г. Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А40-102250/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Попова В.И.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Профессионального союза адвокатов России на определение Арбитражного суда г.Москвы от 19.08.2022 по делу N А40-102250/22 принятое
по заявлению Профессионального союза адвокатов России
к 1) Прокуратуре города Москвы, 2) Гагаринской межрайонной прокуратуре, Министерству юстиции РФ
об отмене результатов внеплановой проверки,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованных лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Профессиональный союз адвокатов России (далее- заявитель, Профсоюз) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, об отмене результатов внеплановой документарной проверки, проведенной 16.03.2022 в период с 10:00 и 17:00 помощником Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Макаровой Н.В. совместно с заместителем начальника отдела по делам общественных объединений и политических партий Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России Дорофеевой Н.В. в отношении Профессионального союза адвокатов России, на основании решения Гагаринского межрайонного прокурора г.Москвы от 16.03.2022 N 44, признании полученными с нарушением федерального закона и не влекущими юридических последствий (ничтожными) акт проверки и все полученные в ходе и в результате проверки документы и выводы, признании недействительным решения по итогам проверки об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации Профессионального союза адвокатов России.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 19.08.2022 производство по делу прекращено по п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Заявитель не согласился с определением суда, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем, спор рассмотрен в их отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Апелляционным судом установлено, что прекращая производство по настоящему спору, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса, в том числе, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
При обращении в суд, Заявитель ссылался на ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также ч.1 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно ч.1 ст.20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, ч.1 ст.16 указанного закона также установлено, что результаты проверки оформляются актом по установленной форме в двух экземплярах.
Аналогичное положение о необходимость составления акта по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия, также установлено ч.2 ст.87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Следовательно, исходя из положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", результаты проверки имеют материальное воплощение- акт проверки.
Акт проверки является средством фиксации выявленных нарушений и, как следствие, является доказательством нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В рамках арбитражного процесса акт проверки является доказательством в понимании ст.64 АПК РФ и подлежит оценке судом при рассмотрении соответствующего спора.
Вместе с тем, согласно абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений.
При этом, заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.).
Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного закона.
Как следует из материалов дела, результаты обжалуемой заявителем проверки, в том числе, явились основанием для обращения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации Профессионального союза адвокатов России.
По результатам рассмотрения указанного заявления Верховным судом Российской Федерации было принято решение от 08.06.2022 N АКПИ22-400 о ликвидации некоммерческой организации Профессионального союза адвокатов России.
В отношении требования о признании недействительным решения об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации Профессионального союза адвокатов России, суд верно указал, что данное решение является правом, которое было реализовано Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что заявление по настоящему делу не подлежит рассмотрению в судах, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
При этом, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод заявителя о том, что суд должен был признать необоснованным и недействительным обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации, поскольку по сути заявитель пытается пересмотреть выводы Верховного Суда Российской Федерации, подав настоящее заявление.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.150, 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2022 по делу N А40-102250/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102250/2022
Истец: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ АДВОКАТОВ РОССИИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОКУРАТУРА Г. МОСКВЫ
Третье лицо: ГАГАРИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА Г. МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71902/2022