г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А40-57330/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2022 по делу N А40-57330/22
по заявлению ГУП "ЦУГИ"
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы,
2) ГУ "Отдел теоретических проблем на правах научно-исследовательского института",
3) ООО "Ганза Констракшн"
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
И.В.Биргауз по дов. 29.12.2021; |
от ответчика: |
А.М. Шамдинова по дов. от 17.01.2022; |
от третьих лиц: |
1) А.Н. Конфектова по дов. от 19.11.2021; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Москвы "Центр Управления городским имуществом" (далее - заявитель, предприятие, ГУП "ЦУГИ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) от 23.12.2021; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации перехода права собственности на здания с кадастровым номером 77:01:0001058:1063, 77:01:0001058:1036, 77:01:0001058:1045, расположенное по адресу: Москва, пер.Сивцев Вражек, д.42, строен.1, 2, 3, по договору купли-продажи N ГП-П-00328/20 от 28.04.2021.
Решением суда от 18.07.2022 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления и Департамента доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменные пояснения по доводам апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Государственным унитарным предприятием города Москвы "Центр управления городским имуществом" (Продавец) и ООО "Ганза Констракшн" (Покупатель) был заключен договор купли-продажи нежилых зданий N ГП-П-00328/20 от 28.04.2021 (далее - Договор).
В соответствии с указанным Договором Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель принять и оплатить объекты недвижимого имущества:
- здание (нежилое), общей площадью 1062,20 кв.м, кадастровый номер: 77:01:0001058:1063, адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д.42, строен. 1;
- здание (нежилое), общей площадью 310,20 кв.м, кадастровый номер: 77:01:0001058:1036, адрес (местонахождение) объекта: г.Москва, пер. Сивцев Вражек, д.42, строен.2;
- здание (нежилое), общей площадью 67,80 кв.м, кадастровый номер: 77:01:0001058:1045, адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д.42, строен. 3, далее по тексту Договора - "Имущество".
Стоимость Имущества определена по итогам аукциона (выписка из протокола от 14.04.2021 N 178fz04032100143) и составляет 215 123 755,20 руб., с учетом НДС (20%). Договор купли-продажи заключен по итогам аукциона (выписка из протокола об итогах торгов по продаже имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП "ЦУГИ", от 14.04.2021 N 178fz0403210043).
Победителем аукциона в электронной форме признан участник ООО "Ганза Констракшн", предложивший наибольшую цену лота в размере 215 123 755, 20 руб.
В соответствии с условиями Договора купли-продажи Продавец принял на себя обязательство совместно с Покупателем в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента принятия Покупателем имущества по актам приёма-передачи (форма ОС-1 а) подать все документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на имущество к Покупателю (п. 3.1.2).
В случае приостановки Органом регистрации прав, государственной регистрации перехода права собственности на имущество, Продавец обязался исправить все недостатки в документах и предоставить все недостающие документы, со своей стороны (п. 3.1.3). 16.06.2021 сторонами договора документы переданы в Управление для государственной регистрации прав, что подтверждается описью документов Филиала ГБУ МФЦ города Москвы района Крылатское.
25.06.2021 Управлением регистрационные действия приостановлены до 27.09.2021.
23.09.2021 ГУП "ЦУГИ" направлено в Управление заявление о приостановлении регистрации в связи с тем, что требовалось больше времени на устранение замечаний.
27.09.2021 Управление приостановило государственную регистрацию.
14.10.2021 ГУП "ЦУГИ" направлено в Управление заявление о предоставлении дополнительных документов, в составе которых было информационное письмо от 14.10.2021.
26.10.2021 ГУП "ЦУГИ" направило в Управление заявление о возобновлении государственной регистрации.
23.12.2021 Управление вынесло решение об отказе в государственной регистрации прав.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования Государственного унитарного предприятия города Москвы "Центр Управления городским имуществом", суд правомерно исходит из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: - Договор не содержит сведений о виде разрешенного использования земельных участков под зданиями; - Договор не содержит обязанности собственника земельных участков (в лице Департамента городского имущества города Москвы) по предоставлению земельных участков для целей реконструкции (капитального ремонта) Зданий.
Кроме того, оспариваемый отказ содержит ссылку на Решение Ленинского районного народного суда г. Москвы от 09.02.1993 по делу N 2-1541/93, которым признано отсутствующим право собственности г.
Москвы на объекты недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Сивцев Вражек, д.42, стр.1, пом. 1,2,15,21,22,23,24,25,20а. Как указано Управлением, при сопоставлении адресного ориентира, содержащегося в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС), имеются основания полагать, что объект адресации, содержащийся в вышеуказанном Решении суда и присвоенный заявленному к регистрации объекту недвижимости, совпадают.
Вместе с тем, отказывая в регистрации по вышеназванным мотивам, Управление не учло следующее.
Так, в оспариваемом отказе Управление указало, что представленный на регистрацию Договор не содержит сведений о виде разрешенного использования земельных участков под зданиями.
Признавая указанный довод необоснованным, суд исходит из следующего.
В соответствии с нормами ч.4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания вместе с земельным участком, на котором оно находится, осуществляется в том случае, если и здание и земельный участок принадлежат одному лицу.
В соответствии с ч.3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В рассматриваемом случае Здание, являющееся объектом купли-продажи, принадлежит на праве хозяйственного ведения Продавцу - ГУП "ЦУГИ". Земельные участки, на которых расположено здание, ГУП "ЦУГИ" не принадлежат и не являются предметом сделки, на основании которой осуществляется регистрация права собственности.
Указание в Договоре купли-продажи зданий сведений о виде разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, не является существенным условием договора, и, в соответствии с нормами и требованиями законодательства Российской Федерации, отсутствие в договоре таких сведений не может служить основанием для отказа в регистрации права собственности.
Следовательно, указанное основание для отказа в осуществлении испрашиваемых действий является незаконным и не обоснованным.
Также Управление указало, что Договор не содержит обязанности собственника земельных участков (в лице Департамента городского имущества города Москвы) по предоставлению земельных участков для целей реконструкции (капитального ремонта) Зданий.
Вместе с тем, Управление не учло, что Департамент не является стороной по договору и данное требование не соответствует действующему законодательству.
Оформление прав землепользователя под приобретенными объектами недвижимости осуществляется покупателем самостоятельно за свой счет в установленном законодательством порядке.
В качестве гарантии соблюдения прав на земельный участок собственника недвижимости, расположенной на чужом земельном участке, пункт 3 ст. 35 ЗК РФ предоставляет ему преимущественное право покупки или аренды земельного участка.
Реализовать это право собственник недвижимости может на основании ст. 250 ГК РФ, которая определяет правила преимущественного права покупки.
Договором купли-продажи от 28.04.2021 N ГП-П-00328/20 установлено, что на момент подписания Договора Покупатель ознакомился с техническим состоянием, характеристиками, существующей планировкой, документацией на имущество и правами на земельный участок, расположенный под имуществом, и претензий к Продавцу не имеет.
Следовательно, данное требование Управления также является незаконным и не обоснованным.
В отношении ссылки Управления на Решение Ленинского районного народного суда г. Москвы от 09.02.1993 по делу N 2-1541/93, как на основание для вывода об отсутствии права собственности города Москвы на спорный объект недвижимости, суд указывает следующее.
В соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Право собственности города Москвы на здание общей площадью 1062,20 кв.м, кадастровый номер: 77:01:0001058:1063, адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д.42, строен. 1 зарегистрировано 06.12.2017.
Право хозяйственного ведения ГУП "ЦУГИ" зарегистрировано в установленном законом порядке 27.06.2019.
Право собственности города Москвы на здание общей площадью 310,20 кв.м, кадастровый номер: 77:01:0001058:1036, адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д.42, строен.2 зарегистрировано 16.01.2013.
Право хозяйственного ведения ГУП "ЦУГИ" зарегистрировано в установленном законом порядке 07.08.2019.
Право собственности города Москвы на здание общей площадью 67,80 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0001058:1045, адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д.42, строен.3 зарегистрировано 16.01.2013.
Право хозяйственного ведения ГУП "ЦУГИ" зарегистрировано в установленном законом порядке 07.08.2019.
В соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Зарегистрированные в 2013 году и 2017 году права собственности города Москвы на указанные объекты недвижимости, равно как и права хозяйственного ведения ГУП "ЦУГИ" в судебном порядке не оспорены.
Таким образом, ссылка на указанный судебный акт в настоящем случае не свидетельствует о наличии препятствий для осуществления испрашиваемых регистрационных действий.
Исходя из изложенного, судом установлено, что ГУП "ЦУГИ" при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществления регистрационных действий.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в государственной регистрации, в связи с чем оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2022 по делу N А40-57330/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57330/2022
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ "Отдел теоретических проблем на правах научно - исследовательского института", Департамент городского имущества г. Москвы, ООО "ГАНЗА КОНСТРАКШН"