г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А40-73215/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.06.2022 по делу N А40-73215/22 (84-521)
по заявлению: ОАО "Мосгороптторг"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Д.С. Кулаков по дов. от 05.03.2022; |
от ответчика: |
Е.Л. Удилова по дов. от 07.06.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосгороптторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 24.02.2022 N КУВД-001/2021-48213343/5 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "Мосгороптторг" на здание, расположенное по адресу: город Москва, Каширский проезд, дом 17, строение 23, кадастровый номер 77:05:0005003:1377,об обязании.
Решением суда от 30.06.2022 заявленные требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - "ЕГРН") ранее возникшего права собственности заявителя на здание, расположенное по адресу: город Москва, Каширский проезд, дом 17, строение 23, кадастровый номер 77:05:0005003:1377 (далее - "Объект"). Объект учтен в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.10.2021.
В качестве документа, подтверждающего ранее возникшее право собственности на Объект заявителем предоставлено свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы от 30.12.1996 N А-0006236, выданное Комитетом по управлению имуществом Москвы.
Ответчик 25.11.2021 приостановил государственную регистрацию прав на Объект, ссылаясь на часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
После приостановления регистрации заявителем в отношении Объекта дополнительно представлены: план приватизации Московского торгово-посреднического предприятия "Мосгороптторг", утверждённый Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.11.1993 N 1908-р (внутренний оригинал и заверенная копия из архива Министерства имущественных отношений Российской Федерации вместе с распоряжением); письмо заместителя председателя Российского фонда федерального имущества от 06.04.1995 N фи-14-1/988; свидетельство от 30.11.1993 N 002.474 и свидетельство о регистрации изменений в учредительных документах от 13.06.1995 N 2474 РП-iu, выданные Московской регистрационной Палатой.
Однако ответчиком 24.02.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации прав на Объект по причине неустранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 названного Закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218- ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
В силу пункта 6 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.
Основания для принятия органом регистрации прав решения об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, исчерпывающе изложены в части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Перечень таких оснований является закрытым. Основания следующие:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости;
6) лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости.
Заявитель обращался к ответчику с заявлением о государственной регистрации в ЕГРН ранее возникшего права собственности (возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") на Объект, а не о государственной регистрации возникновения или перехода такого права, в связи с чем Ответчик должен был установить, на основании каких именно документов должно быть подтверждено право собственности заявителя на объекты. Аналогичный подход применяется в судебной практике (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.12.2021 N Ф05-30811/21 по делу N А 40-198445/2020).
В качестве документа, подтверждающего право собственности на Объект заявитель представил свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы от 30.12.1996 N А-0006236, выданное Комитетом по управлению имуществом Москвы.
Форма вышеуказанного свидетельства установлена приложением N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации имущественных прав" (далее - Постановление).
В соответствии с пунктом 8 Постановления Москомимуществу поручена до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в г. Москве (пункт 7 настоящего постановления) и с учетом статьи 8 Федерального Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ними на базе реестра собственности в соответствии со статьями 131, 219, 223 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с выдачей Свидетельства о внесении в реестр собственности установленного образца (приложение 2).
В силу пунктов 8.1 - 8.1.6 Постановления свидетельство о внесении в реестр собственности выдаётся физическим и юридическим лицам, имущественные права которых подтверждены документально.
В связи с изложенным, факт выдачи Истцу свидетельства о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы от 30.12.1996 N А-0006236 указывает на наличие у Истца в соответствующий период документально подтверждённого права собственности на Объект, а само свидетельство является документом, предусмотренным пунктом 6 части 2 статьи 14 и пунктом 2 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Кроме того, ответчик в тексте оспариваемого решения признаёт данное свидетельство правоподтверждающим документом. Подлинность выданного свидетельства ответчиком под сомнение не ставится.
Форма данного свидетельства, в том числе предусматривает внесение в неё сведений о виде и адресе Объекта, его площади, форме собственности, дате регистрации права в реестре собственности города Москвы, субъекте права. В свидетельстве о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы от 30.12.1996 N А-0006236 отражены: субъект права - Открытое акционерное общество "Мосгороптторг"; объект права - здание по адресу: Москва, пр. Каширский, д.17, с. 23, площадью 5 кв.м., реестровый номер объекта 21945; принадлежит на праве - собственность; форма собственности - частная; дата регистрации - 30.12.1996. Таким образом, свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 30.12.1996 N А-0006236 содержит описание Объекта и вид регистрируемого права, то есть соответствует требованиям части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Таким образом, представление ответчику свидетельства о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 30.12.1996 N А-0006236 в силу пункта 6 части 2 статьи 14 и пункта 2 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ является достаточным самостоятельным основанием для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права, что нашло отражение в Выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 06.10.2021, согласно которой право собственности заявителя на здания по адресам: г.Москва, Каширский проезд, д.17, стр.2, 4, 9, 10, 12, 15, 21, зарегистрировано на основании аналогичных свидетельств в 2001 году.
Оснований для принятия органом регистрации прав решения об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (в данном случае сведений о собственники), предусмотренных частью 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, по результатам исследования и оценки представленных доказательств судом не установлено.
Доводы ответчика об отсутствии в представленных заявителем документах о приватизации сведений, достаточных для идентификации объекта, суд рассматривает как несостоятельные, поскольку в силу пункта 2 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ представление документа, подтверждающего право на объект недвижимости, является достаточным самостоятельным основанием для внесения соответствующих сведений о ранее учтённом объекте в ЕГРН.
Кроме того, судом установлено, что Объект расположен в границах земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 06.10.2021. Сведений о наличии спора о праве на Объект в рамках исследования доказательств не получено.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение - решение (уведомление) Управления Росреестра по Москве от 24.02.2022 N КУВД-001/2021-48213343/5 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "Мосгороптторг" на здание, расположенное по адресу: город Москва, Каширский проезд, дом 17, строение 23, кадастровый номер 77:05:0005003:1377 - нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемого уведомления.
Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2022 по делу N А40-73215/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73215/2022
Истец: ОАО "МОСГОРОПТТОРГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ