город Москва |
|
18 октября 2022 г. |
дело N А40-25963/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС России по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2022
по делу N А40-25963/22,
по заявлению Беляева Андрея Александровича
к УФАС России по г. Москве
третьи лица: ООО "Агро-С62" (ИНН 6229083907); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве; АО "ТЭК-Торг" (ИНН: 7704824695); Управление Росреестра по г. Москве; Амелина Т.Н.
о признании незаконными и отмене решения и предписания;
при участии:
от заявителя - Толстова О.С. по доверенности от 06.09.2021;
от заинтересованного лица - Бунятов Э.К. по доверенности от 24.05.2022;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2022 признаны недействительными решение и предписание УФАС России по г. Москве от 15.07.2021 по делу N 077/07/00-11494/2021 и на антимонопольный орган возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Беляева Андрея Александровича в течение месяца с даты вступления в законную силу решения.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО "Агро-С62", ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, АО "ТЭК-Торг", Управление Росреестра по г. Москве, Амелина Т.Н., представители в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и антимонопольного органа поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что в адрес УФАС России по г. Москве поступила жалоба Амелиной Т.Н. на действия ООО "АГРО-С62" при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение N 090221/41192504/03, лот 1), мотивированная несогласием с отклонением ее заявки, от дальнейшего участия в торгах.
Рассмотрев доводы жалобы и оценив представленные в дело доказательства, антимонопольным органом принято решение о наличии оснований для признания жалобы обоснованной, в части наличия сговора между организатора торгов и ЭТП оставить без рассмотрения, в действиях организатора торитов установлено нарушение п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов. Организатору торгов выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещение информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлений жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
При этом в силу ч. 12 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность по уведомлению лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения возложена на организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Извещения о проведении торгов размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
В соответствии с ч. 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет".
Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Из решения следует, что заявителем оспаривается лот: извещение N 090221/41192504/03, лот 1: квартира, общей площадью 44,3 кв.м., расположенная по адресу: Москва, район Зюзино, улица Перекопская, дом 8, кв. 15, кадастровый номер 77:06:0005008:2757. Обременение: заложенное. Начальная цена - 6.800.000 руб.
09.02.2021 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов организатором торгов размещено извещение. Местом проведения торгов является электронная торговая площадка АО "ТЭКТорг" (адрес в сети "Интернет" - www.tektorg.ru).
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с отклонением своей заявки, поданной на участие в торгах, считает данное отклонение неправомерным.
Комиссией в уведомлении от 05.07.2021 N ЕИ/39179/21 указано, что на основании ч. ч. 13, 15 ст. 18.1, ст. 25 Закона о защите конкуренции организатору необходимо представить заявки участников торгов.
На заседание Комиссии 07.07.2021 представитель организатора торгов не явился, направил заявку заявителя.
Комиссией приняты решения о переносе рассмотрения поданной заявителем жалобы, а также о направлении запросов в адрес АО "ТЭК-Торг" с целью получения всех заявок, поданных участниками на участие в торгах и в Управление Росреестра по г. Москве для получения информации о регистрации перехода права собственности в отношении оспариваемого имущества.
При этом в запросе в адрес АО "ТЭК-Торг" указано, что необходимо указать основания для отклонения заявок, направленных участникам процедур посредством электронной площадки.
13.07.2021 АО "ТЭК-Торг" представлены заявки участников торгов и информацию, содержащую основания отклонения заявок.
На участие в торгах подано 15 заявок, 13 из которых, отклонены.
Как следует из представленных АО "ТЭК-Торг" сведений, основания для отклонения заявок, поданных на участие в торгах, следующие: на дату рассмотрения заявок отсутствует информация об оплате задатка (отклонены по этому основанию заявки N 4844, 4856, 4901, 4908, 4905, 4470); заявка не соответствует Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральному закону от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (отклонены заявки N 4858, 4153, 4809, 4663, 4906); по причине отсутствия информации, предусмотренной пунктом 7.9 Приложения N1 к извещению о торгах (отклонены заявки N 4858, 4153, 4809, 4663, 4906); п. 7.9 Приложения N 1 к извещению о торгах предусмотрено, что во исполнение требований ч. 5 ст. 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации участники и их представители (при наличии) подтверждают, что не являются должником, организацией, на которую возложены оценка и реализация имущества должника, и работниками указанных организаций, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, членами семей соответствующих физических лиц, а также не имеют ограничений для участия в публичных торгах, установленных законодательством; представлена недостоверная информация в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в части предоставления информации о происхождении денежных средств" (отклонены заявки N 4858, 4153, 4809, 4663, 4906).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что предъявление указанных требований к участникам процедуры имущественных торгов не соответствует основной цели проведения торгов - реализации имущества по наибольшей цене на конкурентных началах.
По мнению Комиссии, если организатор торгов считает необходимым установить такое требование, то оно должно предъявляться не к участнику торгов, а к победителю торгов, поскольку именно с ним планируется заключить договор купли-продажи имущества.
Помимо указанного требования Комиссия пришла к выводу о том, что неправомерно устанавливать для участника процедуры требование о предоставлении документа, подтверждающего, что участник и его представители (при наличии) не являются должником, организацией, на которую возложены оценка и реализация имущества должника, и работниками указанных организаций, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, членами семей соответствующих физических лиц, а также, что участники и его представители (при наличии) не имеют ограничений для участия в публичных торгах (п. 7.9 Приложения N 1 к извещению о торгах).
Относительно отклонения заявок N 4844, 4856, 4901, 4908, 4905, 4470 в связи отсутствием задатка на дату рассмотрения заявок, Комиссией указано на то, что организатором не представлено в адрес антимонопольного органа сведений, подтверждающих отсутствие задатков у участников на момент рассмотрения.
Комиссия пришла к выводу, что ранее антимонопольным органом выданы предписания по оспариваемым торгам в феврале/марте 2021, включающие в себя необходимость пересмотра заявок, поданных на участие в процедурах реализации имущества должников, с указанием организатору торгов уведомить лиц, подавших заявки на участие в торгах, участников торгов посредством функционала электронной торговой площадки и по электронной почте, указанной в заявках, о возможности повторного внесения задатка, при этом отклонение таких участников торгов, не предоставивших задаток на участие в торгах, не допускается в случае, если организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка.
Антимонопольным органом установлено, что сведения о возобновлении торгов опубликованы в июне 2021.
Таким образом, прошел достаточно продолжительный период времени с момента выдачи антимонопольным органом предписаний о пересмотре заявок и возобновлении процедуры, в связи с чем в отсутствие надлежащего заблаговременного уведомления участников торгов о возможности внесения задатка могло создать препятствия к дальнейшему участию в процедурах.
При этом организатором торгов в материалы дела не представлено подтверждение надлежащего уведомления участников о возможности внесения задатков.
Кроме того, заявителем представлено платежное поручение от 20.02.2021, подтверждающее перечисление соответствующих денежных средств для участия в торгах.
Вместе с тем, организатором торгов каких-либо пояснений по данном вопросу не представлено.
По мнению антимонопольного органа, подобный подход организатора торгов к процедуре пересмотра заявок не способствует привлечению к проводимым конкурентным мероприятиям наибольшего количества участников.
Также организатором не представлена информация, подтверждающая несоответствие заявок нормам Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, в возражениях организатором не указаны сведения, не приведены доказательства, подтверждающие непредставление заявителем информации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Комиссия пришла к выводу, что документация о проведении торгов, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.
Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах.
В этой связи следует вывод о том, что в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в торгах, а также недопустимости злоупотребления правом организатору надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам торгов.
Способ же изложения требований в настоящем деле провоцирует допущение участником торгов ошибок при заполнении заявки, что подтверждается основаниями отклонения заявок, описанных выше, а также количеством отклонённых по данным основаниям заявок (13 заявок из 15 поданных на участие в торгах).
Организатор на заседание Комиссии не явился, представлена заявка заявителя и возражения, в которых указаны причины отклонения заявки заявителя.
При этом организатору, в соответствии с письмом УФАС России по г. Москве1 N ЕИ/40973/21, вместе с ранее запрошенной информацией необходимо представить информацию о заключении договора по результатам проведения торгов (в случае если договор заключен - его оригинал и заверенную копию) аудио, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов, осуществлена ли в настоящее время регистрация перехода права собственности в отношении вышеуказанного имущества.
В случае, осуществления указанной регистрации просим представить информацию о дате перехода право собственности объекту.
Организатор в ответ на данное письмо направил те же самые документы, что в ответ на предыдущее письмо антимонопольного органа.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольный орган не обладал всей полнотой информации, в частности, не известно, что на дату рассмотрения жалобы договор купли-продажи недвижимости заключен с победителем торгов - Беляевым А.А. и оплачен.
Таким образом, не обеспечена возможность заинтересованного лица - победителя торгов Беляева А.А. участвовать в заседании комиссии и дать пояснения относительно рассматриваемой жалобы.
Кроме того, существующие на данный момент предписания не содержат требований по расторжению договора N 26Т-21 купли-продажи недвижимого имущества от 28.06.2021, что исключает возможность проведения торгов в будущем и фактически приводит к невозможности исполнения предписаний организатором торгов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые акты не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2022 по делу N А40-25963/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-25963/2022
Истец: Беляев Андрей Александрович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "АГРО-С62", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ