события административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения товариществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, также не представлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения с административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности инспекцией не допущено.
Исключительных обстоятельств совершения правонарушения в материалах дела не усматривается, в связи с этим основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Назначенное заявителю наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 августа 2022 года по делу N А05-5758/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Ленина 12" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5758/2022
Истец: Товарищество Собственников Недвижимости "Ленина 12"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области