г. Киров |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А28-6013/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Никулиной Е.С., действующей на основании доверенности от 10.11.2021,
представителя ответчика - Поповой С.Г., действующей на основании доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.07.2022 по делу N А28-6013/2022
по иску администрации муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области (ИНН 4340003704, ОГРН 1024300613314)
к Министерству финансов Кировской области (ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497),
третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском к Министерству финансов Кировской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 809 618 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.07.2022 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Министерство обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, истцом не доказан факт убытков, поскольку квартира для семьи Шевниной Е.С. не приватизирована, следовательно является собственностью Администрации.
Ответчик также указывает, что семья Шевниной Е.С. состоит на учете как малоимущая, следовательно, в рамках пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
Министерство настаивает, что спорные убытки не являются бюджетными обязательствами субъекта РФ.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
УФК по Кировской области отзыв на жалобе не направило, явку представителя не обеспечило.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Закона N 181-ФЗ). Указанные категории граждан, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 N 1 (2016) обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г. подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Вятскополянского районного суда Кировской области от 15.04.2021 по гражданскому делу N 2-253/2021 на Администрацию была возложена обязанность по предоставлению Шевниной Екатерине Сергеевне, Шишову Вадиму Владимировичу и Шевниной Софье Александровне вне очереди жилого помещения по договору социального найма, приспособленного для проживания ребенка-инвалида, общей площадью не менее 22,7 кв. м.
Во исполнение указанного решения Администрацией приобрела квартиру общей площадью 44,9 кв. м, стоимостью 809 618 руб., которая не превысила стоимость 22,7 кв. м из расчета норматива средней стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения в Кировской области (имеется в материалах дела).
Данную квартиру по договору социального найма жилого помещения от 28.12.2021 N 296 предоставили Шевниной Е.С. (постановление Администрации от 23.12.2021 N 1910).
Таким образом, поскольку Администрация выполнила обязанность по предоставлению жилого помещения Шевниной Е.С., но не получила от субъекта Российской Федерации компенсацию стоимости жилого помещения, суд первой инстанции правомерно признал требования Администрации подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что спорная квартира не приватизирована и является собственностью Администрации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из отзыва истца следует и подтверждается материалами дела, что квартира N 2 по адресу: г. Вятские Поляны, ул. Дружбы, д. 10, 08.04.2021 выбыла из собственности муниципального образования в связи с тем, что семья Шевниной Е.С. воспользовалась правом на приватизацию предоставленного жилого помещения.
Отклоняя ссылку Министерства, что основанием для предоставления жилого помещения является не то обстоятельство, что в семье Шевниной Е.С. имеется ребенок-инвалид, а то, что данная семья признана малоимущей, апелляционный суд исходит из следующего.
Шевнина Е.С. обратилась в администрацию города Вятские Поляны с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в связи с тем, что имевшиеся у семь помещение признано непригодным для проживания ребенка-инвалида и членов его семьи.
Из содержания решения Вятскополянского районного суда Кировской области от 15.04.2021 следует, что основанием для обращения прокурора в суд в интересах несовершеннолетней послужило именно наличие инвалидности у ребенка. Прокурор просил предоставить жилое помещение для проживания ребенка-инвалида. Решение суда обосновано правовыми нормами о предоставлении жилых помещений семьям, имеющим детей инвалидов. Резолютивная часть решения суда содержит вывод об обязании Администрации предоставить вне очереди жилое помещение для проживания ребенка-инвалида.
Апелляционным определением от 06.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жилое помещение по договору социального найма Шевниной Е.С., и её семье предоставлено вне очереди, как помещение, приспособленное для проживания именно ребенка-инвалида, а не как малоимущей семье. При этом одновременное наличие статуса малоимущей семьи и семьи, имеющей ребенка-инвалида не освобождает ответчика по настоящему делу от возмещения спорных расходов, поскольку из содержания решения суда общей юрисдикции следует, что данная мера социальной поддержки предоставлена семье именно в статусе, имеющей ребенка-инвалида.
Довод Министерства о предоставлении квартиры сверх установленной нормы опровергается имеющимся в деле расчетом размера субвенции, необходимой для обеспечения права Шевниной Е.С. на предоставление жилого помещения.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.07.2022 по делу N А28-6013/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-6013/2022
Истец: Администрация г.Вятские Поляны
Ответчик: Министерство финансов Кировской области
Третье лицо: Министерство финансов РФ в лице УФК по Кировской области