г. Москва |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А40-60272/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-60272/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по доверенности от 29.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 10.03.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 07.02.2022 N КУВД-001/2022-3369621/2, о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-3369621/3, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить.
В судебном заседании представители поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001009:16 площадью 1000 кв.м. с адресным ориентиром: г. Москва, пер. Богоявленский, вл. 6, стр. 2 поставлен на кадастровый учет 01.01.2007.
При этом, в разделе "Особые отметки" выписки из ЕГРН содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно заявления, указанный участок предоставлен Департаменту жилищнокоммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ОГРН 1037739267500, реорганизован в ДЖКХ города Москвы, ОГРН 1037700110238) для эксплуатации помещений в здании под административные цели на основании соглашения об условиях ограниченного пользования от 08.02.2013 N М-01-900921 (запись в ЕГРН от 30.04.2013 N 77-77-14/016/2013-489).
Из материалов дела следует, что на участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001009:1013 площадью 3 507,7 кв.м. по адресу: г. Москва, пер. Богоявленский, д. 6, строен. 2, в котором: помещения площадью 3 142,7 кв.м. (кадастровый номер 77:01:0001009:2273) зарегистрированы в собственность города Москвы (запись в ЕГРН от 11.08.2004 N 77-01/41-711/2004-467) и оперативное управление ДЖКХ города Москвы (запись в ЕГРН от 11.11.2005 N 77-77-11/255/2005- 219); помещения площадью 297,6 кв.м. (кадастровый номер 77:01:0001009:2272) зарегистрированы в собственность города Москвы (запись в ЕГРН от 04.08.2004 N 77- 01/41-711/2004-394) и аренду коммерческой организации (запись в ЕГРН от 09.08.2004 N 77-01/41-711/2004-406).
В соответствии с пунктом 22 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Действующим проектом межевания территории квартала, утвержденным распоряжением Департамента от 08.04.2014 N 4434 "Об утверждении проекта межевания территории квартала", для эксплуатации нежилого здания по адресу: г. Москва, пер. Богоявленский, д. 6, стр. 2 установлен участок площадью 0,133 га.
Как следует из материалов дела, с целью формирования территории в соответствии с проектом межевания Департаментом изданы распоряжения, предусматривающие проведение кадастровых работ за счет средств бюджета города Москвы: от 24.12.2019 N 51901Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:16" (проектная площадь 0,1173 га); от 25.12.2019 N 52446Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:16 и земель, находящихся в государственной собственности" (проектная площадь 0,1344 га). Из заявления следует, что в ходе проведения работ на основании распоряжения Департамента 24.12.2019 N51901Б подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
По результатам рассмотрения представленных документов осуществление государственного кадастрового учета приостановлено (уведомление от 07.02.2022 N КУВД-001/2022-3369621/2) в связи с тем, что: площадь уточняемого земельного участка превышает площадь земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем десять процентов; часть земельного участка 77:01:0001009:16-Тип геометрии не поддерживается: Объект топонекорректен. Внутренний контур полигона вне наружнего: [7878.93 9894.22].
Заявитель указал на то, что для устранения причин приостановления были направлены документы в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления.
Согласно материалам дела, по результатам рассмотрения документов Апелляционной комиссией принято решение от 21.02.2022 N 58/2022 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Росеестра по Москве вынесено уведомление от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-3 369621/3 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка.
Не согласившись с указанными уведомлениями от 07.02.2022 N КУВД001/2022-3369621/2 и от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-3369621/3, посчитав их неправомерными и подлежащими отмене, заявитель обратился с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственногокадастрового учета; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ).
К таким документам п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ относит межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 218-ФЗ). Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч. 13 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
В соответствии с положением ч. 1 ст. 22 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании упомянутого Федерального закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого не установлены в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ.
Исходя из анализа положений ч. 1 ст. 43, п. 31 ч. 1 ст. 26, ч. 8, 10 ст. 22, ч. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенногоцелевого назначения (например, при отсутствии в ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости); по решению суда.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ.
Для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании. Пунктом 70 Требований к составлению межевого плана предусмотрено включение в состав раздела "Заключения кадастрового инженера" в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ (письмо Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ"). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона N218- ФЗ).
В силу п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ.
В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона N 218 при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Суд принимает во внимание, что целью кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:16 является определение нормативной точности координат характерных точек границ и площади земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:16 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением Департамента от 24.12.2019 N 51901Б.
Согласно материалам дела, руководствуясь положением части 10 ст.22 Закона N 218-ФЗ и п.70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, в качестве сведений, подтверждающих местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:16 был использован Договор краткосрочной аренды земельного участка N М-01-506135 от 18.02.2000.
В п. 1 Договора указано, что предметом договора является земельный участок общей площадью 1000 кв.м., предоставляемый в аренду на период капитального ремонта здания.
При этом, суд принял во внимание, что в п. 1 Договора прописано: План земельного участка составлен на основе графических материалов и подлежит уточнению при проведении межевых работ с последующим оформлением нового плана границ Участка. План земельного Участка (Приложение 2) является составной и неотъемлемой частью Договора.
Как усматривается из материалов дела, в ходе выполнения кадастровых работ выявлено несоответствие площади рассчитанной по координатам поворотных точек границ земельного участка 1173 кв.м. и площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН с 01.01.2007 - 1000 кв.м.
Содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:16 определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.
При этом, местоположение координат характерных точек 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 уточняемого земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:16 не изменилось и соответствует ЕГРН. Границы 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-1 уточняемого земельного участка существуют на местности более 15 лет и полностью соответствуют границам, отображенным на Плане земельного участка, являющегося Приложением N 2 к Договору. Границы 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-1 не закреплены на местности с помощью конкретных объектов искусственного происхождения, в связи с чем в графе "Описание закрепления точки" указано - Закрепление отсутствует.
Также, суд правомерно учел, что, как следует из материалов дела, в рамках выполнения кадастровых работ в связи с уточнением границ и (или площади) земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:16 местоположение границ части земельного участка 77:01:0001009:16/3 не уточнялось.
При этом, распоряжение Департамента от 24.12.2019 N 51901Б выпущено в соответствии с утвержденным проектом межевания квартала, утвержденным распоряжением Департамента от 08.04.2014 N 4434.
Наличие проекта межевания территории является безусловным основанием для формирования границ земельного участка для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений в застроенной территории.
Таким образом, в соответствии со ст. 14 Закона N 218-ФЗ для кадастрового учета изменений земельного участка представлен межевой план, который полностью соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые уведомления Управления Росреестра по Москве не соответствуют ст. ст. 26, 27 Закона N 218-ФЗ и нарушают права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку Департамент лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
В рассматриваемом случае Департаментом в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для государственного кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя подлежали правомерному удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-60272/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60272/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ