город Москва |
|
18 октября 2022 г. |
дело N А40-48345/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Энергостройснабкомплект ЕЭС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2022 по делу N А40-48345/22,
по заявлению АО "Энергостройснабкомплект ЕЭС" (ИНН: 7723185941)
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ИНН: 4716016979); ООО "Сиблесстрой" (ИНН: 7017159810)
о признании незаконными решения и предписания;
при участии:
от заявителя - Кувелёва Л.В. по доверенности от 22.11.2021;
от заинтересованного лица - Гузачева Е.А. по доверенности от 23.12.2021;
от третьих лиц - от ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - Гаджиев А.Г. по доверенности от 04.06.2021; от ООО "Сиблесстрой" - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2022 в удовлетворении заявленных АО "Энергостройснабкомплект ЕЭС" требований о признании незаконными решения и предписания ФАС России от 07.02.2022 N 223-ФЗ-58/22, отказано.
АО "Энергостройснабкомплект ЕЭС", не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве третьего лица в деле участвуют ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" и ООО "Сиблесстрой".
Представитель ООО "Сиблесстрой" в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представители остальных лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом 07.02.2022 рассмотрена жалоба ООО "Стройэнергомонтаж" на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Жалоба ООО "Стройэнергомонтаж" признана обоснованной, принято решение и выдано предписание от 07.02.2022 N 223-ФЗ-58/22.
Решение и предписание антимонопольного органа о нарушении заказчиком ч. 6 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках заявитель считает незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку вменяются нарушения требований законодательства, которых он не совершал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что закупочная деятельность заказчика регламентируется единым стандартом закупок ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденным решением совета директоров ПАО "ФСК ЕЭС" от 29.01.2019 N 436 в редакции от 28.06.2021 N 547/3.
В антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Стройэнергомонтаж", направленная письмом Красноярского УФАС России от 31.01.2022 N 1321, на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС" (заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке РД, поставке оборудования, СМР и ПНР по титулу "Техническое перевооружение ПС 500 кВ "Заря" (приведение инженерно-технических средств охраны к действующим требованиям) (1 комплекс)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Сибири (извещение N 32110760179).
Из жалобы следует, что при проведении конкурса права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика, неправомерно принявшего решение о признании заявки заявителя не соответствующей требованиям Документации.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение от 07.02.2022 по делу N 223-ФЗ-58/22, которым жалоба признана обоснованной, выдано обязательное к исполнению предписание.
Довод ПАО "ФСК ЕЭС" о том, что ФАС России вышла за пределы доводов Жалобы не находит своего подтверждения, поскольку при оценке правомерности и объективности действий заказчика по отклонению заявки участника необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявка участника отклонена и непосредственно заявкой отклоненного участника.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 ст. 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В силу положений подп. "б" п. 7.2.3 документации, заказчик отклоняет заявку участника закупки в случае, если заявка участника закупки не соответствует требованиям, установленным документацией, в том числе, к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).
Пунктом 3.1.1 документации предполагается, что участник закупки изучит все инструкции, формы, условия, технические условия и другую информацию, содержащуюся в документации, а также разъяснения извещения о закупке и/или документации в случае их наличия. Претензии заказчику закупки не будут приниматься на том основании, что участник закупки не понимал какие-либо вопросы. Неполное представление информации, запрашиваемой в документации, или же подача заявки, не отвечающей требованиям документации, является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации и отклонения участника от участия в закупке.
Кроме того, п. 3.4.1 документации предусмотрено, что заявка участника на участие в закупке должна содержать информацию и документы, указанные в п. п. 10, 12, 14 части 2 "Информационная карта закупки" документации.
При этом согласно п. 3.4.2 документации, в случае неполного представления информации и документов, перечисленных в п. п. 10, 12, 14 информационной карты, заказчик отклоняет заявку, поданную на участие в закупке.
В соответствии с п. 3.5.4 документации цена договора должна включать в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях, если иное не установлено документацией о закупке.
Согласно подп. 4.1 п. 10 информационной карты в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав ценового предложения сводную таблицу стоимости работ и услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в документации (ч. 3 "Образцы форм для заполнения участниками закупки" документации, форма 9) с приложением файла сводной таблицы стоимости работ со всеми спецификациями, выполненными в формате MS Excel. При этом в состав сводной таблицы стоимости входят формы 9 (сводная таблица стоимости), спецификация оборудования (форма 9.1) и спецификация материалов (форма 9.2), согласно которым участнику закупки необходимо представить сведения, в том числе, о комплектах запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока.
Частью 19.5 ст. 3.4 Закона о закупках установлено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги).
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе от 20.01.2022 N 6/2203906 заказчиком принято решение о признании заявки заявителя (участник N 1) не соответствующей требования документации.
На заседании, Комиссии ФАС России, представителями заказчика представлены материалы и пояснения относительного того, что заявителем в составе заявки представлены спецификация оборудования (форма 9.1) и спецификация материалов (форма 9.2), не соответствующие требованиям части 3 "Образцы форм для заполнения участниками закупки" документации.
Например, в представленной в составе заявки заявителя спецификации оборудования (форма 9.1) отсутствуют следующие столбцы: "комплекты запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока", "погрузочные, разгрузочные работы", "таможенные пошлины и сборы, выплаченные или подлежащие выплате в России", "организация обслуживания в течение гарантийного срока", "иные дополнительные расходы".
Вместе с тем, положениями Закона о закупках регламентировано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки, при этом Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора.
Кроме того, Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки на момент подачи заявки на участие в конкурсе иметь предлагаемый к поставке товар в наличии, в связи с чем участник может не располагать информацией, в том числе, о комплектах запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока.
Таким образом, действия заказчика, установившего в документации вышеуказанное требование к составу заявки на участие в закупке, ограничивают количество участников закупки, и, как следствие, отклонившего заявку заявителя, противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках и нарушают п. 2 ч. 10 ст. 4, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств фактического нарушения его прав.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2022 по делу N А40-48345/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48345/2022
Истец: АО "ЭНЕРГОСТРОЙСНАБКОМПЛЕКТ ЕЭС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "СИБЛЕССТРОЙ", ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"