г. Москва |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А40-72154/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Свиридова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ООО "БУМ-РИЭЛТ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2022 по делу N А40-72154/22 (116-1212)
по заявлению ООО "БУМ-РИЭЛТ"
к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 31 по Западному административному округу г. Москвы
о признании незаконными действий, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Кириллова Е.Г. по доверенности от 31.01.2022, |
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бум-Риэлт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве (далее - инспекция), выразившихся в отказе от проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам за период 2013-2016 гг.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Общество своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя инспекции, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда от 18.07.2022 подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество 23.12.2021 направило в инспекцию запрос о предоставлении акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за 2013-2016 гг.
Инспекция в этот же день сообщила об отказе в приеме документов по причине превышения максимального периода проведения сверки.
Полагая, что действия Инспекции по отказу от проведения сверки расчетов нарушают его права и законные интересы в экономической сфере, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органа государственной власти могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), Временного порядка проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (приложение к письму ФНС России 09.03.2021 N АБ-4-19/2990) и пришел к выводу о том, что оспариваемые действия инспекции не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Указанные выводы суда верными признаны быть не могут в связи со следующим.
Согласно подпункту 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Праву налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подпунктом 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ, осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта (абзац первый). Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
ФНС России письмом от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 "О направлении временного порядка проведения совместной сверки расчетов" направила в адрес подведомственных налоговых органов для применения в работе Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, изложенный в приложении к Письму (далее - Временный порядок).
Пунктом 5 указанного Временного порядка установлено, что максимальный период проведения сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.
Установив, что указанный обществом в заявлении о предоставлении акта сверки расчетов период проведения сверки расчетов превышает указанный максимальный период, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ инспекции от проведения сверки расчетов является правомерным.
Между тем, положение пункта 5 Временного порядка не соответствует НК РФ, нормами которого максимальный период проведения сверки расчетов не установлен.
В этой связи отказ инспекции от проведения сверки расчетов с обществом по вышеуказанному основанию не может быть признан законным.
При этом решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2022 N АКПИ22-468 письмо ФНС России от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 "О направлении временного порядка проведения совместной сверки расчетов", в приложении к которому изложен указанный Временный порядок, признано не действующим со дня принятия.
В связи с вступлением в силу указанного решения ФНС России выпустила письмо от 29.09.2022 N АБ-4-19/12938@ "О проведении сверки расчетов", в котором указала, что при отсутствии утвержденного порядка проведения совместной сверки расчетов налоговые органы должны руководствоваться предписаниями Налогового кодекса, а также иными правовыми актами, принятыми в развитие его положений и регламентирующими соответствующие правоотношения.
Также ФНС России обратила внимание, что основания для отказа в проведении сверки расчетов Налоговым кодексом не предусмотрены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований общества.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2022 по делу N А40-72154/22 отменить.
Признать незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 31 по Западному административному округу г.Москвы выразившиеся в отказе ООО "БУМ-РИЭЛТ" в проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам за период с 2013-2016 гг.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 31 по Западному административному округу г.Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Взыскать с Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 31 по Западному административному округу г.Москвы в пользу ООО "БУМ-РИЭЛТ" расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 3000 (три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Возвратить ООО "БУМ-РИЭЛТ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72154/2022
Истец: ООО "БУМ-РИЭЛТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 31 ПО ЗАПАДНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ