город Омск |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А46-21217/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Летучевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9793/2022) индивидуального предпринимателя Лузиной Татьяны Михайловны на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2022 по делу N А46-21217/2021 (судья Луговик С.В.), принятое по иску заместителя прокурора Омской области в интересах Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в лице Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области к Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025186, ОГРН 1055553038078), индивидуальному предпринимателю Лузиной Татьяне Михайловне (ИНН 550105405673, ОГРНИП 318554300046505), обществу с ограниченной ответственностью "Союз ритуальных организаций "Наследие" (ИНН 5506184400, ОГРН 1205500011177) о признании сделок недействительными,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Лузиной Татьяны Михайловны - Майстренко Д.В. по доверенности от 01.06.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Союз ритуальных организаций "Наследие" - Юрченко П.А. по доверенности от 15.12.2021;
от Прокуратуры Омской области - Бурлевич А.И. на основании удостоверения от 31.05.2022,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Омской области (далее - Прокуратура Омской области, истец) в интересах Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в лице Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о признании недействительными:
- договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ от 31.07.2020 и дополнительного соглашения к нему от 07.10.2020, заключенных Администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, ответчик) и индивидуальным предпринимателем Лузиной Татьяной Михайловной (далее - ИП Лузина Т.М., ответчик, апеллянт);
- договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением на территории муниципальных кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, заключенного 12.10.2020 между ИП Лузиной Т.М. и обществом с ограниченной ответственностью "Союз ритуальных организаций "Наследие" (далее - ООО "СРО "Наследие", ответчик).
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.06.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Лузина Т.М. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, апеллянт приводит следующие доводы:
УФАС по Омской области уже проводило проверку по факту заключения договора от 31.07.2020 с ИП Лузиной Т.М. и не нашло каких-либо нарушений; со стороны ИП Лузиной Т.М. не осуществлялись какие-либо действия или полномочия в соответствии с дополнительным соглашением от 07.10.2020, в связи с чем на действительности указанного соглашения ИП Лузина Т.М. не настаивает, готова прекратить его действие; в соответствии с договором на размещение нестационарного торгового объекта от 16.04.2021 N 20 ИП Лузиной Т.М. предоставлено в срочное пользование место для размещения нестационарного торгового объекта; помимо места под размещение НТО в соответствии с договором N 20 ИП Лузина Т.М. занимает место под размещение НТО в соответствии с договором от 24.09.2018 N 13, действие которого на текущую дату не прекращено, в связи с чем основания для вывода о том, что ИП Лузиной Т.М. незаконно или необоснованно заняты земельные участки в рамках оспариваемого договора от 31.07.2020, не имеется.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Прокуратура Омской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИП Лузиной Т.М.
- без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Лузиной Т.М. заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля Белинского Сергея Владимировича, являвшегося инициатором прокурорской проверки; поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "СРО "Наследие" поддержал ходатайство ИП Лузиной Т.М. о допросе свидетеля, доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Прокуратуры Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации.
Рассмотрев ходатайство ИП Лузиной Т.М. о допросе свидетеля, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (часть 1 статьи 56 АПК РФ).
По смыслу части 1 статьи 88 АПК РФ удовлетворение ходатайства о вызове и допросе в качестве свидетелей определенных лиц представляет собой право, а не обязанность суда. Наличие у суда такого права предполагает оценку необходимости вызова лица для дачи показаний.
ИП Лузиной Т.М. в суде апелляционной инстанции заявлено ходатайство о вызове в качестве свидетеля Белинского Сергея Владимировича, являвшегося инициатором прокурорской проверки, и, как следствие, предъявления настоящего иска в суд, который, по мнению подателя жалобы, может пояснить, чем были нарушены его права оспариваемым договором.
Вместе с тем, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора, суд апелляционной инстанции считает, что вызов свидетеля не является необходимым в рассматриваемом случае, поскольку в соответствии с положениями статьи 68 АПК РФ, согласно которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, свидетельские показания не могут заменить письменные документальные доказательства, необходимые для подтверждения позиции ответчиков.
При таких обстоятельствах, юридически значимые для дела обстоятельства подлежат установлению на основании представленных письменных доказательств, о чем будет изложено ниже в постановлении, в связи с чем по смыслу статей 56, 65, 71, 88 АПК РФ оснований для вызова свидетеля не имеется.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Омского района в ходе проведения проверки, в том числе по обращениям граждан, в деятельности администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области установлены нарушения требований федерального законодательства.
Согласно опубликованному 18.06.2020 извещению на официальном сайте Администрации "http://luzino55.ru", лот конкурса включает в себя кладбища, расположенные на территории Лузинского сельского поселения (д. Приветная, с. Лузино, п. Пятилетка, д. Петровка). Перечень кладбищ определён в приложении N 1 к постановлению от 18.06.2020 N 60.
20.07.2020 Администрацией проведён соответствующий конкурс, победителем которого признан единственный участник - ИП Лузина Т.М.
31.07.2020 на основании результатов конкурса Администрация Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (муниципальный заказчик) и ИП Лузина Т.М. (исполнитель) заключили договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением на территории соответствующих кладбищ от 31.07.2020 (далее - договор от 31.07.2020).
Срок действия договора составляет семь календарных лет с момента его заключения (пункт 1.6 договора от 31.07.2020).
В соответствии с пунктом 1.1 договора исполнитель своими силами и за счёт своих средств осуществляет выполнение работ и услуг по содержание и эксплуатации кладбищ на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в соответствии с настоящим договором.
В соответствии с настоящим договором муниципальный заказчик поручает исполнителю организовать оказание населению (далее - потребители) ритуальных услуг, связанных с погребением на территории кладбищ, перечень которых утверждён постановлением Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 18.06.2020 N 60 "О конкурсе на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ", (далее - объект) по ценам не выше, рекомендованных Администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (пункт 1.2 договора).
Пунктом 2.1.2 договора предусмотрено, что исполнитель осуществляет погребение умерших (погибших) и оказывает услуги по погребению согласно Положению, утверждённому решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 24.02.2010 N 8 "Об утверждении Положения "Об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании мест погребения (кладбищ) на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области", и Положению "О порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области", утверждённому постановлением Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27.01.2012 N 7, иных муниципальных правовых актов Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по вопросам похоронного дела.
Приложением от 31.07.2020 N 2 определена стоимость ритуальных услуг, связанных с погребением на территории кладбищ в рамках исполнения спорного договора от 31.07.2020.
В рамках исполнения вышеуказанного договора 07.10.2020 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору от 31.07.2020, которым определено, что муниципальный заказчик и исполнитель согласовали размещение технических и бытовых зданий и/или помещений на территориях кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области или в непосредственной близости к такой территории в целях эксплуатации кладбищ, предоставление населению определённого перечня похоронных услуг, складированию и хранению материалов, товаров, инструментов, техники, оборудования; выполнение комплекса работ по поддержанию инфраструктуры кладбища в надлежащем состоянии и осуществление деятельности, направленной на развитие инфраструктуры кладбища; оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением; текущее содержание кладбища, то есть проведение комплекса работ по поддержанию кладбища и инфраструктуры кладбища в надлежащем состоянии; предоставление гражданам инвентаря для ухода за могилами; развитие и благоустройство территории кладбища; соблюдение правил пожарной безопасности; выполнение мероприятий по предупреждению случаев терроризма на кладбище; охрана кладбища и т.д.:
- на территории кладбища д. Приветная - не более 5 (пяти) технических и бытовых зданий и/или помещений (пункт 1.1 договора);
- на территории кладбища с. Лузино - не более 2 (двух) технических и бытовых зданий и/или помещений (пункт 1.2 договора);
- на территории кладбища с. Пятилетка - не более 2 (двух) технических и бытовых зданий и/или помещений (пункт 1.3 договора);
- на территории кладбища д. Петровка - не более 2 (двух) технических и бытовых зданий и/или помещений (пункт 1.4 договора).
Пунктом 2 дополнительного соглашения от 07.10.2020 период размещения технических и бытовых зданий и/или помещений определён сторонами на весь период действия договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением на территории соответствующих кладбищ от 31.07.2020.
Пунктом 3 данного дополнительного соглашения от 07.10.2020 предусмотрено, что в рамках исполнения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением на территории соответствующих кладбищ от 31.07.2020 муниципальный заказчик наделяет исполнителя следующим правом/полномочиями на:
- приём заявлений о ведении книг по утверждённой форме;
- учёта и регистрации захоронений;
- регистрации намогильных сооружений;
- регистрации семейных (родовых) захоронений;
- согласование/отвод земельных участков на территории кладбищ для захоронения тел (останков) умерших, погибших, создания семейных (родовых) захоронений;
- выдача разрешения на захоронение тел (останков) умерших, (погибших);
- согласование и выдача разрешения на установку/реконструкцию намогильных сооружений.
Исполнитель в рамках наделённых полномочий ежегодно отчитывается перед муниципальным заказчиком. Книги регистрации и документы к ним передаются исполнителем муниципальному заказчику по мере заполнения.
Указанное дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует на период действия договора от 31.07.2020.
12.10.2020 ИП Лузина Т.М. и ООО "СРО "Наследие" на основании пункта 2.1.27 договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением на территории соответствующих кладбищ от 31.07.2020 заключили договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением на территории муниципальных кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует 5 (пять) календарных лет (пункт 6.1 договора).
Из содержания данного договора, его предмета следует, что ООО "СРО "Наследие" фактически выступает субподрядчиком и имеет право оказывать полный комплекс услуг и работ, порученный ИП Лузиной Т.М. договором от 31.07.2020.
Полагая, что вышеуказанные сделки являются недействительными, поскольку совершены с нарушением требований законодательства о контрактной системе, Прокуратура Омской области обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, с чем выразила несогласие ИП Лузина Т.М..
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
В силу пункта 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо нрава и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с разъяснением постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", прокурор вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных, в том числе государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в целях защиты муниципальной публичной собственности и иных публичных интересов.
В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Федеральным законом реализуются путём организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности (пункт 1 статьи 25). Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, погребение умершего и оказание услуг по погребению (гарантированный перечень на безвозмездной основе) осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 25).
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 2 статьи 1 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Из приведённых норм следует, что органы местного самоуправления не наделены правом передачи статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Положения Закона N 131-ФЗ и Закона о погребении не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определённым на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Согласно пункту 1 статьи 9 3акона о погребении, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлять погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе услуг по погребению.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществляется за счёт средств лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 названного Закона.
Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения гражданами за свой счёт с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе предоставление государственной и муниципальной преференции.
Кроме того, согласно части 3 статье 15 Закона о защите конкуренции, запрещается совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле), к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся хранение, комплектование (формирование), учёт и использование архивных документов и архивных фондов муниципальных унитарных предприятий, включая казённые предприятия, и муниципальных учреждений. Частью 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом N 131-ФЗ.
Согласно статье 3 Закона об архивном деле, архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нём информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
Согласно статье 21 Закона о погребении гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что деятельность в области архивного дела, в том числе по оформлению документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений), а также деятельность, связанная с определением свободных мест для захоронений, предоставлением земельных участков под захоронение (приём заявлений, выдача разрешений на захоронение, отвод земельного участка, в том числе организация семейных (родовых) захоронений) должна осуществляться органами местного самоуправления.
Соответственно, оказание содействия (технической и иной помощи) заказчику в регистрации захоронений; регистрации надгробий и других элементов на месте захоронения; инвентаризация мест захоронений (кладбищ, захоронений, иного имущества, расположенного на территории кладбищ) (пункт 4.5 Технического задания к договору от 31.07.2020); оказание содействия (технической и иной помощи) заказчику в определении места для отвода мест захоронений в соответствии с установленной нормой отвода земельного участка и справками-разрешениями администрации поселения и установке номера захоронения; контроль за соблюдением правил подготовки места захоронения (расположение, площадь, схема, глубина) (пункт 4.6 Технического задания к договору от 31.07.2020); обеспечение технической помощи при проведении инвентаризации, паспортизации захоронений (пункт 7 Технического задания к договору от 31.07.2020); предусмотренные пунктом 3 дополнительного соглашения от 07.10.2020 к договору от 31.07.2020 полномочия по приёму заявлений о ведении книг по утверждённой форме; учёту и регистрации захоронений; регистрации намогильных сооружений; регистрации семейных (родовых) захоронений; согласование/отвод земельных участков на территории кладбищ для захоронения тел (останков) умерших, погибших, создания семейных (родовых) захоронений; выдача разрешения на захоронение тел (останков) умерших, погибших; согласование и выдача разрешения на установку/реконструкцию намогильных сооружений, не должно осуществляться хозяйствующим субъектом, поскольку в соответствии с действующим законодательством возлагается на органы местного самоуправления.
Между тем, в нарушение требований вышеприведённых норм, оспариваемыми договором от 31.07.2021 (с дополнительным соглашением от 07.10.2020), договором от 12.10.2020 полномочия органа местного самоуправления по содержанию кладбищ и организационно-распорядительные функции по учёту и регистрации захоронений, отводу земельных участков, выдаче разрешений на захоронение, а также функции специализированной службы органа местного самоуправления переданы хозяйствующим субъектам - ИП Лузиной Т.М. и ООО "СРО "Наследие", что является недопустимым.
Наделение указанных хозяйствующих субъектов полномочиями по содержанию кладбища и организации ритуальных услуг ограничивает конкуренцию и создаёт преимущественные условия для данных хозяйствующих субъектов по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
Кроме того, материалами дела установлено, что в целях придания ИП Лузиной Т.М. статуса монополиста на кладбищах Лузинского сельского поселения за подписью главы Лузинского сельского поселения Ватылина А.В. 07.10.2020, то есть после заключения с ИП Лузиной Т.М. договора от 31.07.2020 и дополнительного соглашения от 07.10.2020, в адрес ИП Белинского С.В. направлено уведомление о запрете осуществления подготовки (копке) могил на территории кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Данные обстоятельства свидетельствуют о намеренном ограничении конкуренции в рамках заключённого договора от 31.07.2020 и дополнительного соглашения к нему от 07.10.2020 со стороны Администрации и создании более выгодных условий для ИП Лузиной Т.М. и в дальнейшем ООО "СРО "Наследие".
Факт совмещения функций хозяйствующего субъекта по осуществлению деятельности, приносящей доход на соответствующем рынке, с функциями регулятора этого же самого рынка, то есть с полномочиями органа местного самоуправления изначально ставит данного хозяйствующего субъекта в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном товарном рынке, так как иные хозяйствующие субъекты указанными властными полномочиями не обладают и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.
Таким образом, действия Администрации по наделению ИП Лузиной Т.М. функциями органа местного самоуправления и специализированной службы по организации похоронного дела путём заключения договора от 31.07.2020 и дополнительного соглашения от 07.10.2020 к нему являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счёт средств местного бюджета (часть 2 статьи 54 Закона N 131-ФЗ).
Условие договора от 31.07.2020 о выполнении исполнителем работ (услуг) по содержанию и эксплуатации кладбищ своими силами и за свой счёт (пункт 1.1, 3.1 оспариваемого договора) противоречит части 2 статьи 54 Закона N 131-ФЗ, пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства указанных выше нарушений подтверждаются тем фактом, что 08.07.2020 Администрацией на основании извещения N 0152300028220000001 о проведении электронного аукциона, размещённом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, был заключён муниципальный контракт с ИП Лузиной Т.М. на выполнение работ и оказания услуг по благоустройству кладбищ на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сроком исполнения до 31.12.2022 (ИКЗ 203552802518655280100100160019603244), предусматривающий аналогичный перечь работ по благоустройству, в том числе: поддержание в чистоте и порядке территории кладбищ, площадки для сбора мусора; уход за зелёными насаждениями; механизированная и ручная чистка снега и наледи, посыпка песком; обеспечение песком для посыпки дорог; содержание и текущий ремонт имущества находящегося на кладбище (ограждение кладбищ). Данный контракт является действующим.
Согласно пункту 2.2 муниципального контракта от 08.07.2020 цена контракта составляет 125 000 руб., в том числе на 20 000 руб. на 2020 год, 50 000 руб. на 2021 год,
50 000 руб. на 2022 год.
Таким образом, фактически на территории поселения действует 2 договора, заключённых с ИП Лузиной Т.М., в рамках которых хозяйствующим субъектом осуществляются работы по благоустройству кладбищ Лузинского сельского поселения, как на бесплатной основе, так и на платной основе, то есть за счет бюджета муниципального образования.
Указанные обстоятельства нарушают принцип эффективности расходования бюджетных средств, определённых статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также свидетельствуют о заинтересованности должностных лиц Администрации в заключении договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ именно с конкретным хозяйствующим субъектом в лице ИП Лузиной Т.М.
Условия дополнительного соглашения от 07.10.2020 к оспариваемому договору о возможности размещения на территории кладбищ технических и бытовых зданий и/или помещений в целях исполнения работ оказания услуг по погребению по договору от 31.07.2020 нарушают также требования земельного законодательства.
Так, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, установленных пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1 - 3 статьи 10 указанного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.03.2016 N 455 утверждён соответствующий Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, согласно приложению к настоящему постановлению (опубликован в свободном доступе на официальном сайте Администрации) (далее - Порядок).
Пунктом 3 данного Порядка определено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а также на земельных участках, расположенных на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утверждённой Администрацией Лузинского сельского поселения схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов).
Как следует из пункта 5 Порядка, право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона, за исключением случаем предусмотренных в пунктах 24, 27, подпункте 4 пункта 31 настоящего Порядка. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта проводится в соответствии с Порядком проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Оспариваемым договором предусмотрено, в том числе оказание ИП Лузиной Т.М. услуг по погребению, ритуальных услуг, то есть осуществление предпринимательской деятельности в рамках которой осуществляется продажа товаров и услуг, что предполагает под собой фактическое размещение нестационарного торгового объекта.
Материалами дела установлено, что фактически на территории кладбища в деревне Приветная размещён нестационарный торговый объект, принадлежащий ООО "СРО "Наследие", который является субподрядчиком ИП Лузиной Т.М. и осуществляет в нём коммерческую деятельность, при этом аукцион на его размещение администрацией не проводился, договор не заключался.
Таким образом, порядок предоставления земельных участков под размещение технических и бытовых зданий и/или помещений на территории кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, изложенный в дополнительном соглашении от 07.10.2020 к договору от 30.07.2020, предусматривает свободу усмотрения индивидуального предпринимателя о месте размещения соответствующих объектов в нарушение положений статьи 39.36 ЗК РФ.
Изложенные нарушения, установленные в рамках проверки договора от 31.07.2020, дополнительного соглашения от 07.10.2020 свидетельствуют о ничтожности последнего, а равно свидетельствуют о ничтожности договора от 12.10.2020, заключённого ИП Лузиной Т.М. и субподрядчиком в лице ООО "СРО "Наследие".
Возражая против удовлетворения иска, в отзыве, а также в апелляционной жалобе ИП Лузина Т.М. утверждает, что нарушения, указанные истцом, относятся не к самому договору, а к дополнительному соглашению от 07.10.2020; договор от 31.07.2020 не нарушает действующее законодательство Российской Федерации и не может быть оспорен по тому основанию, что дополнительным соглашением к нему к ИП Лузиной Т.М. перешли полномочия, не подлежащие передаче хозяйствующему субъекту.
Между тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам, установленным проверкой проведённой прокуратурой Омского района, согласно которой 31.07.2020 на основании результатов конкурса Администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района с ИП Лузиной Т.М. заключён договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных и иных услуг, связанных с погребением.
В данном случае само понятие эксплуатации включает в себя деятельность, относящуюся к компетенции органа местного самоуправления, поскольку включает в себя не только оказание ритуальных услуг, но и иных услуг, связанных с погребением.
Дополнительным же соглашением от 07.10.2020 к договору от 31.07.2020 лишь конкретизирован способ эксплуатации ИП Лузиной Т.М. кладбищ Лузинского сельского поседения Омского муниципального района Омской области.
Частью 3 статьи 15 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Закона N 8-ФЗ ведение общественными кладбищами и определение порядка деятельности общественных кладбищ относится к компетенции органов местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ, включая передачу земельных территорий, занятых общественными кладбищами, в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта действующим законодательством не предусмотрена. Однако спорным договором Администрация фактически передала полномочия по ведению общественного кладбища ИП Лузиной Т.М.
Тот факт, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области не возбудило дело об административном правонарушении, а ограничилось вынесением предписания, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку не доказывает факт отсутствия нарушений в деятельности администрации.
Доводы подателя жалобы о законности договора, заключённого между ИП Лузиной Т.М. и ООО "СРО "Наследие", также признаются апелляционным судом несостоятельными.
Дополнительным соглашением от 07.10.2020 к договору от 31.07.2020 определено, что ИП Лузина Т.М., ООО "СРО "Наследие" и работник Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Путилина Н.В. фактически являются между собой аффилированными лицами, что также следует из объяснений ИП Белинского С.В.
Согласно объяснениям ИП Лузиной Т.М. от 29.10.2021, данных старшему уполномоченному ОЭБиПК ОМВД России по Омскому району майору полиции Филипповой Е.А., Лузиной Т.М. с Администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области заключён договор от 24.09.2018 N 13 на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: земельный участок, местоположение которого в 170 метрах по направлению на северо-восток, относительно жилого дома в деревне Приветная по улице Восточная, дом 47 А.
В павильоне осуществляется продажа веночной продукции, памятников, оградок, оказываются услуги по установке памятников и оградок. Между ИП Лузиной Т.М. и ООО "СРО "Наследие" заключено соглашение о совместной деятельности, в соответствии с которым последнее также осуществляет установку памятников, оградок и может осуществлять продажу веночной продукции.
В своих объяснениях ИП Лузина Т.М. указала, что не осуществляет на территории кладбища деревни Приветная Омского района услуги по захоронению.
Вместе с тем фактически в рамках заключённого договора приобретено право размещения на кладбищах в деревне Приветная, в селе Лузино, в селе Пятилетка, в деревне Петровка технических и бытовых зданий и/или помещений, без проведения законных процедур, то есть торгов.
Необходимость признания указанной сделки недействительной обусловлена тем, что оба исполнителя наделены исключительными полномочиями органов местного самоуправления по приёму заявлений о ведении книг по утверждённой форме; учёта и регистрации захоронений; регистрации намогильных сооружений; регистрации семейных (родовых) захоронений; согласование/отвод земельных участков на территории кладбищ для захоронения тел (останков) умерших, погибших, создания семейных (родовых) захоронений; выдача разрешения на захоронение тел (останков) умерших, погибших; выдача разрешения на захоронение тел (останков) умерших (погибших); согласование и выдача разрешения на установку/реконструкцию намогильных сооружений, что предполагает ведение документации, которая в случае удовлетворения требований прокурора подлежит передачи и хранению в орган местного самоуправления.
Таким образом, утверждение ответчиков о том, что недействительным является исключительно дополнительное соглашение к договору от 31.07.2020, противоречит материалам дела и положениям действующего законодательства.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что пояснения Белинского С.В. в рассматриваемом деле являются лишь дополнительным доказательством ничтожности оспариваемых договоров и нарушения прав иных хозяйствующих субъектов.
При рассмотрении заявления Белинского С.В. от 30.07.2020 Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области рассматривало вопрос исключительно о соблюдении процедуры проведения конкурса на заключение оспариваемого договора от 31.07.2020, в то время как в исковом заявлении Прокуратура Омской области указывает на ничтожность договора, а не на нарушение порядка проведения конкурса.
По результатам рассмотрения заявления депутата Совета Лузинского сельского поселения Шторм А.В. от 20.04.2021 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области установлены нарушения антимонопольного законодательства при заключении договора от 31.07.2021 и в адрес Администрации Лузинского сельского поселения 30.07.2021 вынесено предупреждение, в котором указано, что договор и дополнительное соглашение к нему содержат положения, наделяющие ИП Лузину Т.М. функциями органа местного самоуправления; выполнение работ по содержанию кладбищ относятся к муниципальным нуждам, которые должны осуществляться за счёт бюджета, а не за счёт собственных средств предпринимателя, выбор хозяйствующего субъекта, выполняющего такие работы, должен производиться в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные исковые требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее заявленные ответчиками в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Соответственно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2022 по делу N А46-21217/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с частью 5 статьи 15 АПК РФ настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21217/2021
Истец: Прокуратура Омской области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛУЗИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ИП ЛУЗИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА, ООО "СОЮЗ РИТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ "НАСЛЕДИЕ"
Третье лицо: Управление ФАС по Омской области