г. Владивосток |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А51-6421/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.П. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго",
апелляционное производство N 05АП-4442/2022,
на решение от 01.06.2022
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-6421/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к индивидуальному предпринимателю Коншиной Светлане Ильиничне
третьи лица: Администрация Пограничного муниципального округа Приморского края; муниципальное унитарное предприятие "Коммунсервис"
о взыскании основного долга и пени,
при участии:
от истца: Ткаченко Д.В., по доверенности от 30.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 61311), паспорт; Пономарев Д.С. (в качестве специалиста), по доверенности от 30.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, паспорт,
ИП Коншина С.И. (лично), паспорт; представитель Рубец К.Ю., по доверенности от 06.10.2021, сроком действия до 06.10.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 06-736), паспорт,
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - истец, КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Приморского края к индивидуальному предпринимателю Коншиной Светлане Ильиничне (далее - ответчик, ИП Коншина С.И.) с исковым заявлением о взыскании 28 132 рублей 79 копеек по договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 163-КМ/ТС-17-2019 от 01.11.2019, в том числе 25 685 рублей 40 копеек основного долга за поставленную в период с октября по ноябрь 2020 года тепловую энергию и 2 447 рублей 39 копеек пени за период с 11.11.2020 по 16.08.2021, а также пени за каждый день просрочки оплаты основного долга начиная с 17.08.2021 и до момента его фактической оплаты, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о том, что в спорный период система теплоснабжения в помещении ответчика была реконструирована путем перехода на альтернативный источник теплоснабжения, ввиду чего услуга теплоснабжения фактически не могла быть оказана. По мнению апеллянта, данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Ответчик по доводам жалобы возразил, указав, что реконструкция системы теплоснабжения произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства и по состоянию на спорный период услуга отопления предпринимателю не оказывалась, поскольку помещения ответчика отапливались альтернативным источником, в этой связи полагает правомерным отказ суда в иске.
В судебном заседании 04.10.2022 апелляционным судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.10.2022. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
На основании определения председателя первого судебного состава от 30.09.2022 произведена замена судьи Д.А. Самофала на судью Л.А. Мокроусову; определением председателя первого судебного состава от 10.10.2022 произведена замена судьи Л.А. Мокроусовой на судью И.С. Чижикова. В связи с произведенной заменой судей в составе судебной коллегии, рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 18 АПК РФ начиналось с самого начала.
В заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения в полном объеме.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено из материалов дела, 01.11.2019 между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 16-КМ/ТС-17-2019, по условиям которого, теплоснабжающее предприятие обязуется поставлять абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать поставленную тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать исправность и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении теплопотребляющих установок, внутренних систем теплопотребления, приборов и другого оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, в границах ответственности.
Согласно Приложению N 1 к договору объектом теплоснабжения являются нежилые помещения, расположенные по адресу: пгт. Пограничный, ул. Советская,64.
Оплата абонентом за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в следующем порядке: - 35 % плановой общей стоимости тепловой энергии и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца и 50 % плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца; - оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае, если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц (пункт 4.9 договора).
По утверждению истца в период с октября по ноябрь 2020 года в помещения ответчика отпущена тепловая энергия, что подтверждено представленными в материалы дела актом подключения жилого дома к системе теплоснабжения от 15.10.2020 N 65, актами выполненных работ, ввиду чего на основании данных актов, а также в соответствии с пунктом 4.7 договора истцом предъявлены к оплате счета-фактуры от 31.10.2020 N 0601/0001379, от 30.11.2020 N 0601/0001542, от 31.12.2020 N 0601/0001670 на сумму 25 685 рублей 40 копеек.
Неоплата указанных счетов и оставление претензий истца без удовлетворения, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом факта потребления нежилыми помещениями ответчика в спорный период тепловой энергии ввиду переустройства системы отопления в нежилых помещениях и ее отключения от общедомовой системы отопления.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что объектом теплоснабжения является нежилое помещение в многоквартирном жилом доме, к спорным правоотношениям подлежат применению также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу одиннадцатого абзаца пункта 2 Правил N 354 под нежилым помещением в многоквартирном доме понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг по отоплению в многоквартирном жилом доме, предусматривает, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов находящиеся в этих домах жилые и нежилые помещения по общему правилу, основанному на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами и инженерными сетями, представляют собой единый комплекс.
Под многоквартирным домом понимается оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 под отоплением понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к названным Правилам.
Объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии в соответствии с пунктом 43 Правил N 354 определяется в соответствии с пунктом 42 (1) названных Правил.
Одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Как указано в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578 предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.
В пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (раздел "Споры, возникающие из обязательственных правоотношений"), разъяснено, что отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
С учетом приведенных положений законодательства факт потребления тепловой энергии помещением, расположенным в многоквартирном доме, как и отапливаемый характер соответствующего помещения презюмируются, между тем данная презумпция является опровержимой.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно части 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 26 ЖК РФ обязательным доказательством для осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (пункт 1 статьи 28 ЖК РФ).
Переоборудование нежилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. Кроме того, такие действия, применительно к конкретным обстоятельствам, могут рассматриваться как злоупотребление лица, их совершившего, правом в части общедомовой системы отопления.
В отсутствие в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению только при условии предоставления доказательств осуществления демонтажа радиаторов с соблюдением установленного порядка, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась.
Судом из материалов дела установлено, что жилой дом, в котором находятся помещения ответчика, согласно акту N 65 от 15.10.2020 подключен к системе отопления.
Также судом установлено, что спорные нежилые помещения находятся у ответчика на праве аренды на основании договора N 94 от 30.08.2016, заключенного с Управлением жизнеобеспечения, имущественных отношений, землепользования и градостроительства администрации Пограничного муниципального района от имени администрации Пограничного муниципального района (арендодатель).
По утверждению ответчика арендуемые помещения не подключены к централизованной системе теплоснабжения, что подтверждается актом обследования от 26.09.2016, составленного комиссией в составе предпринимателя Коншиной С.И. и управляющей компании.
Согласно данному акту все квартиры и нежилое помещение подключены к централизованной системе теплоснабжения, за исключением нежилого помещения, арендуемого ответчиком - это помещение отключено от системы, оборудовано отдельным вводом централизованной системы теплоснабжения, который на момент обследования не подключен (ввод находится за пределами многоквартирного дома, приблизительно в 2-х метрах от наружной стены дома, труба ввода имеет разрыв около 35 см), нежилое помещение оборудовано автономным источником теплоснабжения - электрокотлом. Отключение нежилого помещения от централизированной системы теплоснабжения на гидравлическую и тепловую устойчивость системы теплоснабжения дома не влияет, ущерба не наносит.
Аналогичное содержание отражено в акте обследования от 28.09.20212.
Также в материалы дела представлен протокол N 2 общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 08.08.2016 согласно которому принято решение о даче разрешения на отключение от системы теплоснабжения многоквартирного дома нежилого поения площадью 287 кв.м (магазин "Максим").
Управляющая компания (ООО "Управляющая компания "Уютный дом") выдано разрешение N 002/2016 от 12.08.2016 в котором не возражало по отключению спорных нежилых помещений от системы теплоснабжения многоквартирного дома.
Актом обследования на предмет установления технической возможности установки индивидуального прибора учета от 26.09.2019 года, составленного ООО "УК "Уютный Дом", установлена техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Далее ответчиком разработана и представлена Администрации Пограничного муниципального района Рабочая документация 1926-ОВ "Переустройство системы отопления в нежилом помещении на 1 этаже по адресу: Приморский край, пгт. Пограничный, ул. Советская, 64 от 2019 года", выполненная АО "Уссурпроект" комплексная мастерская N 1.
13.11.2019 собственниками жилых помещений спорного жилого дома на общем собрании принято решение о подключении к системе теплоснабжения многоквартирного дома нежилого помещения ответчика, решение оформлено протоколом от 13.11.2019.
На основании указанной Рабочей документации, а также протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 13.11.2019 года Администрацией Пограничного муниципального района 18.02.2020 принято решение о согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения.
В целях реализации переустройства нежилых помещений ответчик заключил договор от 19.02.2020 N 08-20У на реконструкцию внутренней системы отопления.
По результатам реконструкции 20.07.2020 составлен акт приемочной комиссии о произведенном переустройстве согласно которому приемочной комиссией приняты следующие работы по переустройству нежилого помещения на 1 этаже жилого дома по ул. Советская, д. 64, пгт. Пограничный:
- система отопления 1-го этажа выполнена отдельной веткой от системы отопления жилого дома;
- врезка труб произведена после узла учёта всего дома;
- узел присоединения нежилых помещений установлен на первом этаже в складском помещении;
- отопление выполнено горизонтальной веткой по периметру здания;
- в нежилых помещениях в качестве приборов приняты чугунные радиаторы;
- трубопроводы отопления приняты из металлополимерных и полипропиленовых армированных труб;
- трубопроводы врезки от узла жилого дома до помещений 1-го этажа выполнены из стальных электросварных труб;
- стояки жилого дома запитаны отдельно от нежилых помещений 1-го этажа и проходят транзитом вверх;
- все транзитные стояки, проходящие через нежилые помещения, изолированы.
Оценив указанные документы, судебная коллегия приходит к выводу, что в результате переустройства системы отопления нежилого помещения ответчиком в 2020 году, указанные нежилые помещения подключены к системе теплоснабжения многоквартирного дома.
Документальных доказательств о том, что подключения по состоянию на 20.07.2020 выполнено с видимым разрывом на трубопроводе в целях установки прибора учета из акта приемки не следует, так же как не следует данное обстоятельство из проектной документации, в которой только отражено место установки прибора учета с указанием на разработку отдельного проекта по узлу учета.
Более того, в акте приемки от 20.07.2020 года указаны в качестве отопительных приборов нежилых помещений чугунные радиаторы.
Письмо администрации от 21.01.2022 о том, что работы по переустройству выполнены с разрывом для установки прибора учета, противоречит акту приемки от 20.07.2020, не содержащего такие сведения, не подтверждает данное обстоятельство и письмо администрации от 17.05.22.
По пояснениям ответчика, в связи с отказом истца от 05.08.2020 в выдаче технических условий на установку индивидуального прибора учета, нежилые помещения переведены на альтернативный источник отопления - кондиционеры с функцией теплового насоса, что подтверждается актом от 26.11.2020.
Согласно указанному акту приемочной комиссией приняты следующие работы по спорному нежилому помещению:
- система отопления нежилых помещений первого этажа выполнена автономной от системы отопления жилого дома;
- в нежилых помещениях установлены кондиционеры с функцией теплового насоса в зимнее время;
- стояки жилого дома запитаны отдельно от нежилых помещений первого этажа и проходят транзитом наверх;
- все транзитные стояки, проходящие через нежилые помещения, изолированы.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о переходе на альтернативный источник отопления спорных помещений только 26.11.2020.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что до 26.11.2020 в результате переустройства системы отопления нежилого помещения, спорное помещение было подключено к теплоснабжению.
Истец просит взыскать стоимость услуги отопления за период до 26.11.2020 в размере 25 685 рублей 40 копеек, объем потребления определен истцом по пункту 42(1) Правил N 354.
При установленных судебной коллегией обстоятельствах, основания для отказа в иске за заявляемый период у суда первой инстанции отсутствовали.
Ссылка ответчика на заключение экспертизы от 24.06.2019 отклоняется, поскольку экспертиза составлена до переустройства системы отопления.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании основного долга подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 2 447 рублей 39 копейки пени за период с 11.11.2020 по 16.08.2021, с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
В соответствии с частью 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N190-ФЗ), собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение сроков оплаты поставленной тепловой энергии, истцом правомерно заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства.
Проверяя расчет пени, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его корректировке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" установлено, что с 28 февраля 2022 г. до 1 января 2023 г. пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт начисляются и уплачиваются исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей на 27 февраля 2022 г, которая составляла 9,5% годовых.
Истец начисляет пени исходя из ставки 6,5% годовых, что является его правом и не нарушает прав ответчика, поскольку истец свободен в определении по своему усмотрению суммы исковых требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (действуют с 06.04.2020) установлен мораторий на начисление неустоек (штрафа, пени) за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ресурсы) до 01.01.2021.
Согласно разъяснениям, приведенным в ответе на вопрос 6 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, установленный мораторий распространяется и на собственников и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме. Применение моратория не поставлено в зависимость от того заключен договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией или не заключен.
В этой связи начисление пени за период до 01.01.2021 истцом неправомерно.
Кроме того, требуя взыскание неустойки по день фактической уплаты долга, истец не учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 АПК РФ).
Согласно статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, в период действия указанного моратория не подлежат начислению заявленные истцом пени по день фактической уплаты долга.
Апелляционный суд считает возможным применить к рассматриваемому спору разъяснения Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопрос N 7), согласно которым если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до введения моратория, то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до введения моратория. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает в удовлетворении требований как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
При таких обстоятельствах, обоснованным периодом для начисления неустойки является период с 02.01.2021 по 31.03.2022, за указанный период по расчету апелляционного суда размер неустойки, исходя из заявляемой истцом ставки в 6,5 % годовых, составит 7 774 рубля 79 копеек.
В этой связи, исковые требования о взыскании неустойки подлежат удовлетворению в указанном размере.
За период до 01.01.2021 и с 01.04.2022 судебная коллегия отказывает во взыскании пени с учетом указанных выше мораториев.
На основании части 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт. В связи с вышеизложенным, решение суда первой инстанции подлежит изменению применительно к пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ, излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2022 по делу N А51-6421/2021 изменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Коншиной Светланы Ильиничны в пользу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" 25 685 рублей 40 копеек основного долга, 7 774 рубля 79 копеек пени, 4 992 рубля 50 копеек расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе.
В остальной части требований о взыскании пени отказать.
Выдать краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 27 рублей уплаченной по платежному поручению от 07.11.2019 N 33450 и в размере 142 рублей, уплаченной по платежному поручению сот 06.11.2020 N 34552.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6421/2021
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ИП Коншина Светлана Ильинична
Третье лицо: Администрация Пограничного муниципального округа Приморского каря, МУП "Коммунсервис", отдел адресно-спавочной работы Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю, управление по впросам миграции УМВД Российской Федерации по Приморскому краю