г. Самара |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А65-5683/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сорокиной О.П., судей Николаевой С.Ю., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
с участием:
от заявителя - до перерыва Калимуллина Г.Р., доверенность от 02.08.22, после перерыва не явился, извещен,
иные участники не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2022 года по делу N А65-5683/2022 (судья Хамидуллина Л.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эйгер Д.С.",
к Муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
и Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
о признании незаконными действий МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" по выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:3704 без возможности размещения объекта жилищного строительства, об обязании МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить допущенные нарушения путем выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:3704 с указанием места допустимого размещения объекта жилищного строительства,
о признании незаконными действий МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", выраженные в уведомлении о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства от 27 января 2022 года за N ИЖС1/0/3815,
об обязании МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в установленные порядке и сроки выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эйгер Д.С.", г. Казань (далее -заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань (далее -третье лицо), Муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань (далее - ответчик 1), Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань (далее - ответчик 2),
о признании незаконными действий МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" по выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:3704 без возможности размещения объекта жилищного строительства,
об обязании МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить допущенные нарушения путем выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:3704 с указанием места допустимого размещения объекта жилищного строительства,
о признании незаконными действий МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", выраженные в уведомлении о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства от 27 января 2022 года за N ИЖС1/0/3815,
об обязании МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в установленные порядке и сроки выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Определением от 16.05.2022 суд по ходатайству заявителя исключил Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани из числа ответчиков по делу и на основании ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Ответчики, не согласившись с решением суда, обратились в суд с самостоятельными апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества апелляционные жалобы отклонила по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, и просила решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
На основании ст.163 АПК РФ в судебном заседании 05.10.2022 объявлялся перерыв до 12.10.2022. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Представители ответчиков, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменной позиции, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Эйгер Д.С." на основании договора купли-продажи от 11.08.2021 приобрело земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:719, категория земельного участка: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка N РФ-16-2-01-0-00-2021-2061, выданным в июле 2021 года Ситдикову Н.Р. (продавцу земельного участка), в нем указывалось место допустимого размещения объекта индивидуального капитального строительства.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21.12.2020 N 3787 "Об утверждении проекта планировки территории "Брайт парк" (далее - Постановление от 21.12.2020 N 3787) утвержден проект планировки территории, на которой расположен указанный земельный участок.
В сентябре 2021 года вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:719 был размежеван на 10 земельных участков с кадастровыми номерами: 16:24:090704:3704, 16:24:090704:3705, 16:24:090704:3706, 16:24:090704:3707, 16:24:090704:3708, 16:24:090704:3709, 16:24:090704:3710, 16:24:090704:3711, 16:24:090704:3712, 16:24:090704:3713.
19 ноября 2021 года Общество обратилось в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани" с просьбой выдать градостроительный план земельного участка с указанием информации о месте допустимого размещения объекта капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом.
Градостроительный план N РФ-16-2-01-0-00-2021-3964 на земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:3704 выдан с чертежом, в котором отсутствовало место допустимого размещения объекта капитального строительства.
При этом, уполномоченный орган указал, что на момент подготовки и утверждения проекта планировки территории "Брайт парк" земельный участок с кадастровым N 16:24:090704:719 был единый, в связи с чем был учтен как участок для размещения одного объекта индивидуального жилищного строительства, для которого производился расчет по транспортным нагрузкам, потребности в объектах обслуживания и объектах социальной инфраструктуры. Увеличение количества земельных участков в границах проекта планировки территории "Брайт парк" повлечет увеличение потребности в местах обслуживания, социальной инфраструктуры, что потребует увеличение площади земельных участков под данными объектами, также увеличатся нагрузки на инженерные сети. Также сделан вывод, что увеличение количества земельных участков не соответствует объемам возможного жилищного строительства на данной территории.
Обществом 19.01.2022 в МКУ "Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани" направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче уведомления при планировании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Исполнительным комитетом г. Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 февраля 2019 года N 524.
МКУ "Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани" выдало уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров N ИЖС1/0/3815 от 27.01.2022, в котором указало, что рассматриваемый земельный участок с кадастровым N 16:24:090704:3704 образован путем раздела земельного участка, предусмотренного проектом планировки и межевания территории "Брайт парк", по которому производился расчет потребности в местах в объектах обслуживания, в объектах социальной инфраструктуры. Увеличение количества земельных участков в границах данного проекта планировки территории повлечет увеличение потребности в местах в объектах обслуживания, в объектах социальной инфраструктуры, что повлечет увеличение площади земельных участков под данными объектами. Кроме того, с увеличением количества земельных участков увеличатся нагрузки на инженерные сети.
Полагая действия ответчиков по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) с кадастровым номером 16:24:090704:3704 без возможности размещения объекта жилищного строительства и выраженные в уведомлении о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства от 27 января 2022 года за N ИЖС1/0/3815, незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
Решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 27-3 утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани".
В соответствии с данным Положением к полномочиям указанного органа относится, в том числе, осуществление самостоятельно либо на основании муниципального контракта подготовки документации по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания), осуществление подготовки градостроительных планов земельных участков в виде отдельных документов по заявлениям граждан и юридических лиц (подпункт 3.1.27).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 11 сентября 2018 года N 4855 утвержден административный регламент по подготовке и выдачи градостроительного плана земельного участка. Форма градостроительного плана и порядок ее заполнения утвержден приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/пр.
Градостроительные планы земельных участков являются основанием для подготовки проектной документации (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), выдачи разрешения на строительство (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок выдачи градостроительного плана земельного участка регулируется положениями статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По своей сути, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Он представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Как следует из установленных обстоятельств, в оспариваемом градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:3704 отсутствует место допустимого размещения объекта капитального строительства.
Доводы ответчика 2 о том, что при разделении исходного земельного участка и соответственного увеличения их количества в границах утвержденного проекта планировки территории повлечет увеличение потребности в местах в объектах обслуживания, в объектах социальной инфраструктуры, что потребует увеличение площади земельных участков под данными объектами и произойдет увеличение нагрузки на инженерные сети, суд первой инстанции правомерно отклонил как несостоятельный, поскольку в обоснование своей позиции ответчик ссылается на произведенные расчеты, со ссылкой на информацию, которая не содержит каких-либо обоснованных и аргументированных расчетов потребностей населения в объектах обслуживания, объектах социальной инфраструктуры, что свидетельствует о надуманности выводов ответчика о превышении соответствующей нагрузки.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание позицию и доводы заявителя, согласно которым произведен подробный расчет технико-экономических показателей на предмет их соответствия постановлению Исполкома от 21.12.2020 N 3787.
Так, Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21.12.2020 N 3787 утверждает:
1) Чертеж планировки территории с отображением красных линий, границ элементов планировочной структуры и зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
2) Чертеж планировки территории с указанием характерных точек устанавливаемых красных линий с приложением перечня координат характерных точек устанавливаемых красных линий.
3) Положения о характеристиках планируемого развития территории.
4) Положения об очередности планируемого развития территории.
Согласно чертежу планировки территории с отображением красных линий, границ элементов планировочной структуры и зон планируемого размещения объектов капитального строительства, утверждены границы зон размещения объектов индивидуальной и блокированной жилой застройки, социальной, инженерной и рекреационной инфраструктуры. Документ регламентирует схематичное географическое расположение зон относительно друг друга, а также качественный показатель зон (назначение для планируемого размещения определенного вида объектов). Существующую или планируемую схему межевания земельных участков не отражает. Проект межевания территории "Брайт парк" на настоящий момент не утвержден.
Согласно положению об очередности планируемого развития территории названным Постановлением от 21.12.2020 N 3787 установлено следующее:
1-й этап - после утверждения проекта планировки территории включает жилую застройку на расчетное количество населения 3 000 человек (937 участков индивидуальной и блокированной жилой застройки, в том числе 319 участков с возможностью размещения индивидуальных скважин водоснабжения);
2-й этап - после реконструкции автодороги "Казань - Боровое Матюшино" с учетом установления градостроительного регламента в соответствии с планируемым использованием.
Из пояснений заявителя, по состоянию на 12 мая 2022 года в границах КК "Брайт парк" с учетом 10 вновь образованных земельных участков, принадлежащих ООО "Эйгер Д.С.", сформировано порядка 490 земельных участков и построено порядка 85 объектов жилищного строительства, поставленных на кадастровый учет. Примерное расчетное количество населения, которое может проживать в указанных объектах, составляет 300 человек.
Фактическое развитие территории по состоянию на 12 мая 2022 года имеет следующие показатели: 490 сформированных земельных участков составляет 52% от запланированных 937 участков; жилая застройка на расчетное количество населения 300 человек составляет 10% от запланированных 3 000 человек.
Фактические показатели развития территории по состоянию на 12 мая 2022 года свидетельствуют о наличии возможности для увеличения количества земельных участков еще на 447 единиц и расчетного количества населения еще на 2 700 человек в рамках 1 этапа развития.
Постановлением от 21.12.2020 N 3787 утверждено:
- общее количество существующих, изменяемых и образуемых земельных участков 2 125 штук; предполагаемая общая численность населения - 6 800 человек; потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях - 544 места; потребность в местах в общеобразовательных учреждениях - 1 169 мест; - потребность в числе посещений в смену в поликлиниках (детских и взрослых) -124 посещения в смену.
После проведения процедуры межевания земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:719 общее количество земельных участков возросло на 9 и составило 2 134.
Согласно методическим положениям по обоснованию расчетных показателей, утвержденных Решением Казанской городской Думы от 14 декабря 2016 года N 8-12 "О местных нормативах градостроительного проектирования городского округа Казань" произведены следующие расчеты: - предполагаемая общая численность населения возрастет на 29 и составит 6 829 человек исходя из формулы: 9 (домовладений) х 3,2 (коэффициент расчета проектной численности населения для индивидуального и блокированного жилищного строительства, на 1 домовладение) = 28,8; - потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях возрастет на 3 и составит 547 мест исходя из формулы: 9 (домовладений) х 25,6 (коэффициент расчета потребности в местах в объектах дошкольного образования, на 100 домовладений) / 100 = 2,3; - потребность в местах в общеобразовательных учреждениях возрастет на 5 и составит 1 174 места исходя из формулы: 9 (домовладений) х 55 (коэффициент расчета потребности в местах в общеобразовательных организациях, на 100 домовладений) / 100 = 4,95; - потребность в числе посещений в смену в поликлиниках (детских и взрослых) возрастет на 1 и составит 125 посещений в смену исходя из формулы: 9 (домовладений) х 4,4 (коэффициент расчета потребности в амбулаторно-поликлинических учреждениях для взрослого населения, на 100 домовладений) / 100 + 9 (домовладений) х 1,4 (коэффициент расчета потребности в амбулаторно-поликлинических учреждениях для детского населения, на 100 домовладений) / 100 = 0,52.
Согласно Постановлению от 21.12.2020 N 3787, на территории КК "Брайт парк" планируется строительство объектов социального обслуживания, имеющих следующие характеристики: - общеобразовательная организация на 1 501 место; - дошкольные образовательные организации на 560 мест; - офис врача на 170 посещений в смен.
Таким образом, анализируя указанные выше обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что дату рассмотрения заявления, показатели развития территории, с учетом 10 вновь образованных земельных участков, принадлежащих ООО "Эйгер Д.С.", не превышают показатели очередности планируемого развития территории. Кроме того, суд правомерно указал, что при увеличении количества земельных участков и предполагаемой общей численности населения потребность в местах в объектах обслуживания, социальной инфраструктуры не превышает обеспеченность населения КК "Брайт парк" в вышеуказанных объектах и местами в них, что свидетельствует о необоснованности доводов ответчика 2 об увеличении чрезмерной потребности в местах в объектах обслуживания, в объектах социальной инфраструктуры, и последующего увеличения нагрузки на инженерные сети. Данные выводы свидетельствуют о незаконности действий Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" по выдаче ГПЗУ на образованный земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:3704 без указания места допустимого размещения объекта жилищного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее -уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 7 статьи 51.1.ГрК РФ).
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1.ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:3704-индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилого строительства).
В соответствии с решением Казанской городской думы от 16 августа 2021 года N 5-8 "О правилах землепользования и застройки г. Казани" вышеуказанный участок расположен в территориальной зоне Ж1 - зона индивидуальной и блокированной жилой застройки, установлен градостроительный регламент. Согласно градостроительному регламенту для данной территориальной зоны установлены следующие предельные параметры земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства": Минимальный размер земельного участка - 400 кв.м; Максимальный размер земельного участка - 2 500 кв.м.
Вместе с тем, Муниципальное казенное учреждение "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", выдав Обществу уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров N ИЖС1/0/3815 от 27.01.2022 (далее - уведомление о несоответствии), указал, что рассматриваемый земельный участок с кадастровым N 16:24:090704:3704 образован путем раздела земельного участка, предусмотренного проектом планировки и межевания территории "Брайт парк", по которому производился расчет потребности в местах в объектах обслуживания, в объектах социальной инфраструктуры. Увеличение количества земельных участков в границах данного проекта планировки территории повлечет увеличение потребности в местах в объектах обслуживания, в объектах социальной инфраструктуры, что повлечет увеличение площади земельных участков под данными объектами. Кроме того, с увеличением количества земельных участков увеличатся нагрузки на инженерные сети.
Вместе с тем, пункт 2 части 10 статьи 51.1.ГрК РФ не содержат основание для выдачи уведомления о несоответствии, указанное ответчиком.
Кроме того, доводы об увеличении потребности в местах в объектах обслуживания, в объектах социальной инфраструктуры, в связи с увеличением количества земельных участков в границах утвержденного проекта планировки территории, и последующего увеличения нагрузки на инженерные сети, документально не подтверждены.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 27 января 2022 года за N ИЖС1/0/3815, выдано уполномоченным органом с нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отсутствие обоснования со ссылками на нормы закона, оно нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем оспариваемые действия Муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" по его выдаче в силу статьи 201 АПК РФ правомерно признаны незаконными.
В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Указание на способ защиты права в случае признания оспариваемых действий (бездействий) соответствующего органа незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
При этом способ устранения нарушенных прав определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела. В целях восстановления нарушенного права заявителя с учетом полномочий ответчиков, суд обоснованно определил надлежащим способом устранения нарушенного права заявителя, путем возложения обязанности на МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:3704 с указанием места допустимого размещения объекта жилищного строительства, а на МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" осуществить действия по выдаче заявителю уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" о нарушении судом первой инстанции ст. 9 АПК РФ, поскольку суд не привлек к участию в деле КК "Брайт парк" отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 51 АПК РФ. Судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности данного лица по отношению к сторонам по делу.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителями апелляционных жалоб установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения заявления.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
В связи с изложенным, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2022 года по делу N А65-5683/2022, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2022 года по делу N А65-5683/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5683/2022
Истец: ООО "Эйгер Д.С.", г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань, МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань, Муниципальное казенное учреждение "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд