г. Киров |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А28-13307/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.,
без участия представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2022 по делу N А28-13307/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции по Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 19.08.2021 N 20/3149/21П в части требования о произведении перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года, февраль 2021 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Т Плюс" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на незаконности предписания Инспекции в оспариваемой части, полагает, что иные выводы суда сделаны при неправильном применении норм материального права. Заявитель указывает на отсутствие со своей стороны нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (нанимателям) помещений в спорном многоквартирном доме. Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Инспекция письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.09.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.09.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 23.07.2021 N 3149/2021 в период с 28.07.2021 по 19.08.2021 Инспекция провела в отношении ПАО "Т Плюс" внеплановую документарную проверку по изложенным в обращении от 28.06.2021 фактам ненадлежащего начисления платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кировская область, город Киров, улица Молодой Гвардии, 100 (далее - МКД N 100).
В ходе проверочных мероприятий по результатам анализа представленных документов и сведений Инспекция установила следующие обстоятельства.
Поставку тепловой энергии в МКД N 100 осуществляет ПАО "Т Плюс".
МКД N 100 оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) (акт допуска в эксплуатацию от 27.03.2014 N 3171, акт повторного допуска в эксплуатацию от 24.03.2017 N Э1489), пригодным для коммерческого учета с 24.03.2017 по 15.02.2021, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию от 24.03.2017 N Э1489.
В связи с учетом в объеме тепловой энергии, потребленном на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, перерасчетов, произведенных за летние месяцы и предыдущие отопительные периоды, ПАО "Т Плюс" произвело увеличение объема тепловой энергии на цели отопления за октябрь 2020 года, февраль 2021 года.
Названное обстоятельство Обществом по существу не опровергнуто. Из пояснений заявителя, представленных надзорному органу, следует, что перерасчет (доначисление) платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года, февраль 2021 года, обусловлен уточнением объема тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 19.08.2021 N 20/3149/21А, в котором, в том числе зафиксировала нарушение Обществом требований пунктов 42(1) Правил N 354, пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 354 при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года, февраль 2021 года.
По итогам проверки надзорный орган выдал ПАО "Т Плюс" обязательное для исполнения предписание от 19.08.2021 N 20/3149/21П, возлагающее на Общество обязанность устранить нарушения обязательных требований, указанные в акте проверки, произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе за октябрь 2020 года, февраль 2021 года собственникам (нанимателям) помещений в МКД N 100.
Не согласившись с предписанием Инспекции от 19.08.2021 N 20/3149/21П в обозначенной части, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания предписания в оспариваемой части недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги устанавливают Правила N 354.
В пункте 42(1) Правил N 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В пункте 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
В силу пункта 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил N 354 определяется по формуле 3.
Данная формула учитывает объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6); общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тариф (цену) на тепловую энергию, установленный (определенную) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
На основании пункта 3(6) Приложения N 2 к Правилам N 354 объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6).
Указанная формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общую площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации; объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
В соответствии с пунктом 26 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23.
Названная формула учитывает объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, а в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил N 354; компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение); объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, который рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Инспекцией в ходе проверки установлено, что в связи с учетом в объеме тепловой энергии, потребленном на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, перерасчетов, произведенных за летние месяцы и предыдущие отопительные периоды, ПАО "Т Плюс" произвело увеличение объема тепловой энергии на цели отопления за октябрь 2020 года, февраль 2021 года, что привело к излишнему начислению платы за коммунальную услугу по отоплению в спорный временной период.
Излишнее начисление платы за коммунальную услугу по отоплению связано с тем, что при перерасчете платы за тепловую энергию, потребленную на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, снятый объем тепловой энергии на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения перераспределяется на коммунальную услугу по отоплению.
Делая вывод о законности предписания в оспариваемой части, суд первой инстанции отметил, что действующим законодательством не предусмотрена возможность увеличения объема тепловой энергии, поставленной для целей отопления, на объем тепловой энергии, определенный исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для опровержения соответствующего вывода суда первой инстанции по имеющимся в деле доказательствам.
Примененный Инспекцией принцип расчета объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, является правомерным.
Наличие установленных надзорным органом при проведении проверки обстоятельств подтверждено материалами дела и заявителем по существу не оспаривается. Соответственно, предписание от 19.08.2021 N 20/3149/21П в оспариваемой части, которым на Общество возложена обязанность произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года, февраль 2021 года собственникам (нанимателям) помещений МКД N 100, выдано Инспекцией при наличии достаточных к тому оснований, в связи с чем является обоснованным, реально исполнимым, не противоречит приведенным выше положениям действующего жилищного законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Предписание в оспариваемой части направлено на реализацию нормативно установленного права потребителей на уменьшение размера платы за коммунальную услугу и требует от Общества приведения своей деятельности в полное соответствие с вышеназванными нормативными требованиями.
Требования предписания в оспариваемой части направлены на проведение ПАО "Т Плюс" самостоятельного перерасчета платы в соответствии с нормативными положениями.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности предписания надзорного органа от 19.08.2021 N 20/3149/21П в оспариваемой части.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итогового вывода суда, изложенного в обжалуемом решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2022 по делу N А28-13307/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПАО "Т Плюс" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2022 по делу N А28-13307/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13307/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области