город Томск |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А27-4571/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-8947/2022) на решение от 08.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4571/2022 (судья М. А. Сарафанникова), по заявлению Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса (ОГРН 1144205020222, ИНН 4205299903), город Кемерово, к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574), город Кемерово, о признании недействительным представления N 39-19-24/10-1808 от 01.02.2022,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное автономное учреждение Кемеровской области - Кузбасса "Мой бизнес" (ОГРН 1204200006031, ИНН 4205389000), город Кемерово, Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, ИНН 7710349494), город Москва, Министерство финансов Кузбасса (ОГРН 1024200685233, ИНН 4200000630), город Кемерово,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Каличкина О. И. по дов. от 18.04.2022, Вольф К. В. по дов. от 01.03.2022,
От заинтересованного лица: Максимова И. А. по дов. от 15.06.2020,
От третьего лица - государственное автономное учреждение Кемеровской области - Кузбасса "Мой бизнес": Евстафьева Т. А. по дов. от 15.02.2022; от иных третьх лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным представления N 39-19-24/10-1808 от 01.02.2022.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение Кемеровской области - Кузбасса "Мой бизнес", Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Кузбасса.
Решением от 08.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что факт использования по целевому назначению спорного остатка средств субсидии не отменяет вывода о нарушении на этапе принятия решения о возможности использования такого остатка, то есть само по себе установление иного нарушения, не связанного с нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств не может свидетельствовать о формальном подходе контролирующего органа; Соглашением от 14.02.2019 N 139-09-2019-234 не установлена возможность и основания для использования неизрасходованного остатка субсидии. Документов, подтверждающих согласование Минэко России оснований для использования остатков средств субсидии в году, следующем за годом предоставлении субсидии, в материалы дела не представлено; вывод суда о неэффективности перечисления средств субсидии в следующем финансовом году по причине возврата остатка текущего финансового года, является несоответствующим нормами бюджетного законодательства, поскольку перечисление субсидии, в следующем финансовом году будет осуществляться в целях достижения новых результатов по новому соглашению.
Департамент в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, представитель ГАУ КО "Мой бизнес" с решением суда первой инстанции согласен, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего отзыва, заслушав представителей Управления, Департамента и ГАУ КО "Мой бизнес", суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в период с 01.12.2021 по 21.12.2021 на основании приказа от 27.09.2021 N 568 УФК по Кемеровской области-Кузбассу (далее - Управление) проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение" за период с 01.01.2020 по 30.11.202, по результатам которой был составлен акт проверки от 21.12.2021.
По результатам рассмотрения Управлением материалов проверки в адрес Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса (далее - Департамент) направлено Представление N 39-19-24/10-1808 от 01.02.2022.
Согласно Представлению, объекту контроля - Департаменту вменены нарушения:
1. Департаментом в 2021 году принято решение об использовании остатков средств субсидии в 1 квартале 2021 года в сумме 3 195 307 руб.21 коп., (в том числе средства федерального бюджета в сумме 3 099 447 руб. 99 коп.) на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии по Соглашению от 16.07.2020 N 20-2020-07574, не использованных на 01.01.2021 при отсутствии у ГАУ КО "Мой бизнес" неисполненных обязательств, подтвержденных документами. По данному нарушению Департаменту указано на необходимость его устранения путем возврата денежных средств в размере 3 099 447 руб. 99 коп. в доход федерального бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 12.05.2022;
2. Департамент в период с 01.01.2021 по 18.05.2021 осуществлял свою деятельность по предоставлению автономному учреждению (ГАУ КО "Мой бизнес") субсидии на иные цели при отсутствии нормативного правового акта, разработанного в соответствии с Общими требованиями к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203. Согласно представлению, Департаменту необходимо принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 12.05.2022.
Департамент, не согласившись с вынесенным Представлением контрольного органа, полагая его нарушающим права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно пунктам 7, 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследовании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 территориальные органы Федерального казначейства по результатам проведенных выездных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательные для исполнения в указанный в представлении срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Судом установлено, что УФК по Кемеровской области - Кузбассу в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, в соответствии с поручением Федерального казначейства от 16.09.2021 N 07-04-05/17-22397 в Департаменте инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса была проведена внеплановая выездная проверка по теме: "Проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта РФ бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющие целевое назначение". По результатам проверки в адрес объекта контроля было направлено оспариваемое представление.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что УФК по Кемеровской области - Кузбассу действовало в рамках предоставленных полномочий.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункта 2 статьи 270.2 БК РФ).
Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрено распределение бюджетных ассигнований в рамках Федеральных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Популяризация предпринимательства" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" определены Правилами предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (Приложение N 10), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 (далее - Правила N 316).
Согласно пункту 2 Правил N 316 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" (в том числе в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области - Кузбасса").
В соответствии с пп. "в" п. 9. Правил N 316 субсидии предоставляются при соблюдении субъектами Российской Федерации, в том числе, следующего условия - заключение Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999).
В 2019 году в соответствии с Правилами N 999 между Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэко России) и Коллегией Администрации Кемеровской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации от 14.02.2019 N 139-09-2019-234 (далее - Соглашение от 14.02.2019 N 139-09-2019-234, т. д. N 1, л. д. 89-128).
Предметом указанного Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кемеровской области субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации (далее - Субсидия) в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - федеральный проект) подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
Согласно п. 1.2 Соглашения от 14.02.2019 N 139-09-2019-234 предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по Субъекту (далее - результаты регионального проекта) согласно приложению N 1 и приложению N 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденными постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2013 N 413, от 13.09.2013 N 376.
В соответствии с пунктом 4.3.7 Соглашения от 14.02.2019 N 139- 092019-234, Кемеровская область - Кузбасс обязуется возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 5.2. Соглашения от 14.02.2019 N 139-092019- 234, в случае, если не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток Субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.09.2009 N 51н.
Согласно п. 6.1.1. Соглашения от 14.02.2019 N 139-09-2019-234 уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению, координации исполнения Соглашения, является Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области (в настоящее время - Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса).
Дополнительным соглашением от 25.12.2019 N 139-09-2019-234/4 (т. д. N 1, л. д. N 2, л. д. 19-25) утвержден общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Кемеровской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе, направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, и составляет согласно пункту 2.1:
в 2019 году - 419 471 649,53 руб.;
в 2020 году - 499 190 618,60 руб.;
в 2021 году - 0,00 руб.;
в 2022 году - 0,00 руб.
Согласно Приложению N 1 к дополнительному соглашению (в редакции от 23.12.2020 N 139-09-2019-234/4), перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, объем финансового обеспечения достижения результата регионального проекта составляет:
- в 2019 году в общей сумме 419 471 649,53 руб., из них средства федерального бюджета - 406 887 500 руб.,
- в 2020 году в общей сумме 499 190 618,60 руб., из них средства федерального бюджета - 484 214 900 руб. (том числе в части организации оказания комплекса услуг в центрах "Мой бизнес" (код строки 03): в 2019 году - 97159072,18 руб., из них средства федерального бюджета - 94 244 300,00 руб.; в 2020 году - 77 065 463,92 руб., из них средства федерального бюджета - 74753500 руб.).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ в июле 2020 года в целях выполнения мероприятий, предусмотренных Соглашением от 14.02.2019 N 139-09-2019-234 (с учетом дополнительных соглашений), между Департаментом и ГАУ КО "Мой бизнес" заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Кемеровской области - Кузбасса субсидии от 16.07.2020 N 20-2020 - 07574 (далее - Соглашение от 16.07.2020 N 20-2020-07574, т. д. N 2, л. д. 26-34).
Предметом Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574 является предоставление из бюджета Кемеровской области - Кузбасса в 2020 году Субсидии на реализацию следующего мероприятия государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области - Кузбасса" на 2014-2024 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2013 N 413, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета областному бюджету, а также средств областного бюджета, обеспечивающих необходимый уровень расходных обязательств Кемеровской области - Кузбасса, связанных с реализацией мероприятия: организация оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах "Мой бизнес" (пункт 1.1 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020- 07574).
Субсидия предоставляется ГАУ КО "Мой бизнес" для достижения цели, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения (пункт 2.1 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574).
В соответствии с пунктом 4.1.5 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574, Учредитель (Департамент) обязуется осуществлять контроль за соблюдением Учреждением (ГАУ "Мой бизнес") цели и условий предоставления Субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии, и настоящим Соглашением, в том числе путем осуществления таких мероприятий, как направление требования Учреждению о возврате Учредителю в бюджет Кемеровской области - Кузбасса Субсидии или ее части, в том числе в случае не устранения нарушений, указанных в пункте 4.1.5.2 настоящего Соглашения, в размере и сроки, установленные в данном требовании (пункт 4.1.5.3).
Согласно пункту 4.3.6 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574, учреждение обязуется осуществлять возврат средств Субсидии, подлежащих возврату в областной бюджет на 01.01.2021, по требованию Учредителя в течение 5 рабочих дней с момента получения требования, в размере, указанном в требовании.
В соответствии с пунктом 4.3.7 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574, учреждение обязуется выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением.
Материалами проверки установлено, что в 2020 году Департаментом перечислена Субсидия на счет ГАУ КО "Мой бизнес" в полном объеме, в размере 77 065 463,92 руб. по платежным поручениям (т. д. N 2, л. д. 40-42) от 29.07.2020 N 397229 - 38 532 731,96 руб., от 27.08.2020 N 188689 - 38 362 731,96 руб., от 03.09.2020 N 345057 - 170 000 руб., согласно графику перечисления Субсидии на 2020 год (Приложение N 1 к Соглашению от 16.07.2020 N 20-2020-07574).
Согласно представленному ГАУ КО "Мой бизнес" в Департамент Отчету о расходах (т. д. N 2, л. д. 43-45), источником финансового обеспечения которых является Субсидия, на 1 января 2021 (подписан директором ГАУ КО "Мой бизнес" - 15.01.2021), установлено, что:
- поступления субсидии в ГАУ КО "Мой бизнес" составили 77 065 463 руб. 92 коп.;
- выплаты субсидии ГАУ КО "Мой бизнес" составили 71 165 965 руб. 97 коп.;
- остаток субсидии на конец отчетного периода составил 5 899 497 руб. 95 коп.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2021 в ГАУ "Мой бизнес" действительно числился остаток средств субсидии по мероприятию оказания комплекса услуг в центрах "Мой бизнес" в сумме 5 899 497 руб. 95 коп.
В дальнейшем в мае 2021 года ГАУ КО "Мой бизнес" по требованию от 29.04.2021 Учредителя (т. д. N 2, л. д. 82) возвратило Департаменту неиспользованную часть субсидии по состоянию на 01.04.2021 в сумме 1 832 926 руб. 89 коп., в том числе средства федерального бюджета 1 777 939 руб. 08 коп., средства областного бюджета 54 987 руб. 81 коп. по платежным поручениям от 05.05.2021 N 136524 - 1 777 939 руб. 08 коп., от 05.05.2021 N 136525 - 54 987 руб. 81 коп. (т. д. N 2, л. д. 83-84). Денежные средства в сумме 1 777 939 руб. 08 коп. были возвращены в доход федерального бюджета по платежному поручению от 25.05.2021 N 739556 (т. д. N 2, л. д. 85).
Таким образом, сумма использованного остатка средств субсидии на 2021 ГАУ КО "Мой бизнес" составила 3 195 307 руб. 21 коп., которую УФК по Кемеровской области - Кузбассу считает не подтвержденной и направленной на цель, указанную в пункте 1.1 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574 в отсутствие обоснования потребности в его направлении. Управление полагает, что в нарушение условий Соглашений и бюджетного законодательства Департаментом не направлено требование ГАУ КО "Мой бизнес" о возврате в бюджет Кемеровской области-Кузбасса неиспользованного остатка средств субсидии в сумме 3 195 307 руб. 21 коп., в том числе средства федерального бюджета 3 099 447 руб. 99 коп., средства областного бюджета 95 859 руб. 22 коп.
Признавая необоснованной позицию контрольного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Каких-либо нарушений в части целевого использования средств субсидии, как в 2020 году, так и остатков на 2021 год, в том числе, которые Управление считает не подтвержденными потребностью, со стороны Департамента не было установлено.
При этом, отклоняя доводы что последующее оформление и подтверждение потребности указанными документами, а также отсутствие каких-либо нарушений со стороны ГАУ КО "Мой бизнес" - не могут свидетельствовать об отсутствии нарушения со стороны Департамента по состоянию на 01.01.2021, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство и условия соглашений от 14.02.2019 N 139-092019-234, от 16.07.2020 N 20-2020-07574 не запрещают расходовать остатки средств федерального бюджета конечными получателями субсидии неиспользованных в 2020 году на те же цели в 2021 году при наличии оснований.
Судом установлено, что ГАУ КО "Мой бизнес" осуществляет деятельность на основании Распоряжения Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 N 125-р "О создании государственного автономного учреждения Кемеровской области - Кузбасса "Мой бизнес", Устава учреждения. Основной целью деятельности автономного учреждения в соответствии с указанными документами является организация оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. К основным видам деятельности автономного учреждения относятся:
- предоставление комплекса услуг субъектам малого и среднего предпринимательства структурными подразделениями ГАУ КО "Мой бизнес" (центр поддержки предпринимательства, центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга и центр инноваций социальной сферы);
- оказание консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства, женского предпринимательства, предпринимателей, осуществляющих деятельность в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экологии, спортивной отрасли и других приоритетных отраслей;
- предоставление услуг АО "Корпорация "МСП" и иных федеральных институтов развития и организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Цели предоставления субсидии ГАУ КО "Мой бизнес" определены в соответствии с пунктом 4.1.1 Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательств, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 14.03.2019 N 125 - создание и (или) развития центра "Мой бизнес", обеспечивающего организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Конкретные направления расходования остатков средств субсидии ГАУ "Мой бизнес" были определены в соответствии с пунктом 4.1.3 Приказа Минэкономразвития России от 14.03.2019 N 125, и направлены для согласования экспертной группой Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316.
С момента поступления финансирования в соответствии с Соглашением от 16.07.2020 N 20-2020-07574, Учреждением была проведена работа по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства (получателей мер государственной поддержки), а также работа по отбору Исполнителей для оказания услуг получателям поддержки, в отношении которых принято решение об оказании такой поддержки.
Согласно сведениям представленным в материалы дела за период с 20.07.2020 по 23.12.2020 года ГАУ КО "Мой бизнес" было заключено 443 договора на оказание услуг на общую сумму 97 149 548,85 руб. Указанное количество договоров было заключено на мероприятия в рамках действующих региональных проектов, заказчиком выступал ГАУ КО "Мой бизнес". Отбор Исполнителей для оказания услуг получателям поддержки осуществлялся ГАУ КО "Мой бизнес" посредством проведения закупочных процедур (конкурентных и неконкурентных закупок в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения Кемеровской области-Кузбасса "Мой бизнес".
Поскольку отбор Исполнителей проводился в соответствии с Положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ и Положения о закупках, возникла экономия средств, предоставленных учреждению на реализацию мероприятий и государственной программы, федеральных и региональных проектов (которая в дальнейшем была возвращена в соответствующий бюджет).
В обоснование невозможности Учреждением использовать все поступившие денежные средства до конца финансового года ГАУ КО "Мой бизнес" указывает на то, что показатели, касающиеся количества оказываемых ГАУ КО "Мой бизнес" субъектам МСП услуг, проведения различных мероприятий (вебинары, форумы, тренинги, обучающие программы и др.) - были установлены в расчете на год, а фактически учреждение осуществляло их реализацию и исполнение только с 20.07.2020, соответственно часть заявок Получателей поддержки и часть мероприятий, включенных в смету расходов 2020 года, не были отработаны, хотя потребность в этом имелась и была согласована как со стороны учредителя, так и со стороны Минэкономразвития.
В соответствии с п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", остатки бюджетных инвестиций и остатки субсидий в валюте Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, на счетах в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях, не использованные по состоянию на 01.01.2021, подлежат использованию этими юридическими лицами в соответствии с решениями, указанными в части 11 данной статьи, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам.
Из части 11 вышеуказанной статьи следует, что главные распорядители средств федерального бюджета, предоставившие как получатели бюджетных средств из федерального бюджета средства, указанные в части 10 настоящей статьи, могут принимать до 01.05.2021 решение об использовании полностью или частично остатков указанных средств на цели, ранее установленные условиями предоставления целевых средств.
В соответствии с пунктами 3.17 и 3.18 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", остатки средств, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
ГАУ КО "Мой бизнес" были направлены в Департамент письма от 12.01.2021 N 2, N 3 (т. д. N 4, л. д. 52, 53), согласно которым третье лицо, указывая на названный остаток Субсидии, информировало Учредителя о наличии кредиторской задолженности и неисполненных принятых обязательств по договорам на сумму 1 650 453 руб. 86 коп. (договоры исполняются с нарушением сроков, по состоянию на 31.12.2020 акты не получены). В соответствии с пунктами 4.4.1, 4.2.3 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574 ГАУ КО "Мой бизнес" обратилось к Учредителю с просьбой дать разрешение на использование остатков субсидии в 2021 году, не использованных в 2020 году в сумме 5 899 497 руб. 95 коп. на цели, указанные в пункте 1.1 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574.
В ответ на указанные письма Департаментом направлены ответы (от 20.01.2021 N ДИП-86/1, N ДИП -86/2, т. д. N 4, л. д. 49-50) о том, что проводится рассмотрение предоставленных документов на предмет целевого использования субсидии по Соглашению от 16.07.2020 N 20-2020-07574. По итогам рассмотрения решения о возможности использования остатков субсидии будет сообщено дополнительно.
08.02.2021 ГАУ КО "Мой бизнес" направило в адрес Департамента письмо (от 08.02.2021 N 33, т. д. N 4, л. д. 55) об отсутствии у ГАУ КО "Мой бизнес" четкого понимания даты окончания рассмотрения документов, что ставит под сомнение возможность освоения неиспользованных в 2020 году остатков средств субсидии в полном объеме до 01.04.2021. Также указано, что в связи с наличием у ГАУ КО "Мой бизнес" задолженности по обязательствам за 2020 год, срок оплаты которой уже истек, учреждению грозит неустойка в виде пени по требованию исполнителей. Кроме того указано на наличие иной задолженности по обязательствам, а также на запланированные мероприятия, приходящиеся на февраль 2021 года. Учреждение обращало внимание Учредителя на сроки оказания услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях освоения неиспользованных в 2020 году остатков средств субсидии в полном объеме до 01.04.2021.
В ответ на письмо ГАУ КО "Мой бизнес" от 08.02.2021 N 33 Департамент письмом от 10.02.2021 N ДИП-232 (т. д. N 4, л. д. 51) сообщил, что срок оплаты мероприятий, исполненных в 2020 году в рамках Соглашений от 28.07.2020 N 20-2020-08120, от 16.07.2020 N 20-2020-07574, возможен до предоставления уточненной отчетности по достижению значений результатов использования Субсидии, то есть до 01.04.2021. Таким образом, счел возможным согласовать оплату кредиторской задолженности 2020 года. Также указано на то, что ввиду отсутствия возможности заключения дополнительных соглашений в системе "Электронный бюджет", предложено заключить дополнительные соглашения в бумажном виде.
Так, дополнительным соглашением от 10.02.2021 N 20-2020-07574/4 (т. д. N 2, л. д. 37) было установлено, что не использованный в 2020 году остаток Субсидии в размере 871 263,85 руб. подлежит направлению в 1 квартале 2021 года на оплату принятых и неисполненных обязательств 2020 года (пункт 1.1).
В феврале 2021 года Минэком России направлено письмо от 19.02.2021 "Об оперативной корректировке направления расходования средств". 26.02.2021 ГАУ КО "Мой бизнес" направило в адрес Департамента письмо от 26.02.2021 N 59 с просьбой согласования изменений в направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование Центра "Мой бизнес", выделенной ГАУ КО "Мой бизнес" в 2020 году с целью расходования неиспользованного в 2020 году остатка субсидии в срок до 01.04.2021.
Дополнительным соглашением от 26.02.2021 N 20-2020-17574/5 (т.д. N 2, л. д. 38-39) установлено: неиспользованный в 2020 году остаток Субсидии в размере 5028234,10 руб. направить в 1 квартале 2021 года на осуществление выплат в соответствии с целью, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения до 01.04.2021 (пункт 1.1).
Также 26.02.2021 Департамент направил в адрес ГАУ КО "Мой бизнес" письмо от 26.02.2021 о направлении утвержденных направлений расходования (смету) субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование центра "Мой бизнес" в 2020 - 1 кв. 2021 г.
В апреле 2021 года в соответствии с пунктом 4.3.4.1 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574 ГАУ КО "Мой бизнес" направлен в Департамент Отчет о расходах, источником финансового обеспечения является Субсидия по состоянию на 01 апреля 2021 г. по форме, утвержденной Приложением N 2 к Соглашению от 16.07.2020 N 20-2020-07574, нарушений в данной части не было установлено со стороны Учреждения.
Также в соответствии с пунктом 4.3.4.1 Соглашения от 16.07.2020 N 20- 2020-07574, в июне 2021 года ГАУ КО "Мой бизнес" направлен в Департамент Отчет о расходах, источником финансового обеспечения является Субсидия по состоянию на 01 июня 2021 г. по форме, утвержденной Приложением N 2 к Соглашению от 16.07.2020 N 20-2020-07574, нарушений также не было установлено.
Судом установлено, что ГАУ КО "Мой бизнес" с целью исполнения вышеуказанных Дополнительных соглашений заключило договоры и предоставило меры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно Реестру произведенных расходов (т. д. N 2, л. д. 51-79), где отдельно выделены расходы, оплата которых произведена в 1 квартале 2021 года (л. д. 76-77).
Как вено отметил суд первой инстанции, необходимость реализации вышеуказанных мероприятий, в том числе, в первом квартале 2021 года, подтверждается потребностью субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся в ГАУ КО "Мой бизнес" с соответствующими заявками, представленными третьим лицом в материалы настоящего дела и согласующимися с мероприятиями, поименованными в реестре произведенных расходов по договорам во исполнение Соглашения от 16.07.2020.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что заявки не могут подтверждать обоснованность целевого расходования средств субсидии.
Последующая реализация указанных мероприятий по представленным заявкам, подтверждённая соответствующими документами (договорами и актами), в последующем принятыми Управлением в качестве обоснования целевого расходования средств субсидии - свидетельствует о наличии потребности в данных мероприятиях.
Доводам Управления о том, что плановые целевые показатели уже были достигнуты на конец финансового года, и использование остаточных средств субсидии в 2021 году неправомерно при достигнутых показателях, дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Так, суд отметил, что показатели результатов регионального проекта за 2020 год являются годовыми показателями промежуточного результата регионального проекта. При этом, в соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 14.02.2019 N 139-09-20 предоставление Субсидии осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по Субъекту, согласно приложению N 1 и приложению N 2 к Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, достижение значения конечных 21 результатов регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", установленных приложением N 1 - датируются 20.12.2024.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что возврат остатков денежных средств на 01.01.2021 при наличии потребности и не достигнутых значениях конечных результатов (а не промежуточных), что потребует в следующем финансовом году снова перечисления, по факту, этих же средств субсидии на указанные цели - не будет соответствовать установленным бюджетным законодательством принципам эффективности, экономности использования и целевого характера бюджетных средств, а основания, указанные Управлением для их возврата - носят формальный характер.
Предложения по направлению расходования средств федерального бюджета в первом квартале 2021 года были направлены в Минэкономразвития России 14.12.2020 письмом N 7-07-01/6294 (приложено к заявлению в электронном виде) Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса (действующим на тот момент органом, уполномоченным на взаимодействие с Минэкономразвития России в рамках соглашения N139-092019-234). Предложения согласованы экспертной группой Министерства экономического развития Российской Федерации протоколом N 6 от 23.12.2020 без замечаний (т. д. N 2, л. д. 107-115).
Только после получения официального согласования Минэкономразвития России указанных направлений расходования средств Департаментом было заключено дополнительное соглашение с ГАУ КО "Мой бизнес" от 26.02.2021, которое как верно отметил суд первой инстанции, может быть расценено как решение о возможности использования остатков средств ГАУ КО "Мой бизнес" в первом квартале 2021 года по направлениям, согласованным с Минэкономразвития России применительно к пунктам 1.1 и 4.2.3 Соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений действующих на период рассматриваемых отношений правовых актов и соглашений со стороны Департамента при согласовании использования остатка субсидии, предоставленной в рамках соглашения от 16.07.2020 N 20-2020-07574. Соответственно, нарушения в части невозврата субсидии судом не установлено, правовые основания для возврата остатка средств субсидии на реализацию регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" на территории Кемеровской области отсутствуют.
Признавая оспариваемое представление в части пункта 2 описательно-мотивировочной части и пункта 2 требования незаконным и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В ходе контрольного мероприятия, помимо прочего, осуществлялась проверка вопроса соответствия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, Общим требованиям к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 (далее - Общие требования N203).
Согласно пункту 1 Общих требований N 203 настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 данное постановление вступило в силу с 01.01.2021.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели" установлено, что в соответствии с абзацем 4 п.1 ст. 78.1 БК РФ Правительство Российской Федерации постановляет рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в соответствие с общими требованиями нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 01.01.2021.
В результате проверки было установлено, что Департамент в период с 01.01.2021 по 18.05.2021 осуществлял свою деятельность по предоставлению автономному учреждению (ГАУ КО "Мой бизнес") субсидии на иные цели при отсутствии нормативного правового акта, разработанного в соответствии с Общими требованиями N 203.
Между тем, судом установлено, что Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.11.2011 N 496 "О Порядке определения объема и условиях предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Кемеровской области на иные цели из областного бюджета" утратило силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 03.12.2020 N 720 "О признании утратившими силу некоторых постановлений высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса". Новый нормативный правовой акт, изданный с соблюдением рекомендаций, установленных Общими требованиями N 203, утвержден только 19.05.2021 - постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.05.2021 N243 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления государственным автономным учреждениям, в отношении которых Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на иные цели из областного бюджета" (далее - постановление N243) (начало действия документа - 19.05.2021).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Департамента о том, что по данному нарушению не могут быть приняты меры, а также устранены причины и условия нарушения, поскольку 19.05.2021 нарушение было устранено путем принятия Правительством Кемеровской области - Кузбасса постановления N 243.
Отклоняя доводы Управления о том, что в данной части это требование носит превентивный характер и не требует принятия мер по его устранению, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент оформления результатов проверки и их рассмотрения нарушение в данной части отсутствовало у Департамента, и УФК по Кемеровской области - Кузбасса не обосновало, какие могли быть приняты со стороны Департамента меры для устранения данного нарушения (в прошлом), в силу пунктов 43, 46, 47, 62, 66, 67 Правил N 1092 и положений пункта 5 статьи 270.2 БК РФ, оно не подлежало отражению Управлением в оспариваемом Представлении.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции дана правильная оценка обстоятельствам дела, требования Департамента о признании недействительным оспариваемого представления Управления правомерно удовлетворены.
В связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4571/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4571/2022
Истец: Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса
Ответчик: УФК по Кемеровской области-Кузбассу