г. Москва |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А40-111586/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
И.А. Чеботаревой, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е.Ярахтиным |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по недропользованию, ООО "Удачный" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26 июля 2022 по делу N А40-111586/22 (121-612)
по заявлению ООО "Удачный"
к Федеральному агентству по недропользованию
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: Горяков С.В. по дов. от 30.05.2022,
от ответчика: Хаджаев М.М. по дов. от 30.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Удачный" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (далее Роснедра, агентство) о признании незаконным бездействия по невнесению изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых РФ.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14 июня 2022 года судом произведена замена наименования заявителя с ООО "Густореченский участок" на ООО "Удачный".
Решением от 26.07.2022 вышеуказанные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, агентство обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
ООО "Удачный" обратился с апелляционной жалобой, просит изменить решение суда в части наименования лица, которому принадлежит Травяное месторождение с ООО "Густореченский участок" на ООО "Удачный".
В судебном заседании представитель ответчика доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель заявителя поддержал доводы своей жалобы, просит ее удовлетворить, возражал по апелляционной жалобе ответчика, изложил свои доводы. Просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 24.02.2022 ООО "Удачный" обратилось в Роснедра с письмом, в котором просило внести изменения в Государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021, отразив по залежам пластов Ю22, Ю3 Травяного месторождения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта в соответствии с Таблицей 4 экспертного заключения от 15.12.2021 N 379-21оп, утвержденного протоколом Роснедр от 17.12.2021 N 03-18/1247-пр.
В обоснование своего обращения Общество указало, что показатели проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины как свойства пластов Ю22, Ю3 Травяного месторождения были сформированы в период образования указанных геологических пластов.
В свою очередь, с учетом того факта, что для определения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины по залежам пластов Ю22, Ю3 Травяного месторождения были использованы исследования керна из пробуренных в 2014 году скважин N 403П и N 407Р Травяного месторождения, выполненные в лаборатории ООО "Корэтест" в период с 2018-2019 гг., Общество пришло к выводу, что по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021 указанные показатели составляют постоянные величины, указанные в Таблице 4 заключения государственной экспертизы от 15.12.2021 N 379-21оп.
Рассмотрев указанное обращение, Федеральное агентство по недропользованию письмом от 17.03.2022 N ОК-03-31/4605 сообщило об отсутствии оснований для внесения изменений в Государственный баланс по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021, а также, что указанные сведения будут внесены в Государственный баланс по состоянию на 01.01.2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Удачный" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Роснедр.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходит из следующего.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст.11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") право пользования недрами оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
ООО "Удачный" является владельцем лицензии на право пользования недрами ХМН 03391 НР с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Густореченского участка, расположенного в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области.
В соответствии с ч.1 ст.29 Закона РФ "О недрах" запасы полезных ископаемых подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
В свою очередь, согласно п.13 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденного приказом Роснедр от 05.11.2020 N 485, проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" (ФБУ "ГКЗ").
Так, ООО "Удачный" представило на государственную экспертизу, помимо прочего, материалы и документы по определению показателей проницаемости по залежам пластов Ю22, Ю3 Травяного месторождения.
По результатам государственной экспертизы подготовлено заключение от 15.12.2021 N 379-21оп, в котором экспертная комиссия согласилась в том числе с обоснованием показателями эффективной нефтенасыщенности толщины и проницаемости по залежам пластов Ю22, Ю3 тюменской свиты Травяного месторождения.
Протоколом от 17.12.2021 N 03-18/1247-пр Федеральное агентство по недропользованию утвердило результаты государственной экспертизы.
Согласно п.8 экспертного заключения ФБУ "ГКЗ" рекомендовало ФГБУ "Росгеолфонд" внести соответствующие изменения в Государственный баланс запасов полезных ископаемых по залежам пластов Ю21, Ю22, Ю3, Ю41 и Ю42 (тюменская свита) Травяного месторождения в соответствии с таблицами 1, 2, 3 и 4 и с учетом накопленной добычи.
Согласно ч.3 ст.29 Закона РФ "О недрах" результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном ст.31 Закона РФ "О недрах".
В свою очередь, в соответствии со ст.31 Закона РФ "О недрах" с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее - Государственный баланс). Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, которые утверждаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Так, приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 утвержден Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса (далее - Порядок).
В соответствии с п.4 Порядка ведение Государственного баланса, обеспечение постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.
Согласно п.14 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списания с государственного баланса (утвержденный приказом Минприроды России от 06 сентября 2012 г. N 265) учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Таким образом, указанные положения Порядка не содержат запрета по внесению изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01 января 2018-2021г.г., как указывают Роснедра в своем письме.
Согласно Заключению государственной экспертизы от 15.12.2021 г. N 379-21 на рассмотрение экспертной комиссии пользователем недр представлены материалы, обосновывающие оперативное изменение состояния запасов углеводородного сырья по залежам пластов Ю21, Ю22, Ю3, Ю41 и Ю42 (тюменская свита) Травяного месторождения.
Основанием для представления материалов по оперативному изменению состояния запасов послужило:
* бурение 15 новых эксплуатационных скважин;
* использование новых керновых исследований по скважинам N 403П и N 407Р, что привело к уточнению петрофизических зависимостей и подсчетных параметров Кп и Кн;
-приведение площадей категорий запасов в соответствие с действующими нормативными документами, шаг эксплуатационной сетки скважин принят согласно действующему проектному документу 600 м;
-по залежам пластов Ю22, Ю3, дано обоснование показателя проницаемости в соответствии с Приказом N 218 МПРиЭ РФ от 15.05.2014 г. "Об утверждении Порядка определения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья" (зарегистрирован в Минюсте России 2 октября 2014 г. N34217).
С учетом новых скважинных данных по залежам в отложениях тюменской свиты средней и верхней юры: пластов Ю21, Ю22, Ю3, Ю41 и Ю42 Травяного месторождения уточнены структурные построения, площади зон развития коллекторов, объемы нефтенасыщенных пород, подсчетные параметры и площади категорий запасов.
Коэффициенты пористости и нефтенасыщенности рассчитаны по данным геофизических исследований скважин (ГИС) на основе обновленной петрофизической зависимости с учетом новых результатов исследования керна, отобранного из пластов Ю22, Ю3 в двух новых скважинах N 403П и N 407Р.
Тем самым, новые результаты исследования керна, повлекшие уточнение параметров (показателей) пластов Травяного месторождения, привели к уточнению (изменению) показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пластов Ю22, Ю3 по сравнению с показателями, содержащимися в Государственном балансе запасов на 01 января 2018-2021г.г., утвержденными Заключением государственной экспертизы, утвержденной Протоколом ГКЗ от 25.12.2018 г. N 5694.
Суд правомерно указал, что показатели проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта являются величинами точными, определяемыми в соответствии с "Порядком определений показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья", утвержденным Приказом Минприроды РФ от 15.05.2014 г. N 218), в ином случае у Роснедр отсутствовали бы основания для включения этих показателей в Государственный баланс на 01 января 2019-2021г.г. на основании Протокола ГКЗ от 25.12.2018 г. N 5694, и они оставались бы в неизменном виде с момента их первоначального включения в Госбаланс.
Суд обоснованно поддержал довод заявителя о том, что поскольку для исследования использовался керн, отобранный из скважин N 403П и N 407Р пробуренных в 2014 г., то на 01 января 2018-2021 г.г. показатели проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пластов Ю22, Ю3 Травяного месторождения составляли и составляют величины, указанные в Экспертном заключении N 379-21оп от 15.12.2021 г., в ином случае у Роснедр отсутствовали бы основания для включения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины по керну 2014 г. в государственный баланс на 01 января 2022 г. на основании Экспертного заключения N379-21оп от 15.12.2021 г., утвержденного Протоколом Роснедр N03-18/1247-пр от 17.12.2021 г.
Соответственно, содержащиеся в Государственном балансе на 01.01.2018 г., 01.01.2019 г., 01.01.2020 г. и 01.01.2021 г. на основании Протокола ГКЗ от 25.12.2018 г. N 5694 по залежам пластов Ю22, Ю3 Травяного месторождения показатели проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины не являются актуальными и достоверными н подлежат корректировке.
Внесение изменений в Государственный баланс полезных ископаемых позволяет обеспечить достоверность сведений данного Баланса в соответствующий период времени.
Из содержания п.16 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденного Приказом Минприроды России от 06.09.2012 г. N 265 следует, что в срок до 01 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивают выпуск Государственного баланса по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным.
Следовательно, действующее законодательство о недрах обязывает Роснедра отражать актуальность и достоверность не только текущих сведений в Государственном балансе полезных ископаемых, но также актуальность и достоверность сведений за прошлые периоды.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2018 N Ф05-21336/2017 по делу N А40-78401/2017.
В соответствии с пунктами 11, 12, 13 Порядка определения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 мая 2014 г. N 218 по результатам определения эффективной нефтенасыщенной толщины пласта в скважинах нефтяной залежи строится карта эффективной нефтенасыщенной толщины пласта всего месторождения.
При наличии обоснованной технологии прогноза геологического разреза по данным сейсмических исследований, эта технология используется для построения карты эффективной нефтенасыщенной толщины пласта, в интерполяционной и экстраполяционной областях карты.
По данным построенной карты эффективных нефтенасыщенных толщин пласта определяется среднее для залежи значение эффективной нефтенасыщенной толщины пласта как средневзвешенное по площади всего месторождения.
Указанные сведения используются Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору для утверждения принятых технологических решений по дальнейшей разработке месторождения, в виде Проекта разработки месторождения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2127 "О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".
Недостоверность сведений из Госбаланса в указанной части, может привести к некорректнохму выбору системы разработки при составлении проектного документа на разработку месторождения, неэффективному использованию минерально-сырьевой базы и в целом неправильной разработке Травяного нефтяного месторождения Густореченского лицензионного участка. Данные обстоятельства могут повлечь увеличение обводненности залежей и снижение добычи нефти, что приведет к нарушению прав недропользователя в сфере предпринимательской деятельности и неоправданным расходам на добычу нефти (подбор глубинно-насосного оборудования и т.п.), вызванным выбором некорректной системы разработки залежей Травяного месторождения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие Федерального агентства по недропользованию по невнесению изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых РФ на 01.01.2018 г., 01.01.2019 г., 01.01.2020 г. и 01.01.2021 г. по отражению по залежам пластов Ю22, Ю3 Травяного месторождения ООО "Густореченский участок" показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта в соответствии с Таблицей 4 Экспертного заключения N 379-21 оп от 15.12.2021 г., утвержденного Протоколом Роснедра N 03-18/1247-пр от 17.12.2021 г. является незаконным и нарушает права заявителя.
Ссылка Роснедра на положения п.5 Порядка составления и ведения Государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минприроды от 15.05.2014 г. N 216 несостоятельна.
Из содержания данного пункта следует, что в общем количестве запасов твердых полезных ископаемых, твердых горючих полезных ископаемых, подземных вод, нефти, газа и газового конденсата ежегодно по состоянию на 1 января указываются запасы, принятые на учет по результатам государственной экспертизы запасов, остаток этих запасов по месторождениям, а также выявленные в отчетном году в результате геологоразведочных работ и разработки месторождений и принятые на баланс в установленном порядке.
Толкование указанного пункта позволяет сделать вывод, что положения указанного пункта Порядка позволяют определить общее количество запасов полезных ископаемых соответствующего вида, в том числе с учетом остатка этих запасов по месторождениям.
Вместе с тем, проницаемость характеризует способность горньгх пород-коллекторов пропускать через себя жидкости и газы.
Эффективная нефтенасыщенная толщина пласта - это сумма толщин нефтенасыщенных слоев пород-коллекторов.
Под коллектором, с геологической точки зрения, подразумеваются горные породы, обладающие способностыо вмещать нефть и газ и отдавать их при разработке.
Таким образом, данные показатели, как свойства пластов, не являются количественными показателями запасов полезных ископаемых, в связи с чем Роснедра необоснованно ссылаются на положения п.5 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 15.05.2014 г. N 216.
Что касается апелляционной жалобы общества об изменении наименования, то апелляционный суд полагает, что она не подлежит удовлетворению, поскольку определением суда от 14.06.2022 произведена замена наименования заявителя с ООО "Густореченский участок" на ООО "Удачный"
В данном случае имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, правильно применил нормы материального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2022 по делу N А40-111586/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111586/2022
Истец: ООО "УДАЧНЫЙ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ