г. Москва |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А40-66803/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Свиридова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы и Астраханской таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2022 по делу N А40-66803/22 (121-350) по заявлению ПАО "Лукойл" к Федеральной таможенной службе, Астраханской таможне третьи лица: 1) ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", 2) МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о взыскании,
при участии:
от заявителя: |
Бреев М.Ю. по доверенности от 23.11.2021, Шеркунова С.А. по доверенности от 22.06.2022, |
от ответчиков: |
Панькина Л.И. по доверенности от 01.12.2021, 23.06.2022, |
от третьих лиц: |
не явился, извещен; Трутнева И.И. по доверенности от 27.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Лукойл" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральной таможенной службе и Астраханской таможне о взыскании 1 225 743 руб. 51 коп.
Решением суда от 22.07.2022 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласились Федеральная таможенная служба и Астраханская таможня и обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель апеллянтов поддержали доводы жалоб, представители общества поддержали обжалуемое решение суда. Представитель налогового органа разрешение вопроса по апелляционным жалобам оставил на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в целях исполнения контракта от 08.08.2018 N 1810514, заключенного между ПАО "Лукойл" и TRADELUXO LIMITED, на поставку нефтепродуктов на условиях поставки DAP ст. Соловей, ст. Суземка в феврале 2019 года топливо дизельное ЕВРО в количестве 64,595 тонн было помещено ПАО "Лукойл" под таможенную процедуру экспорта по временной декларации на товар (далее - ДТ) N 10006110/28022019/0003442.
В связи с возвратом указанного товара на территорию Российской Федерации в вагоне N 58708645 (накладная N26870141 от 09.03.2019), ПАО "Лукойл" товар помещен под таможенную процедуру реимпорта по ДТ N 10311010/010419/0011063, Обществом уплачен НДС в размере 674 037,61 руб., акциз в размере 551 705,90 руб.
Общество, полагая, что НДС в размере 674 037 руб. 61 коп. и акциз в размере 551 705 руб. 90 коп. являются излишне уплаченными, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о возложении обязанности по возврату указанных платежей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Судом установлено, что ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" (далее - Комитент, налогоплательщик, Общество) заключен договор комиссии от 18.04.2013 N 1310212 с ПАО "Лукойл" (Комиссионер), согласно которому Комиссионер по поручению Комитента за вознаграждение совершает от своего имени и за счет Комитента сделки по реализации на внешних рынках нефтепродуктов, продуктов нефтехимии и газопереработки, принадлежащих Комитенту. Комиссионер обязан произвести таможенное оформление, оплату таможенных сборов, вывозной таможенной пошлины, а также осуществить иные платежи, необходимые для выполнения поручения, с последующим возмещением этих расходов Комитентом.
В рамках Исполнения данного договора ПАО "Лукойл" (Продавец) заключил контракт от 08.08.2018 N 1810514 (далее - Контракт) с TRADELUXO LIMITED (Покупатель) на поставку нефтепродуктов на условиях поставки DAP ст. Соловей (эксп.), ст. Суземка (эксп.).
В марте 2019 года для реализации на экспорт Комитентом передан Комиссионеру, в том числе, топливо дизельное ЕВРО, межсезонное, сорта F, экологического класса К5 (ДТ-Е-К5) в количестве 64,595 тонны (далее - Товар).
Отгруженный Товар помещен под таможенную процедуру экспорта в феврале 2019 года в рамках временной таможенной декларации ДТ N 10006110/280219/0003442.
Отгрузка Товара произведена железнодорожным транспортом - вагоном N 58708645 (накладная N 26870141 от 09.03.2019).
В связи с последующим возвратом Товара на территорию Российской Федерации (далее - РФ) Компанией на Товар была оформлена "реимпортная" таможенная декларация ДТ N 10311010/010419/0011063. В разделе 18 указанной декларации указан ввозимый в процедуре реимпорта вагон N 58708645.
Отгрузка Товара произведена железнодорожным транспортом - вагоном N 58708645 (накладная N 26870141 от 09.03.2019).
В связи с возвратом указанного товара на территорию Российской Федерации в вагоне N 58708645 (накладная N26870141 от 09.03.2019), ПАО "Лукойл" товар помещен под таможенную процедуру реимпорта по ДТ N 10311010/010419/0011063, Обществом уплачен НДС в размере 674 037,61 руб., акциз в размере 551 705,90 руб.
Как следует из Дополнения к N 1 ДТ N 10311010/010419/0011063 -"Графа 30. Местонахождения товара" - Товар находился на станции Татьянка в Волгоградской области.
При помещении Товара под таможенную процедуру реимпорта ПАО "Лукойл" был уплачен НДС в сумме 674 037,61 рублей и акциз в сумме 551 705,90 рублей, о чем свидетельствуют раздел 47 и графа "В" "Подробности подсчета" ДТ N 10311010/010419/0011063.
Таможенная декларация ДТ N 10311010/010419/0011063 была зарегистрирована 01.04.2019 Астраханской таможней (Астраханским таможенным постом (ЦЭД) Астраханской таможни).
Товар выпущен в свободное обращение на территорию РФ 01.04.2019 (графа "С" ДТ N 10311010/010419/0011063).
ПАО "Лукойл" уплачивало таможенные платежи, используя централизованный порядок уплаты (в соответствии с частью 2 статьи 394 Федерального закона от 03.08.2018 N N 289-ФЗ), осуществляя периодические авансовые платежи, на основании Соглашения об уплате авансовых таможенных платежей от 25.12.2018 N КН-131/1810912, заключенного с ФТС России.
Товар в связи с его возвратом на территорию РФ был возвращен Компанией ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" на основании Акта о возврате нефтепродуктов от 01.04.2019 по договору комиссии от 18.04.2013 N 1310212.
В 2019 году на территории Российской Федерации действовал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Положения о правовом регулировании таможенной процедуры реимпорта в ЕАЭС содержались в главе 31 ТК ЕАЭС и главе 28 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (далее - Закон 289-ФЗ).
В соответствии со статьей 135 ТК ЕАЭС под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные с таможенной территории Союза товары, которые ранее были помещены под таможенную процедуру экспорта, при этом ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не уплачиваются при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта являются, в том числе, возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством (статья 236 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 175 Закона 289-ФЗ в отношении товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате налогов и (или) процентов по ним, а также обязанность по уплате или возмещению субсидий и иных сумм, неуплаченных либо ранее полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Таким образом, таможенное законодательство Российской Федерации не определяет порядок обложения налогами товара, ввозимого под таможенной процедурой реимпорта, прямо отсылая в этом случае к положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Особенности обложения НДС при ввозе товаров на территорию РФ под таможенной процедурой реимпорта установлены положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым при ввозе товаров под таможенной процедурой реимпорта налогоплательщиком уплачиваются:
- суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден (налог не подлежал уплате), либо
- суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров. Таким образом, российским законодательством при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта определены два вышеуказанных варианта расчета внутреннего НДС в целях его уплаты налогоплательщиком (два варианта определения налоговой базы).
Одновременное применение обоих вариантов налоговым законодательством не допускается.
Согласно положениям главы 21 НК РФ применительно к рассматриваемому делу объектом обложения НДС признаются следующие операции:
- операции по вывозу товара с территории РФ под таможенной процедурой экспорта, которые облагаются НДС по специальной ставке 0% только при условии представления в налоговые органы определенного комплекта подтверждающих документов (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ); при этом экспорт товаров не относится к операциям, которые освобождаются от налогообложения на основании статьей 145, 145.1 НК РФ;
- операции по ввозу товаров на территорию РФ под таможенной процедурой реимпорта, которые облагаются НДС по ставке 18% только при условии, если ранее налогоплательщик был освобожден от уплаты НДС на основании статей 145 и 145.1 НК РФ или если ранее НДС был ему возвращен в связи с экспортом товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 и статья 165 НК РФ);
- операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, которые облагаются НДС по ставке 18% только при условии перехода права собственности на товары от продавца к покупателю (пункт 1 статьи 39 и пункт 1 статьи 146 НК РФ).
Арбитражным судом первой инстанции правильно сделан вывод, что так как фактический вывоз товара с территории РФ под таможенной процедурой экспорта не состоялся (не подтверждается документально), то не состоялась реализация товара и не возник объект обложения НДС.
Согласно положениям пункта 1 статьи 292 и подпункта 1 пункта 1 статьи 293 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться вывезенные товары, которые ранее были помещены под таможенную процедуру экспорта. При этом реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Письмом Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 14.02.2022 N 07-08/02674 подтверждается, что ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" не применяло ставку НДС 0% (возмещение из бюджета не производилось) в отношении Товара, который был ввезен под таможенной процедурой реимпорта, в период с 2019 года и по настоящее время.
В качестве подтверждения того факта, что фактический вывоз Товара с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта не состоялся, истцом в материалы дела представлена полная таможенная декларация на товары N 10006110/060619/0008572, в которой отсутствуют сведения о фактическом вывозе Товара.
Кроме того, суд отмечает, что отсутствуют основания для обложения спорных операций по ставке НДС 18% как операций по реализации товаров на территории Российской Федерации потому, что передача на возмездной основе права собственности (реализация) на Товар от Истца/Общества к иностранному покупателю не состоялась.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
При этом в пункте 1 статьи 39 НК РФ указано, что реализацией товаров организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.
При вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта акциз не уплачивается (пп. 4 п.1 ст. 183 НК РФ, аналогичный пп.1 п.2 ст.151 НК РФ).
При помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации (пп.2 п.1 ст. 185 НК РФ, аналогичный пп.2 п.1 ст.151 НК РФ).
Пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" установлено, что при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что НДС в размере 674 037 рублей 61 копейка и акциз в размере 551 705 рублей 90 копеек, уплаченные по ДТ N 10311010/210319/0009519 при помещении товара под таможенную процедуру реимпорта, являются излишне уплаченными и подлежат возврату в адрес ПАО "Лукойл".
Податели апелляционных жалоб, оспаривая решение суда в целом, не оспаривают имеющиеся в деле доказательства и установленные судом обстоятельства, а также не указывают, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, не были исследованы судом.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2022 по делу N А40-66803/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66803/2022
Истец: ПАО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "ЛУКОЙЛ"
Ответчик: АСТРАХАНСКАЯ ТАМОЖНЯ, Федеральная таможенная служба РФ
Третье лицо: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, ООО "ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА"